Как только этот дом ни называют – и «масонский особняк», и «дом-ларец», и «кирпичный замок». Дом Шретера на набережной Мойки Санкт-Петербурге сразу привлекает внимание. Его как будто перенесли к нам с какой-то старинной европейской улочки. Кто и зачем его здесь построил? Еще более таинственно то, что на главном его фасаде можно увидеть масонские символы – лепные изображения в виде треугольника и циркуля…
Это уникальное по красоте и оригинальности здание построил в конце позапрошлого века талантливый отечественный зодчий немецкого происхождения Виктор Шретер.
Виктор Александрович Шретер. Род. 27 апреля 1839 г.,
сконч. 16 апреля 1901 г. Зодчий. 1901. Выпуск 11. Л. 60
Выпускник Императорской академии художеств в России, а также Берлинской академии художеств, он посетил немало европейских стран, изучив их архитектуру. Всё увиденное в дальнейшем вдохновило его на создание собственных шедевров и выработку своего уникального стиля.
Шретер – автор известных зданий в разных городах России и за ее пределами. Его считают «дедушкой» модерна, предвосхитившим этот популярный в начале прошлого века стиль, и популяризатором нового для России способа облицовки зданий – обожженным при высоких температурах кирпичом и натуральным камнем. Этот способ так и назвали – «кирпичный стиль».
Особняк на углу набережной Мойки и улицы Писарева архитектор Шретер начал проектировать, когда ему было 49 лет. К этому времени у него уже было восемь детей, и дом он возводил для своей семьи. Строительство особняка было закончено в 1891 году.
1890.Дом-замок, облицованный кирпичом, в начале прошлого века.
Ассиметричное здание в готическом стиле с крышей, как у старинного дома-замка, и разными по размеру и форме окнами напоминало Шретеру о старой Европе, архитектурой которой он всегда был восхищен. Это здание очень точно иллюстрирует понятие «родовое гнездо».
Помимо готических черт, у дома можно увидеть и признаки неоренессанса. Очень интересны угловой эркер, напоминающий башенку, ажурные кованые элементы, высокий готический фронтон.Большая часть здания облицована кирпичом и лишь фрагментарно использована штукатурка (в основном в декоре). Также в облицовке использована керамика.
Часть дома.
Кстати, хотя Шретер и имел европейское происхождение, знаки, расположенные на фасаде дома под небольшим балконом, которые можно принять за масонские, на самом деле никакие не «тайные символы». Хозяин дома изобразил обычные рабочие предметы, которыми пользуются архитекторы.
в доме идет ремонт пока только этот витраж
В те времена, когда здесь жил архитектор с семьей, в окнах дома красовались цветные стекла и витражи, отчего особняк еще больше напоминал сказочный замок. Внутри дома, помимо бликов от витражей, можно был подивиться красивым интерьерам, шикарной мраморной лестнице, восхитительным лепным узорам. Работал архитектор в угловой части дома, на первом этаже – здесь он обустроил себе кабинет и чертежную комнату.
Вход с улицы ведет к парадной мраморной лестнице, сохранившей прежнюю отделку: на стенах гипсовые рельефы с изображением резвящихся путти, камин, перила с кованой решеткой, цветные стекла в окнах (сохранившиеся, к сожалению, частично). В первом этаже справа от передней помещалась столовая с небольшой винтовой лестницей, выходящей в сад. С одной стороны от столовой располагалась чайная, с другой – буфетная, за которой находились кухня и людская; между ними – кладовая и лестница, ведущая в подвал и к черному ходу.
На втором этаже интерьеры были еще более шикарными, чем на первом. А вот на верхнем, мансардном, все было обустроено весьма скромно.
Слева от главного входа, в угловой части особняка, был устроен кабинет и сообщавшаяся с ним большая чертежная. На втором этаже находился просторный зал, будуар, спальня, гостиная и три детские комнаты (у Шретеров было восемь детей). В мансардном этаже располагались учебная, детская, запасная комнаты. Внутренняя отделка отличалась простотой, скромным декором.
Помещения второго этажа были, безусловно, парадными: стены нежных пастельных тонов – зеленоватый, розоватый и коричневатый цвета, лепные тяги, потолки с лепными розетками и порезками. В большинстве комнат, кроме людских и мансард, настелили дубовый паркет, тогда как в подвале, ванной и ватерклозетах полы были асфальтовые, а на кухне, в коридорах и на площадках для пола использовали цементную и метлахскую плитку. Двери делались из дуба и сосны. Тщательно выполнялись дубовые оконные переплеты с медными приборами.
Отопление было устроено водяное с увлажнителем воздуха, проведен водопровод. В состав хозяйственных построек входили экипажный сарай, конюшня, коровник и каменный ледник.
Под маленьким балкончиком знак, который иногда трактуют как масонский, но это знак Петербургского общества архитекторов, отцом-основателем которого был Шретер.В целом особняк был очень уютным, красивым, удобным. Комфорта добавляли проведенный в дом водопровод и отопление (причем водяное) с увлажнением воздуха.
План дома.
Впоследствии зодчий построил возле своего дома еще два – на этот раз доходных.
В общем, проект удался. В дом был проведен водопровод, лифт и даже водяное отопление с увлажнением воздуха.
На участке за домом, кроме хозяйственных построек, размещались ледник, «гараж» для экипажей, конюшня и коровник. Все, как у людей.
Чуть позже Шретер построил ещё два дома по соседству — на этот раз доходных.
Кирпичный стиль этого особняка предвосхитил модерн, но это еще не модерн в полной мере. Шретер был своего рода новатором: он первым в России предложил отказаться от штукатурки и облицовывать фасады обожженным в сильном огне кирпичом и естественным камнем, явив России тем самым новый стиль, предвосхитивший модерн, который так и назвали – «кирпичным стилем».
В Питере есть немало интересных особняков, которые всегда привлекают внимание прохожих. А еще в северной столице есть здания в стиле самых разных культур.