
Таким образом, боль, болезнь или расстройство в теле можно рассматривать как сообщение о том, что существует конфликт эмоций и мыслей, который угрожает выживанию. Это не Бог наказывает нас за все ужасные вещи, которые мы совершили, а наш собственный способ создания неадекватного равновесия. По мере развития понимания взаимоотношений между разумом и телом мы можем спросить: «Почему я причиняю себе боль именно таким образом?». На сознательном уровне мы вовсе не желаем истязать себя, испытывать боль или болеть, но оказывается, что именно это и происходит. Когда мы понимаем, что тело выражает все то, что лежит на поверхности, что оно служит зеркалом, заглянув в которое, мы можем увидеть свой внутренний мир, когда действительно осознаем, что вся наша жизнь неуклонно стремится к завершенности и равновесию, тогда видим, что наши болезни — средства поиска этого равновесия. Наши трудности — это карты и путеводители, помогающие в поиске глубокого корня мудрой и бескорыстной любви, которая присуща каждому из нас.
Вместо того, чтобы поддаваться угнетающему чувству безнадежности и ответственности за все происходящее, давайте рассматривать свою болезнь как серьезный вызов. Нарушение равновесия — сигнал тревоги, дающий нам возможность учиться и расти. Вместо того чтобы предаваться сожалению и самобичеванию, нужно быть конструктивными, осознавать свою роль, как в собственной болезни, так и в выздоровлении. А затем зададимся вопросом: «Так что же нужно сделать, чтобы трудности покинули меня?».
Целеустремленная мысль направляет энергию, потому что энергия следует за мыслью. На чем бы ни сосредотачивалась мысль, на этом же концентрируется и энергия. Если мы сосредоточены на своей болезни, а наши мысли и чувства разбросаны и расстроены, тогда болезнь может нас быстро подавить. Если природа мысли препятствует концентрации энергии, то такая блокада становится причиной дискомфорта, боли или болезни. Поток энергии освобождается при изменении нашей позиции в сторону приятия и свободы, при этом боль и дискомфорт уменьшаются. Гастон Сент-Пьер (Gaston St Pierre) и я в совместной работе «Техника метаморфозы» («The Metamorphic Technique») отмечали:
Все, что есть во Вселенной, в том числе и то, что создает наше бытие, — это энергия. Она может принимать разные формы, но в любой форме — будь то физическое состояние, психический конфликт, чувственное наслаждение или духовная реализация — она все равно остается энергией. Когда внутри нас имеется дисгармония, мы можем испытывать сильный кашель, чувство раздражения, боль в спине, а также дезориентацию и бред. Если мы несем вместе и психологическое и физическое, то можно понять, что нет различия в способе выражения настроения: лежащий в основе этого дисбаланс — это просто энергия, требующая выхода.
Каждая часть тела обладает собственной уникальной функцией и имеет собственное предназначение, эта функция соответствует определенному аспекту нашей личности (например, в ногах выражается способность к передвижению и направлению движения). Если мы испытываем несогласие, то энергия, которая ассоциируется с этим несогласием, ослабляет соответствующую часть тела, оставляя ее ранимой и восприимчивой к повреждениям и болезням. Мысль буквально стесняет эту область, вызывая таким образом заболевание. «То, что мы гоним прочь из наших мыслей, всегда возвращается обратно и располагается в той же области, которая испытывала напряжение в тот момент», — говорил Решад Филд в книге «Излечиться сейчас» (Reshad Feild «Here to Heal»). Если научиться понимать язык, которым пользуется тело, чтобы поведать нам о неполадках, то можно увидеть выраженные с его помощью отрицательные мыслительные стереотипы и установки и сменить их на позитивные. Это, в свою очередь, укрепит соответствующую часть тела, даст возможность восстановить сопротивляемость и начать выздоровление.
Например, состояние рук свидетельствует о том, как мы обращается с собственной жизнью, как обращаются с нами, как умеем адаптироваться, а также имеем ли способности к творчеству и самовыражению. Если возникают проблемы с руками, мы можем рассмотреть эти аспекты нашей сущности и увидеть, где лежит конфликт. Если мы стараемся избавиться от этих мыслей и сохраняем напряжение в данной области, поражение будет постепенно усиливаться. Если мы сможем понять эти сообщения, то сможем осознать проблему. «Многие больные уже знают кое-что об этой связи, и нужен только врач с открытым мышлением, который мог бы использовать это знание», писал д-р Берни Сигал в книге «Любовь, медицина и чудеса» (Bernie Siegel «Love, Medicine and Miracles»). «Один больной рассказывал: «Меня всегда считали «бесхребетным», а сейчас у меня развилась множественная миелома позвоночника». Больная рассеянным склерозом, которую муж оставил с пятью маленькими детьми, утратила функцию правой руки. Она потеряла мужчину, который был ее правой рукой». Замечая и обобщая все, о чем говорит тело, можно установить взаимосвязь с внутренними потребностями, конфликтами, смятениями и чувствами, которые не могут быть открыто выражены или даже признаны, и поэтому находят свое выражение посредством тела. Осознание собственной роли — это и есть выздоровление само по себе. Эту замечательную возможность изменений нам предоставляет тело вместе с другими средствами, необходимыми для правильного и глубокого понимания самих себя.
Болезнь может способствовать пониманию цели и смысла дарованной нам жизни. Во время тяжелой или угрожающей жизни болезни мы сталкиваемся с собственной уязвимостью и смертностью, осознаем, что в какой-то момент жизнь может закончиться. И мы постигаем истину, что не одиноки в своей боли. Если мы сможем открыто принять и усвоить эту истину, то начнем жить в настоящем, не испытывая страха. Уродливое станет прекрасным, сострадание и любовь придут на смену ожесточению и зависти, мы постигнем истинную ценность жизни и сможем жить с наслаждением. Как цветок, пробивающийся сквозь грубый асфальт, наша внутренняя жизненная сила имеет одну лишь страсть: достичь совершенства. Она использует все способы, чтобы показать нам, что нужно делать для того, чтобы это случилось. Противостояние смерти — это только одна сторона, означающая столкновение с таким уровнем реальности, который встречается крайне редко.
Любая клетка в нашем теле знает о присутствии остальных клеток: каждая из них имеет полную информацию и обо всех других. Это относится ко всем аспектам деятельности головного мозга, определяющего эмоциональное и психическое состояние, память и подсознание. Следовательно, каждая клетка физического тела постоянно находится в контакте с мыслями, эмоциями, желаниями, убеждениями и представлениями о себе. Дипак Чопра писал в работе «Целители лечат» (Deepak Chopra «Healers on Healing»):Если мы рассматриваем себя как творение собственного интеллекта, тогда мы должны допустить, что мы создали себя сами. Действительно, мы находимся в процессе самосозидания, поскольку интеллект всегда общается с собой. Кровь — это не химический суп. Это многоканальный путь, по которому непрерывно перемещаются тысячи информационных сообщений, передаваемых гормонами, нейропептидами, иммунными клетками и ферментами. Каждый из них предназначен для определенной миссии, каждый способен поддерживать собственную целостность как интеллектуальный импульс.Язык, которым пользуется разум тела, удивительно прост для понимания. «Раскапывание» внутреннего конфликта — это первый шаг; работа над этим конфликтом, его разрешение и достижение покоя создают условия для выздоровления. Это непростая задача, и каждый, кто захочет ее решить, должен будет обратиться к тем аспектам собственной личности, которые мы игнорировали на протяжении многих лет.
РАСШИФРОВКА ЯЗЫКА
Поскольку внешние проявления нашей жизни являются прямым отражением внутреннего опыта, то и действительность создается нашим отрицанием или признанием событий, но не событиями самими по себе. Что происходит на самом деле, когда, например, появляется боль в плечах, когда мы падаем и повреждаем колени, когда мы страдаем постоянными болями в спине или расстройствами пищеварения? Если мы эпизодически бросаем беглый взгляд на все свои физические страдания, то обычно не обнаруживаем в них никакого смысла. Однако если рассматривать их как попытки тела передать нам определенные послания и если выучить язык этих посланий, то их значение прояснится. Тогда мы сможем увидеть множество тончайших хрупких нитей, по которым нам передается информация о том, что происходит внутри нас.
В природе нет ничего случайного, всегда существует сложнейший порядок событий, неотъемлемой частью которого являемся и мы сами. Наши тела четко отражают нарушения внутреннего баланса энергии, и если мы не осознаем, что происходит на психологическом или эмоциональном уровне, если закрываем глаза на собственные установки и поведение, то эта энергия найдет другой способ, чтобы привлечь наше внимание. Физическое недомогание служит последним средством; ведь на самом деле мы не хотим болеть или причинять себе боль. Если появляются физические проблемы, значит, пришло время прислушаться к предостережениям организма.
Тело отражает все, что происходит и на сознательном, и на бессознательном уровнях, — разум использует его для самовыражения. Он применяет специальные символы и модели для передачи сообщений, и эти модели проявляют себя в недомоганиях, болезнях и несчастных случаях. Изучив этот язык, можно понять все сообщения. Таким образом, мы получим доступ к внутреннему излечению и сможем подойти к разрешению проблемы. В данной главе детально исследуются различные структуры языка, а также принципы его понимания и интерпретации. Каждая структура анализируется отдельно, а в последующих главах все символы и их интерпретации обобщаются и трактуются с точки зрения отношения их к определенным физическим проблемам.
Принцип соотношений
Принцип соотношений был разработан Робертом Сент-Джоном (Robert St John), основателем «Метаморфоз». Он базируется на «Доктрине соотношений», сформулированной шведским религиозным просветителем Эмануэлем Сведенборгом (Emanuel Swedenborg). Согласно этому принципу, каждое природное физическое проявление имеет отношение к соответствующему нефизическому состоянию живого существа или принципа. Из этого делается заключение о существовании тесных взаимосвязей между духовными качествами и материальными формами, причем первые являются архетипами последних. Это становится очевидным при изучении человеческого тела, в котором можно выделить три первичных способа формирования клеток: твердые и мягкие ткани, а также жидкости. Затем мы можем обратиться к взаимоотношениям между этими тремя типами клеточных структур, которые связаны с нашими духовными, умственными и эмоциональными энергиями.
Твердые ткани
Твердые ткани (в первую очередь, кости) формируют каркас, на котором строится тело, подобно тому, как формируются пласты горной породы в недрах земли. Это основополагающий фактор, центральное ядро нашего физического существования.
После зачатия, развитие тела начинается с позвоночника, а уже потом появляются другие части скелета. То есть, кости представляют начальный импульс к воплощению, поскольку если есть жизнь, она должна иметь форму. Костная структура обеспечивает эту форму. «Наши кости, — писал Роберт Сент-Джон, — являют собой первичный образ того, с чего мы начинаем свою жизнь от момента зачатия… включая наследственные черты, кармические модели и все прочие факторы, которые накладываются и вписываются в новую жизнь. Позвоночник есть центр этой структуры». Поскольку кости соответствуют готовности к воплощению (желанию жить), то они дают нам возможность проявиться и вступить в жизнь, используя мышцы и жидкости организма.
Несмотря на то, что кости кажутся очень малоподвижными, обделенными энергией и вибрацией по сравнению с остальными тканевыми структурами, в действительности все наоборот. Твердые ткани заключают в себе самую конденсированную форму энергии. Аналогом могут служить алмазы. Алмазы — самые твердые из кристаллов, а значит, они представляют конденсированную форму материи с самым высоким содержанием энергии. Чем тверже форма, тем больше она заключает в себе элементарной энергии. Таким образом, кости представляют внутреннюю кристаллическую энергию. Это самые плотные и самые твердые структуры, несущие, соответственно, наибольшее количество энергии, той базальной энергии, которая поддерживает жизнь и способствует ее проявлению. Раз кости являются основной структурой, побуждающей развитие плоти и жидкостей, то и наша духовная энергия дает жизнь мыслям и чувствам, являясь основополагающей энергией, проявляющейся в мысленных образах, общении и эмоциях. Духовный мир неизменно определяет мыслительные и эмоциональные проявления, именно от духовности зависит наше мировоззрение, мотивации и направленность. И как не может существовать тело без костей, так и полноценная жизнь невозможна без контакта с духовной стороной нашей природы. В этом и проявляется соотношение между твердыми тканями и духовным бытием.
Перелом или любая другая травма, повреждающая твердые ткани, может, следовательно, указывать на конфликт внутри нас, который тормозит или даже совсем прекращает наше движение вперед как на внутреннем, так и на внешнем уровнях. Разрушение стержневой энергии означает полное крушение внутренних сообщений, внутренний конфликт оказывается столь велик, что мы уже больше не можем продолжать прежнее существование: мы должны остановиться или быть остановленными. Тогда нужно заняться переоценкой, изменить свою направленность или взглянуть внутри себя на то, что вызывает такую сильную боль. Это крик о помощи, любви и внимании, признание собственной зависимости от окружающих. Я часто наблюдала это среди одиноких стариков, у которых при падениях случались переломы костей. Травма помогала им обрести внимание и заботу окружающих, облегчая одиночество; это событие могло даже заставить родственников понять, что дальнейшая жизнь стариков в одиночестве больше невозможна, и нужны кардинальные перемены.
Разрыв твердых тканей может оказаться также разрушением или конфликтом нашей духовной энергии, что оказывает влияние на каждый аспект существования. Смысл заключается в том, что наша духовная направленность или мотивация находится в таком смятении и беспорядке, что не может более находиться в прежнем состоянии; самые сокровенные глубины нашего существа переживают конфликт. Часть тела, в которой произошел перелом, дает дополнительную информацию о природе проявившегося конфликта.
Мягкие ткани
К мягким тканям относится наша плоть: жир, мышцы, нервы, кожа и внутренние органы. Эти структуры ответственны за телосложение и рост, внешний вид и силу, нервную уравновешенность и нормальное функционирование. Мягкие ткани напрямую соотносятся с нашей ментальной энергией, — мы мыслим и, следовательно, существуем, — и выражают непрерывные внутренние перемены. Мышцы являются средством, обеспечивающим передвижение костей, структур твердых тканей, и изменяют нас в соответствии с нашей интуицией и пониманием.Формирование мягких тканей отражает наш прошлый опыт, отношения и модели поведения. Как жесткие связки свидетельствуют о жестких установках, так и наши прошлые травмы и конфликты запрятаны глубоко в мягких тканях. Мы создаем слои жировых отложений, чтобы защититься от болезненных воспоминаний; наши гипертрофированные или недоразвитые мышцы указывают на определенные слабости и потворства; закрепощенные мышцы, опухоли или жировые отложения означают сохранение стереотипов мышления, связанных с пораженной частью тела. Скованные или зажатые мышцы свидетельствуют о скованных или жестких стереотипах мышления, поскольку закрепощенная шея не позволяет нам свободно поворачивать голову и смотреть в любую сторону. Замкнутость на единственной точке зрения находит отражение в том, что мы можем видеть все только впереди себя. «Я понял, что эмоциональный опыт, психологический выбор, личная позиция и представления не только воздействуют на функционирование человеческого организма, но и строго определяют способ его формирования и структурирования», — писал Кен Дичуолд в работе «Разум тела» (Ken Dytchwald «Bodymind»).Поскольку мягкие ткани отражают наши позиции, поведение, опыт и стереотипы мышления, постольку мы можем рассматривать их как барометр, помогающий оценить наше внутреннее состояние. Мы можем наблюдать, как мягкие ткани выражают движение внутри нас, а также наши конфликты и смятения. Например, если мы переживаем негативную или болезненную ситуацию, то соответствующие мышцы будут напряженными или скрученными. Иногда они могут становиться узловатыми или растянутыми, но они не расслабляются полностью до тех пор, пока мы не будем готовы пережить всю боль. Таким образом, ушиб ноги — это сообщение о том, что мы психологически сопротивляемся взятому направлению движения. Шелушение кожи может отражать сбрасывание старых стереотипов мышления или представлений, которые нам больше не подходят. Теряя избыточный вес, мы теряем защиту и становимся открытыми и ранимыми. Мягкие ткани подобны земле — это именно то вещество, из которого может вырасти и расцвести наша жизнь.
Жидкости
Более 90 процентов человеческого тела составляет Жидкость: вода, кровь, моча, лимфа, пот, слюна, слезы, грудное молоко, эндокринные и половые секреции. Жидкости омывают все наше существо и подобны великому океану, приливные волны которого внутри нас перемещаются вместе с нашими стремлениями, чувствами и импульсами. Перетекая внутри и вокруг тела, жидкости несут с собой незаменимые питательные вещества и гормоны (химические послания головного мозга), а также кислород. Они же обеспечивают и выведение из организма продуктов обмена веществ. Но это слишком механистическое представление. Потому что жидкости так же создают волнение, теплоту и энергию, как, например, это случается, когда к нашим губам, соскам и половым органам приливает кровь, и мы чувствуем любовь, возбуждение и стремимся разделить это чувство с другим человеком. Точно так наше лицо заливается краской в затруднительной ситуации; в гневе оно становится горячим и красным, в приступе невысказанной ярости, когда эмоции (и кровь) зажаты, — бледным и холодным.Таким образом, мы узнаем, как жидкости соотносятся с нашими эмоциями. В книге «Биоэнергетика» Александр Лоуен (Alexander Lowen «Bioenergetics») писал: «Ощущения, чувства и эмоции — это восприятие движений внутри относительно жидкого тела». Такие слова, как «кипятиться» или «взмокнуть», имеют непосредственное отношение к жидкостям, отвечающим за наше эмоциональное состояние. Замечательным выражением энергии, проливающейся вместе с чувствами, являются слезы. Сердце во все времена ассоциировалось с любовью, так как признавалось символом и средоточием страсти, а на более высоком уровне — сострадания. Кровь, переносящая энергию сердца по всему организму, является выражением и любви, и всех относящихся к ней сложных эмоций. Проблемы с сердцем свидетельствуют об эгоцентризме и затруднениях в выражении или восприятии любви. Уплотненные артерии могут указывать на сопротивление эмоциональной энергии или ее огрубение, что уменьшает количество выраженных эмоций. Выделение мочи отражает освобождение от эмоций, в которых мы больше не нуждаемся; поэтому проблемы с мочеиспусканием говорят о том, что мы не можем выразить те отрицательные эмоции, от которых в норме следует избавляться. А пока мы цепляемся за них и не отпускаем, они вызывают раздражение и боль, как это бывает при цистите.
Каждая жидкость тела соотносится с определенным аспектом нашей эмоциональной природы. Нарушение равновесия в системе жидкостей приводит к отекам, затруднениям мочеиспускания, повышенной кровоточивости, нарушениям свертываемости крови, потливости или чрезмерной сухости кожи, повышению артериального давления, что отражает нарушение баланса наших эмоций в выражении или подавлении наших чувств и реакций. При этом определенные эмоции связаны с определенными жидкостями .
Жидкости придают направление и цель движению, которое обеспечивается костями и мышцами. Точно так же эмоции, выражая наши духовные устремления, силу и восторженность, придают направление и цель нашей психической энергии.
Правая и левая стороны
Хотя мы обычно считаем себя вполне скоординированными, особенно относительно сторон, тем не менее, между ними существуют значительные различия. Две стороны тела отражают две половины головного мозга, каждая из которых отвечает за определенные функции.
Правая сторона
Левая половина головного мозга в действительности контролирует правую половину тела. Этот аспект нашего существования и у мужчин, и у женщин представляет мужское начало: интеллектуальное, агрессивное, напористое, властное, логическое и рациональное, которое постоянно имеет дело с повседневной реальностью, решает бытовые и служебные проблемы. Этой частью нашего существа, известной как энергия «Янь», мы пользуемся чаще всего. Она отражает наше отношение к мужскому началу как внутри нас, так и в наших отношениях с мужчинами, будь то отец, сын, муж или друг. У мужчин проблемы правой стороны тела могут служить отражением неудач в конкуренции или в проявлении других аспектов мужественности. У женщин правая сторона может отражать противоречия, связанные с карьерой и включением более мужественного, настойчивого характера в стереотип женственности.
Вот пример. В детстве Элли была сорванцом. Но в подростковом возрасте стала ошущуть легкое онемение правой половины тела. В ходе наших бесед она постепенно осознавала, что такое онемение развилось в ответ на стремление ее отца увидеть в ней молодую леди и обучить работе секретарши, в то Время как сама она страстно желала стать военным летчиком! В соответствии с ожиданиями отца, она «отрезала» свои желания, что в результате привело к ощущению холода (онемения) в правой половине тела, где сосредоточилась ее напористость. Отказавшись от этой части своей личности, она смогла без возмущения делать то, что хотел ее отец. Чтобы Элли смогла излечиться, ей нужно было простить отца за навязывание дочери собственных желаний, обрести уверенность, заняться тем, чем она в действительности хотела заниматься, и простить себя за подавленные чувства. Это означало вернуть к жизни отвергнутую и подавленную часть самой себя.
Левая сторона
Правая сторона головного мозга связана с левой половиной тела и отражает женское начало, или энергию «Инь». Это наша творческая и артистичная природа, тонкая, восприимчивая, иррациональная и интуитивная — наш внутренний мир. Многие из нас или не соприкасаются с этой половиной, или не знают, как ее выразить. Она отражает женственную природу, как внутри себя, так и в отношениях с другими. Проблемы с левой стороной у мужчин могут указывать на трудность выражения своих способностей в деле воспитания детей, на умение плакать или утешать. Они могут указывать также на трудности в восприятии, особенно в восприятии любви, а также в выражении эмоций. У женщин эти же признаки могут свидетельствовать о затруднениях в выражении женственности или о нежелании быть женщиной и следовать женским стереотипам поведения. У лиц обоего пола все это непосредственно связано с отношением к женщине — матери, дочери, жене или подруге.
Центры активности
Главный центр нашей активности — голова. Отсюда в виде мыслей начинаются все действия, проходя через два первичных средства выражения: двигательный и деятельный центры.
Физическое развитие зародыша почти сразу после зачатия начинается с формирования головы и позвоночника (см. с. 42). Здесь представлено движение энергии по нисходящей, известное как цефало-каудальное развитие (буквально: «от мозга до хвоста»). Эта энергия затем перемещается из центра в ноги и руки (в движение и деятельность), что обозначается как проксимально-дистальное развитие (т.е. от центра к периферии). «Если сознание в какой-то степени зависит от развития физического тела как его сосуда, — писал Джонатан Дамиан в книге «Холистическая феноменология» (Jonatan Damian «Wholistic Phenomenology»), — то сознание зародыша развивается из скрытого «центра» за его пределы в более свободные конечности». Исследуя двигательный и деятельный центры, мы будем уделять основное внимание нашему психологическому и эмоциональному отношению к внутренним и внешним выражениям этих первичных зон.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Центр планирования и мышления.
От мысли приходит активность
(деятельность) и целеустремленность
(движение).
ЦЕНТР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
От внутреннего желания к действию,
творчеству и выражению (в плечах),
к внешней выразительности
(в предплечьях, запястьях и кистях).
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
От внутреннего движения (в тазу)
к внешнему выражению движения
(в ногах и ступнях).
Двигательный центр
От бедер вниз до стоп простирается двигательный центр, представляющий направление, которое мы выбираем, последовательность нашей жизни во взаимоотношении с окружающей обстановкой; и все движения, которые мы делаем внутри себя. Последний аспект относится непосредственно к области таза, где представлена внутренняя направленность, глубинные чувства и мысли, конфликтность или легкость личностного движения. Таз — эта та область, в которой мы можем дать рождение физически новой жизни и психологически новому движению внутри себя; отсюда мы можем двигаться вверх, к новым сферам понимания, когда расширяем свое сознание , или вниз, когда движемся по миру ногами. Таз также выражает полярность нашего движения относительно движения других и потому является областью общения и коммуникабельности. Это то место, где мы можем выразить нашу сердечную энергию, проявляя сексуальность, и освободиться от страха и раздражения посредством мочеиспускания. Эта область представляет собой социальные, в большей степени внешние стороны, которые обнаруживаются во взаимоотношениях с другими людьми.
Таз отражает движения, которые мы совершаем внутри себя, как если бы энергия спускалась по ногам вниз и начинала бы выходить в мир; то есть существующее внутреннее движение становится внешним. Следовательно, наши ноги выражают чувства и отношения, касающиеся нашего собственного движения. Например, колени — это то, что мы преклоняем, и преклонение колен является знаком признания высшей власти или силы через капитуляцию и покорность. Колени служат также амортизатором, придают изящество движениям при ходьбе даже по неровной местности. Проблемы в этой области могут быть связаны с чувством собственного достоинства, уверенностью в себе и настойчивостью; а может быть местность, по которой мы движемся, стала непроходимой для нас. Эти качества ограничивают наше движение вперед.
Лодыжки отражают ту умственную или духовную систему, на которую мы полагаемся и от которой Зависим, поскольку это фундамент нашей активности. Если с ними что-то случается, то страдает все тело, мы падаем, и движение вперед прекращается. Это указывает на крушение той системы, которая поддерживала нас, и означает, что принятое ранее направление следует переоценить или изменить.
Стопы отражают направление нашего движения в мире. Они являют собой контакт с матерью-землей, и через них мы утверждаемся в жизни и набираем силы. Стопы идут вперед от первого до последнего шага, и представляют, таким образом, самое внешнее движение и направление. Они также отражают внутри себя каждый аспект нашего существа, реагирующий на это движение. Если само по себе движение или его направление оказываются в противоречии с нашими внутренними побуждениями, мы можем споткнуться или каким-то образом повредить стопы.
Двигательный центр — эта та часть тела, которая располагается вниз от таза, он предназначен для стабилизации, равновесия, поддержки, утверждения и укоренения себя в мире. Увеличение нижней половины тела относительно верхней предполагает, что мы хорошо утвердились и чувствуем себя «дома» в этом мире, но, возможно, перестали соприкасаться с собственными глубокими чувствами, утратили способность к их выражению, как если бы они были заперты внутри. Уменьшение же нижней половины тела относительно верхней свидетельствует о недостаточной связи с землей, из-за чего недостаточное количество энергии перемещается по телу вниз, достигая земли. Тут можно предположить, что, скорее всего, основное внимание уделяем тому эффекту, который мы производим в мире; «тому, как показать себя лицом», а не прочности и заземленности нашей позиции. Это означает, что хотя мы легко можем себя выразить, нам некуда приложить свои чувства, потому что у них нет прочной основы.
Центр деятельности
От позвоночника через плечи и до кистей простирается центр деятельности, определяющий чувства относительно того, что мы делаем сами, что делают с нами, а также относительно способности справляться с собственной жизнью. Эта область представляет также наше стремление к самовыражению: посредством кистей мы можем выразить сокровенную художественную и творческую энергию, посредством ладоней и рук разделить свою любовь и поделиться энергией сердца; посредством ласки, прикосновений и объятий привлечь, удержать или оттолкнуть.
Плечи выражают это на внутреннем уровне — особенно наши глубоко личные ощущения того, что мы делаем или что делают с нами. Многие ли из нас делают то, что действительно хочется? Как часто мы хотели бы исправить то, что уже сделано! А как часто терзаемся по поводу того, что должны сделать? Именно на плечах мы несем груз разочарований, делая то, что в действительности делать не хочется; здесь же накапливаем чувство вины и негативные эмоции за что-то содеянное. По-английски «холодные плечи» (a cold shoulder) обозначают неприязненное отношение, «холодный прием», — что свидетельствует об эмоциональном холоде, который мы ощущаем внутри себя по отношению к кому-либо или к чему-либо; этот же холод может быть направлен и на нас со стороны кого-то другого.По рукам наша деятельная энергия передается наружу, от наших внутренних чувств и стремлений до их выражения в мире. Локти придают гибкость и изящество этому потоку энергии, обеспечивают ее проявление. Запястья передают ее дальше. Проблемы с запястьями могут свидетельствовать о том, что мы должны были или хотели что-то сделать, но не сделали, что по каким-то причинам удержались от выражения своих чувств.
Кисти, как правило, выражают то, что мы думаем или чувствуем по поводу того, что совершаем в этом мире; ими мы держимся за события или чувства; или не способны ухватить новые обстоятельства дела. Кисти служат средством творческого самовыражения. Так как они представляют самое внешнее выражение деятельной энергии, мы их часто протягиваем слишком далеко, когда стараемся сделать чересчур много или чувствуем себя в смятении от содеянного. Тогда мы можем повредить кисти, получить ожог или порезать палец.
http://www.energonics.global-project.ru/bodymind_shapiro/#c1