-неизвестно

 -Я - фотограф

Работы фотографа Лоис Гринфилд

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Anna_Bale

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 5) Выгляди_на_100 Dvizenie_ziznj Wandelhalle О_Самом_Интересном kayros

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.09.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 751


История балетного образования в Санкт-Петербурге.Авторский текст Б.Илларионова

Пятница, 15 Октября 2010 г. 13:23 + в цитатник
 (600x450, 51Kb)
Основные этапы истории балетного образования в Санкт-Петербурге
Реформы Петра I, основание Санкт-Петербурга (1703) коснулись политической, экономической и культурной жизни России. Ориентируясь на обычаи европейских дворов, Петр I учредил ассамблеи (1718) – первые русские балы. Придворная знать не желала уступать в богатстве, роскоши, изысканности манер западной аристократии, стремилась пользоваться творениями лучших музыкантов, художников, архитекторов. Главной составляющей ассамблей были танцы, а поскольку допетровская Россия не знала балов, в страну хлынул поток иностранцев, способных обучить этому искусству. Умение хорошо танцевать считалось обязательным для представителей высшего сословия. В учебных заведениях бальный танец (мало отличавшийся в ту пору от танца на профессиональной балетной сцене) входил в число обязательных дисциплин.
В 1734 г. в Петербург приехал французский танцмейстер Жан-Батист Ланде. Сначала он давал частные уроки придворным, а затем стал преподавать в Сухопутном шляхетном корпусе Балетный спектакль, исполненный воспитанниками корпуса, восхитил императрицу Анну Иоанновну. К тому времени в Петербурге уже появлялись иностранные гастролеры с оперными и балетными постановками, однако собственной труппы при дворе не было, равно как не было и отечественных профессиональных артистов. Ланде, зная интерес государыни к всевозможным увеселениям, подал прошение о создании школы «театрального танцевания».
4 мая 1738 года Анна Иоанновна подписала указ об учреждении Танцевальной Ея Величества школы. Этот день стал днем рождения русского балета и первой профессиональной балетной школы – ныне Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.
В покоях старого Зимнего дворца, где находилась театральная зала для придворных представлений, выделили помещение, выбрали из «простых людей» двенадцать пригожих девочек и столько же стройных мальчиков [Сведения о количестве первых учеников в различных источниках разнятся. Здесь количество приводится по М.Борисоглебскому: Борисоглебский М. Материалы по истории русского балета. Т. 1. Л., 1938. С. 21], их определили на казенное содержание и начали обучать «иноземной поступи». Первый выпуск состоялся в 1742 г. «С сего времени, – свидетельствует Якоб Штелин, – был всегда полный на придворном театре балет, в котором одни русские танцовщицы и танцовщики были...» [Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века. Л., 1935. С. 19].
На протяжении XVIII века в Школе преподавали исключительно французские и итальянские мастера, служившие при русском дворе. Одновременно с Ланде работал итальянец Антонио Ринальди (Фоссано), впоследствии сменивший французского танцмейстера на посту руководителя Школы. Основу обучения составляли менуэт и другие бальные танцы, господствовавшие на балетной сцене. И хотя сценический танец XVIII века мало походил на классический танец современного балета, хореографическая техника основывалась на выворотности ног и строгой упорядоченности движений. Учеников постоянно привлекали для участия в придворных спектаклях. Постановки известных балетмейстеров Франца Хильфердинга, Гаспаро Анджолини и др., работавших в Петербурге, становились неотъемлемой частью образования.
В 1779 г. Танцевальная школа была преобразована в Театральную, ей предписывалось готовить танцовщиков, музыкантов, драматических артистов. Однако главным в деятельности Школы осталось обучение «театральному танцеванию», а уроки танца – обязательным для всех профессий. В программу обучения были включены серьезные общеобразовательные дисциплины: российская словесность, иностранные языки (французский и немецкий), математика, живопись. В последней четверти XVIII века начала складываться традиция «школьных» спектаклей, ставящихся специально на учеников.
В 1784-92 гг. в Школе преподавал последователь Жана-Жоржа Новерра Джузеппе Канциани. Он значительно повысил уровень подготовки, приблизив его к европейскому, и воспитал плеяду замечательных танцовщиков. В числе учеников Канциани был первый русский балетмейстер Иван Вальберх, который оказался талантливым педагогом и руководил Школой на рубеже XVIII-XIX вв.; в конце жизни – соратник и помощник Дидло. Вальберх воспитал Евгению Колосову (замечательную танцовщицу, при Дидло она стала первой русской женщиной-педагогом) и Исаака Аблеца (первого посланца Петербурга в Московском балете).
В 1801 г. в Петербург приехал французский танцовщик, педагог и балетмейстер Шарль-Луи Дидло (работал в России в 1801-11 и в 1816-29 гг). Под его началом русский балетный театр занял одно из первых мест в Европе. Хореографические драмы Дидло вошли в число лучших достижений эпохи преромантизма. Дидло развил женский и мужской танец, поднял роль кордебалета. Он внес значительные преобразования в балетные спектакли, кардинально изменил костюм и грим: отменил парики и шиньоны, башмаки с пряжками, тяжелые кафтаны, фижмы; ввел газовые туники и трико, удобные для танцев. Реформа костюма была напрямую связана с изменениями в хореографической технике. Сценический танец окончательно перестал быть аналогом салонного и приобрел черты современного классического танца с ясностью и четкостью линий тела, большей амплитудой движений рук, корпуса и особенно ног, полетностью, что привело и к большей свободе движений. Преобразования в технике танца неминуемо привели к изменениям в системе обучения, которые сделал Дидло, находясь во главе Школы.
Стараниями Дидло сложилась новая система обучения, заложены основы русской балетной педагогической традиции. Урок классического танца приобрел современную структуру. Стал проводиться принцип «от простого к сложному», процессу обучения была придана последовательность, ученики разделены на отделения (впоследствии разряды и классы в зависимости от способностей, возраста и успехов в обучении), каждому из которых предписывались определенные задачи. Кроме уроков танца и подготовки к участию в спектаклях, были введены уроки актерского мастерства, больше внимания стали уделять музыкальной подготовке. Дидло впервые допустил женщин к обучению воспитанниц, увеличилось число русских педагогов. Из класса Дидло вышли воспетая Пушкиным Авдотья Истомина, Анастасия Лихутина, Екатерина Телешова, Адам Глушковский.
Именно при Дидло были приняты первые законодательные акты – «Образование Театральной школы» (1809) и «Устав Санкт-Петербургского Императорского театрального училища» (1829). Первый документ впервые включал в себя перечень учебных дисциплин, определял обязанности воспитанников, педагогов и служащих, впервые устанавливались правила приема (возраст, условия приемных испытаний), сроки обучения, критерии для перевода из одного отделения в другое. Документом 1829 г. Театральной школе было дано название, просуществовавшее вплоть до революции 1917 г., и статус Императорского, ужесточались правила приема и критерии оценок, введено понятие разрядов (вместо отделений), уточнен перечень учебных дисциплин.
Ссылка на сайт:http://spbballet.narod.ru/simple814.html
Рубрики:  образование
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку