Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском Цитата сообщения Алексея Рудко |
Древнее подмосковное село Коломенское выделялось среди других вотчинных владений российских государей - здесь размещались великокняжеские и царские загородные резиденции. Самая знаменитая среди них - деревянный дворец царя Алексея Михайловича. Сын первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича, Алексей Михайлович, вступив на престол, неоднократно перестраивал и последовательно расширял отцовскую подмосковную резиденцию, что было связано с ростом его семьи. Он часто посещал Коломенское, занимался соколиной охотой в его окрестностях и проводил здесь официальные церемонии. В 1660-х годах царь Алексей Михайлович задумал масштабные изменения коломенской резиденции. Торжественная церемония закладки фундамента нового дворца, начавшаяся молебном, состоялась 2-3 мая 1667 года. Строился дворец из дерева по чертежам, работы вела артель плотников под руководством стрелецкого головы Ивана Михайлова и плотничьего старосты Семена Петрова. С зимы 1667 по весну 1668 года были выполнены резные работы, в 1668 году обивали двери и готовили краски для росписи дворца, а в летний сезон 1669 года были завершены основные иконописные и живописные работы. Весной и летом 1670 года во дворце уже работали кузнецы, резного железного дела мастер и замочники. Осмотрев дворец, царь распорядился добавить живописных изображений, что и было выполнено в 1670-1671 годах. Государь внимательно следил за ходом работ, в течение всего строительства часто приезжал в Коломенское и оставался там на день. Окончательное завершение работ пришлось на осень 1673 года. Зимой 1672/1673 года дворец был освящен патриархом Питиримом; на церемонии иеромонах Симеон Полоцкий произнес "Приветство" царю Алексею Михайловичу.
Коломенский дворец имел асимметричную планировку и состоял из самостоятельных и разновеликих клетей, размеры и оформление которых соответствовали иерархическим традициям семейного уклада. Клети соединялись сенями и переходами. Комплекс делился на две половины: мужскую, включающую терема царя и царевичей и парадные сени, и женскую, состоящую из теремов царицы и царевен. Всего во дворце было 26 теремов разной высоты - от двух до четырех этажей. Основными жилыми помещениями были комнаты второго этажа. Всего же во дворце насчитывалось 270 покоев, которые освещались 3000 окошек. При оформлении коломенского дворца впервые в русском деревянном зодчестве использовались резные наличники и обшивка тесом, имитирующая камень. В решении фасадов и интерьеров активно применялся принцип симметрии. В итоге масштабных работ в Коломенском был создан сложный комплекс, потрясавший воображение как современников, так и людей "просвещенного" XVIII века. Дворец отличался большой декоративностью: фасады были украшены затейливыми наличниками, многоцветными резными деталями, фигурными композициями и имели нарядный вид.
В 1672-1675 годах царь Алексей Михайлович с семейством регулярно выезжал в Коломенское; во дворце часто проходили дипломатические приемы. Новый государь Федор Алексеевич (годы правления 1676-1682) осуществил перестройку дворца. 8 мая 1681 года плотник Семен Дементьев, крестьянин боярина П.В.Шереметева, вместо обветшавшей повалуши начал строительство огромной Столовой палаты. Окончательный вид этого здания был запечатлен затем на различных гравюрах и картинах. Коломенский дворец полюбили все последующие правители России. В 1682-1696 годах его посещали цари Петр и Иван, а также царевна Софья Алексеевна. Значительно чаще других здесь бывали Петр и его мать, царица Наталья Кирилловна. При Петре I под дворец был подведен новый фундамент.
На протяжении XVIII века дворец постепенно ветшал и разрушался несмотря на все попытки его сохранить. В 1767 году по указу императрицы Екатерины II началась разборка дворца, продолжавшаяся примерно до 1770 года. В процессе демонтажа были составлены подробные планы дворца, которые вместе с описями XVIII века и изобразительными материалами дают достаточно полное представление об этом замечательном памятнике русской архитектуры XVII века.
Идея воссоздания дворца возникла в музее-заповеднике еще в 1990-е годы, и в итоге была поддержана Правительством Москвы. Были проведены археологические работы и исследованы сохранившиеся фундаменты. Но поскольку за прошедшее время на месте бывшего дворца сформировался природный комплекс и уже выросли многовековые дубы и липы, было принято решение о переносе строительства на территорию бывшей деревни Дьяковское, за Голосов овраг. Нынешнее строение представляет собой макет Дворца Алексея Михайловича в натуральную величину. Строительство велось по чертежам, сделанным по велению Екатерины II. Однако новое строение не является полностью деревянным: все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем бревнами. Ориентация относительно сторон света также нарушена - макет был повернут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, что полностью нарушило сакральный смысл первоначального строения. Общая площадь застройки составляет свыше пяти тысяч квадратных метров, а общая площадь помещений - более семи тысяч квадратных метров. Хоромы располагаются на пяти уровнях и объединяют пять строений. Внутри дворца воссозданы старинные интерьеры и росписи времен царствования Алексея Михайловича.
В работах по созданию интерьерной экспозиции во Дворце приняли участие 226 человек 20-ти специальностей, среди них - модельщики и скульпторы, художники по керамике и иконописцы, резчики по дереву, мебельщики, паркетчики и столяры, позолотчики, витражники и литейщики бронзы, ткачи и золотошвеи, ювелиры и др. Основной объем ручных работ проводился в мастерских Москвы, но также были привлечены мастера из Санкт-Петербурга, Ярославля, Суздаля и других городов. Реконструкция призвана дать представление о дворцовых интерьерах эпохи Романовых. Экспозиция во Дворце Алексея Михайловича рассчитана на широкий круг посетителей. Ее залы наполнены предметами из фондов музея-заповедника, воссоздающими образ эпохи, рассказывающими о жизни царского дома. Красное (Парадное) крыльцо Красное, или Парадное, крыльцо - главный вход в любой царский дворец. Согласно этикета, к нему мог подъехать верхом или на повозке только царь; за нарушение следовало суровое наказание. В Коломенском даже иноземные послы и бояре сходили с лошадей перед Передними воротами Государева двора. Был разработан сложный церемониал приема. Он требовал с должной торжественностью встречать именитых гостей снаружи, перед домом, на одной из площадок Красной лестницы. Навстречу выходил стольник с дьяком или боярин (окольничий) со стольником (думным дьяком). Иноземного посла или принявшего русское подданство правителя приветствовали трижды - у лестницы на подъездном помосте (рундуке), на крыльце против средней лестницы и у дверей палаты. На всем пути до дверей палаты в два ряда стояли дворовые и служилые люди с парадным оружием и в богатейших одеждах, которые выдавали на время из царской казны. Переднее крыльцо служило также местом выхода государя к подданным. Здесь царь мог дать краткую аудиенцию, выслушать отчеты, принять челобитья и подношения
На Переднем крыльце происходила раздача именинных пирогов в день ангела одного из членов царской семьи - обязательная, важная часть государственного церемониала, демонстрировавшая единство правителя и его подданных. Убранство крыльца и его архитектура усиливали ощущение торжественности. В украшавших крыльцо богатой резьбе и живописи использовалась государственная символика: двуглавый орел, пары геральдических животных, скульптуры львов под столбами крыльца. Для церемониальных встреч рундуки (площадки), ступени, перила и столбы устилали яркими коврами и драгоценными тканями. Украшали крыльцо и металлические изделия: фонари со слюдяными стенками, кованые двустворчатые наружные двери с росписью и луженым убором. Парадный вход во дворец обязательно осеняли иконы. Над входной металлической дверью крыльца помещены современные списки икон "Спас", "Богоматерь" и "Иоанн Предтеча". Сени перед Столовой палатой Сени перед Столовой палатой состоят из двух помещений, связанных проходом в стене ("сени" и "сени ж, где входят с кушаньем"). Это была своего рода буфетная, из которой обслуживали царские пиры. Степенные ключники и стряпчие накрывали здесь поставцы Сытного, Кормового и Хлебного дворов по несколько на каждый двор. На эти стойки-серванты ставили все, что позже подавали на столы: на поставцы Сытного двора - сосуды с винами, пивом, медом и квасом; на поставцы Хлебного двора - калачи, караваи, пироги; на поставцах Кормового двора перед началом пира стояли кувшины с уксусом и лимонным рассолом, а во время пира сюда приносили кушанья, приготовленные в поварне. Перед пиром поставцы накрывали
Кушанья и питье на царский стол подавали, следуя придворному ритуалу. Каждое блюдо многократно пробовали из-за боязни отравы или порчи. При отпуске с поварни блюдо отведывал повар в присутствии стряпчего, от него блюда принимали ключники (каждый отдельное кушанье) и под охраной стряпчих несли во дворец. Подавая яства на кормовой поставец, ключники пробовали каждый со своего блюда; наконец, кушанья пробовал дворецкий (глава Приказа Большого дворца, отвечавший за продукты для царского стола) и отдавал стольникам "нести перед государя". Перед подачей на стол блюда отведывал кравчий, а напитки - чашник. Над дверью в сенях перед Столовой палатой размещен современный список иконы "Спас Нерукотворный". Столовая палата Столовая палата - самое большое, парадное и торжественно оформленное помещение дворца. Она была построена царем Федором Алексеевичем на месте обветшавшей "повалуши" и новыми сенями соединялась с теремом царя. В палате проходили важнейшие дворцовые церемонии. Здесь принимали иноземных гостей, отмечали семейные и церковные праздники, могли устроить прием в честь важного назначения. Заканчивались приемы приглашением к царскому столу с ритуалом подачи "государевой чаши". После официальной части и перед царским столом был короткий промежуток, позволявший государю немного передохнуть, а стряпчим и ключникам - завершить приготовления к трапезе
Место государя за обедом было на помосте (рундуке), где находился стол, накрытый скатертями из шитого бархата или аксамита; к столу ставили "приступ" в две ступени, обитый цветным персидским ковром. К лавкам, на которых сидели приглашенные, приставлялись столы: "большой" ("первое место от угла под иконами"), "кривой" (он заворачивал за угол) и другие, по числу гостей. Ставились столы всегда так, чтобы можно было видеть государя. Кроме лавок сидели и на стульях, которых в палате было много. Посуду, напитки и кушанья помещали в поставцы или буфеты. В поставце, именовавшемся царским, размещали особенно дорогую посуду - в основном серебряную, реже золотую или из полудрагоценных камней. Она служила великолепным украшением трапезы. На столы ставили скатерти, украшенные тесьмой и кружевом; полы были устланы коврами. Украшением палаты была и ценинная многоцветная печь со сложным орнаментом. Потолок Столовой палаты украшала символическая роспись "Боги небесные" с изображением планет и знаков Зодиака с аллегориями четырех стран света по углам. Над окнами Столовой палаты размещены современные списки иконе "Спас Эммануил", "Архангел Гавриил", "Архангел Михаил", "Спас" и "Богоматерь". Над троном находится современный список иконы "Богоматерь Знамение". Думная палата Думная палата, или Передняя комната, выполняла в личных покоях царя роль приемной. Это было одно из самых важных в дворцовом быту помещений: по утрам в нем собирались думные люди для челобитья (подачи прошений) государю и обсуждения дел. Здесь же могли проходить заседания Боярской думы - совещательного органа в системе государственного управления. "Думное присутствие", а вместе с ним и управление государством перемещалось вслед за царем при его "походах" в подмосковные села. В Передней комнате выдавали жалованье и награды, могли принимать иностранных послов. Отсюда важная особенность палаты - в ней находилось кресло царя, или "государево место", стоявшее на помосте. Таким образом, Передняя комната была парадным, официальным, но вместе с тем и рабочим помещением. Это определяло стиль ее оформления, близкий к оформлению московских приказных палат.
На столе как напоминание о законодательной деятельности царя Алексея Михайловича раскрыта печатная книга "Уложение", изданная в Москве в 1649 году. Находящаяся в углу печи из многоцветных изразцов воссоздана по образцу печи Потешного двора вблизи села Дьякова, остатки которой найдены при раскопках на территории Дьякова городища. В красном углу палаты помещены современные списки икон "Спас Эммануил", "Архангел Гавриил", "Архангел Михаил", а над дверью - иконы "Преображение Господне". Престольная палата Престольная палата выполняла в царских дворцах роль Тронной залы. Если в Думной (Передней) палате государь держал совет со своими приближенными, то в Престольной он торжественно, в присутствии бояр принимал иноземных послов, облаченный в богатый наряд и окруженный рындами в парадных белых одеждах с серебряными топориками и в массивных золотых цепях. Здесь же государь одаривал приближенных. "Хоромный наряд" Престольной палаты был исключительно роскошен, он демонстрировал подданным и иноземным послам величие и мощь державы. Стены и потолок покрывала многоцветная роспись, дверные и оконные проемы - рельефная золоченая резьба. Им вторили великолепные светильники, парадная расписная мебель и восточные ковры. Сверкала глянцевая поверхность изразцов, глаз радовали цветные стекла и оклады икон из благородных металлов. Все это великолепие служило оправой для символа власти правителя - царского места (трона). Троны делали из ценных пород дерева и украшали золотом, серебром, слоновой костью, алмазами, бирюзой и другими редкими материалами. Согласно нескольким источникам, трон царя Алексея Михайловича в Коломенском охраняли подвижные скульптуры в виде двух механических львов, издававших рычание, что должно было напоминать присутствующим о библейском прообразе - троне царя Соломона.
Особенность Престольной палаты - украшающее потолок и стены "бытийное письмо" на сюжеты истории библейских царей Давида и Соломона. Композиции для росписей заимствованы из западных гравюр и "лицевых" (иллюстрированных) Библий. Для реконструкции "бытийных" росписей плафона потолка избраны четыре сюжета из Ветхого и Нового заветов: "Песнь песней царя Соломона", "Жертвоприношение царя Давида", "Царица Савская, дары приносящая", "Единение Христа с Церковью". Для стенных панно использованы сюжеты - "Суд царя Соломона", "Царь Давид", "Царь Соломон". Источником иконографии послужили гравюры из Библии Пискатора, изданной в Амстердаме в 1674 году, и их русские переработки на фресках XVII века. Высокое назначение Престольной палаты подчеркивается расположенной здесь изразцовой печатью, панно которой несет образ двуглавого орла - символа Московского царства. Над дверью престольной палаты помещен современный список иконы "Спас Смоленский и припадающим Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским", а над троном - иконы "Спас Великий Архиерей". Задние (Постельные)сени Внутри каждой группы помещений дворца обязательно имелись Задние (Постельные) сени, доступные только самым приближенным придворным, а также слугам. Так, через Задние сени в покои царя Алексея Михайловича могли войти лишь постельничий, царский духовник и казначей
Задние сени служили для перехода из одних царских покоев дворца в другие. В царском тереме Коломенского дворца они соединяли Престольную палату с комнатой (кабинетом) царя, выходя на крыльцо, через которое вносили кушанья с поварни. В Задних сенях были устроены также кладовые ("каморки"), в которых хранили взятые в "государев поход" в Коломенское вещи царя: сундуки с тканями, коврами, перинами и другими вещами, обеспечивающими комфорт государя. Комната (кабинет) царя Алексея Михайловича Комната (кабинет) царя Алексея Михайловича. В этом помещении государь проводил большую часть дня. Он мог допустить сюда членов ближней Боярской думы, но в первую очередь комната служила местом уединения. Здесь царь занимался государственными делами, писал письма и записки, "своеручно правил документы". Убранство этих "постельных" покоев отражало личный вкус царя Алексея Михайловича в особенности его повседневной жизни. К XVII веку сложился принцип оформления "постельных" покоев: в них стояли лавки для сидения, одновременно служившие ларями для хранения домашних вещей, и особые поставцы (шкафы) для бумаг, писем и книг. В переднем углу под образами находилось кресло хозяина, в перед ним - стол для занятий с запасом избранных книг, письменных принадлежностей и игр. Часть мебели выполняли по специальному заказу государя, в том числе особые подставки-ступеньки, расписные столы, парадные резные стулья и кресла с росписью, серебрением и позолотой. Особое внимание следует обратить на сюжетные росписи над дверями, напоминавшими государю о подвигах величайших правителей древности: "Царь Александр Македонский и царь Дарий III (Персидский)", "Царю Юлий Цезарь (Римский) и царь Пор Индийский". Эти сюжеты входили в круг самых популярных тем раннего европейского классицизма; они соседствовали с традиционными для русских помещений иконами. Аналогами для росписей комнаты послужили работы выдающегося придворного живописца французских королей Шарля Лебрена, а также традиционная резьба и роспись русских иконостасов XVII века. Печь из полихромных изразцов реконструирована на основании фрагментов, найденных при археологических раскопках на территории дворца в Коломенском.
Уложение
Скрижаль Круг чтения, работы и отдыха в комнате царя Алексея Михайловича обозначен копиями книг и рукописей (подлинники которых хранятся в Российском государственном архиве древних актов). Среди них - обязательное для православного человека Евангелие, напечатанное на Московском Печатном дворе в 1663 году; богословское сочинение Лазаря Барановича "Меч духовный... или Книга проповеди слова Божьего...", выпущенная типографией Киево-Печерской лавры в 1666 году и посвященная царю Алексею Михайловичу. Рукописное "Сказание об Успении Богородицы", "Роспись столовому кушанью царицы Натальи Кирилловны и царевичей Федора, Иоанна и Петра Алексеевичей" и "Жалованная грамота царя Алексея Михайловича Муромскому Борисоглебскому монастырю на вотчину в Муромском уезде. 15 ноября 1671 года" содержат пометки царя Алексея Михайловича. Для работы с книгами и бумагами царь Алексей Михайлович использовал очки, современная копия которых также представлена в экспозиции (очки были хорошо известны в Европе XVII века). В комнате царя Алексея Михайловича в красном углу находится современный список иконы "Богоматерь Казанская", а над окнами - икон "Алексий человек Божий", "Алексий человек Божий и Мария Египетская", "Спас", "Богоматерь", "Иоанн Предтеча", "Святая мученица Наталия". Опочивальня Внутренний распорядок царский "постельных" покоев (опочивальни) отражал древнерусское представление об исключительном положении царя и особую заботу о его безопасности. Доступ в комнату был строго ограничен. Сюда не мог войти никто, кроме самых близких царю придворных. В покое с государем ночевал его постельничий - руководитель Царской Мастерской палаты (в его ведении было шитье царского платья и белья и надзор за чистотой и сохранностью "государевой постели"). Иногда здесь же ночевали стряпчий "с ключом" (он хранил ключ от комнаты) и один или два спальника. В смежной с опочивальней комнате обычно находились шестеро самых приближенных стряпчих и спальников; в следующей комнате - стряпчие и дневальные жильцы; наконец, у внешних дверей сторожили истопники. В опочивальне решались многие государственные вопросы, поскольку "хозяин" опочивальни, постельничий, входил в число особо приближенных советников государя, возглавлял его канцелярию и хранил его личную печать.
В опочивальне стояла кровать с балдахином ("подволокою") и другая мебель: лавки (включая особую спальную скамью для ближних слуг), поставцы, скрыни (комоды) и сундуки, где хранили белье, дорогие опахала, мелкие принадлежности туалета (зеркала, гребни, мыло, стеклянные флаконы с эфирными маслами). В спальне обязательно стелили ковры и ставили часы. Икон в опочивальне было, как правило, немного, но поклонный крест и образа у красном углу и над входными дверями были обязательно. Кровать выполнена на основе архивных описаний, изображений и предметов из музейных собраний. Печь реконструирована с использованием фрагментов подлинных изразцов, обнаруженных при раскопках на территории дворца в Коломенском. В опочивальне помещены современные списки икон "Спас Эммануил на престоле с припадающими Артемоном и Наталией", "Архангел Гавриил" и "Архангел Михаил". Крестовая (Моленная) палата Крестовая, или Моленная, палата, - комната в личных покоях государя, где он молился ранним утром и вечером перед иконостасом. В Крестовых дворцовых палатах "служили у крестов" стоявшие на царском жалованье "крестовые" попы и "крестовые" дьяки. Здесь совершали малую вечерю, всенощное бдение и заутреню, а также молебны. Но в Крестовых не было алтаря, они не предназначались для совершения литургии (ее служили в особой домовой Казанской церкви). В основу воссоздания интерьера Крестовой палаты положены описи моленных в царских дворцах и типологическое описание, составленное известным историком И.Е.Забелиным. Согласно ему, одну стену Крестовой занимал иконостас в несколько ярусов. Иконы в нем размещались согласно порядку церковных иконостасов и включали Деисус с иконами Спасителя, Богородицы и Иоанна Крестителя; нижний пояс заполняли иконы местного ряда: сюда ставили образа небесных покровителей членов царской семьи; иконы-"благословения" от родителей и родственников; благословенные кресты, панагии и ковчежцы с мощами; свечи, зажженные от Святого Огня на Гробе Господнем, святую воду; списки чудотворных икон; иконы особо чтимых святых-заступников; праздничные иконы и святыни, подносимые монастырями и духовными властями. Таким образом, иконостас Крестовой палаты был хранилищем домашних святынь и представлял духовную историю ее хозяина. Со временем иконы и другие святыни, принадлежавшие государю и членам его семьи, передавали из Крестовых на Казенный двор, в Образную палату, где к концу царствования Алексея Михайловича скопилось более 8200 подносных икон.
В Крестовой была также необходимая для совершения обрядов мебель, прежде всего аналои для чтения богослужебных и святоотеческих книг. Раскрытая на аналое книга - "Служебник", напечатанный в Москве в 1688 году. "Мовные"сени В царском дворце мыльню (мовня, мовница - старинное название бани) устраивали в подклете или на одном этаже с жилыми комнатами, отделяя от них небольшими переходами-коридорами или сенями. В Коломенском дворце мылен было четыре. Самая большая мыльня была в отдельном строении у терема царевича (переходами она также соединялась с хоромами царя и царицы). Именно эта мыльня была выбрана для реконструкции.
В сенях перед мыльней не только раздевались, но и отдыхали после бани, поэтому вдоль стены здесь располагали скамьи с резной опушкой и "мовной" постелью. Кроме лавок в сенях перед мыльней стояли столы, один из которых предназначался для "мовной стряпни" (вещей, которые использовали во время мытья: колпака, простыни, опахала). Освещались мыльни светом из окон, но для защиты от сквозняков окна занавешивали; вечером и ночью здесь светили слюдяные фонари. В углу стояла печь, облицованная изразцами. Воссоздание основной принадлежности русской бани - печи с закрытой каменкой - уникальный пример в практике современной реконструкции. По стене от печи до противоположной стены тянулся полок с приступками и подголовьем. Чем выше была ступень этой своеобразной банной лесенки, или подиума, - тем на ней было жарче. Вдоль других стен стояли лавки, на которых мылись. На полок и лавки раскладывали свежее сено с ароматическими травами, накрывали его полотняными простынями и полавочниками. В центре мыльни стоит большая деревянная ванна со скамеечкой и простынями внутри, именно в ней мылся царь.
Воду для мытья держали в деревянных ушатах и кадьях, а также металлических сосудах. Разогревали ее с помощью раскаленных камней из каменки, которые кидали в воду. Щелок для мытья волос держали в медных луженых тазах, квас - в берестяных туесах. В верхних этажах терема пол и стены мыльни до уровня лавок выстилали для защиты от протечек свинцовыми досками, спаянными по швам. Над дверью в мыльню помещен список иконы "Богоматерь Живоносный источник". Учительная палата Учительная палата в тереме царевича предназначалась для обучения царских сыновей (царских дочерей обучали в их тереме). Ребенку в царской семье отводились собственные покои, где он жил со своими кормилицами и няньками. Царские дети вели замкнутый образ жизни, их изолировали от внешнего мира, сверстников для игр подбирали из числа детей дворян, и мальчики, покидая хором, росли вместе с будущим государем. Если царевич в дальнейшем становился правителем, то его детское окружение отчасти сохраняло на него влияние.
Первым наставником царевича был воспитатель - "дядька", которому мальчика поручали с малых лет. Когда царевич достигал пяти-шестилетнего возраста, начиналось его обучение. Учителями выбирали дьяков - они лучше всех владели искусством чтения и чистописанием. Чтению обучали по азбуке или букварю. До XVII века азбуки были рукописными, первая печатная - букварь Василия Бурцова - появилась в 1634 году. Азбуку учили наизусть, читая ее вслух и нараспев. За букварем следовал Часослов, потом Псалтырь, затем Апостол - их также заучивали. За чтением следовало письмо. Ему начинали учить в семь-восемь лет по скорописным азбукам на столбцах, по которым тренировали написание строчных и прописных букв, а после букв - слогов. Лучшими каллиграфами считались подъячие Посольского приказа. Кроме чтения и письма учили церковному пению: будущий царь Алексей Михайлович на восьмом году уже учил Октоих/Осмогласник, заключающий вседневные церковные службы. Известно, что царь Алексей Михайлович прекрасно владел искусством знаменного пения и создавал собственные музыкальные произведения. С XVII века в программу начального обучения царевичей стала входить арифметика: четыре действия и таблица умножения. Для детей царя Алексея Михайловича в штат придворных учителей взяли известных книжников и проповедников (в их числе был выдающийся просветитель, поэт и драматург Симеон Полоцкий). Новые учителя обучали всемирной истории (в том числе античной), географии и иностранным языкам. Специально для царских детей делали рукописные "Потешные книги" (в одном экземпляре для каждого царевича) с миниатюрами придворных иконописцев Оружейной палаты - своего рода энциклопедии в картинках. Отечественную историю царевичи постигали по лицевым Царственным книгам - летописям в картинках с подробными подписями. Царевичам часто дарили книги на европейских языках, западноевропейские гравюры и карты. Обязательным для царевичей было обучение военному делу, для чего в Оружейной палате для них изготавливали "потешное" оружие. В Учительной палате представлены копии учебных материалов XVII века: богослужебные книги, напечатанные в Москве, - Псалтирь 1632 года, Апостол 1648 года, Часослов 1688 года; учебник Мелетия Смотрицкого для первичного обучения грамматике, изданный в Москве в 1648 году; "Карта Московии Северной и Восточной" (1643-1648 годов) и "Карта России или Московии" (1690-1695 годов), отпечатанные и раскрашенные в Амстердаме и Лондоне. В красном углу Учительной палаты размещен список иконы "Троица Ветхозаветная", а над дверью - иконы "Спас Вседержитель".
Рубрики: | Архитектура Разное Путешествия |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |