с известною шопеновской сонатой...
Пошла искать сонату, чтоб увидеть весть из Балморала...которой не хотелось верить. Мы не Британия, но для меня Ее Величество - незыблемые устои. В твердой уверенности, что еще...еще немного...Но увы.
...дождик уже реже будет течь,
и листья будут медленней кружиться,
пока бульвар и вовсе обнажится...
...ШОПЕН, СОНАТА №2.
И словно бы сквозь сон,
едва-едва
коснутся нас начальные аккорды
шопеновского траурного марша
и станут отдаляться,
повторяясь
вдали,
как позывные декабря...
Еще не веря, отметая в сторону, как тот успел, а тот нет, продралась к сонате. Попалось столь квалифицированное и эмоциональное
описание, что зачиталась!
И знаете, ведь в этих 4 частях - вся жизнь королевы Великобритании, которая отражена в шопеновской музыке! В первой части - ее монаршее правление, все 70 лет и легких, и тягостных, которые она прошла с честью, деля с вверенной ей страной и радость побед, и горечь испытаний .Молодость и силы с разумом, конечно, ей были в помощь.
Во второй части, Скерцо, лирические нотки: мазурка и вальс. Любовь, что королева пронесла, как и правление, всю свою долгую и счастливую жизнь: от Лилибет до Елизаветы... "С вальсом связано то прекрасное, что приносила жизнь: красоту любви, дружбы, опоэтизированного привычно-родного быта, все, что хотя бы на время помогало забыться, отстранить тревожные предчувствия...Тема вальса уже звучит отстраненно, без прежнего лирического тепла, все дальше отодвигается вглубь, в небытие. Свершилось непоправимое.
Третья часть сонаты, траурный марш, что звучит сейчас... "Шопен, проникая в самые скрытые глубины человеческого горя, раскрывает их с экспрессией, никому еще недоступной. В то же время поражает и внутренняя значительность, масштабность, эпическое величие шопеновского марша. Вот что писал об этом Стасов: «Знаменитый в целом мире „похоронный марш“ этой сонаты, совершенно единственный в своем роде, явно изображает шествие целого народа, убитого горем, при трагическом перезвоне колоколов...».
.
"В финале сонаты остается одно лишь «небытие», пугающее и вместе с тем насмешливое своими суетливо-мертвенными шелестами и шорохами. Тут слились в единое целое гражданская скорбь, горький скепсис одинокой души и романтическая балладная демонология жутких звучаний ночи"...
Много
написано о том, что "в порыве отчаянных переживаний и навязчивых скорбных дум Шопен, бесспорно, вплотную подошел в своей сонате к опасной границе, где искусство отказывается от веры в могущество добра, фатально разочаровывается в жизни. Но он, все же, не перешагнул эту границу, сохранив и в отчаянии великую тоску о счастье".
Пожелаем того и Великобритании. Осиротевшей.
Второй такой Королевы, второго такого правителя
в Соединенном Королевстве, скорее всего, не будет...
А. В. Луначарский писал о марше: «Шествие развёртывается, исполинское и чёрное, длинные вереницы людей с поникшими головами… И вдруг чёрная пелена разрывается. Луч солнца падает сквозь тучи. Что-то зажигается в чёрных глубинах сердца, во что-то ещё верится, какое-то умиление сжимает горло, и почти сладкие слёзы выступают на глазах. Кто-то поёт грустно и просто — она ничего не обещает, она таинственна, эта песня, но она утешает почему-то. Однако клубящиеся громады чёрных туч вновь скрывают беглый луч солнца. И опять, надрываясь, звучит сумрачная и похоронная музыка…»
...И словно бы сквозь сон,
едва-едва
коснутся нас начальные аккорды
шопеновского траурного марша
и станут отдаляться,
повторяясь
вдали,
как позывные декабря.
И матовая лампа фонаря
затеплится свечением несмелым
и высветит афишу на стене.
Но тут уже повалит белым-белым,
повалит густо-густо
белым-белым,
но это уже — в полной тишине.
... ... ... ...
Покоя в мире...