-Цитатник

♥Рубрики моего дневника ♥ - (7)

♥Рубрики моего дневника ♥ Новости (6366) Стихи (5566) ...

Я не буду!.. - (1)

Я не буду!.. Я не буду такой, как все: Я останусь такой, как есть; И желания нет совсем Вдру...

Мир женщины.. - (2)

Мир женщины.. ...

Motivi all’Uncinetto №54 2021 (вязание в интерьере крючком, филейное вязание) - (0)

Motivi all’Uncinetto №54 2021 (вязание в интерьере крючком, филейное вязание) 2 3 ...

[Запись в дневнике закрыта для неавторизованных и пользователей из черного списка. ] Доменико Морелли (Domenico Morelli),1826-1901гг.Италия. - (0)

Доменико Морелли (Domenico Morelli),1826-1901гг.Италия.   *****...

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Природа
Природа
20:06 16.09.2020
Фотографий: 169
Посмотреть все фотографии серии Мир
Мир
00:28 11.05.2018
Фотографий: 31
Посмотреть все фотографии серии Фотографы
Фотографы
07:56 20.08.2017
Фотографий: 111

 -Рубрики

 -Метки

in english Царское село австрия акварель англия афоризмы весна видео видео уроки по вязанию все руками выпечка вязание вязание крючком вязание спицами дворцы день рождения дети джемпер дизайн династия достопримечательности еда жакет жанровое жанровые сцены женские судьбы женский образ живопись животные журналы журналы на английском здоровье иллюстрации искусство испания история италия картины китай книги коллаж коллажи красивый узор крючком красивый узор спицами красота кружево кулинария лето любовь маски для лица миниатюры мода мудрости мудрые мысли музыка мысли вслух настроение натюрморты нежность от морщин пейзаж пейзажи персоны портрет пошив и ремонт одежды поэзия проза птицы пуловер путешествие путешествия размышления рамка рамочка рамочка для поэзии... рамочка друзей рамочка с девушкой рамочки рецепт рецепты рецепты здоровья россия рукоделие с днем рождения сад самые интересные места на планете советы стихи уроки по вязанию философская лирика фото франция художники цветы цитата цитаты шитьё это интересно юмор юмор>супружеская жизнь

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Akmaya

 -Подписка по e-mail

 


Юсуповский фарфор

Среда, 18 Ноября 2020 г. 02:30 + в цитатник
Юсуповский фарфор

Юсуповский фарфор выделяется среди общей массы фарфоровых изделий русских фарфоровых заводов. Ему присущи характерные особенности стиля росписи и декора, орнаментов и мотивов.


Юсуповский фарфор. Сервиз, посвященный русско-турецкой войне, 1831 г. (собрание ГРМ)


Юсуповский фарфор. Сервиз, посвященный русско-турецкой войне, 1831 г. (собрание ГРМ)
Фарфоровое заведение князя Юсупова работало в Подмосковном имении Юсуповых в Архангельском с 1818 (возможно, с 1814) по 1831 г. В Архангельском изготавливались чашки, тарелки и небольшие сервизы. На них изображались виды городов, портреты, гербы. Стиль и характер декора фарфоровой посуды определялись владельцем фарфорового заведения князем Н.Б.Юсуповым (1750-1831), известный коллекционер и знаток изящного. Посуда из юсуповского фарфора декорировалась в лучших традициях классицизма конца XVIII - первой трети XIX века. Развитию интереса князя Юсупова к фарфору способствовало его знакомство с художественными производствами Европы, с Венской и Севрской фарфоровыми мануфактурами. С 1792 по 1802 г. князь Юсупов управлял Императорским фарфоровым и стекольным заводом.

Фарфор Юсупова. Фарфоровые тарелки из «Сервиза с бусами», 1830
Фарфор Юсупова. Фарфоровые тарелки из «Сервиза с бусами», 1830
В 1814-1816 гг.в одном из флигелей московского дома Н.Б.Юсупова были установлены одна - две муфельные печи и устроена живописная мастерская. В ней работали крепостные художники Иван Новиков, Федор Сотников, Иван Колесников (1790/1794-1823), Егор Шебанин, Федор Ткаченков (Ткачев), получившие образование у профессиональных живописцев. Они копировали в масле произведения западноевропейских мастеров, писали собственные произведения, иллюстрировали книги из княжеской библиотеки, занимались реставрацией живописных полотен. В фарфоровом заведении Юсупова работали крепостные и вольные мастера, обучались крепостные мальчики и девочки по профессии художник по фарфору. В архиве Юсупова встречаются счета на покупку фарфоровых изделий мануфактуры Наста, Даготи, Дила и Герара.

Юсуповский фарфор. Сервиз, посвященный русско-турецкой войне, 1831 г. (собрание ГРМ)



1818-1821. Ранний ученический период
В эти годы фарфоровое заведение было художественной мастерской по росписи фарфора. В пристройке к парковому флигелю Каприз были устроены муфельные печи. Живописная школа Юсупова в Архангельском была создана исключительно для подготовки художников по декору фарфоровой посуды для фарфорового заведения Н.Б.Юсупова. Учеников было от 4 до 11 человек. Работами в мастерской в 1818-1820 гг. руководил Иван Тимофеевич Колесников, занимавшийся росписью фарфора и преподававший в живописной школе. Процесс обучения был основан на копировании классических образцов.







Выпускавшийся в тот период фарфор отличался наибольшей самобытностью и уникальностью. Живописцы работали по привозному готовому белью ИФЗ, заводов Гарднера, Попова, Долгорукого – наносили роспись на предметы чайно-столовых сервизов, отдельные чайные пары, чайные чашки, аппетитные чашки, чернильницы, пасхальные яйца. Живописцы расписывали готовые подглазурно маркированные формы чайной мейсенской посуды, столовую посуду из Франции, тарелки, небольшие сервизы для завтрака и десертные сервизы Севрской мануфактуры и частных заводов Парижа. Художники копировали фарфор Венской и Севрской мануфактуры, привнося в рисунок свои детали.






Одни из наиболее любимых мотивов росписи тех лет – цветы, венки, букеты. При отделке юсуповского фарфора часто использовалось цветное крытье. В оформлении тарелок раннего периода использовалось желтое крытье как насыщенного желтого, так и лимонного оттенка. Предметы расписывали также пейзажами в овальных резервах.
Один из любимых мастерами мотивов – широкий цветочный бордюр на чашках и венок по борту тарелок. Характерный набор цветов – анютины глазки (фиалки), астры темно-голубого или лилового цвета с желтой сердцевиной. с обязательными красно-оранжевым маком, розовой розой, белой маргариткой, цветной ромашкой или астрой, желтым маком, незабудками или вьюнками и снова розой. На тарелке раппорт повторялся вновь, на чашках он обычно умещался в один раз, иногда в урезанном виде. Часто в бордюр включались сдвоенные цветы: по две розы, две фиалки и т.д.



<

Фарфор расписывали и по сюжетам античной мифологии по гравюрам или популярным эстампам, и по небольшим жанровым картина голландских, английских, фламандских и французских художников XVII – начала XIX века. Копировали венские тарелки «с баталиями» (с батальными сценами).
Большая часть расписанной в Архангельском посуды отправлялась в московский дом в буфетную Его Сиятельства, однако живописцам разрешалось работать на себя (писать и продавать фарфор) по субботам и воскресеньям. В ранний период работы какая-то часть юсуповского фарфора уже продавалась. В месяц ученики расписывали от 48 до 60 тарелок. Наиболее одаренные из учеников - Павел Прелов, Петр и Григорий Новиковы, Павел Лебедев и Петр Котляров - обучались в 1820 году рисованию у Ж.-Ф.-Ж. Свебаха, ведущего художника ИФЗ.
С августа 1820 г. до начала 1822 года работами в мастерской руководил Иван Горбунов. В 1819-1820 гг. в мастерской было от 9 до 16 учеников.





1822-1831. Расцвет фарфорового заведения. Ламберовский период.
С января 1822 года фарфоровое заведение возглавил приглашенный князем французский живописец Севрской мануфактуры Август-Филипп Ламбер (?-1835). Ламбер стал главным художником живописной мастерской и преподавателем. Была построена новая муфельная, заказана установка еще 8 муфелей, увеличилось количество живописцев и учеников, была расширена тематика росписей, совершенствовалась технологическая сторона процесса росписи. С 1823 года юсуповский фарфор начали маркировать: красной краской или золотом надглазурно ставился год, а на наиболее значительных и подарочных предметах ставилась надпись «Архангельское» или «Archangelski».
В 1823 году в мастерской работало 26 человек, среди которых 10 девушек и 16 юношей. К 1825 году количество учеников составляло 40 человек. Производство было нацелено на создание изящных по декору драгоценных произведений декоративно-прикладного искусства, имеющих особую художественную ценность. Декорированный копиями графических и живописных произведений фарфор становился частью художественной коллекции Юсупова.






Ламбер сам расписывал фарфор и руководил мастерской. Ведущими мастерами предприятия были Федор Сотников, Иван Горбунов, Григорий и Петр Новиков, Алексей Артемьев, Павел Лебедев, Василий Стрижаков, Никита Куваев.
В 1827 году было построено здание завода Юсупова-Ламберта, из 37 художников и учеников 16 переходили в ведение Ламберта, остальные оставались в ведении Н.Б.Юсупова. Новое предприятие было сдано в аренду А.-Ф.Ламберу. Мастерская и завод работали, по всей вероятности, на заказ. Фарфор продавался в московской и петербургских лавках товаров Купавинской шелкоткацкой фабрики князя Юсупова.
В ламберовский период заметно улучшилось художественное и техническое качество росписи, был расширен ассортимент и сложность орнаментальных мотивов, заметно повысилась техника исполнения. В изделиях второй половины 1820-х годов проявляется артистизм живописцев, копировавших картины и гравюры на фарфоре. Особое значение придавалось изысканному золоченому декору, превращавшему фарфор в драгоценность. Использовался прием французских декораторов фарфора, заключавшийся в оттенении коричневой или пурпурно-красной линией золотого орнамента.







С 1823 года предметы сервизов для завтрака расписывались сплошной панорамной росписью, основания, ручки и сливы покрывались позолотой, часто с цировкой.
С 1823 по 1831 год были созданы самые известные произведения юсуповского фарфорового заведения – Аракчеевский сервиз (1823) и серия тарелок (1827 на белье Севрского завода) с видами села Грузина. Наиболее известные и широко представленные в музейных и частных коллекциях комплекты тарелок «Розы» были расписаны с 1824 по 1827 г. В 1824-1826 гг. были созданы многочисленные подарочные чайные пары, в 1825 – 1831 гг. создавались сервизы на 1-2 персоны, дежене в дар для вдовствующей императрице Марии Федоровне, ее внукам Александру Николаевичу и Марии Николаевне, императору Николаю I.







Мотивы орнаментального декора юсуповского фарфора черпались из классического искусства: вариации цветка и лепестков лотоса, листьев лавра, пальметт, завитков и листьев аканта, вертикальной штриховки, широких и узких параллельных линий, концентрических кругов, розетт и трилистников. Орнамент и структура декора юсуповского фарфора гармонично подчеркивают форму изделия, живописный декор тщательно выверен и пропорционален. Юсуповскому фарфору свойственна подчеркнутость цокольной части, особенно у чайников, сахарниц и молочников, - обычно при помощи орнаментировки вытянутыми овами или подобием аркатурного пояса. Еще один отличительный признак юсуповского фарфора - тщательная декорировка деталей и поверхностей, невидимых глазу постороннего. Характерный элемент отделки – заполненность зеркала у блюдец, например, розеткой, небольшим букетиком, надписи или одним или несколькими концентрическими кругами.
В ламберовский период предпочтение отдавалось классическим овоидным формам для чайно-кофейной посуды, а также цилиндрической форме чашек. В 1824-1826 гг. использовали крытье светло-фисташкового цвета, а также сиреневато-розового и голубовато-серого цвета. В 1825-1826 гг. в декоре дежене и ваз использовали крытье шоколадного темно-зеленого цвета. С 1829 г. применяли палевое сливочно-охристое крытье. Резервы на предметах выполнялись в форме прямоугольника, круга или овала, иногда в виде овала в прямоугольнике. Восьмиугольные или шестигранные рамки не использовались.





1831-1839. Время работы фаянсовой фабрики
С 1818 по 1831 в живописной мастерской было воспитано 70 молодых художников. После кончины князя в 1831 г. живописное заведение было ликвидировано как недоходное. До 1839 года предприятие выпускало фаянсовую посуду.
Коллекции юсуповского фарфора
В музеях и частных собраниях изделия фарфорового заведения Юсупова встречается значительно реже фарфора других фарфоровых заводов России. Еще в начале XX века знатоки антикварного рынка отмечали, «что особенно интересны для собирателей изделия завода кн. Н.Б.Юсупова, в продаже почти совсем не встречающиеся»








источник
Рубрики:  Видео
Это интересно
История
Искусство
Метки:  

Процитировано 24 раз
Понравилось: 65 пользователям