-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Archi-Spb

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.10.2011
Записей: 11
Комментариев: 3
Написано: 15


О непрямых связях :)

Среда, 12 Октября 2011 г. 13:09 + в цитатник
Вернусь к теме личных финансов (да, наверное, не раз еще вернусь)...
Вот пособирал интересную статистику. На 2005 год россияне должны были банкам денег в сумме 5% от ВВП России. На середину 2011 года - 10.5% от ВВП. Удвоили, так сказать... Причем это соотношение плавно растет все эти годы. Отмечу два нюанса - за это время вырос сам ВВП - то есть номинально задолженность растет еще быстрее. И это происходит на фоне (тут я склонен доверять официальной статистике) довольно сильного роста средней зарплаты: в 2005 году она составляла 8 600 рублей, а в середине 2011 года достигла 20 700 руб. И тут я бы хотел ввести еще один (очень, на мой взгляд, интересный) показатель моего собственного изобретения: отношение средней зарплаты к среднедушевой задолженности... Грубо говоря, он показывает - как между собой соотносятся доходы человека и его долги. И вот что получается - если в 2005 году средняя зарплата составляла 94% от средней задолженности, то в 2011 - уже только 64%...
Смотрите - вроде бы доходы росли очень быстрыми темпами, но при этом долги росли существенно быстрее. А ведь каждый из нас привык считать, что чтобы жить лучше - нам нужно получать больше денег - и всё будет нормально. А не выходит - получать стали больше, а толку стало меньше... Должаем-с...
Дальше объективные цифры закончатся и начнутся мои личные предположения.
Я стараюсь бывать время от времени на собеседованиях - держаться в курсе, что на рынке труда происходит и к чему, если что, готовиться. И вот тут на одном собеседовании, когда рекрутер поинтересовался у меня, почему я рассматриваю позицию с доходом меньше, чем у меня есть сейчас, я ответил, что у меня существенную часть дохода составляет не зарплата, а доходы от аренды квартиры и агентская комиссия от просто продаж, которыми я занимаюсь как физическое лицо... Думаю, итог собеседования вам уже ясен :) Я задумался... И на другом собеседовании уже вполне намеренно воспроизвел этот тезис, наблюдая за реакцией собеседника. Реакция была четкой - наше собеседование закончилось уже в этот момент. Дальше мы еще что-то говорили, но уже всё было ясно. Не нужен работодателю сотрудник, у которого зарплата будет не единственным (тем более неглавным) источником дохода.
Я думаю, это такое вот незамысловатое проявление очень серьезного процесса. Тысячи лет истории, менялись общественные строи - рабовладение, феодализм, капитализм, социализм... Что было в них неизменным? То, что для элит каждый из нас выступал в первую очередь как производитель - чем больше рабов, крепостных, подданных, строителей коммунизма было у феодала - тем больше он мог с них состричь. Важным было заплатить поменьше, а забрать побольше. И вот эта вещь прошла неизменной через всю историю. И вот сейчас эта вещь впервые в истории меняется...
Мы более не важны как производители. Очень многое делают не люди, а станки и роботы (и с каждым годом всё больше). А из того, что делают люди - с каждым годом всё больше делают китайцы и индийцы. Дай им Бог здоровья.
И наша функция стала меняться... Мы важны теперь не как производители. Мы важны как потребители. Индекс потребительской уверенности уже стал куда более важным, чем динамика ВВП, к примеру... А про индекс промышленного производства вообще никто не вспоминает. Нет нужды платить нам меньше. Наоборот - можно платить нам как можно больше. Зарплата выросла в 2.5 раза за пять лет. Но мы не стали богаче. Мы стали больше тратить. Мы отдаем всё, что получили - и еще берем в долг. Да - это стало более эффективным. Повязать нас по рукам и ногам не крепостным правом - а потребительскими привычками. И вот уже в среднем каждый из нас за месяц заработает лишь две трети своего долга. И это (я почти уверен) лишь начало большого пути... Мы радуемся новой трубке, новой машине... Мы отдаем всё... Мы стали еще более зависимыми, чем раньше. Такие и нужны. Наши доходы - не наши. Это доходы банка. Это доходы нашей страховой (в среднем из каждого собранного с нас рубля страховая вернет нам 40-45 копеек - и при этом нас убеждают, что для нас это очень выгодно). Это доходы эппла - за десять лет благодаря нашим с вами покупкам стоимость компании выросла в 40 (!!!) раз. Это чьи угодно доходы - но не мои и не ваши.
Прибыль Сбербанка за месяц (читал сегодня) составила 28.5 миллирда рублей. За месяц. Респект. Сбербанк-респект - каждой мечте - по респекту. Вопрос только - чьей мечте? Чью мечту вы исполняете, идя в автосалон? Я думаю, есть такая мечта: сделать так, чтобы каждый из нас денег не видел вообще. Как абонентская плата за интернет - мы оплачиваем ее практически автоматом. Вроде очень удобно... Очень удобно, если ваш холодильник сам закажет продукты по выбранному вами тарифному плану у вашего оператора продуктов... И когда это случится - мы на крючке конкретно. Каждый из нас прекрасно будет знать, что в любой день он может просто превратиться в никого. Когда весь твой доход в день его начисления расходится на оплату кредита за прошломесячную продуктовую доставку (ипотеку, автокредит, учебу, медобслуживание) - то о каком уж там своем пути может идти речь... Да еще эта милейшая универсальная электронная карта, интегрированная с вашими водительским правами, вашим мобильником и компом, вашим паспортом и страховым полисом услужливо передаст нужным людям не только как и на что именно вы потратили свои доходы - но и куда вы ездили, с кем разговаривали, от чего лечились... Какую марку презерватива вы предпочитаете и как много вы их используете... Во сколько вы пришли на работу и через какие станции метро проехали... как мне ответил товарищ на рассказ о моих собеседованиях: "ты независим, а, следовательно, ты не нужен".
Так и до состава преступления недалеко: "У него был свой путь. Свой собственный".

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку