-Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Amazonka-ka50

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.01.2011
Записей: 461
Комментариев: 94
Написано: 724


"Принимаем бой!"(Два ДБ-3ф против 18 "Ме-109")

Среда, 08 Июня 2011 г. 20:16 + в цитатник

Мой дядя Григорьев Вадим

Наша семья с 1941 года пыталась узнать судьбу сына,брата...Далее перешло к более дальним родственникам,я - третье поколение и Вадим является для меня дядей,старшим братом отца.Много версий было,много слухов,сколько не писали и куда : или отписки, или просто не было ответов...А ведь с каждым годом искать все труднее и труднее..Уходят живые свидетели той грозовой эпохи и с каждым годом их все меньше и меньше.Мне не давала покоя безызвестность,узнать его судьбу было завещано моей бабушкой,его матерью.Более 30 лет я вела поиски и вот,наконец, усилиями многих незнакомых мне людей(благодаря инету!),некоторые из них под никами,удалось сложить,как пазл,тот ,далекий ныне ,грозовой июль 1941 года.Правда,дата гибели расходится :24 июня,30 июня,3 июля,24 июля(в похоронке)

"черное" письмо

Я склоняюсь ближе к воспоминаниям непосредственного участника того боя Богданова Н.Г. - командира экипажа,где летал Вадим....28 июня командир 212 ДАБП 42 БАД полковник Голованов получил срочную радиограмму,прочитав ее сказал:" -Танковые соединения Гудериана прорвались к Бобруйску,захватили его и начали форсировать Березину.Нам приказано немедленно ..."Через час десять звеньев -тридцать машин- поднялись в воздух и взяли курс на запад,в район города Бобруйска, чтобы нанести бомбовый удар по танковым и механизированным войскам противника и по переправам через
Березину.Несколько одиночных самолетов улетели на разведку.У Бобруйска и на переправах противник оказал сильное сопротивление.К вечеру,вслед за последними возвратившимися на аэродром самолетами,с запада накатилась мощная гроза,хлынул ливень,продолжавшийся всю ночь.Аэродром раскис и пришел в полную негодность.Поэтому 29 июня на задание не летали.День 30 июня был для нас снова днем тяжелых потерь- 11 самолетов,большая потеря для одного полка.Не вернулись самолеты комэска-1 майора Починка,ст.лейтенанта Яницкого,лейтенантов Ищенко,Чумаченко,Антонова,Клебанова,Осипова,Ковальчука.Под зенитным огнем погибли экипажи И.Белокобыльского и комэска-4 В.Вдовина.
К 3 июля в нашей эскадрилье осталось два экипажа из 10.В этот день мне и Якову Михееву было приказано нанести удар по колоннам танкового соединения противника,прорвавшегося от Бобруйска на Рогачев.Нач.штаба майор Богданов прямо сказал нам,что только от нас зависит,прорвутся или нет немецкие танки сегодня к Днепру.Если прорвутся,то захватят на его правом берегу плацдарм,а наши войска еще не успели организовать там оборону. И пообещал,что нас прикроют истребители. В мой экипаж входили штурман мл.лейтенантт Борис Хомчановский,стрелок-радист мл.сержант Александр Журавский и техник мл.воентехник(мл.лейтенант) Вадим Григорьев,который летал как стрелок у им же установленного хвостового пулемета. Молодой,черноглазый,с копной черных волос,среднего роста,Григорьев был подвижен и энергичен.Самолет и двигатели он знал отлично и исключительно добросовестно готовил их к полету.За все время нашей службы с ним ни одного отказа матчасти в полете у нас не случалось.Когда нам разрешили установить пулемет в хвостовой части,он первым в полку сделал это и никому не уступил чести летать стрелком на своей машине.Он сделал уже три боевых вылета...Нам,бомбардировщикам дальнего действия,приходилось в течение одного дня наносить удары по целям,удаленным друг от друга на тысячи километров.Все события начавшейся войны в нашем сознании объединялись в одно целое - чудовищный огненный смерч,катящийся с запада на восток нашей страны и оставляющий за собой сожженные,дымящиеся города,огромные черные пятна сгоревших полей...Мы были готовы не щадя жизни выполнить любое задание - лишь бы остановить ненавистного врага....Поскольку силы у нас были небольшие - всего два самолета,мы с Михеевым решили ,что нужно как можно дольше оставаться над целью и точнее поражать ее и для этого при каждом заходе на цель сбрасывать только по одной бомбе.Бомбометание решено было начать с головы колонны,чтоб создать пробки на шоссе и бить врага наверняка.После взлета Михеев пристроился ко мне справа.В плотном строю пары мы неожиданно появились над танковой колонной,которая находилась в 10 км от Рогачева.Под небольшим углом к шоссе с высоты 1200 метров мы сбросили первые две бомбы по голове колонны.Молодчина Хомчановский!Бомбы точно поразили цель.И когда совершаем очередной заход,то хорошо видим горящие танки,которые используем как ориентиры.Так проходит 30 минут боя.Мы уже считали,что этот бой выигран нами и боевая задача решена:горящие танки и автомашины плотно забили шоссе, - когда сверху на нас ринулись две пары Ме-109.С боевого курса не свернешь,я продолжаю выдерживать машину строго по прямой...Самолет трясется от длинных пулеметных очередей...Первая атака "мессеров" отбита.Последние бомбы сброшены,нужно уходить.Как бы понимая мои мысли,Михеев буквально прижал свою машину к моей."Мессеры" ,разделившись на две группы,с разных направлений атакуют нас.Мы маневрируем,прикрывая огнем друг друга.Один из "мессеров" нарвался на огненные трассы Григорьева и Журавского,вспыхнул и начал падать.Such they were then

Но в следующей атаке "мессершмитты" зажгли самолет Якова Михеева,он в пологом пикировании пошел вниз.Мы остались одни против трех Ме-109.Я беспрерывно маневрировал,стараясь ставить машину в положение,удобное стрелкам...Наши пулеметы замолкли.Убиты Журавский и Григорьев.Поняв,что отпора им не будет,немцы,подойдя вплотную,в упор стали расстреливать нас.Свинцовый ливень обрушился на нашу машину.Убит Хомчановский,разбита вся приборная доска,фонарь моей кабины изрешечен,душит резкий запах серы от зажигательных пуль и снарядов.Но самолет живет...Один из немцев вплотную пристраивается к моей машине справа и кулаком грозит мне,вижу его злорадное смеющееся лицо.От гнева и бессилия в глазах потемнело,я резко накренил самолет и бросил его на врага.Но тот спикировал под меня,зашел в хвост и с минимальной дистанции длинной очередью разрядил пушку в совершенно беззащитный самолет.Самолет вспыхнул,языки пламени струйками потекли в кабину,а через мгновение,непослушный и уже неуправляемый,он перевернулся и стал падать....После резкого толчка при раскрытии парашюта ощутил жгучую боль в правой ноге и тогда понял,что ранен."Мессеры" поочередно проносились надо мной,стреляя из пулеметов.К моему счастью,над танковой колонной появилась пара грозных Ил-2,"мессеры" бросили меня и ринулись в атаку на них...
Вот таким был последний бой в жизни Вадима...В августе 1941 ему бы исполнился 21...

Итак,Григорьев Вадим Васильевич,рождения август 1920 года,после окончания в 1940 году летной школы в г.Вольск Саратовской обл.,служил в 212 дальнебомбардировочном авиационном полку 42 бомбардировочной авиационной дивизии,за 10 дней войны на его счету 3 боевых вылета и один сбитый Ме-109.Погиб в воздушном бою 03 июля1941,похоронен в пос.Ленино Сычковского с/с Бобруйского р-на Могилевской обл.,захоронние № 3191.К сожалению,только спустя 68 лет стала,наконец-то ,известна его судьба.И в этом мне помогали
далекие,незнакомые люди,которые близко к сердцу приняли мою боль,мою память...Низкий им земной поклон. Вечная память героям Великой Отечественной...


P.S. Люди,дорогие мои!Вынужденна обратиться к вам с просьбой о помощи.Теперь я знаю,где могилка дяди,мечтаю хоть раз в жизни побывать у него,возложить цветы и горсть земли с могилок его родителей и братьев...Но так как я получаю всего 6600 рублей (на руки - 5700)поездка для меня просто нереальна в финансовом плане...:(А ехать надо в Белоруссию.Может,найдутся добрые души,кто поможет мне осуществить эту мечту?! Пусть не деньгами,просто свозить меня на могилку дяди...Или же кто сможет чем помочь - мне надо-то всего-навсего денег на дорогу из Владимира до пос.Ленино Сычковского с/с Бобруйского р-на Могилевской обл.,республики Белорусь...Я даже могу не кушать в пути(не привыкать,с моей зарплатой я по 2 недели не кушаю,особенно,если ее задерживают)...Милые мои,дайте мне один шанс в жизни,более не будет,я инвалид по общему заболеванию,кто знает,сколь мне Богом отпущено.Но поклониться праху героя - дело всей моей жизни....Перевезти прах ведь мы не можем,маме 72 года и 8000 пенсия,мне - уже 50лет и з/п в 6000+4400 пенсия по инвалидности,а других родственников больше не осталось...:(Мне очень тяжело писать эти строки и просить,прямо скажу,милостыню,но другого выхода у меня нет...

Серия сообщений "История моего рода":
Часть 1 - "Принимаем бой!"(Два ДБ-3ф против 18 "Ме-109")
Часть 2 - Династия Спиридоновых
Часть 3 - "Блеск" и нищета нашей Раши....
Часть 4 - Тут покоится прах моего дяди,Григорьева Вадима,павшего в боях за Советскую Родину

Метки:  

Аноним   обратиться по имени Понедельник, 08 Августа 2016 г. 01:49 (ссылка)
Здравствуйте, Амазонка!

На мой профиль можете не смотреть. Я зарегистрировалась на этом ресурсе только что, потому что нашла Вашу заметку о Вадиме Григорьеве.

Из Ваших записей выходит, что Вы с Вашей мамой были на братской могиле в Бобруйском районе. Только Вадим там лишь увековечен, а погиб он в другом месте.

Я не знаю кто собрал имена многих летчиков из этого полка, погибших и пропавших без вести в первые дни войны, и увековечил их именно в этом месте. Но многие из тех, что значатся в этой могиле, в Бобруйский район просто не могли попасть.

Теперь о Вадиме. В тот роковой день, 3 июля, он не погиб в самолете, а выпрыгнул и попал в плен. Погиб в плену 20 октября 1941 года. Где именно - я не знаю. Но про его гибель в плену есть документ в ЦАМО (Фонд 33 Опись 11459 Дело 44 Лист 562). Николай Григорьевич Богданов, в экипаже которого был Вадим, просто не знал, что Вадим выпрыгнул. Такое случалось в момент боя. В этом же полку чуть позже экипаж потерял в процессе боя штурмана, а заметили это только при приземлении на аэродроме. Самолет ДБ-3Ф устроен так, что стрелков летчик не видит, а вот штурмана летчик видит, но не все время (зависит от того, чем занят штурман - работает в штатном режиме, или ведет бой).

Почему я это знаю.

Мы занимаемся поиском погибших в Великую Отечественную, как в архивах, так и на местах боев (в том числе и на местах падений самолетов). К настоящему моменту нами и нашими знакомыми найдено 3 самолета этого полка, в котором служил Вадим, 212 дбап.

Один экипаж установлен, одно место падения еще находится в работе, и еще одно место падения уже отработано, найдены останки одного из членов экипажа. Вот его-то имя я и пытаюсь установить через архивные сведения и воспоминания ветеранов полка.

Дело в том, что документация в полку велась из рук вон плохо, многие документы составлены значительно позже, какие-то документы не сохранились. Неизвестно, где донесения о потерях полка за первые месяцы войны. Приходится анализировать весь имеющийся материал, чтобы отсеять всех, кто не мог оказаться в этом самолете.

Другими словами, приходится восстанавливать историю каждого служившего в этом полку на начало войны.

В результате этой работы и появилась информация о Вадиме. Кстати, разница в датах его гибели объясняется как раз тем, что документы составлены в разное время. Настоящий вылет состоялся именно 3 июля, как и пишет Богданов.

Если Вам что-то еще интересно, или я могу Вам чем-то помочь - пишите.



С уважением, Мария
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку