
СветлаяНочь, Выкладываю.
Маленькая жадинка
Все вокруг Мое! Мое!
Мячик мой, мое ружье!
Это только каша не моя, а ваша.
«Доченька, не жадничай, - говорит мама, - Дай Даше поиграть твоей куколкой. Смотри, как она просит». Но малышка только сильнее прижимает к груди свою лялечку. Мама проявляет настойчивость, и все заканчивается детскими горючими слезами. Подобную картину очень часто можно увидеть на детской площадке. Как объяснить такое поведение крохи и как помочь ей спокойнее и свободнее относиться к своим вещам?
В защиту частной собственности
Каждый ребенок очень трепетно относится к тому, что ему принадлежит. «Мое» - это почти святое. Потому что его игрушки, его книжки, его одежда - это его мир, это практически часть его. И если вдруг берут его личные вещи, он недоумевает, иногда протестует, иногда пытается силой забрать назад свою собственность. И это нормальная реакция, она свидетельствует о его правильном развитии. Даже большинство взрослых приведет в негодование предложение дать кому-то покататься на личном автомобиле или попользоваться магнитофоном. Ребенка же это тем более может шокировать. Он еще дикарь в этом мире, он считает себя центром вселенной, щедрость и бескорыстие – это пока категории непонятные и недоступные для него. Они придут в его жизнь сами собой при правильном воспитании, когда малыш видит соответствующий пример взрослых, когда мир кажется добрым и открытым для него.
Родители же часто сами начинают делать трагедию из того, что карапуз никому не дает свои игрушки. При этом постоянно настаивают, чтобы ребенок «дал сейчас же свою машинку Пете – пусть он тоже поиграет», грозят отправить домой, если тот будет жадничать, или, еще хуже, просто насильно вырывают игрушку и отдают другому. И тогда могут действительно появиться проблемы. Малыш начинает бояться, что у него отберут что-то родное, а если его часто называют жадиной, то вообще может поверить, что он и правда такой.
Не играй в мои игрушки и не писай в мой горшок
То, что взрослые называют жадностью, иногда проявляется только в определенных ситуациях. Например, малыш спокойно дает желающим свои игрушки, а с чем-то новым, что его сильно радует и производит впечатление, расстаться даже на минуточку – выше его сил. Иногда ребенок отказывается делиться с кем-то, кто ему не нравится, кому он не доверяет, будь то взрослый или сверстник. Иногда жадничает с младшими, а старшие дети, кто является авторитетом, пусть играют его игрушками сколько душе угодно.
Часто с жадностью связан какой-то период детства. Это из серии «пройдет со временем».
В любом случае как же родителям на все это реагировать и как правильно вести себя с ребенком? Во-первых, никогда не вешать ярлыки и не называть его жадиной, наоборот, говорить, что он добрый и ЕСЛИ ЗАХОЧЕТ, то с легкостью даст на время что-то из своих «сокровищ». Но это только ему решать, потому что он же хозяин. И если малыш все-таки не желает ничего никому давать, поменьше акцентируйте на этом внимание. И еще будьте ЗА него: объясните другим ребяткам, что «ничего не поделаешь – ваш сыночек (дочка) сам хочет поиграть своей игрушкой».
Все в дом
Проблемой в случае так называемой «детской жадности» является не сам факт того, что ребенок не хочет делиться своим. А то, что это может привести к сложностям в общении со сверстниками, к проблеме сотрудничества. Это еще более вероятно, если малыш пытается отобрать игрушки и у окружающих. Тогда с ним точно никто не захочет играть. Часто эти попытки присвоить можно объяснить тем, что дети 1,5 - 2 лет, прекрасно понимая, что значит «мое», с трудом воспринимают понятие «чужое». И когда они видят игрушку в руках другого малыша, то идут и берут ее - как если б обнаружили ее на полу или на диване. Они не видят ребенка как собственника, а видят только игрушку. И если ребенок физически сильнее, то может ее запросто выхватить. И когда его начинают ругать, малыш просто в удивлении: за что!? Игрушка же такая яркая, красивая, занимательная, ее так хочется взять в ручки.
Поэтому ругать не имеет смысла. Нужно просто каждый раз объяснять, что это «не наше», это игрушка вон того малыша. Ты же сам решаешь, давать тебе кому-то свои вещи или нет, вот и он также сам ей распоряжается. Можно пытаться переключить внимание с игрушки на эмоции того ребенка, у кого ваш шустрик что-то забрал. Тот, наверняка, будет, как минимум, расстроен. Придет время и малыш начнет понимать, что значит «не наше», «чужое».
Мне грустно без игрушки – любимая была,
Но все-таки лягушку подружке отдала…
Как ненавязчиво и не давя на малыша помочь ему проще относиться к вещам, уметь делиться, легко и открыто общаться с другими ребятами?
Уже в раннем детстве играйте дома в «дай пожалуйста» - «спасибо большое». Радуйтесь и благодарите, когда малыш приносит вам что-то из своей коробки, угощает своей едой. Пусть для родной мамочки очень редко бывает чего-то жалко, это все равно своеобразная тренировка способности делиться с кем бы то ни было.
Также важен пример взрослых. Бабушка, которая делит на всех ягоды, раскладывая их в ровные кучки, и папа, который хочет съесть последний блинчик и спрашивает, никто ли не против, между прочим ненароком проводят воспитательную работу.
Что касается проблем с общением во дворе с другими детьми, то к прогулке стоит подготовиться. Когда отправляетесь гулять, то стоит брать с собой не только любимые ребенком вещички, но и те, к которым тот практически равнодушен. Их можно без терзаний предложить соседям по песочнице. Если ваш сынок или дочка старше двух лет, его можно заранее дома подготовить: «тебе же хочется, чтобы с тобой во дворе играли ребятки. Выбери сам, что тебе не жалко будет дать им на время».
Кроме того, даже любимые игрушки малышу проще не просто дать, а дать В ОБМЕН на чужие. Предложите ему поменяться, объясните выгоду: так каждый порадуется - поиграет с новой для него игрушкой.
Своеобразной тренировкой бескорыстия и доброты может стать сбор своих старых игрушек в пользу кого-то. Хорошая идея - собрать в пакет то, из чего он уже вырос, или то, во что он просто не играет. И потом передать его либо «в наследство» младшим знакомым, либо в дом малютки. Замечательно, если это не будет подарок кому-то абстрактному. Отправьтесь в дом малютки вместе, чтобы малыш видел тех, кому он все это принес.
Попробуйте также поговорить с ребенком о жадности и щедрости на примере стихов, песенок, мультфильмов. Можно придумать сказку самим, а малыш пусть самостоятельно попробует сделать вывод.