Почему Кришна почтителен, а я нет?
Существует очень мощный упрёк для таких как я в пользу того, чтобы почитать всё-таки старших преданных.
Он звучит примерно так. Взято из книг Прабхупады:
Играя роль маленького пастушка или выражая
почтение брахману Судаме и другим Своим преданным - Нанде
Mахарадже, Васудеве, Mахарадже Юдхиштхире и матери Пандавов,
Кунти, Кришна не унижал этим Своего достоинства. Все знали, что
Он был Верховной Личностью Бога, Кришной, но тем не менее
Он всегда вел Себя так, чтобы другие могли следовать Его примеру.
Вообще-то Кришна не пример показывает чтобы все как свой долг принимали это даже нехотя. Он обменивается расой ватсальи или дасьи с другими живыми существами так как он лично чувствует любовь. Это не было некой показухой, как у нас считается, когда Кришна всем этим старшим выражал почтение.
Не надо обольщаться старшим. Мы им не должны авансировать какой-то долг, если они не вызывают такого же глубокого чувства благодарности, как вызывалось в сердце Кришны. Принимая во внимание то, что господь устанавливает отношения ватсальи, как со своей стороны, так и со стороны других живых существ только по любви или ради пробуждения экстатической любви, этим нужно правильно распоряжаться. Не нужно обязывать людей поклоняться старшим просто так, деспотично. Это не ватсалья.
Правильное понимание почтительности Кришны к старшим таким как Судама, как Нанда-Махарадж, как Васудева, как Юдхиштхира и Кунти, состоит в том, что для Кришны - это обмен чистой расой, вызывающей экстатический эффект в сердцах обоих, как почитаемых, так и почитающего. Если в нас ничего не происходит подобного, когда мы кланяемся старшим - то это не выражение почтения. Это - лицемерие, особенно для тех старших, кто духовно одарён и видит его.
Зачем настоящим гуру такие поклонники? Кришна, когда он выражает почтение, например господу Шиве, он пытается сократить дистанцию между ним и собой. Делает он это во избежание конфронтации между последователями. Господь Шива тоже из любви и заботясь о благе Вселенной почитает Кришну. Когда эта раса почтения происходит по могуществу любви, она спасает и создаёт единство в мире.
Кришна могущественен ставить Шиву выше себя, а Шива могущественен ставить Кришну выше себя. Эта их любовь способна умиротворить всю Вселенную. Если у почтения такая цель, не принципиальная, а игровая, тогда я не против одинаково почитать и Кришну и Шиву. Но если у почтения цель пренебречь принципом любви другого, заменив его деспотичным соперничеством, показухой или нарушить единство всех живых существ, прославляя кого-то со злым умыслом по отношению к другим, то это - нарушение порядка во Вселенной.
Кришна принимает роль младшего только благодаря могуществу вызвать умиротворение этих старших, с которыми он играет в эту игру обмена расой. Но Кришна не со всеми так играет. Например, с демонами это не действует. Смирение Кришны не вызывает экстатической любви и не погашает их противоборство.
В истории с Кумарами у ворот Вайкунтхи был такой эпизод, когда смирение Вишну погасило ссору между вишнудутами и брахманами-Кумарами. Все были удовлетворены и поражены смирением Вишну. Оно заметно, если читать внимательно, по санскриту, а не по переводам Прабхупады. От этого смирения даже проклятые Джая и Виджая согласились принять проклятие брахманов.
Без Вишу или Кришны невозможно погасить шакти разных преданных беспокоящих друг друга. Если сердце не понимает, что может угомонить разные группы, значит оно не в саттве. Знание в саттве - это теория единства всего живого по любви. И это единство всё держится лишь на состоянии любви Вишну. Он - воплощение саттвы и распространяет это мировоззрение.
Когда я вижу гуру, которые выдают себя за посланников Вишну и которые, как только я хочу увидеть Вишну, перекрывают мне дорогу своими жезлами, я не могу удержаться, подобно четырём Кумарам. Я готов их проклясть. Ведь чтобы умиротворить меня, мне нужно всего лишь увидеть Вишну, понять как его саттва пронизывает и меня. Лишь тогда во мне проснётся сострадание и раскаяние. Поэтому очень глупо вести себя так, пытаясь человеку запретить его отношения со Всевышним, что пытаются монополизировать жадные гуру.
Во всём мире это составляет огромные по размаху конфликты. Просто от того, что каждый пытается отгородить другого от бога, мир стонет и наносит сам себе поражение, братоубийственным образом, даже не замечая того. Как сказал Вишну Кумарам: "Все живые существа - моё тело и ваши группы действуют как змеи и как ястребы кромсающие его в лице друг друга." Можно видеть это на моём примере. Казалось бы, зачем мне беспокоить своих же и на самом деле беспокоить бога? Но дело просто в одной, двух спинах, которые демонстративно загородили мне Господа, в Джае и Виджае, гуру и старших преданных.
Вспоминая как Вишну победил гнев Кумаров, у меня наворачиваются слёзы. Хотя они прокляли его слуг и ожидали гнева бога, господь погасил обиду и злобу своим смирением, своей личностью, обладающей могуществом любить даже оскорбителей и дарить им освобождение, которое они считают для себя приемлемым. И он продолжает заботится о пострадавших от стычек преданных, пусть павших в более неблагоприятные условия.
Он сопровождает их и страдает вместе с ними, нейтрализуя проклятия брахманов через причинение страданий своей частичке. Только по милости Вишну таким частичкам возвращается чистое преданное служение, отнятое у них по прихоти благодетелей общества-гуру или брахманов.
Господь - это такая личность, которая не проигрывает, когда проявляет заботу о ком-то кто по мнению общества деградировал. Что я могу поделать, если я не Вишну и без него я - проиграю даже если рядом будут толпы гуру. Кому я должен верить, если не ему, своему утешителю, вишва-бхартух, покровителю всей вселенной? Хотя это не точно сказано. Вишну скорее випранам-дево-деванам, бог брахманов. Я скорее из другой семьи и мира.
Когда я три года назад встретил своего шикша-гуру, то моё желание служить ему было вызвано лишь чувством моей связи с Кришной. Я хотел помочь Кришне заботится о его преданных. Но я не хотел служить так, чтобы меня отделяли от Кришны. Живое существо может действовать лишь пока неотделимо от своего корня. Мой корень любви ко всем - это Кришна. Если я не вижу его, я не знаю, как мне реагировать: целомудренно всё отвергать или продолжать формальное без Кришны служение. А тут, когда я старался так погрузиться с личность Кришны, меня пытались отрезать от моего корня, занять мой ум отрезанными от него отношениями с временными для меня вещами и понятиями. Короче, меня загнали в крайний угол.
Из этого угла мне осталось только отречься от всего, этой религии, которая меня привела к этому заточению, философских трактовок Прабхупады, в которых я увидел саму основу духа всех этих заслонителей бога. Я не могу им служить без моей связи с Кришной. Хоть убейте меня. я не могу без корня моей жизни.
Есть замечательное выражение из Чайтанья -чаритамриты, которое многие приводят как доказательство того, что мы все являемся слугой слуги слуг слуг и миллионов слуг Господа.
Гопи бхартух пада камалайор даса даса анудаса
Санскрит - очень тонкий язык.
Но по грубому выходит так: "Мы - слуги слуг повелителя гопи."
А по тонкому получается так:
"Покровителя гопи стоп лотосных слуга - слуга его слуги."
Почему? Потому что Кришна старается служить всем и его любят эти все. И через заботу о нём наше служение ко всем только и может доходить. Он действует как корень всего живого, предлагая каждому то, что он жаждет, как частичка. Тут, как с кормилицей. Если женщина кормит ребёнка грудью, то мы должны кормить её, а не ребёнка т.к. она уже совершенно заботится о нём. Служение Кришне подобно служению кормилице. Если мы поливаем этот корень, мы становимся сами умиротворены его ответом нам, заботой обо всём и благоприятно настраиваемся ко всему творению, видя как Кришна заботится обо всех остальных.
Это на столько важно, дать человеку ощущение милости Кришны. Только тот, кто может действительно так погасить пожар гнева, пожар недоразумений между преданными и является представителем бога. Более того, он обретает эту способность лишь в результате сильной связи с ним и фактически это делает не он, а Вишну.
Для меня мое поведение и позиция Вишну остаются такой же загадкой, как поведение на Вайкунтхе Кумаров. Они так и не смогли понять доволен ли ими господь или гневается. Он объяснял им как нужно думать о единстве всего сущего с ним. Это всё так сложно, когда они только что прокляли слуг Вишну за их служение, за то, что те их не пустили к Вишну, воспрепятствовав их служению. Тут так трудно разобраться, что самые древние мудрецы-Кумары, так и не поняли и просто с открытыми ртами глазели с каким достоинством Вишну почитает их.
Это пытаются впоследствии выдать за закон и долг стоящий перед каждым, такую почтительность к брахманам, не понимая, откуда на это берутся силы. Эти силы берутся от общения с Вишну или Кришной. И перекрывая другому этот воздух, ты сам себе создаёшь бунтаря.
Прежде чем перекрывать чьё-то стремление к богу догмами, подумай что будет делать тобой задушенный после смерти, каким Хираньякашипу он станет по твоей доброте и заботе о истине. Истина - это только встреча с Вишну или Кришной. Другой я не знаю. Махаджаны, такие как Кумары тоже не знают другой дороги к миру. Не стойте на ней ментом с радаром.