-Рубрики


Тайная жизнь на картинах голландского Золотого века

Воскресенье, 17 Сентября 2017 г. 20:20 + в цитатник

 

Предлагаю вашему вниманию отрывки из статьи  Влада Маслова  "Тайная жизнь на картинах голландского Золотого века: Зазеркалье в реальности", опубликованную на сайте  Артхив.

 

Шедевры большинства живописцев Золотого века Голландии к концу XIX столетия пылились в чуланах или вовсе отправлялись в растопку. Ведь что может быть скучнее созерцания музицирующих аристократов и подвыпивших крестьян, задумчивых юношей и девушек в тиши внутренних комнат, суровых малолюдных пейзажей с неизменными мельницами и коровами да роскошных букетов в центре стола? И сейчас посетители музеев скользят равнодушным взглядом по галантным кавалерам и чопорным дамам, служанкам на кухнях и роскошно сервированным столам.
Ян Вермеер, фрагмент пейзажа «Вид Дельфта» (1660 — 1661), Кололевская галерея Маурицхёйс, Гаага
Но почему голландцы XVII века так ценили эти картины? Знать и простолюдины готовы были выкладывать немалые деньги только лишь за мастерство, с которым художники изображали привычный быт? Нет. Живопись Золотого века Голландии — не обычное отражение мира, но Зазеркалье со множеством деталей, раскрывающих неожиданные истории и смыслы.
Нужно лишь знать, как их расшифровать

Земля воды и ветра

Посмотрите на карту Европы. Туда, где вдоль берега Северного моря протянулась цепочка островов, похожая на развивающийся девичий хвост. А теперь увеличьте масштаб — и увидите, как хищные пальцы моря впиваются в сушу и крошат её, будто сухой бисквит. Ещё ближе — тонкие каналы проникают в тело материка, змеясь причудливыми узорами, словно паутинка голубоватых вен под тонкой кожей. Это — Нидерланды, «земля воды и ветра» или, дословно,  «низинные земли».

         
 

 

 

 

 

 

 

 

Карта Семи Соединённых провинций, выполненная Янсониенсом в 1658 году                                                                                                           Справа -  Петрус Каэриус, карта Семи Соединённых провинций в виде льва  (1617)   

  Говорят, что Бог создал мир, а голландцы — Нидерланды. На протяжении столетий жители этой страны покоряли водную стихию напряжённым трудом и неусыпной бдительностью. География сформировала их быт, историю и культуру, но воды и морские ветры были также благом — ресурсами, которые сыграли ключевую роль в успехе государства в XVII столетии. Этот период стал эпохой расцвета Нидерландов — как экономического, так и художественного. 

 Побережье в Схевенингене. Адриан ван де Вельде 1658, 50×74 см

     Речной пейзаж с коровами. Альберт Кейп 1650, 68×90.2 см

На самом деле период, названный «Золотым веком Голландии», длился от девяноста до шестидесяти лет. Всё зависит от того, что брать за отправную точку — провозглашение независимости Северных провинций от Испании в 1581 году, основание Голландской Ост-Индийской компании в 1602-м или начало Двенадцатилетнего перемирия в Восьмидесятилетней войне в 1609-м (официально конфликт завершился лишь 39 лет спустя подписанием Мюнстерского мирного договора). А вот финал обозначен чётко — 1672 год, когда в Нидерланды вторглась Франция. 

   Герард Терборх Младший, «Подписание Мюнстерского мирного договора» (1648). Слева изображены голландские делегаты с поднятыми пальцами, справа — испанцы, положившие руки на Евангелие   

 Удивительно, что неприхотливые нидерландцы, закалённые трудом и политическими невзгодами, буквально обожали живопись. Иностранцы в XVII веке были поражены интересом жителей страны к искусству. Англичанин Питер Манди в 1640 году писал: «Что касается живописи и привязанности людей к картинам, думаю, никто другой не сравнится с ними…».

 В течение Золотого века в Голландии были созданы, по некоторым оценкам, миллионы работ великолепного качества. В этот период в стране творили более тысячи художников, а некоторые стали величайшими на все времена.                                

   Щегол.Карел Фабрициус.1654, 33.5×22.8 см                                                                                              

Стражи земель и душ

Тёмные зловещие облака уносятся за горизонт, и тёплые солнечные лучи окутывают крылья ветряной мельницы. Она, как постовой, наблюдает за течением повседневной жизни: мать с ребёнком идут к реке, где женщина, стоя на коленях,стирает одежду, а её движения порождают рябь на гладкой поверхности воды. Гребцы переправляются на лодке на противоположный берег. Вдалеке мирно пасутся коровы и овцы.

   Мельница.Рембрандт Харменс ван Рейн.1648, 87.6×105.6 см   

 Пожалуй, ничто так не символизирует Нидерланды, как ветряные мельницы. Сегодня их осталось чуть меньше тысячи, но в своё время насчитывалось в десять раз больше. В XVII веке на них не только мололи зерно и пряности, но и распиливали древесину, растирали пигменты для красок и — до недавнего времени — с их помощью регулировали уровень вод на внутренних территориях.                                        

На картине Рембрандта ван Рейна изображена поворотная мельница — её крылья крепились к деревянной коробке, которая держалась на вертикальной стойке. Вся верхняя конструкция поворачивалась вслед за ветром на вращающейся платформе. Такие мельницы называли ещё «почтовыми»: мельник мог отправлять различные сообщения, установив лопасти в определённом положении. Подобным образом во время Второй мировой войны жителей предупреждали о нацистских налётах и необходимости прятаться в убежищах.

Равнина с ветряными мельницами.Ян Брейгель Старший 1611, 26.5×37.5 см
Вид на сельскую дорогу с ветряной мельницей. Ян ван Гойен 1634, 30×35.6 см
Ветряная мельница и замерзшая река. Хендрик Аверкамп 1620-е , 23.5×31.2 см
Отец Рембрандта владел зерновой мельницей неподалёку от Лейдена. Можно предположить, что на этой картине изображена именно она. Однако изменения, которые художник внёс в пейзаж (например, написал, а затем удалил мост), указывают, что он имел в виду не конкретную мельницу, а некий символ. В XVII веке в Нидерландах у ветряков было несколько значений. Кто-то проводил параллели между движением крыльев и нравственным путём человеческих душ. А ещё сооружения, осушавшие поля, считались хранителями земли и её людей.
Ветряная мельница
Рембрандт Харменс ван Рейн
1641, 14.6×20.6 см
В период, когда Рембрандт написал эту картину, во многих пейзажах можно найти исторические и культурные отсылки к борьбе Нидерландов за независимость от Испании. Нельзя сказать наверняка, содержится ли политическое заявление в этом образе достоинства и спокойствия под лучами солнца после бури. Но сюжет полотна можно интерпретировать как торжество мира и надежды на процветание новой республики, где люди живут без войн и страхов.

Новый патронаж

Может показаться, что голландские картины XVII века правдиво отражают жизнь, но на деле они поровну сочетают реальность и выдумку. Художники нарушали традиции и допускали вольности, чтобы проиллюстрировать расхожие пословицы или девизы, дать моральную оценку нравам и поступкам своих героев. Результатом стало огромное количество работ чрезвычайно оригинальных в подходах и разнообразных по тематике.

Картины заказывали и покупали не только состоятельные коммерсанты. Страстными коллекционерами были пекари, сапожники, мясники и кузнецы,а также гражданские институты — городские стражники, гильдии,различные общества. 

Так в Нидерландах возник новый вид патронажа, отличный от общеевропейского — живописцам покровительствовали не только церковники, аристократы или богачи. Этим объясняется популярность бытовых сюжетов, внешний вид, способ написания и распространения картин.

Ян Стен, «Лейденский булочник Арент Оствард и его жена Катарина Кайзерсвард» (1658). РейксмузеумАмстердам

Синдики, или Портрет избранных членов цеха суконщиков. Рембрандт Харменс ван Рейн. 1662, 191.5×279 см
 
В коллекции зажиточных граждан нередко насчитывалось 10 — 15 живописных работ помимо гравюр и масштабных карт. Первоначально картины имели скромные размеры, но с ростом благосостояния ценителей масштабы увеличивались. Со временем изображения стали вешать на стены, чтобы облегчить их рассмотрение. Наиболее значимые выставлялись в общедоступных комнатах — гостиных или приёмных.
 
Женщина, читающая письмо. Габриель Метсю 1667, 52.5×40.2 см
 
В «Женщине, читающей письмо» (1667) Габриэля Метсю «картина в картине» расширяет повествование: отодвинув занавеску с бурной марины, служанка намекает госпоже, что любовь похожа на неспокойные воды
 
Игроки в карты в солнечной комнате.Питер де Хох 1658, 77.2×67.4 см
 
В картине «Игроки в карты в солнечной комнате» (1658) Питера де Хоха ландшафт на стене лишь подтверждает, что в XVII в Голландии живописными работами украшали даже самые скромно обставленные помещения

Больше, чем кажется

Женщина в синем жакете стоит в тишине посреди комнаты, буквально окутанная утренним светом. Она сосредоточено смотрит на небольшие весы, чьи чаши находятся в спокойном равновесии. На первый взгляд перед нами жанровая сцена. Но обратите внимание на стену: там висит изображение Страшного суда, где божественные силы определяют«нравственный вес» душ. Можно подумать, что Ян Вермеер показывает нам даму, которую больше заботят земные ценности. Но почти наверняка его героиня — это некое воплощение Девы Марии.
Ян Вермеер. Женщина с весами
Женщина с весами. Ян Вермеер. 1663, 40.3×35.6 см
В обстановке комнаты нет напряжённости и ощущения конкуренции между духовными и земными занятиями. Лицо женщины созерцательно и даже безмятежно, а весы пусты — она лишь проверяет точность своего инструмента. Героиня закрывает собой центр настенной картины, то место, где зачастую изображался архангел Михаил, взвешивающий души мёртвых. Возможно, так художник предупреждает зрителя о смертности и праведности.
На своих полотнах нидерландцы видели больше, чем кажется на первый взгляд. В изображениях повседневной жизни крылись более глубокие смыслы. Натюрморты с венецианским стеклом и яванским перцем знаменовали богатство Нидерландов, но также побуждали к нравственным и религиозным размышлениям: свисающая лимонная цедра могла символизировать мимолётность всего сущего. Портреты были призваны увековечить память о предках и их положении в обществе.
Пара с двумя детьми и няней на фоне пейзажа. Адриан ван де Вельде. 1667, 148×178 см
Привычные пейзажи с мельницами и стадами, возможно, отражали гордость жителей страны за свои успехи. В остальной Европе в моде были экзотические ландшафты, но голландцы предпочитали сцены, передающие красоту и лад собственных земель. Аккуратные дома и трудолюбивые женщины, счастливые ухоженные дети воплощали порядок и нравственность в частной жизни. Яркое небо и тёплый свет выражали высшую гармонию — и напоминали, что успех и процветание даны Богом.
Уличные музыканты в дверях богатого дома.Якоб Лукас Охтервелт.1665, 68.6×57.2 см
 
Рубрики:  Живопись, графика, иллюстрации/Пейзажи, марины
Живопись, графика, иллюстрации/Жанровая живопись и графика
Живопись, графика, иллюстрации/Зарубежная живопись и графика 15-20 век
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 7 пользователям

Опять_ИрИшА   обратиться по имени Понедельник, 18 Сентября 2017 г. 06:42 (ссылка)
Спасибо,Леночка! Хорошей недели!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 18 Сентября 2017 г. 06:54ссылка
Благодарю, Ирочка! Легкой и удачной недели!
lora-46   обратиться по имени Понедельник, 18 Сентября 2017 г. 08:38 (ссылка)
Привет,Леночка. Замечательный пост и отличный сайт ,я там новости отслеживаю. Очень нравятся мне посты о живописи с комментариями . Перечень картинок не интересен.
Люблю Аверкампа,Вермеера,Брейгелей.
Очень- очень- Босха . Там у меня о нем посты с картинками большого формата. Всё можно рассмотреть. конкретный сюр,прошлое и будущее в одной точке , музыку с ягодицы расшифровали...
Интересно,нет слов!
Удачной тебе недели и хорошего осеннего настроения!
104896356_0_9ad3b_6ce57364_L (388x286, 217Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 18 Сентября 2017 г. 09:28ссылка
Привет, Ларочка!
Хороший вкус, мне они тоже нравятся))) Ура, заберу себе твои публикации по голландцам, цитировала у тебя, но не все...
Прекрасной тебе недели, хорошего настроения и непременно- вдохновения!
Перейти к дневнику

Понедельник, 18 Сентября 2017 г. 12:16ссылка
http://www.liveinternet.ru/users/loreleya-46/post391169304
http://www.liveinternet.ru/users/loreleya-46/post391151395
прости за нескромность так хочется с тобой поделиться...
Перейти к дневнику

Понедельник, 18 Сентября 2017 г. 15:46ссылка
Ларочка, спасибо большое, загадок много,посты об этом очень интересны. Комп вис,то есть Лиру, открыла любимую Википедию, вот оттуда понравилось- "Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Josй de Sigьenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале; они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».
Забираю себе чуть позже, сейчас забежала просто, заранее спасибо, очень интересные, почитаю вечерком... Пришла с библиотеки, ходили с дочкой на пару...
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку