-Рубрики

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме хозяина дневника.

 -Метки

ажур английский язык араны аффирмации бегонии бегонии королевские безрукавка белое пальто близость боль брак взрослый видеоуроки вк влияние возможности вопросы воспитание вязание вязание крючком вязание спицами гадания депрессия дети джемпер друг еникеевы жадность жакет жаккард жаккард ленивый желания женская сила женственность женщина жизненный сценарий жизнь журналы вязание зависимость защемление нерва здоровье зона комфорта зрелость иллюзии инструмент рабочий исследования йога карма книги контроль кредит лиля град личное дело личность лунный календарь любовь любовь к себе манипулирование марина комиссарова мк мозаичные узоры мозг мужчина музыка мыслеформы наглость настоящий мужчина настрой нелюбовь о себе общение ограничения одиночка оправдания опыт осознанность ответственность отношения ошо партнеры переговоры перемены перчатки спицами плечо правда правила предназначение привычки принятие притча проблемы пряжа пуловер путешествия путь рамки растения реальность ребёнок религия рецепты решение проблем родители руны самодостаточность самопознание саморазвитие самореализация самосовершенствование свитер секс семья сериал сериалы слова смерть смысл жизни собаки стихи страх стрижки сценарий счастье таро текст песни травматик убеждения узор узор спицами узоры упражнения успех уход за кожей лица фильмы флэшмоб фото хозяйственность ценности цитаты чихуахуа чувства шапка шитьё и крой щенки электроприборы эмоции энергия

 -Цитатник

ПРЕСС - (0)

РАБОТА "ИЗНУТРИ"    Начинать делать пресс надо «изнутри» - то есть з...

Перепечи от «Бурановских бабушек» - (0)

Перепечи - это национальная удмуртская выпечка. Это своеобразные ватрушки из пресного т...

Пуловер Aviara от Irina Anikeeva связан этим узором спицами - (0)

СХЕМА и образец узора спицами "РОДНИКИ" ...

Украшаем плечи, манжеты, рукава необычными узорами - (0)

Узор в виде деревьев Мне переплетающиеся петли напоминают деревья, а может это листья папорот...

Свитера с воротником-поло. Много моделей со схемами - (0)

Тема сегодняшней статьи - вязаные модели с воротником - поло. Приведу определение такого вор...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Таули

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.11.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 16240


У человека можно отнять все, кроме одного - его последней свободы: выбрать свое отношение к любым обстоятельствам, выбрать свой собственный путь

Четверг, 25 Апреля 2019 г. 15:44 + в цитатник
Австрийский психиатр Виктор Франкл пережил три года в нескольких концентрационных лагерях – Терезиенштадт, Аушвиц и Дахау. Его блестящие мемуары "Человек в поисках смысла" содержат мощные размышления о том, насколько благородным может быть человеческий дух посреди грязи, жестокости и ужаса.

Семь вдохновляющих цитат из его знаменитой книги:

1. Вот его первый день в Аушвице. Возможно, вы и раньше читали описание этой сцены. Опыт Франкла был таким же тяжелым, как и у всех остальных.

"Я спрашиваю товарищей, которые находятся в лагере дольше, куда мог попасть мой коллега и друг П. «Его отправили на другую сторону?» — «Да», — отвечаю я. «Тогда ты увидишь его там», — говорят мне. «Где?» Рука показывает на расположенную в нескольких стах метрах трубу, из которой в далекое серое польское небо взвиваются жуткие остроконечные языки пламени многометровой высоты, чтобы раствориться в темном облаке дыма. Что это там? «Там, в небе, твой друг», — грубо отвечают мне".

2. Борьба за выживание в лагере может привести к великому духовному обогащению:

"Я начал думать о своей жене, и пока мы брели и брели, скользя на обледеневших местах, поддерживая друг друга, мы оба молчали, но знали, что каждый думает о своей жене. Иногда я смотрел на небо, где уже тускнели звезды, и розовый свет утра начал пробиваться из-за облачной гряды. Но мысли были заняты образом моей жены, который представлялся со сверхъестественной остротой. Я слышал, как она отвечает мне, видел ее улыбку, ее открытый и ободряющий взгляд. Реальный или воображаемый, ее взгляд сиял сильнее, чем солнце, которое начало восходить.


Меня пронзила мысль: в первый раз в жизни я увидел истину, воспетую в стихах стольких поэтов и провозглашенную как конечная мудрость столькими мыслителями: любовь – это конечная и высшая цель, к которой может стремиться человек. И тогда я осознал величайший из секретов, которыми могут поделиться поэзия, мысль и вера: спасение человека происходит через любовь и в любви. Я понял, что человек, у которого ничего не осталось на этом свете, все еще может познать блаженство, хотя бы только на короткое мгновение, в мысленном общении со своими любимыми. В состоянии крайней безысходности, когда человек не может выразить себя в какой-нибудь полезной деятельности, когда его единственное достижение – это достойно переносить свои страдания, – даже в таком положении человек может, через полное любви размышление о близком человеке, выразить себя. В первый раз в жизни я был способен понять смысл слов: "Блаженны ангелы, погруженные в вечное и полное любви созерцание бесконечной красоты."

3. Страдания не обязательно являются препятствием к тому, чтобы жить полной жизнью:

"Попытка развить чувство юмора и видеть вещи с их смешной стороны – это некий вид уловки, которой можно научиться, овладевая искусством жить. И человек может тренироваться в искусстве жить даже в концлагере, где царит страдание. Можно привести аналогию: если в пустую комнату накачать любое количество газа, он равномерно распределится по всей комнате. Так же и страдание, будь оно сильным или незначительным, заполняет всю душу человека и его сознание, ибо "размеры" человеческого страдания вполне относительны. Так же и совершенный пустяк может вызвать бурное ликование".

4. Он не был абсолютно беспомощной жертвой, несмотря на очевидно безнадежные обстоятельства, в которых он оказался:

"Опыт лагерной жизни показывает, что у человека есть свобода выбора. Было достаточно примеров, часто героических, которые доказали, что можно преодолеть апатию, подавить раздражительность. Человек может сохранить остатки духовной свободы и независимости мышления даже в условиях крайнего психического и физического напряжения.
Мы, прошедшие концлагеря, можем вспомнить людей, которые ходили по баракам, утешая других и подчас отдавая последний кусок хлеба. Пусть их было немного, они служат достаточным доказательством: у человека можно отнять все, кроме одного - его последней свободы: выбрать свое отношение к любым данным обстоятельствам, выбрать свой собственный путь".

5. Без страданий и смерти наша жизнь не может быть полной. Все зависит от того, как мы на них реагируем:

"То, как человек принимает свою судьбу и доставленные ею страдания, то, как он несет свой крест, дает ему полную возможность – даже в самых тяжелых обстоятельствах – придать более глубокий смысл своей жизни. Он может остаться мужественным, полным достоинства и бескорыстным. Или в жесточайшей битве за самосохранение он может забыть свое человеческое достоинство и стать не более чем животным. Здесь у человека есть шанс либо воспользоваться этой возможностью, либо забыть о ней. И это решает, будет ли он достоин своих страданий или нет".

6. Истина, которой поделилась с ним одна умирающая женщина, пронзает нас до глубины души:

"Эта женщина знала, что умрет в ближайшие дни. Но несмотря на это, она разговаривала со мной весело. "Я благодарна судьбе за то, что она меня так тяжело ударила, – сказала мне она. – В моей прошлой жизни я была избалована и не относилась всерьез к духовным достижениям." Указав на окно барака, она сказала: "Это дерево – единственный друг, который есть у меня в моем одиночестве." – Через окно она могла видеть только ветку каштана и два цветка на ней. – "Я часто говорю с этим деревом." Я был поражен и не знал, как понять ее слова. Может быть, это бред? Может быть, у нее бывают галлюцинации? Я со страхом спросил, отвечает ли ей дерево. – "Да." Что оно ей говорит? Она ответила: "Оно говорит мне – я здесь, – я здесь – я есть жизнь, вечная жизнь."

7. Страдания – это то, что мы можем добровольно принять как свою уникальную судьбу:

"Когда нам открылся смысл страдания, мы перестали мысленно преуменьшать мучения лагерной жизни, пытаясь их игнорировать, или питать ложные иллюзии и поддерживать искусственный оптимизм. Страдание стало для нас вызовом, от которого мы не хотели отворачиваться. Мы стали понимать скрытые в нем возможности для подвига, возможности, которые заставили поэта Рильке воскликнуть: "Wie viel ist aufzuleiden!" (Как много существует страданий, чтобы справиться с ними!) Рильке говорит "справиться со страданиями", как другие сказали бы "справиться с работой". У нас не было недостатка в страданиях, так что надо было просто повернуться к ним лицом, стараясь свести моменты слабости и скрытых слез к минимуму. Но слез не следовало стыдиться – они свидетельствовали, что человек обладает самым высоким мужеством – мужеством страдать".

Источник: MercatorNet
Рубрики:  Яркие личности
Моя жизнь - мои правила
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку