-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Alice74

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.11.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 1906


Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском Цитата сообщения Алексея Рудко

Воскресенье, 26 Мая 2013 г. 22:43 + в цитатник

68ec6c3e581e59a599cb7ab40894221b (479x600, 80Kb)

Древнее подмосковное село Коломенское выделялось среди других вотчинных владений российских государей - здесь размещались великокняжеские и царские загородные резиденции. Самая знаменитая среди них - деревянный дворец царя Алексея Михайловича. Сын первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича, Алексей Михайлович, вступив на престол, неоднократно перестраивал и последовательно расширял отцовскую подмосковную резиденцию, что было связано с ростом его семьи. Он часто посещал Коломенское, занимался соколиной охотой в его окрестностях и проводил здесь официальные церемонии. В 1660-х годах царь Алексей Михайлович задумал масштабные изменения коломенской резиденции. Торжественная церемония закладки фундамента нового дворца, начавшаяся молебном, состоялась 2-3 мая 1667 года. Строился дворец из дерева по чертежам, работы вела артель плотников под руководством стрелецкого головы Ивана Михайлова и плотничьего старосты Семена Петрова. С зимы 1667 по весну 1668 года были выполнены резные работы, в 1668 году обивали двери и готовили краски для росписи дворца, а в летний сезон 1669 года были завершены основные иконописные и живописные работы. Весной и летом 1670 года во дворце уже работали кузнецы, резного железного дела мастер и замочники. Осмотрев дворец, царь распорядился добавить живописных изображений, что и было выполнено в 1670-1671 годах. Государь внимательно следил за ходом работ, в течение всего строительства часто приезжал в Коломенское и оставался там на день. Окончательное завершение работ пришлось на осень 1673 года. Зимой 1672/1673 года дворец был освящен патриархом Питиримом; на церемонии иеромонах Симеон Полоцкий произнес "Приветство" царю Алексею Михайловичу.

 

 



1.
1 (600x450, 86Kb)

2.
1aa (600x450, 101Kb)

3.
1b (600x450, 97Kb)

4.
1c (600x450, 96Kb)

5.
1cc (600x450, 94Kb)

6.
1d (600x450, 149Kb) 1b (600x450, 97Kb)

Коломенский дворец имел асимметричную планировку и состоял из самостоятельных и разновеликих клетей, размеры и оформление которых соответствовали иерархическим традициям семейного уклада. Клети соединялись сенями и переходами. Комплекс делился на две половины: мужскую, включающую терема царя и царевичей и парадные сени, и женскую, состоящую из теремов царицы и царевен. Всего во дворце было 26 теремов разной высоты - от двух до четырех этажей. Основными жилыми помещениями были комнаты второго этажа. Всего же во дворце насчитывалось 270 покоев, которые освещались 3000 окошек. При оформлении коломенского дворца впервые в русском деревянном зодчестве использовались резные наличники и обшивка тесом, имитирующая камень. В решении фасадов и интерьеров активно применялся принцип симметрии. В итоге масштабных работ в Коломенском был создан сложный комплекс, потрясавший воображение как современников, так и людей "просвещенного" XVIII века. Дворец отличался большой декоративностью: фасады были украшены затейливыми наличниками, многоцветными резными деталями, фигурными композициями и имели нарядный вид.



1.
2 (600x450, 93Kb)

2.
2a (600x450, 105Kb)

3.
2b (600x450, 62Kb)

4.
2c (600x450, 109Kb)

5.
2d (600x450, 55Kb)

6.
2e (600x450, 58Kb)

7.
2f (600x450, 87Kb)

В 1672-1675 годах царь Алексей Михайлович с семейством регулярно выезжал в Коломенское; во дворце часто проходили дипломатические приемы. Новый государь Федор Алексеевич (годы правления 1676-1682) осуществил перестройку дворца. 8 мая 1681 года плотник Семен Дементьев, крестьянин боярина П.В.Шереметева, вместо обветшавшей повалуши начал строительство огромной Столовой палаты. Окончательный вид этого здания был запечатлен затем на различных гравюрах и картинах. Коломенский дворец полюбили все последующие правители России. В 1682-1696 годах его посещали цари Петр и Иван, а также царевна Софья Алексеевна. Значительно чаще других здесь бывали Петр и его мать, царица Наталья Кирилловна. При Петре I под дворец был подведен новый фундамент.



1.
3 (600x450, 85Kb)

2.
3a (600x450, 104Kb)

3.
3b (600x450, 99Kb)

4.
3c (600x450, 97Kb)

5.
3d (600x450, 106Kb)

6.
3e (600x450, 108Kb)

На протяжении XVIII века дворец постепенно ветшал и разрушался несмотря на все попытки его сохранить. В 1767 году по указу императрицы Екатерины II началась разборка дворца, продолжавшаяся примерно до 1770 года. В процессе демонтажа были составлены подробные планы дворца, которые вместе с описями XVIII века и изобразительными материалами дают достаточно полное представление об этом замечательном памятнике русской архитектуры XVII века.



1.
4 (600x450, 118Kb)

2.
4a (600x450, 124Kb)

3.
4b (600x450, 140Kb)

4.
4c (600x450, 100Kb)

5.
4d (600x450, 104Kb)

6.
4f (600x450, 83Kb)

7.
4g (600x450, 91Kb)

8.
4h (600x450, 70Kb)



1.
4j (600x450, 100Kb)

2.
4k (600x450, 100Kb)

Идея воссоздания дворца возникла в музее-заповеднике еще в 1990-е годы, и в итоге была поддержана Правительством Москвы. Были проведены археологические работы и исследованы сохранившиеся фундаменты. Но поскольку за прошедшее время на месте бывшего дворца сформировался природный комплекс и уже выросли многовековые дубы и липы, было принято решение о переносе строительства на территорию бывшей деревни Дьяковское, за Голосов овраг. Нынешнее строение представляет собой макет Дворца Алексея Михайловича в натуральную величину. Строительство велось по чертежам, сделанным по велению Екатерины II. Однако новое строение не является полностью деревянным: все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем бревнами. Ориентация относительно сторон света также нарушена - макет был повернут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, что полностью нарушило сакральный смысл первоначального строения. Общая площадь застройки составляет свыше пяти тысяч квадратных метров, а общая площадь помещений - более семи тысяч квадратных метров. Хоромы располагаются на пяти уровнях и объединяют пять строений. Внутри дворца воссозданы старинные интерьеры и росписи времен царствования Алексея Михайловича.



1.
5 (600x450, 97Kb)

2.
5a (600x450, 117Kb)

3.
5b (600x450, 96Kb)

4.
5c (600x450, 104Kb)

5.
5d (600x450, 99Kb)

6.
5e (600x450, 101Kb)

7.
5f (600x450, 48Kb)

В работах по созданию интерьерной экспозиции во Дворце приняли участие 226 человек 20-ти специальностей, среди них - модельщики и скульпторы, художники по керамике и иконописцы, резчики по дереву, мебельщики, паркетчики и столяры, позолотчики, витражники и литейщики бронзы, ткачи и золотошвеи, ювелиры и др. Основной объем ручных работ проводился в мастерских Москвы, но также были привлечены мастера из Санкт-Петербурга, Ярославля, Суздаля и других городов. Реконструкция призвана дать представление о дворцовых интерьерах эпохи Романовых. Экспозиция во Дворце Алексея Михайловича рассчитана на широкий круг посетителей. Ее залы наполнены предметами из фондов музея-заповедника, воссоздающими образ эпохи, рассказывающими о жизни царского дома. Красное (Парадное) крыльцо Красное, или Парадное, крыльцо - главный вход в любой царский дворец. Согласно этикета, к нему мог подъехать верхом или на повозке только царь; за нарушение следовало суровое наказание. В Коломенском даже иноземные послы и бояре сходили с лошадей перед Передними воротами Государева двора. Был разработан сложный церемониал приема. Он требовал с должной торжественностью встречать именитых гостей снаружи, перед домом, на одной из площадок Красной лестницы. Навстречу выходил стольник с дьяком или боярин (окольничий) со стольником (думным дьяком). Иноземного посла или принявшего русское подданство правителя приветствовали трижды - у лестницы на подъездном помосте (рундуке), на крыльце против средней лестницы и у дверей палаты. На всем пути до дверей палаты в два ряда стояли дворовые и служилые люди с парадным оружием и в богатейших одеждах, которые выдавали на время из царской казны. Переднее крыльцо служило также местом выхода государя к подданным. Здесь царь мог дать краткую аудиенцию, выслушать отчеты, принять челобитья и подношения



1.
6 (600x450, 98Kb)

2.
6a (600x450, 117Kb)

3.
6b (600x450, 109Kb)

4.
6c (600x450, 121Kb)

5.
6d (600x450, 113Kb)

6.
6f (600x450, 120Kb)

7.
6g (600x450, 109Kb)

8.
6h (600x450, 552Kb)

На Переднем крыльце происходила раздача именинных пирогов в день ангела одного из членов царской семьи - обязательная, важная часть государственного церемониала, демонстрировавшая единство правителя и его подданных. Убранство крыльца и его архитектура усиливали ощущение торжественности. В украшавших крыльцо богатой резьбе и живописи использовалась государственная символика: двуглавый орел, пары геральдических животных, скульптуры львов под столбами крыльца. Для церемониальных встреч рундуки (площадки), ступени, перила и столбы устилали яркими коврами и драгоценными тканями. Украшали крыльцо и металлические изделия: фонари со слюдяными стенками, кованые двустворчатые наружные двери с росписью и луженым убором. Парадный вход во дворец обязательно осеняли иконы. Над входной металлической дверью крыльца помещены современные списки икон "Спас", "Богоматерь" и "Иоанн Предтеча". Сени перед Столовой палатой Сени перед Столовой палатой состоят из двух помещений, связанных проходом в стене ("сени" и "сени ж, где входят с кушаньем"). Это была своего рода буфетная, из которой обслуживали царские пиры. Степенные ключники и стряпчие накрывали здесь поставцы Сытного, Кормового и Хлебного дворов по несколько на каждый двор. На эти стойки-серванты ставили все, что позже подавали на столы: на поставцы Сытного двора - сосуды с винами, пивом, медом и квасом; на поставцы Хлебного двора - калачи, караваи, пироги; на поставцах Кормового двора перед началом пира стояли кувшины с уксусом и лимонным рассолом, а во время пира сюда приносили кушанья, приготовленные в поварне. Перед пиром поставцы накрывали



1.
7 (600x450, 143Kb)

2.
7a (600x450, 111Kb)

3.
7b (600x450, 126Kb)

4.
7c (600x450, 133Kb)

5.
7d (600x450, 144Kb)

6.
7e (600x450, 73Kb)

7.
7f (600x450, 82Kb)

8.
7g (600x450, 112Kb)

9.
7h (600x450, 99Kb)

Кушанья и питье на царский стол подавали, следуя придворному ритуалу. Каждое блюдо многократно пробовали из-за боязни отравы или порчи. При отпуске с поварни блюдо отведывал повар в присутствии стряпчего, от него блюда принимали ключники (каждый отдельное кушанье) и под охраной стряпчих несли во дворец. Подавая яства на кормовой поставец, ключники пробовали каждый со своего блюда; наконец, кушанья пробовал дворецкий (глава Приказа Большого дворца, отвечавший за продукты для царского стола) и отдавал стольникам "нести перед государя". Перед подачей на стол блюда отведывал кравчий, а напитки - чашник. Над дверью в сенях перед Столовой палатой размещен современный список иконы "Спас Нерукотворный". Столовая палата Столовая палата - самое большое, парадное и торжественно оформленное помещение дворца. Она была построена царем Федором Алексеевичем на месте обветшавшей "повалуши" и новыми сенями соединялась с теремом царя. В палате проходили важнейшие дворцовые церемонии. Здесь принимали иноземных гостей, отмечали семейные и церковные праздники, могли устроить прием в честь важного назначения. Заканчивались приемы приглашением к царскому столу с ритуалом подачи "государевой чаши". После официальной части и перед царским столом был короткий промежуток, позволявший государю немного передохнуть, а стряпчим и ключникам - завершить приготовления к трапезе



1.
8 (600x450, 133Kb)

2.
8a (600x450, 122Kb)

3.
8b (600x450, 146Kb)

4.
8c (450x600, 120Kb)

5.
8e (600x450, 130Kb)

6.
8f (600x450, 113Kb)

7.
8g (600x450, 147Kb)

8.
8j (600x450, 634Kb)

Место государя за обедом было на помосте (рундуке), где находился стол, накрытый скатертями из шитого бархата или аксамита; к столу ставили "приступ" в две ступени, обитый цветным персидским ковром. К лавкам, на которых сидели приглашенные, приставлялись столы: "большой" ("первое место от угла под иконами"), "кривой" (он заворачивал за угол) и другие, по числу гостей. Ставились столы всегда так, чтобы можно было видеть государя. Кроме лавок сидели и на стульях, которых в палате было много. Посуду, напитки и кушанья помещали в поставцы или буфеты. В поставце, именовавшемся царским, размещали особенно дорогую посуду - в основном серебряную, реже золотую или из полудрагоценных камней. Она служила великолепным украшением трапезы. На столы ставили скатерти, украшенные тесьмой и кружевом; полы были устланы коврами. Украшением палаты была и ценинная многоцветная печь со сложным орнаментом. Потолок Столовой палаты украшала символическая роспись "Боги небесные" с изображением планет и знаков Зодиака с аллегориями четырех стран света по углам. Над окнами Столовой палаты размещены современные списки иконе "Спас Эммануил", "Архангел Гавриил", "Архангел Михаил", "Спас" и "Богоматерь". Над троном находится современный список иконы "Богоматерь Знамение". Думная палата Думная палата, или Передняя комната, выполняла в личных покоях царя роль приемной. Это было одно из самых важных в дворцовом быту помещений: по утрам в нем собирались думные люди для челобитья (подачи прошений) государю и обсуждения дел. Здесь же могли проходить заседания Боярской думы - совещательного органа в системе государственного управления. "Думное присутствие", а вместе с ним и управление государством перемещалось вслед за царем при его "походах" в подмосковные села. В Передней комнате выдавали жалованье и награды, могли принимать иностранных послов. Отсюда важная особенность палаты - в ней находилось кресло царя, или "государево место", стоявшее на помосте. Таким образом, Передняя комната была парадным, официальным, но вместе с тем и рабочим помещением. Это определяло стиль ее оформления, близкий к оформлению московских приказных палат.



1.
9 (600x450, 83Kb)

2.
9a (600x450, 116Kb)

3.
9b (600x450, 93Kb)

На столе как напоминание о законодательной деятельности царя Алексея Михайловича раскрыта печатная книга "Уложение", изданная в Москве в 1649 году. Находящаяся в углу печи из многоцветных изразцов воссоздана по образцу печи Потешного двора вблизи села Дьякова, остатки которой найдены при раскопках на территории Дьякова городища. В красном углу палаты помещены современные списки икон "Спас Эммануил", "Архангел Гавриил", "Архангел Михаил", а над дверью - иконы "Преображение Господне". Престольная палата Престольная палата выполняла в царских дворцах роль Тронной залы. Если в Думной (Передней) палате государь держал совет со своими приближенными, то в Престольной он торжественно, в присутствии бояр принимал иноземных послов, облаченный в богатый наряд и окруженный рындами в парадных белых одеждах с серебряными топориками и в массивных золотых цепях. Здесь же государь одаривал приближенных. "Хоромный наряд" Престольной палаты был исключительно роскошен, он демонстрировал подданным и иноземным послам величие и мощь державы. Стены и потолок покрывала многоцветная роспись, дверные и оконные проемы - рельефная золоченая резьба. Им вторили великолепные светильники, парадная расписная мебель и восточные ковры. Сверкала глянцевая поверхность изразцов, глаз радовали цветные стекла и оклады икон из благородных металлов. Все это великолепие служило оправой для символа власти правителя - царского места (трона). Троны делали из ценных пород дерева и украшали золотом, серебром, слоновой костью, алмазами, бирюзой и другими редкими материалами. Согласно нескольким источникам, трон царя Алексея Михайловича в Коломенском охраняли подвижные скульптуры в виде двух механических львов, издававших рычание, что должно было напоминать присутствующим о библейском прообразе - троне царя Соломона.



1.
10 (600x450, 131Kb)

2.
10a (600x450, 130Kb)

3.
10b (600x450, 112Kb)

4.
10c (600x450, 135Kb)

5.
10d (600x450, 571Kb)

6.
10e (600x450, 73Kb)

7.
10f (600x450, 149Kb)

8.
10h (600x450, 119Kb)

Особенность Престольной палаты - украшающее потолок и стены "бытийное письмо" на сюжеты истории библейских царей Давида и Соломона. Композиции для росписей заимствованы из западных гравюр и "лицевых" (иллюстрированных) Библий. Для реконструкции "бытийных" росписей плафона потолка избраны четыре сюжета из Ветхого и Нового заветов: "Песнь песней царя Соломона", "Жертвоприношение царя Давида", "Царица Савская, дары приносящая", "Единение Христа с Церковью". Для стенных панно использованы сюжеты - "Суд царя Соломона", "Царь Давид", "Царь Соломон". Источником иконографии послужили гравюры из Библии Пискатора, изданной в Амстердаме в 1674 году, и их русские переработки на фресках XVII века. Высокое назначение Престольной палаты подчеркивается расположенной здесь изразцовой печатью, панно которой несет образ двуглавого орла - символа Московского царства. Над дверью престольной палаты помещен современный список иконы "Спас Смоленский и припадающим Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским", а над троном - иконы "Спас Великий Архиерей". Задние (Постельные)сени Внутри каждой группы помещений дворца обязательно имелись Задние (Постельные) сени, доступные только самым приближенным придворным, а также слугам. Так, через Задние сени в покои царя Алексея Михайловича могли войти лишь постельничий, царский духовник и казначей



1.
11 (600x450, 104Kb)

2.
11a (600x450, 64Kb)

3.
11b (600x450, 68Kb)

4.
11c (600x450, 76Kb)

5.
11d (600x450, 74Kb)

Задние сени служили для перехода из одних царских покоев дворца в другие. В царском тереме Коломенского дворца они соединяли Престольную палату с комнатой (кабинетом) царя, выходя на крыльцо, через которое вносили кушанья с поварни. В Задних сенях были устроены также кладовые ("каморки"), в которых хранили взятые в "государев поход" в Коломенское вещи царя: сундуки с тканями, коврами, перинами и другими вещами, обеспечивающими комфорт государя. Комната (кабинет) царя Алексея Михайловича Комната (кабинет) царя Алексея Михайловича. В этом помещении государь проводил большую часть дня. Он мог допустить сюда членов ближней Боярской думы, но в первую очередь комната служила местом уединения. Здесь царь занимался государственными делами, писал письма и записки, "своеручно правил документы". Убранство этих "постельных" покоев отражало личный вкус царя Алексея Михайловича в особенности его повседневной жизни. К XVII веку сложился принцип оформления "постельных" покоев: в них стояли лавки для сидения, одновременно служившие ларями для хранения домашних вещей, и особые поставцы (шкафы) для бумаг, писем и книг. В переднем углу под образами находилось кресло хозяина, в перед ним - стол для занятий с запасом избранных книг, письменных принадлежностей и игр. Часть мебели выполняли по специальному заказу государя, в том числе особые подставки-ступеньки, расписные столы, парадные резные стулья и кресла с росписью, серебрением и позолотой. Особое внимание следует обратить на сюжетные росписи над дверями, напоминавшими государю о подвигах величайших правителей древности: "Царь Александр Македонский и царь Дарий III (Персидский)", "Царю Юлий Цезарь (Римский) и царь Пор Индийский". Эти сюжеты входили в круг самых популярных тем раннего европейского классицизма; они соседствовали с традиционными для русских помещений иконами. Аналогами для росписей комнаты послужили работы выдающегося придворного живописца французских королей Шарля Лебрена, а также традиционная резьба и роспись русских иконостасов XVII века. Печь из полихромных изразцов реконструирована на основании фрагментов, найденных при археологических раскопках на территории дворца в Коломенском.

 

 

 



1.
12 (600x450, 117Kb)

2.
12a (600x450, 597Kb)

3.
12b (600x450, 105Kb)

4.
12c (600x450, 117Kb)

5.
12d (450x600, 83Kb)

6.
12e (600x450, 97Kb)

7.
12f (600x450, 75Kb)

Уложение



1.
12g (600x450, 78Kb)

Скрижаль Круг чтения, работы и отдыха в комнате царя Алексея Михайловича обозначен копиями книг и рукописей (подлинники которых хранятся в Российском государственном архиве древних актов). Среди них - обязательное для православного человека Евангелие, напечатанное на Московском Печатном дворе в 1663 году; богословское сочинение Лазаря Барановича "Меч духовный... или Книга проповеди слова Божьего...", выпущенная типографией Киево-Печерской лавры в 1666 году и посвященная царю Алексею Михайловичу. Рукописное "Сказание об Успении Богородицы", "Роспись столовому кушанью царицы Натальи Кирилловны и царевичей Федора, Иоанна и Петра Алексеевичей" и "Жалованная грамота царя Алексея Михайловича Муромскому Борисоглебскому монастырю на вотчину в Муромском уезде. 15 ноября 1671 года" содержат пометки царя Алексея Михайловича. Для работы с книгами и бумагами царь Алексей Михайлович использовал очки, современная копия которых также представлена в экспозиции (очки были хорошо известны в Европе XVII века). В комнате царя Алексея Михайловича в красном углу находится современный список иконы "Богоматерь Казанская", а над окнами - икон "Алексий человек Божий", "Алексий человек Божий и Мария Египетская", "Спас", "Богоматерь", "Иоанн Предтеча", "Святая мученица Наталия". Опочивальня Внутренний распорядок царский "постельных" покоев (опочивальни) отражал древнерусское представление об исключительном положении царя и особую заботу о его безопасности. Доступ в комнату был строго ограничен. Сюда не мог войти никто, кроме самых близких царю придворных. В покое с государем ночевал его постельничий - руководитель Царской Мастерской палаты (в его ведении было шитье царского платья и белья и надзор за чистотой и сохранностью "государевой постели"). Иногда здесь же ночевали стряпчий "с ключом" (он хранил ключ от комнаты) и один или два спальника. В смежной с опочивальней комнате обычно находились шестеро самых приближенных стряпчих и спальников; в следующей комнате - стряпчие и дневальные жильцы; наконец, у внешних дверей сторожили истопники. В опочивальне решались многие государственные вопросы, поскольку "хозяин" опочивальни, постельничий, входил в число особо приближенных советников государя, возглавлял его канцелярию и хранил его личную печать.



1.
13 (600x450, 91Kb)

2.
13a (600x450, 111Kb)

3.
13b (600x450, 96Kb)

4.
13c (600x450, 81Kb)

5.
13d (600x450, 116Kb)

6.
13e (600x450, 64Kb)

7.
13f (600x450, 63Kb)

В опочивальне стояла кровать с балдахином ("подволокою") и другая мебель: лавки (включая особую спальную скамью для ближних слуг), поставцы, скрыни (комоды) и сундуки, где хранили белье, дорогие опахала, мелкие принадлежности туалета (зеркала, гребни, мыло, стеклянные флаконы с эфирными маслами). В спальне обязательно стелили ковры и ставили часы. Икон в опочивальне было, как правило, немного, но поклонный крест и образа у красном углу и над входными дверями были обязательно. Кровать выполнена на основе архивных описаний, изображений и предметов из музейных собраний. Печь реконструирована с использованием фрагментов подлинных изразцов, обнаруженных при раскопках на территории дворца в Коломенском. В опочивальне помещены современные списки икон "Спас Эммануил на престоле с припадающими Артемоном и Наталией", "Архангел Гавриил" и "Архангел Михаил". Крестовая (Моленная) палата Крестовая, или Моленная, палата, - комната в личных покоях государя, где он молился ранним утром и вечером перед иконостасом. В Крестовых дворцовых палатах "служили у крестов" стоявшие на царском жалованье "крестовые" попы и "крестовые" дьяки. Здесь совершали малую вечерю, всенощное бдение и заутреню, а также молебны. Но в Крестовых не было алтаря, они не предназначались для совершения литургии (ее служили в особой домовой Казанской церкви). В основу воссоздания интерьера Крестовой палаты положены описи моленных в царских дворцах и типологическое описание, составленное известным историком И.Е.Забелиным. Согласно ему, одну стену Крестовой занимал иконостас в несколько ярусов. Иконы в нем размещались согласно порядку церковных иконостасов и включали Деисус с иконами Спасителя, Богородицы и Иоанна Крестителя; нижний пояс заполняли иконы местного ряда: сюда ставили образа небесных покровителей членов царской семьи; иконы-"благословения" от родителей и родственников; благословенные кресты, панагии и ковчежцы с мощами; свечи, зажженные от Святого Огня на Гробе Господнем, святую воду; списки чудотворных икон; иконы особо чтимых святых-заступников; праздничные иконы и святыни, подносимые монастырями и духовными властями. Таким образом, иконостас Крестовой палаты был хранилищем домашних святынь и представлял духовную историю ее хозяина. Со временем иконы и другие святыни, принадлежавшие государю и членам его семьи, передавали из Крестовых на Казенный двор, в Образную палату, где к концу царствования Алексея Михайловича скопилось более 8200 подносных икон.



1.
14 (600x450, 90Kb)

2.
14a (600x450, 59Kb)

3.
14b (600x450, 67Kb)

4.
14c (600x450, 70Kb)

В Крестовой была также необходимая для совершения обрядов мебель, прежде всего аналои для чтения богослужебных и святоотеческих книг. Раскрытая на аналое книга - "Служебник", напечатанный в Москве в 1688 году. "Мовные"сени В царском дворце мыльню (мовня, мовница - старинное название бани) устраивали в подклете или на одном этаже с жилыми комнатами, отделяя от них небольшими переходами-коридорами или сенями. В Коломенском дворце мылен было четыре. Самая большая мыльня была в отдельном строении у терема царевича (переходами она также соединялась с хоромами царя и царицы). Именно эта мыльня была выбрана для реконструкции.



1.
15 (600x450, 73Kb)

2.
15a (600x450, 68Kb)

3.
15b (600x450, 64Kb)

4.
15c (600x450, 97Kb)

5.
15e (600x450, 78Kb)

В сенях перед мыльней не только раздевались, но и отдыхали после бани, поэтому вдоль стены здесь располагали скамьи с резной опушкой и "мовной" постелью. Кроме лавок в сенях перед мыльней стояли столы, один из которых предназначался для "мовной стряпни" (вещей, которые использовали во время мытья: колпака, простыни, опахала). Освещались мыльни светом из окон, но для защиты от сквозняков окна занавешивали; вечером и ночью здесь светили слюдяные фонари. В углу стояла печь, облицованная изразцами. Воссоздание основной принадлежности русской бани - печи с закрытой каменкой - уникальный пример в практике современной реконструкции. По стене от печи до противоположной стены тянулся полок с приступками и подголовьем. Чем выше была ступень этой своеобразной банной лесенки, или подиума, - тем на ней было жарче. Вдоль других стен стояли лавки, на которых мылись. На полок и лавки раскладывали свежее сено с ароматическими травами, накрывали его полотняными простынями и полавочниками. В центре мыльни стоит большая деревянная ванна со скамеечкой и простынями внутри, именно в ней мылся царь.



1.
16 (600x450, 70Kb)

2.
16a (600x450, 105Kb)

3.
16b (600x450, 70Kb)

4.
16c (600x450, 65Kb)

5.
16d (600x450, 61Kb)

6.
16e (600x450, 65Kb)

7.
16f (600x450, 49Kb)

Воду для мытья держали в деревянных ушатах и кадьях, а также металлических сосудах. Разогревали ее с помощью раскаленных камней из каменки, которые кидали в воду. Щелок для мытья волос держали в медных луженых тазах, квас - в берестяных туесах. В верхних этажах терема пол и стены мыльни до уровня лавок выстилали для защиты от протечек свинцовыми досками, спаянными по швам. Над дверью в мыльню помещен список иконы "Богоматерь Живоносный источник". Учительная палата Учительная палата в тереме царевича предназначалась для обучения царских сыновей (царских дочерей обучали в их тереме). Ребенку в царской семье отводились собственные покои, где он жил со своими кормилицами и няньками. Царские дети вели замкнутый образ жизни, их изолировали от внешнего мира, сверстников для игр подбирали из числа детей дворян, и мальчики, покидая хором, росли вместе с будущим государем. Если царевич в дальнейшем становился правителем, то его детское окружение отчасти сохраняло на него влияние.



1.
17 (600x450, 61Kb)

2.
17a (600x450, 65Kb)

3.
17b (600x450, 72Kb)

4.
17c (600x450, 72Kb)

5.
17d (600x450, 61Kb)

6.
17e (600x450, 82Kb)

Первым наставником царевича был воспитатель - "дядька", которому мальчика поручали с малых лет. Когда царевич достигал пяти-шестилетнего возраста, начиналось его обучение. Учителями выбирали дьяков - они лучше всех владели искусством чтения и чистописанием. Чтению обучали по азбуке или букварю. До XVII века азбуки были рукописными, первая печатная - букварь Василия Бурцова - появилась в 1634 году. Азбуку учили наизусть, читая ее вслух и нараспев. За букварем следовал Часослов, потом Псалтырь, затем Апостол - их также заучивали. За чтением следовало письмо. Ему начинали учить в семь-восемь лет по скорописным азбукам на столбцах, по которым тренировали написание строчных и прописных букв, а после букв - слогов. Лучшими каллиграфами считались подъячие Посольского приказа. Кроме чтения и письма учили церковному пению: будущий царь Алексей Михайлович на восьмом году уже учил Октоих/Осмогласник, заключающий вседневные церковные службы. Известно, что царь Алексей Михайлович прекрасно владел искусством знаменного пения и создавал собственные музыкальные произведения. С XVII века в программу начального обучения царевичей стала входить арифметика: четыре действия и таблица умножения. Для детей царя Алексея Михайловича в штат придворных учителей взяли известных книжников и проповедников (в их числе был выдающийся просветитель, поэт и драматург Симеон Полоцкий). Новые учителя обучали всемирной истории (в том числе античной), географии и иностранным языкам. Специально для царских детей делали рукописные "Потешные книги" (в одном экземпляре для каждого царевича) с миниатюрами придворных иконописцев Оружейной палаты - своего рода энциклопедии в картинках. Отечественную историю царевичи постигали по лицевым Царственным книгам - летописям в картинках с подробными подписями. Царевичам часто дарили книги на европейских языках, западноевропейские гравюры и карты. Обязательным для царевичей было обучение военному делу, для чего в Оружейной палате для них изготавливали "потешное" оружие. В Учительной палате представлены копии учебных материалов XVII века: богослужебные книги, напечатанные в Москве, - Псалтирь 1632 года, Апостол 1648 года, Часослов 1688 года; учебник Мелетия Смотрицкого для первичного обучения грамматике, изданный в Москве в 1648 году; "Карта Московии Северной и Восточной" (1643-1648 годов) и "Карта России или Московии" (1690-1695 годов), отпечатанные и раскрашенные в Амстердаме и Лондоне. В красном углу Учительной палаты размещен список иконы "Троица Ветхозаветная", а над дверью - иконы "Спас Вседержитель".

Рубрики:  Архитектура
Разное
Путешествия
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку