Прогулка по японскому саду |
Изучая искусство японцев, мы неизменно чувствуем в их вещах умного философа, мудреца, который тратит время — на что? На измерение расстояния от Земли до Луны? На анализ политики Бисмарка?
Нет, просто на созерцание травинки.
Ван Гог
Вы хотите окунуться в вечность, отправиться в мир, где камни олицетворяют богов, а человек становится частью природы? Вы хотите переместиться в чудесную страну, где о природе вещей вам расскажут деревья и кустарники, а вода пропоет песню о сотворении мира? Если да, то вам нужно побывать в японском саду. Мы предлагаем совершить небольшую экскурсию по этому удивительному миру. А с собой вам нужно прихватить проникновенную созерцательность и чувство эстетического наслаждения.
Мы отправляемся в японский сад — уникальное явление в искусстве ландшафтного дизайна, которое берет свое начало в X-XII веках и продолжает совершенствоваться и в наши дни.
Японский сад — это часть огромной культуры, выражение национального характера Японии. Он является естественным выражением японской эстетики, для которой свойственна острота ощущения поэзии природы, живой натуры. Его история протекает бок о бок с культами синтоизма, древней языческой религии, с процветанием империи, откликается на основные принципы буддизма и диктуется философией времени.
Казалось бы, все очень просто, японский сад — это четыре составляющих: камни, вода, растения и архитектура, которые можно в разном порядке расположить на одном квадратном метре или на нескольких гектарах. Первый сад является своеобразным продолжением интерьера, а второй, для прогулок, — менее зависим от архитектуры. Но чем больше вглядываешься в эту простоту композиции, тем глубже проникаешься мыслью о том, что на самом деле — это огромный мир в миниатюре, со своими законами внутреннего построения, которые хочется разгадать. Но не так-то просто — по мере проникновения в этот мир он усложняется, возникает все больше загадок, воображение рисует множество сюжетов... На самом деле каждое настоящее явление в искусстве, неважно — на Западе или на Востоке, — это всегда художественное открытие мира. Японский сад можно сравнить с человеческим телом, где растения олицетворяют плоть, камни — кости, а вода символизирует кровь. Смысл построения такого сада не в покорении природы, а в стремлении к гармонии с ней, в открытии возможностей для человека постичь бесконечное и выразить свое постижение в осязаемой, зрительной форме. П.Ю.Шмидт в книге "Природа Японии" писал: "Чувство изящного, склонность наслаждаться красотою свойственны всему населению — от земледельца до аристократа. Уже простой японский крестьянин — эстет и артист в душе, непосредственно воспринимающий прекрасное в окружающей природе. Нередко он совершает отдаленные путешествия, чтобы полюбоваться каким-либо красивым видом..." Художник японского сада творит новый мир со своим особым значением из предметов самой природы, так как он уверен, что в природе уже все присутствует: и красота, и эстетика, и одухотворенность, только нужно увидеть и выявить то, что в ней заложено.
Постоянное переживание гармоничности природы — это особенное отношение, которое ложится в основу японского искусства и становится частью национального характера. Поэтому деревья, камни, мхи из ботанических явлений смело превращаются с помощью человеческих рук в произведения искусства, а их причудливое сочетание отражает результаты духовной деятельности человека.
Как уже было отмечено, японские сады развивались в непосредственной связи с культами и ритуалами синтоизма, где ключевая роль отводилась поклонению и обожествлению сил природы. Каждую причудливую скалу или изогнутое дерево японцы считали воплощением духа. А камень, который служил оружием и средством добывания огня, стал первым олицетворением скрытой, тайной силы. Поэтому своеобразным алтарем, местом поклонения служила ивасака — окруженное камнями возвышение, которое легло в основу современных композиций с камнями. Важнейшее значение в синтоизме имело местопребывание божества, символ чистоты и открытости, которое выражалось строением открытого двора, посыпанного галькой (сики).
После распространения в Японии дзэн-буддизма в XIV-XV веках во многом поменялось отношение к построению садов, да и к природе в целом. Культ Будды Амиды и учение секты дзэн в основном опирается на приобщение к космическому телу Будды, олицетворяющему собой природу, Вселенную как живое, одухотворенное целое, единственным путем к которому является путь просветления. Постичь мир, свое место в нем, практиковать самосозерцание, медитацию помогает именно природа, частью которой человек является. Учение дзэн способствует обострению эстетического чувства, выражению мысли в метафорах и символах. Истину вещей выражают образы: картины, цветы, букеты, сад в целом. Поэтому с распространением учения дзэн каждый сад в Японии приобретает определенный смысловой, философский оттенок.
Продолжение следует
Рубрики: | Путешествия |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |