Музей деревянного зодчества (этнографический центр на территории МГОМЗ «Коломенское»).
Организован в 2006-2007 году.
Россия, г. Москва, просп. Андропова, д. 39 проезд метро Коломенское
(Святые Ворота) Николо-карельского монастыря (1692 г). (Проездные ворота)
Николо-Корельский монастырь был основан в конце XIV - начале XV веков и имел удобное расположение при впадении р. Северная Двина в Белое море. Название монастыря связано с именем святого Николая, считавшегося покровителем всех мореходов, охотников и рыбаков.
Монастырь был обнесен оградой с башнями, которые имели двое въездных ворот.
Первую рубленую ограду вокруг обители построили княжостровские плотники под руководством Филиппа Кондратьевича Кулакова в 1690-1692 годах. Ее срубили «городнями» с семью башнями. При этом, существовавшую в монастыре с 1616 года Богоявленскую надвратную церковь, разобрали и поставили над западными воротами «против прежнего». Новую церковь переосвятили во имя Входа Господня в Иерусалим. С восточной стороны ограды, вместо церкви построили восьмигранную шатровую проездную башню со створными воротами.
Пожар, случившийся в 1798 году, уничтожил кроме других монастырских построек южную и восточную стены ограды, в том числе, и восточную башню. Башня и ограда были восстановлены в 1798-1799 годах конецдворскими плотниками под руководством Ивана Никифоровича Кучумова «таковая же, каковая прежде была».
Надвратная башня ворот Николо-Корельского монастыря - один из немногих сохранившихся до настоящего времени памятников монастырской (крепостной) архитектуры XVII века. Башня была построена в 1692 г. на месте сгоревших двумя годами раньше Святых ворот. Башня представляет собой срубленный из бревен восьмерик на четверике с проездными воротами, завершающийся шатровой кровлей с небольшой караульней наверху. Шатер башни имеет стропильную конструкцию с тесовым покрытием в два слоя.
В 1932 г. восточная Надвратная башня ворот Николо-Корельского монастыря, а также примыкающие к ней части срубной стены, т.е. фрагмент деревянной крепости были перевезены в Коломенское. В конце 1970-х гг. на памятнике проводились историко-архивные изыскания и ремонтно-реставрационные работы.
В настоящее время Программой развития музея-заповедника предусмотрено расширение экспозиции, в связи с чем, памятник будет перенесен на другую площадку, выделенную в пределах музейной территории, будет проведен комплекс реставрационных работ.
Участок, выбранный для размещения башни Николо-Корельского монастыря, расположен несколько севернее башни Сумского острога на искусственно созданной земляной насыпи, как бы представляющей собой земляной вал. Генпланом территории вокруг башни Сумского острога определено место размещения башни Николо-Корельского монастыря с сохранением ее исторической ориентации по сторонам света.
Центральная часть территории музея, на которой в настоящее время находится башня Николо-Корельского монастыря, почти полностью занята парковой древесной растительностью, в связи с чем на месте, остающимся от разборки башни устраивается газон для восстановления ландшафта с чередованием открытых и закрытых пространств.
Надвратная башня Николо - Карельского монастыря - единственный памятник деревянной монастырской (крепостной) архитектуры XVII века.
В 1932 году в «Коломенское» была перевезена башня и примыкающие к ней части срубной стены, т.е. фрагмент деревянной крепости.
В конце 70-х годов XX века на памятнике проводились ремонтно-реставрационные и историко-архивные изыскания.
По преданию, Николо-Корельский монастырь был основан преподобным Евфимием Корельским на рубеже XIV –XV веков. Он находился в устье Северной Двины вблизи Белого моря. Первое упоминание монастыря в летописи относится к 1419 году. Со временем монастырь стал первым русским морским портом, куда заходили иностранные корабли, и около столетия оставался важным транспортным узлом.
В 1731 году из Николо-Корельского монастыря отправился учиться в Москву Михаил Ломоносов.
В конце XVII века вокруг монастыря была возведена новая мощная ограда с семью башнями. В восточной части ограды на месте разобранной Богоявленской церкви поставили срубленную из сосновых бревен проездную башню со створными воротами.
Военного значения эта башня не имела, что характерно для деревянных стен и башен монастырей конца XVII века. Это была хозяйственная ограда, служившая в то же время украшением и символом духовной крепости.
Моховая башня Сумского острога 1680г.
Моховая башня была возведена в 80-х годах XVII в. при строительстве Сумского острога, занимающего наряду с Кемским и Кольским острогами выдающееся место в военной истории северной России – не раз он становился преградой для неприятелей на западном берегу Белого моря.
С начала XVIII в., после постройки каменной Новодвинской крепости в устье Северной Двины и ростом военно-морского значения Архангельска, оборонительные функции деревянной Сумской крепости постепенно исчезают и она превращается в мирную церковную ограду, на стенах которой устраивались крестные ходы. Со временем крепость приходит в запустение, и к началу XX века из шести крепостных башен сохранились только две. Одна из них была приспособлена под здание колокольни, другая - Моховая башня, была приспособлена Соловецким подворьем для хозяйственных нужд.
В 1931 году директором музея-заповедника Петром Дмитриевичем Барановским оставшаяся часть Моховой башни была разобрана и перевезена в музей-заповедник, где ее конструкции хранились в запасниках более 80-ти лет.
После начала работ в 2003 году по исследованию Башни специалисты- реставраторы долго не могли определить принцип сборки сооружения. Была проведена огромная работа по сопоставлению размеров и маркировки бревен различных периодов существования сооружения. Это было необходимо для сравнения сохранившихся деталей с обмерами более раннего времени, а также для выявления подлинных элементов Башни.
Полученные данные позволили провести реконструкцию памятника на период 1680г., как образец оборонного строительства русского Севера, полностью утраченного к середине XIX - XX веков, и тем самым, воссоздать яркий образца русского фортификационного деревянного зодчества XVII столетия.
Воссозданная Моховая башня Сумского острога будет служить ценным экспонатом в организованном на основе подлинных памятников Музее деревянного зодчества в Коломенском и установлена на территории Этнографического центра, расположившегося в северной части музея-заповедника.
Экспозиция посвящена истории острога, как военной крепости, и ее месте в системе обороны Поморья конца XVI – начала XVIII вв. Посетители смогут ознакомиться не только с историей отреставрированных памятников, но и с тем, как они использовались: какие инструменты применялись при строительстве, как был устроен быт их создателей и размещавшейся в них охраны.
На экспозиции “Моховая башня Сумского острога” посетители могут погрузиться в эпоху 17 века, в жизнь поморской пограничной крепости: направляющие лучи свето-видео-звуковой инсталляции указывают на экспонаты, звуки стрельбы пушек, шум северных лесов и музыка создают особое настроение. На бревенчатой стене возникают призрачные тени стрельцов.
На первом ярусе башни расположен раздел экспозиции, рассказывающий о быте военных служилых людей, охранявших острог. Здесь представлены предметы, связанные с хозяйственными занятиями обитателей крепости, воспроизведен интерьер красного угла.
Раздел экспозиции, размещенный во втором ярусе башни, посвящен показу военной истории крепости. Здесь представлены документы по истории Сумского острога, одежда простых стрельцов и стрелецких пятидесятников, сшитая по аналогам XVII века, военное снаряжение, оружие, выполненное по аналогам XVII и многое другое.
В верхнем третьем ярусе башни, там, где обычно располагались караульни, представлен раздел экспозиции, рассказывающий о системе обороны Русского Севера.
Башня Братского острога
Братский острог был основан в 1631 году на берегу Ангары. Крепость, построенная казаками, служила опорным пунктом для русских поселенцев и представителей власти в Прибайкалье.
Братский острог сыграл значительную роль в освоении Сибири и Дальнего Востока. В XVII веке мимо него проходил путь многих русских землепроходцев.
Зимой 1656/1657 гг. Братский острог и, возможно, его северо-западная башня, служил местом заточения протопопа Аввакума- русского писателя старообрядца.
В 1790 году по пути в ссылку в Братском остроге останавливался писатель А.Н.Радищев.
В середине XX века, после проведения детального изучения остатков острога группой археологов и этнографов, исследовавших зону затопления строившегося Братского водохранилища, было принято решение о переносе двух уцелевших башен на новое место.
В 1959 году северо-западную башню перевезли в Коломенское, где 2007 году была проведена ее реставрация. Верхний этаж башни использовался как оборонное сооружение.
Братский острог был основан в 1631 году на берегу Ангары. Крепость, построенная казаками, служила опорным пунктом для русских поселенцев и представителей власти в Прибайкалье.
Братский острог сыграл значительную роль в освоении Сибири и Дальнего Востока. В XVII веке мимо него проходил путь многих русских землепроходцев.
Башня Братского острога – памятник оборонного зодчества XVII в., уникальный пример деревянного зодчества, памятник истории и культуры федерального (общероссийского) значения. Возведение острогов было наиболее распространенным типом крепостного строительства в Сибири. В XVII в. Братский острог представлял собой прямоугольное в плане укрепление, обнесенное тыновыми стенами высотой до 5 м, длина периметра составляла около 213 м. По углам стояли четыре глухие, квадратные в плане, башни высотой 7–8 м.; под тремя из них находились жилые избы, а четвертая использовалась как склад. Над воротами возвышалась часовня, а в конце 1650-х гг. в остроге была возведена Владимирская церковь. Дату постройки двух сохранившихся до нашего времени башен обычно относят к 1654 г. Башни имеют по два этажа. Верхние, боевые этажи, снабжены отверстиями для ружейной стрельбы и одним, более крупным, отверстием для пушки. К концу XVII в. Братский острог становится центром большого сельскохозяйственного района Сибири. Кроме того, Братск занимал выгодное географическое положение, находясь на перепутье дорог, ведущих к Ледовитому океану, в Якутию, к Амуру, Охотскому морю, в Даурию, Монголию и Китай. При строительстве в 1957–1958 гг. Братской ГЭС территория острога оказалась в границах водохранилища. Перед затоплением старого Братска было проведено тщательное обследование остатков острога, включая археологические раскопки. Сейчас одна из двух сохранившихся башен Братского острога находится в Государственном объединенном художественном историко-архитектурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике, куда она была перевезена в 1959 г., вторая – в одном из музеев г. Братска. Реставрационные работы на башне Братского острога проводились в 1970-х гг. В настоящее время выполнен проект реставрации башни Братского острога, которым, наряду с проведением необходимых реставрационных мероприятий, в 2007 г. осуществлен перенос объекта на новую площадку в пределах территории музея-заповедника с целью формирования экспозиции Музея деревянного зодчества.
Церковь Святого великомученика Георгия Победоносца 1685 года, ансамбль усадьбы Коломенское
Георгиевская деревянная однопрестольная церковь первоначально построена на Среднепогостском Рождественском погосте в 1685 году и была вторым, видимо зимним, храмом прихода. Главный храм прихода, освященный в честь Рождества Христова, упоминался в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. Последняя постройка этого храма, дошедшая до 1917 года, датировалась 1888 годом. Погост располагался на левом берегу реки Ёрга (правый приток Северной Двины) в Тимошинской волости Сольвычегодского уезда Вологодской губернии (ныне д. Андреевская Верхнетоемского района Архангельской области) в 41 км на юго-восток от райцентра (с. Верхняя Тойма) и 837 км к северо-востоку от музея "Коломенское".
В 1788 году в приходе погоста числилось 785 чел.; в 1868 г. - 1111 чел. В XVIII-XIX вв. Георгиевская церковь несколько раз перестраивалась, обшита тёсом, была пристроена паперть. Закрыта после 1917 года и использовалась как склад, а к 2000-м гг. заброшена. Зимой 2008 года была перевезена в Москву, где в 2010 году на территории музея-заповедника "Коломенское" была собрана в формах XVII в. Четверик, рубленный "в обло" поставлен на высокий подклет. Пятигранный алтарный прируб покрыт небольшой бочкой. С севера и запада храм охвачен крытой галереей на консолях и двух опорных столбах. Храм увенчан малым четвериком, несущим по поперечной оси бочку с тремя главами. Такое завершение храма в русском деревянном зодчестве встречается не часто.
В соседнем Красноборском районе, на левом берегу Северной Двины в Пермогорье до наших дней "дожил" старший одноименный "брат" Георгиевского храма, построенный в 1666 г. Главное отличие этих церквей в крещатой бочке в завершении Пермогорского храма.
Деревянный храм во имя Святого великомученика Георгия Победоносца был построен на берегу небольшой реки Ёрги, правого притока могучей Северной Двины в ее верхнем течении.
Это была холодная церковь, без печи, богослужения в ней проводились только в теплое время года. Храм стоял в центре Среднепогостского прихода, отдельно от окрестных деревень.
В конце XVII в. рядом находились еще два деревянных здания: колокольня и теплая церковь Рождества Христова, считавшаяся главной на погосте – по ее посвящению назывался весь здешний церковный приход. Когда в этих местах были построены первые храмы и какими они были, неизвестно: в 1720-х гг. Рождественскую церковь XVII в. и хранившиеся в ней приходские документы уничтожил пожар.
Район бассейна Северной Двины был заселен давно. Уже в X в. здесь начали селиться славяне, пришедшие большей частью с запада, из новгородских земель. Их контакты с аборигенами – «чудью заволочской», предками современных вепсов, носили в основном мирный характер. В XI в. в этих землях распространяется христианство, устанавливается система государственного управления, связанная с Новгородом. С распадом в XII в. единого древнерусского государства Новгород стал сильным независимым городом-государством с огромной территорией.
Весь бассейн Северной Двины входил в самую крупную Обонежскую пятину (область) Новгородской земли. Во второй половине XV в. Новгород и его обширные владения подчинил великий московский князь Иван III, включив эти земли в состав единого Русского государства. Подвинье на протяжении многих веков осваивалось русскими людьми, привлекая их своими природными богатствами: пушниной, обширными малонаселенными землями, богатыми угодьями для рыбной ловли и охоты, густыми лесами и природными запасами дорогостоящей поваренной соли. С другой стороны, этот суровый лесной край веками оставался периферией, отдаленной окраиной русского мира. Из сохранившихся «Ведомостей о церквях» конца XVIII – начала XX в., отчетов настоятелей прихода, посылавшихся в управление Вологодской епархии, известно, что Георгиевская церковь была построена в 1685 г. на средства прихожан.
По сохранившимся документам можно лишь в общих чертах представить историю Среднепогостского Рождественского прихода и его храмов за два с лишним столетия. На рубеже XVIII и XIX вв. приход включал 26 деревень с населением около 900 человек, и самая отдаленная деревня прихода находилась от погоста на расстоянии до 11 верст. На самом погосте, кроме храмов и колокольни, стояло несколько дворов церковного причта. Даже в XIX в. эта местность, будучи более населенной, чем ныне, считалась «малопроезжей» и была удалена от больших дорог. Во время распутицы, разлива рек добраться до Среднепогостского можно было только на лодке. В 1890-е гг. обе церкви («теплая с колокольней в одной связи» и холодная) были обшиты снаружи «тесом» (досками) по моде того времени, а внутри их оштукатурили и расписали. В центральном помещении Георгиевской церкви, на подшивном потолке в форме свода, сделанном, вероятно, в первой половине 1890-х гг., осталась масляная живопись по штукатурке: в зените – изображение Святого Духа в виде голубя в окружении херувимов, по сторонам – четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна, – с их традиционными символами. Неизвестный пока мастер (или мастера), кисти которого принадлежат эти росписи, несомненно, был хорошо знаком с поздней академической живописью; росписи выполнены с большим мастерством и, несомненно, представляют самостоятельную художественную ценность. К началу XX в. Георгиевская церковь приобрела архитектурный облик, который сохранялся затем на протяжении всего XX столетия. Перед революцией 1917 г. в приходе работали две содержавшиеся прихожанами церковно-приходские школы: на погосте и в одной из крупных деревень. В них проходили двух- или трехлетнее обучение примерно 50 мальчиков и 10 девочек.
На рубеже 1920–1930-х гг. церкви Среднепогостского прихода, переданные в подчинение Семеновского сельского совета, были закрыты, как, впрочем, и абсолютное большинство других. Храм Рождества Христова перестроили в сельскую школу, а в храме Св. Георгия устроили клуб, позже – склад. Иконостас и остальное его убранство не сохранились. В 1960-х гг. окрестные деревни были зачислены властями в категорию «неперспективных», и здесь прекратили работу государственные службы. Закрытие в крупнейшем селе Семеновском школы, больницы и почты в сочетании со скверной дорогой привело к постепенному запустению этой местности. К началу 2000-х гг. от некогда многолюдного сельсовета (в который входило около десятка деревень) остались три населенных пункта, в которых насчитывалось около 15 жителей. На рубеже 1980–1990-х гг. от подожженной кем-то травы сгорела церковь Рождества Христова. К счастью, уцелела Георгиевская церковь.
Деревянный храм Св. великомученика Георгия Победоносца из села Семеновского Архангельской области относится к храмам ярусного типа, широко распространенным в XVII–XVIII вв. Это двухъярусное сооружение из сосновых бревен, основу которого составляет главный четверик (четырехугольный сруб) на высоком подклете (нижнем хозяйственном помещении). В его северной и западной стенах вверху, а в южной – внизу, прорезаны окна. В верхней части главного четверика устроен повал (плавное расширение сруба) и сделано покрытие на четыре ската. С востока к нему прирублена пятигранная алтарная часть с пятискатным покрытием, увенчанным бочкой с маленькой главкой. Под крышей главного четверика сохранился подзор (пояс) из прибитых к верхнему венцу повала древних досок, по которым шла полустершаяся надпись, сделанная краской в XVII в.: «Лета 7196 (1688г.) апреля в…». Это – дата освящения храма. Подобных находок среди множества русских деревянных церквей до того было известно всего три.
Над главным четвериком установлен верхний (малый) четверик, также с повалом. Он вытянут по оси север-юг и увенчан крышей типа «бочки» с тремя расположенными в ряд главками с крестами. Подобный тип покрытия храма встречается крайне редко. В отличие от основного четверика верхний ярус церкви срублен «в лапу» (иначе – «в замок»). Его бревна снаружи стесаны, включая повал. На верхнем четверике под поздней обшивкой также были найдены доски подзора, «писаные травами», – с крутыми завитками, нанесенными красной, синей, черной и белой красками. Подобным образом был украшен и алтарный прируб. До сих пор в распоряжении исследователей имелись лишь отрывочные упоминания в письменных источниках о наружных росписях русских деревянных храмов, построенных до XVIII в. С запада, где находится основной вход в храм, и с севера при исследовании памятника были найдены следы галереи-паперти, некогда огибавшей главный четверик и позже разобранной. Несколько подобных по конструкции деревянных храмов – двухъярусных, с крышей-«бочкой», установленной по оси север–юг, и с маленькими главками – известны в Верхнем Подвинье. Самые поздние из них были построены в середине XVIII в.
На их примере можно с полным основанием говорить о местной традиции деревянного церковного зодчества. Посвящение храма Св. великомученику Георгию Победоносцу – не редкость.
В 2008 г. храм был разобран и перевезен на территорию Коломенского. В 2009 г. начались работы по реставрации, а в 2011 г. – по установке храма на новом месте – в долине речки Жужи, рядом с уникальными памятниками Музея деревянного зодчества.
Водяная мельница на речке Жуже
Водяные или ветряные мельницы были важным элементом русского хозяйства и существовали почти в каждом крупном населенном пункте.
Конструкция водяных мельниц за многие века особенно не изменилась. Основным материалом для постройки мельницы в России служила древесина, металлическими были лишь некоторые части: оси, скобы и крепежные детали.Действующая мельница, воссозданная в Коломенском в 2007 г., относится к типу мельниц с вертикальным колесом верхнего боя. Для того чтобы мельница могла работать, была построена плотина и создан пруд, из которого вода по желобу попадает на мельничное колесо. Образцом послужила водяная мельница XIX в. из деревни Владимировка Братского района Иркутской области. Водяные мельницы находились и в окрестностях с. Коломенского.
Экспозиция, воспроизводящая обустройство мельницы, знакомит с процессом помола зерна, действием водяного колеса и жерновов. В мельнице можно увидеть комплекс историко-бытовых предметов, связанных с производством и обработкой муки.Мельница, воссозданная в Коломенском, срублена из лиственницы. Сруб разделен на два яруса. В первом ярусе – два смежных помещения: одно для помола зерна, другое для пребывания крестьян. В помещение второго яруса со двора по лестнице заносили мешки с зерном, и оттуда зерно засыпали в ковш для помола.
Голландский домик Петра I
Музей деревянного зодчества (Коломенское)
Дата постройки-2013 год
Макет воспроизводит в подлинных размерах домик Петра I в Заандаме, который является старейшим деревянным домом в Нидерландах. «Оригинал» был построен в 1632 году из деревянных деталей отслуживших свой век судов и представляет собой образец дешёвого жилья моряков и рабочих в Голландии середины XVII века. В 1697 году в домике, принадлежавшем в то время морскому кузнецу Герриту Кисту, в течение недели проживал царь Пётр I, находившийся в то время в Голландии в составе «Великого посольства».
Как историческая реликвия, домик был сохранён и в данный момент является старейшим деревянным домом в Нидерландах. Точная копия здания, собранная, правда, с использованием современных технологий, была создана летом 2013 года специалистами 101-го инженерного батальона города Везепа вооружённых сил Голландии, после чего в разобранном виде отправлена морем в Россию. Копия домика Петра I прибыла в Санкт-Петербург 24 сентября 2013 года, в пяти контейнерах, на борту двух боевых кораблей ВМС Нидерландов — фрегата «Семь провинций» и сторожевого корабля «Фрисланд»
Музей деревянного зодчества (Коломенское),
Соколиный двор в Коломенском
Соколиный двор в Коломенском – это один из наиболее популярных дворов России. Он являлся наилучшим и самым крупным Соколиным двором в Европе. Этот двор представляет собой огромный хозяйственный комплекс, который предназначался для содержания ловчих птиц. В XVII веке на Соколином дворе содержали различные виды соколов, ястребов, участвующих в «птичьей потехе». Реконструкция Соколиного двора производилась на основе архивных материалов и фотографий. Все постройки на Соколином дворе построены из дерева без использования современных технологий. Это было сделано для того, чтобы люди могли как можно глубже узнать историю старинных поселений и их быт. На сегодняшний день этот двор достаточно популярен среди путешественников, так как он отражает историю России.
https://www.rutraveller.ru/place/63744
Реконструкция Соколиного двора сделана на основе архивных материалов. Комплекс решен по типу крестьянских усадеб характерных для села Коломенского. В качестве аналога для основного здания взят сельский дом, который по времени постройки восходит к первой половине – середине XIX в.
Соколиный двор состоит из дома и огороженного двора, где расположены крытые вольеры для содержания ловчих птиц.
http://sobory.ru/article/?object=35802