Медитация
В широком понимании под медитацией подразумевают любое устойчи-вое сосредоточение и исследование сущности какого-либо конкретного или абстрактного предмета. При таком подходе любое сосредоточенное действие можно отнести к медитации. Например, копать огород — значит медитиро-вать, ибо это — понимание через действие.
Прежде чем начать разговор о медитации, давайте разберемся, чем отлича-ется медитация от молитвы.
1. Молитва всегда ради нас самих, наших близких, нашей жизни. Во время молитвы мы индивидуальны, мы отделены от Бога.
При медитации мы сливаемся с Богом.
2. Я молюсь, потому что нуждаюсь в Боге.
Я медитирую, потому что Бог нуждается во мне.
3. Когда я молюсь, Бог высоко надо мной.
Когда я медитирую, Бог внутри моего сердца.
4. Молитва говорит Богу: «О возлюбленный Всевышний! Ты мой. Я считаю Тебя своим. Подари мне Твои божественные качества, чтобы я ог стать Твоим совершенным инструментом здесь на Земле!»
Медитация: «О возлюбленный Всевышний! Я твой. Ты можешь исполь-зовать меня по своей доброй воле в любое время вечности! Через меня ис-полни Себя здесь на Земле и там в Небесах».
5. Когда мы молимся, мы просим у Бога то, что мы хотим.
Когда мы медитируем, Бог одаривает нас всем, в чем мы нуждаемся.
Самая высшая молитва: «Да будет воля Твоя!» Это — молитва абсолютно наивысшего уровня. И это также начало медитации.
Технология 1. Очень простой и весьма эффективный метод энергоин-формационной очистки организма с помощью медитации на огонь описыва-ет в своей книге народный целитель, доктор филологических наук, академик МАИСУ Юрий Андреевич Андреев. Он рекомендует купить в Храме 12 са-мых тоненьких свечей. Затем следует взять крышечку от консервной банки и к центру ее приплавить вертикально одну свечу. Свечу зажечь. Спокойно лечь на спину и поставить крышечку с горящей свечой лучше всего в район солнечного сплетения. Затем сосредоточиться (можно закрыть глаза) и на-чать изгонять в пламя свечи всю черную информацию из своего организма, всю информационную грязь. «Каким образом изгонять эту грязь? Мне, например, легче видеть ее в качестве болотных пузырей, которые поднимаются со дна и вспыхива-ют, коснувшись огонька. Кому-то легче представить эту информационную грязь в виде пыли, обрывков бумаги, ниточек и прочей грязи, которую хозяйка веником метет с пола и старательно подбрасывает к огоньку, чтобы она выгорела. Есть люди, которым про-сто представить себе растревоженное гнездо черных ос, которые, вылетая из укромного места, яростно летят на огонь, сгорают и опадают, и т. д. Задача заключается в том, чтобы активно и непрерывно представлять себе этот процесс (это и есть медитация) изгнания и сжигания черной информации».
Этот удивительный целитель, имеющий огромный опыт исцеления слож-ных заболеваний, предлагает людям легко и просто избавить свой организм от информационной грязи. Как только вы почувствуете, что не можете скон-центрировать свои мысли на этом процессе, погасите свечу и прекратите ра-боту. Задача ваша будет состоять в том, чтобы исподволь, день за днем Вы сожгли все 12 свечей до основания в процессе медитации. Насколько быстро это произойдет, будет зависеть от вашей способности концентрироваться. Однако можно сказать с гарантией, что эта ваша способность будет возрас-тать день ото дня. Стоит еще отметить такой интересный факт: когда вы бу-дете активно гнать свою болезнь в огонь, он будет гореть более ярко, с большим пламенем. Этот пример дает возможность использовать меди-тацию для исцеления. Объектом медитации является огонь, сжигающий вашу болезнь.
Наиболее объемно сформулировал сущность медитации лама Анагарик Говинда: «Медитация означает много вещей: она означает поворот (сознания) во-внутрь; она означает спокойное наблюдение, рефлексию и осознание самого себя; она оз-начает осознавать сознание, стать беспристрастным наблюдателем потока меняющих-ся мыслей, ощущений, влечений и видений до тех пор, пока мы не распознаем их природу и источник».
Поскольку нас с вами интересует возможность встречи человека с Бо-гом, объектом нашей медитации должен быть Бог! Как пишет известный ду-ховный Учитель, поэт, композитор, инициатор и ведущий медитаций Мира в Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке Шри Чинмой «Конечная цель медитации — установить сознательный союз с Богом».
Очень важно практиковать медитацию регулярно! Лучше всего начинать медитацию после молитвы. Медитировать — это не значит просто сидеть спокойно 5—10 минут. Самое главное и самое трудное — отрешиться во вре-мя медитации от посторонних мыслей. И это требует сознательных усилий. Нужно заставить замолчать наш ум, но именно этого он (ум) и не хочет. Он не может находиться в бездействии. Если человек сам сознательно не управляет своим умом, то ум будет думать о чем угодно, заботясь не о цельности или качестве своих порождений, а об их разнообразий и количестве, потому что главная потребность ума — чувствовать себя живым, волноваться, вибриро-вать и отвечать на все проявления воспринимаемого органами чувств мира.
И вот здесь очень помогает умение концентрироваться. Потому что как только вы попытаетесь успокоить свой ум, так миллион суетных мыслей по-лезут в голову. Следует отметить, что вообще медитация и концентрация связаны друг с другом.
Итак, после молитвы, которую нужно обязательно закончить словами: «Да будет на все воля Твоя, СОЗДАТЕЛЬ! Я люблю Тебя!», можно обра-титься к Создателю с предложением: «Господи! Я твой! Ты можешь исполь-зовать меня по Своей доброй воле в любое время вечности здесь на Земле и там в небесах!». Можно использовать еще один небольшой ритуал, который облегчит процесс вхождения в медитацию. Обращаясь к своей душе, попро-сите ее трижды: «Душа моя! Засветись солнечным светом в моей груди, что-бы я увидел это внутренне зрением».
Затем постарайтесь некоторое время спокойно молча посидеть и почувст-вовать, что эти минуты принадлежат вашему внутреннему существу. Можно сидеть на стуле, выпрямив позвоночник и положив руки на колени. Хорошо подложить к спинке стула подушку. Организм должен быть расслаблен. Глаза должны бы полузакрытыми. Можно медитировать и с закрытые глазами, но при этом есть опасность погрузиться в дремоту. Постарайтесь вдыхать воздух медленно и очень спокойно, а выдыхать еще медленнее. Если сможете, несколько раз задержите начало вдоха. Такая задержка на вдохе меняет знак нашего воздействие на информацию сознания, а значит, и на информацию внешнего мира и на информационные связи. Такое состояние со временем бу-дет характеризоваться небольшим и очень приятным «гудением» всего тела. Однако если задержка дыхания для вас затруднительна, не делайте ее. Впоследствии ваше дыхание при медитации все равно станет очень тихим и медленным.
Когда вы начинаете медитировать, старайтесь почувствовать себя ребен-ком. «Почувствовать» получается не сразу, поэтому хотя бы представьте себя ребенком. Можете предварительно посмотреть свои детские фотографии, где вы в 5-6-летнем возрасте. В детском возрасте ум еще не развит. Он на-чинает функционировать на уровне интеллекта в возрасте 12— 13 лет. Но до этого ребенок — само сердце. Со временем вы все легче и легче будете пред-ставлять себе это, и придет время, когда вы действительно «почувствуете». Главное, не отвлекайтесь ни на что.
Сначала почувствуйте, что вы ребенок, а затем постарайтесь для начала представить, что вы находитесь в цветущем саду. И этот сад — ваше сердце. Ребенок может играть в саду часами. Он переходит от цветка к цветку, но не уходит из сада, потому что радуется красоте и аромату каждого цветка. Рассмат-ривайте каждый лепесток, каждый листик. Можете предварительно, будучи на природе, рассмотреть всю эту красоту и запомнить. Почувствуйте, что внутри вас сад, и вы можете оставаться в нем, сколько захотите. При успешной медита-ции вы можете ощутить аромат цветка. Таким образом можно научиться меди-тировать в сердце.
Сердце гораздо чище ума. Ум, который мы используем для общения с людьми, или для приобретения информации, или для обычной земной дея-тельности, не может нас продвинуть к Богу. Потому что ум слеп и глух.
Если мы медитируем в сердце, мы медитируем там где находится душа. Помните, первичное проявление души — это свечение в районе сердца. Духов-ное сердце как раз расположено в центре груди. И если длительное время ме-дитировать в сердце, то обязательно придет ощущение, что внутри человече-ского сердца находится божественное сердце, а в нем божественна; душа — сама чистота, свет, блаженство и божественность! Когда вы почувствуете это, вы начнете медитировать на духовное сердце.
Чтобы достичь духовного сердца, вы должны почувствовать, что у вас нет ума, нет рук, нет ног, у вас ничего нет, есть только сердце. Вы должны почув-ствовать, что сами есть сердце.
Для того чтобы очистить свой ум, лучше всего почувствовать в течение нескольких минут, что у вас нет ума. Для этого произнесите быстро несколь-ко раз «У меня нет ума, нет ума, нет ума... у меня есть сердце. У меня нет ума, у меня есть сердце...» Вы сами почувствуете, когда будет достаточно. Возник-нут новые, необычные ощущения в голове.
Через некоторое время так же быстро повторите «У меня нет сердца, нет сердца... у меня нет сердца, у меня есть душа, есть душа. Душа — это я, я — душа, душа. Душа — это свет, я — свет, я — свет...» И постарайтесь внут-ренним зрением увидеть солнечный внутри вас. Внутренним зрением — это значит «третьим глазом».
Если все будет сделано правильно, вы обязательно рано или поздно по-чувствуете внутри себя свет и yвидите это внутренним зрением. Ощущение потрясающее. Желтый, пушистый свет исходит из вашей груди и светится вокруг вашего тела. Иногда возникают картины: огромный желтый цветок, а внутри него солнечная, почему-то обнаженная женская фигура, молодая и кра-сивая — по-видимому, ваша душа. Иногда внутри цветка возникает солнечный ребенок, а иногда — язычок пламени! Но довольно часто ничего не возникает. Судя по литературным источникам, опытные медитирующие способны видеть более значимые картины и иметь более богатые ощущения. Учиться медитиро-вать можно по разным источникам, важно только, чтобы медитация привела вас к встрече с Богом. Можем порекомендовать интересную и доступно напи-санную книгу Ю. А. Андреева «Резонанс земли и неба. Теория и практика ме-дитации» (Санкт-Петербург, 1999 год).
Большим достижением для вас будет появление света внутри вас. Это и будет ваша встреча с Богом! Вы вышли на контакт с Ним через вашу душу, через ваше сердце. Ему не надо ничего объяснять, у Него не надо ничего про-сить, «Он знает, в чем вы имеете нужду раньше вашего прошения у Него». Он дает нам все, в том числе и то, что нам крайне необходимо, но о чем мы да-же не догадываемся.
Итак, когда мы медитируем, мы поднимаемся из нашего ограниченного сознания в более высокое состояние. Мы расширяем наше сознание и вступаем в прямой контакт с Богом через сердце!
В книге «Воскрешение людей и вечная жизнь — отныне наша реаль-ность!» академик Грабовой пишет: Чтобы успешно продвигаться по пути пости-жения Мира, нужно, прежде всего, улучшить наше восприятие, нужно изменить состоя-ние нашего организма, к примеру, нужно сделать более совершенной работу головного мозга... Возникает кардинальный вопрос: как добиться такого изменения, как можно было бы это сделать? Существует много методов для достижения этой цели но одним из наиболее простых и в то же время эффективных является медитация. В результате ре-гулярных занятий медитацией происходит принципиальное изменение работы головного мозга: постепенно все больше и больше участков головного мозга начинает работать со-гласованно. Это подтверждают научные исследования, проведенные с использованием электроэнцефалограмм. Когда человек полностью осваивает практику медитации, согла-сованно начинает работать весь его мозг. Пользуясь языком физики, можно сказать, что мозг человека начал работать когерентно».
Дорогие читатели! Если вы хотите научиться пользоваться методами ис-целения академика Грабового, не жалейте времени для обучения. Эти затра-ты окупятся, когда вы сумеете исцелить себя и своих близких! И пусть, как пишет Шри Чинмой: Никакой путь не будет для вас трудным, если вы имеете дар Божий: веру в себя!.
Г.П. Грабовой – Быстрые переходы в высокое состояние сознания можно осуще-ствить с помощью различных концентраций. При выполнении концентраций медитации могут являться составной частью этого процесса.
Технология 2 (из лекции Далай Ламы IV). Сложите ноги в наиболее удоб-ное положение, позвоночник держите прямо, как стрелу. Расположите ваши руки в позиции медитативного равновесия: на расстоянии четырех пальцев ни-же пупка левую руку поместите под правую, а большие пальцы соедините так, чтобы они образовывали треугольник. Такое размещение рук связано с точкой внутри тела, откуда проистекает внутренний жар.
Наклонив слегка шею, оставьте в покое рот и зубы, как обычно, и коснитесь кончиком языка неба у верхних зубов. Пусть глаза смотрят пристально и свободно, для этого нужно, чтобы они были направлены на кончик носа; они могут быть устремлены и на пол перед вами, если это кажется более естественным. Не откры-вайте глаза слишком широко и насильно не закрывайте их, оставьте их слегка открытыми. Иногда они будут закрываться сами по себе, это нормально. Даже если ваши глаза открыты, когда ваше ментальное сознание прочно установится на объекте, видимое глазами не будет беспокоить вас. Те из вас, кто носит очки, помните, что при снятых очках смутность для вас будет менее опасной при возбуждении и более опасной при расслаблении. Сможете ли вы тогда различить стену перед вами? Когда она перед вами, постарайтесь определить, что менее опасно - возбуждение или рассеян-ность. Такого рода решения могут прийти только посредством вашего собственного опы-та.
Для медитации на объекте созерцания существует подразделение объектов на внешние и внутренние. Давайте начнем медитировать на внешнем объекте созерцания. К примеру, это может быть тело Будды – для тех, кто любит взирать на Будду, или крест – для тех, кому он нравится, или какой-нибудь другой подходящий символ.
Мысленно представьте этот объект примерно в четырех футах (~1,3 м) пе-ред вами на высоте бровей. Объект должен быть размером приблизительно 2 дюйма (~5 см) высотой и излучать свет. Постарайтесь воспринять его как бы тяжелым, так как это будет вас успокаивать, а его блеск будет мешать вам рас-сеиваться. Когда вы сосредоточитесь, прилагайте усилия в двух направлениях: во-первых, сделайте объект созерцания ясным, и во-вторых, сделайте видение его устойчивым.
Является ли что-нибудь вашему уму? Беспокоят ли ваши глаза чувствен-ные объекты перед вами? В этом случае будет правильным закрыть их, но с за-крытыми глазами не является ли вам красноватое видение? Если, закрыв глаза, вы видите красное и вас тревожит, как вы будете видеть воочию, это означает, что вы слишком вовлечены в процессы зрительного сознания. Тогда вам следу-ет постараться отвлечь внимание от зрения и перевести его на процессы мен-тального сознания.
Причины, мешающие устойчивости объекта созерцания, колеблющие его, заключают-ся либо в возбуждении, либо, говоря обобщенно, в рассеянности. Задача – прекратить это, направить ваш ум строго внутрь так, чтобы интенсивность способности схватывать на-чала понижаться. Отозвать ум извне помогут раздумья о том, что заставляет вас быть более рассудительным и немного грустным. Эти мысли могут способствовать вашему уси-лению восприятия объекта, ибо бытие сознания слишком тонко. Для того чтобы понизить или потерять нечто, вам лучше научиться задерживаться на объекте созерцания.
Недостаточно владеть лишь устойчивостью. Нужно также иметь чистоту. Обре-тению чистоты препятствует расслабленность, которая вызывается чрезмерными на-клонностями сознания. Сначала ум становится распущенным, а это может привести к вя-лости, в которой, теряя объект созерцания, вы как бы впадаете в темноту. От этого можно даже заснуть. Когда это случается, необходимо поднять или увеличить способ-ность восприятия. Технически это выглядит так: думайте о чем-то вам нравящемся, что доставляет вам радость, или отправьтесь мысленно на высокую площадку, откуда откры-вается безбрежный обзор. Эта техника заставит сникший ум умножить возможности схватывания объекта.
Посредством вашего собственного опыта нужно определить, когда способность к восприятию становится слишком возбужденной или чересчур расслабленной, и подобрать наилучшую практику для понижения или повышения соответственно.
Объект созерцания, представляемый вами видимым, должен удерживаться в сознании вниманием. За всем этим вы пристально наблюдаете, как будто из-за угла, до тех пор пока не увидите объект ясно и прочно. Способность зани-маться подобным подсматриванием называется самонаблюдением. Оно возни-кает, когда достигается сильное устойчивое внимание, но к несвойственным функциям самонаблюдения можно отнести присматривание время от времени за умом – пребывает ли тот под влиянием возбуждения или расслабленности. Когда вы хорошо разовьете внимание и самонаблюдение, вы будете в состоя-нии схватывать причины расслабления и возбудимости до того, как они начнут действовать, и воспрепятствовать их возникновению.
Так вкратце объясняется медитация и условия ее осуществления на внеш-нем объекте созерцания.
Другой тип медитации состоит в смотрении ума на самого себя. По-пробуйте оставить ваш ум пребывающим естественным образом, т.е. не ду-мающим о том, что происходило в прошлом или что вы планируете на буду-щее, а также не занимающимся понятийно-теоретической работой. Разве вам не кажется, что это и есть собственно сознание? Как поступать с глазами? Вы, ве-роятно, полагаете, что такого рода упражнения связаны с глазами, поскольку наибольшая часть нашего осознания мира устанавливается зрением. Это проис-ходит из-за нашего излишнего доверия органам чувств.
Однако в существовании отдельного ментального сознания можно убе-диться, например: когда внимание отвлечено звуком, явленное пред глазами не замечается. Это указывает на отдельное от чувственного ментальное сознание, обратившее больше внимания на звук, запечатлеваемый слуховым сознанием, чем на восприятия зрительного сознания.
Благодаря упорной практике сознание может со временем быть постигнуто или ощущено в качестве сущности единственно яркого света и знания, в чем нечто способно проявиться и в чем, когда возникнут подходящие условия, мо-жет быть создан образ любого объекта. И пока ум не столкнется с внешними предпосылками понятийно-аналитической рассудочности, он будет пребывать пустым, без какой бы то ни было данности в нем, подобным чистой воде. Его сущность дана лишь в переживании. Реализуя эту природу ума, мы с самого начала помещаем объект созерцания во внутрь в соответствии с внутренним типом медитации. Практиковать ее лучше всего утром, в спокойном месте, ко-гда ум особенно чист и бдителен.
Существует еще один способ медитации, который приспособлен для распознавания абсолютной природы феноменов. В целом феномены подраз-деляются на два вида: ментальные и физические совокупности, или на феноме-ны, используемые Я, и на Я, пользующееся ими. Чтобы определить природу этого Я, позвольте прибегнуть к примеру. Когда вы говорите: "Джон придет", – речь идет о некоторой личности, обозначаемой именем Джон. Разве имя озна-чает его тело? Нет. Разве оно означает его ум? Если бы оно означало его ум, мы не могли бы говорить об уме Джона. Тело и ум суть то, чем действует лич-ность. Кажется, есть Я, отдельное от ума и тела.
Например, мы думаем: "О, мое отвратительное тело!", – или: "О, мой сла-бый умишко!" Не правда ли, в этом случае наше врожденное представление о своем уме не тождественно Я? Кто же такой Джон, если он не одно и то же со своим умом и телом? Вам следует применить это рассуждение к самому себе, к вашему собственному чувству Я. Куда же оно девается с точки зрения ума и тела?
К примеру, мое тело болеет, и хотя оно и не есть Я, но из-за болезни тела можно заключить, что Я болеет. В действительности ради благополучия и удо-вольствий этого Я иногда даже нужно отрезать часть тела. Хотя тело и не есть Я, между ними существует связь: боль тела может послужить страданием для Я. Аналогично, когда зрительное сознание видит нечто, оно является уму, ко-торым Я воспринимает это.
Какова же природа Я? Как оно дано вам? Когда вы не выдумываете и не создаете никакого искусственного понятия в вашем уме, не кажется ли, вам, что ваше Я есть сущность, обособленная от ума и тела? Но найдете ли вы ее, начав такой поиск? К примеру, кто-то обвиняет вас: "Ты украл то", – или: "Ты разломал то и это", – в то время как вы знаете, что не делали ничего такого. Что означает в данном случае ваше Я, не делавшее этого? Является ли оно чем-то основательным?
Представляется ли вашему уму некая цельная, надежная, твердая вещь, ко-гда вы думаете или говорите: "Я не делал этого!" Видимо, это цельное, опреде-ленное, независимое и устанавливающее себя своей собственной силой Я, фи-гурирующее в таких случаях, в действительности вовсе не существует, и его особое несуществование обозначается как бессамостность.
Однако, когда речь идет просто о Я без предварительного анализа и иссле-дования, как то в суждениях типа: "Я хочу то-то и то-то", или: "Я собираюсь сделать так-то". На этом уровне Я достоверно. Но несуществование независи-мого или самовластного Я есть сердцевина учения о бессамостности личности. Эта бессамостность обнаруживается, когда предпринимается аналитический поиск с целью определения Я.
Такое неприсущее существование Я составляет абсолютную правду, ко-нечную истину. Я, явленное неаналитическому обусловленному сознанию, воз-никает зависимо и служит основой согласованных действий, деятелем и т.д. Это Я верно как условная истина. Анализируя способ бытия или статус Я, ста-новится ясно, что хотя оно и кажется существующим реально, но это не так. Более всего Я похоже на иллюзию.
Вот так исследована абсолютная природа Я – пустотность. Поскольку Я таково, постольку и все другие феномены, которыми пользуется Я, пусты в от-ношении присущего существования. Если проанализировать, то их совсем нельзя будет обнаружить. Тогда как без должного распознавания и расследова-ния они считаются существующими. По своей природе они тождественны Я.
Обусловленное существование Я, а также удовольствия и боли делает не-обходимым вызывать сострадание и любовь к человеку. В силу же того, что аб-солютная природа всех феноменов есть пустотность присущего существования, нужно совершенствовать мудрость. Когда они оба – сострадание и мудрость – практикуются в единстве, мудрость растет более полной и устраняет даже смысл двойственности. Благодаря наличию в уме значения пустотности двой-ственные проявления слабеют, а в то же время ум становится более утончен-ным. Когда же он, в конце концов, достигнет самого тонкого уровня, то преоб-разуется в самое основополагающее сознание – во врожденное сознание ясного света. Оно мгновенно реализуется и оно одного вкуса с пустотностью, о чем можно узнать, находясь в состоянии медитативного равновесия, в котором на-личествует пустотность и полностью отсутствует двойственность явленного. В сфере всего того, что обладает тем одним вкусом, может проявиться что угод-но, но оно подпадает под правило: "Все одного вкуса и один вкус у всего".