Цитата сообщения Matrioshka
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6114/86441892.334/0_a2c93_bccff593_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6114/86441892.334/0_a2c95_a7bb48e1_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5805/86441892.334/0_a2c8f_b3b545b1_XL.jpg)
Пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной, составляют музейный комплекс Эрмитажа:
*
Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф. Растрелли)
*
Малый Эрмитаж (1764 — 1775, архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен, В. П. Стасов). В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад
*
Большой Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен)
*
Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов)
*
Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5803/86441892.337/0_a2eeb_8056c709_XL.jpg)
Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за Большим)
Пикетный (Новый) зал
![The Picket Hall (450x305, 90Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/89/121/89121414_The_Picket_Hall.jpg)
Был создан Владимиром Стасовым после пожара 1837 года на месте лестничной клетки и двух небольших комнат для развода внутреннего караула — пикета, отсюда и название зала.
Зал посвящен истории русской армии и стал логическим завершением общей панорамы, расположенной в Галерее Отечественной войны 1812 года и Фельдмаршальском зале. В зале дежурили гвардейцы, этим определяется строгость и военная тематика в оформлении интерьера. Отделка зала — рельефы, на которых изображены шлемы, шиты, копья, доспехи, медальоны со сценами сражения.
С 1979 года зал был закрыт, 25 лет в нём хранились музейные фонды отдела Востока, ковры и другие предметы искусства. 9 декабря 2004 года Пикетный зал вновь открылся для посетителей.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5803/86441892.337/0_a2eef_ad94379e_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6114/86441892.336/0_a2d95_51e7842d_orig.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5803/86441892.336/0_a2d94_dc16a27b_XL.jpg)
Э.П.Гау. Пикетный зал.
Александровский зал Зимнего дворца
Зал был построен Александром Павловичем Брюлловым (братом художника К. П. Брюллова) в 30-е — 40-е года XIX века. По замыслу архитектора, этот зал должен был увековечить память об императоре Александре I.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5805/86441892.338/0_a2ef8_d070dfed_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5803/86441892.338/0_a2efb_cc23573a_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6405/86441892.341/0_a355a_1901224f_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5704/86441892.338/0_a2fba_87eadd15_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5806/86441892.338/0_a2fbb_7658e947_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5805/86441892.338/0_a2fbc_f55e69fb_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6214/86441892.338/0_a2fbd_8fc4aa_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5408/86441892.338/0_a2efc_d1f11543_orig.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5305/86441892.338/0_a2efd_1c45616f_XL.jpg)
Э. П. Гау, 1861 Александровский зал
Белый зал
Белый зал создан А. П. Брюлловым к свадьбе будущего императора Александра II в 1841 году.
Интерьер, выдержанный в белых тонах, отличается богатством пластического декора. В центральной части зала помещены фигуры древнеримских богов; колонны с коринфскими капителями увенчаны фигурами, олицетворяющими искусства.
![DSCF3097 DSCF3097](//img-fotki.yandex.ru/get/5408/86441892.338/0_a2f07_98750a45_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6114/86441892.338/0_a2f03_635e49c7_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5305/86441892.338/0_a2f08_d40a525c_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5804/86441892.338/0_a2f02_993dd1d7_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6314/86441892.338/0_a2f00_375703e7_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6400/86441892.341/0_a354e_a63569b_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5305/86441892.338/0_a2f04_6d890201_orig.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6314/86441892.338/0_a2f05_307c1182_orig.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6404/86441892.341/0_a3558_ccca2431_orig.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5704/86441892.338/0_a2f09_fddb3366_orig.jpg)
Премацци Л. Белый зал.
Золотая гостиная
Золотая гостиная спроектирована и построена А. П. Брюлловым в 30-е — 40-е года XIX века для великой княгини, а впоследствии и императрицы Марии Александровны. После убийства 1 марта 1881 года Александра II, именно здесь, в окружении избранных членов Государственного Совета, новый русский самодержец Александр III решал судьбу Российской конституции и реформ.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6114/86441892.339/0_a3020_ee0265af_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6214/86441892.339/0_a3021_c1f1e8be_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5805/86441892.339/0_a3022_6e1b1f6e_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6214/86441892.339/0_a3024_7e542123_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6214/86441892.339/0_a3025_dd9fb2bb_orig.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5704/86441892.339/0_a3026_95609503_orig.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6214/86441892.339/0_a3027_5e883517_XL.jpg)
Виды залов Зимнего дворца. Золотая гостиная.Александр Кольб
Будуар
Будуар также построен А. П. Брюлловым, но полностью переделан в 1853 году по проекту Гаральда Боссе. Подобная изящной табакерке, небольшая по размерам комната стилизована в духе рококо с обилием резных золочёных орнаментов, зеркал и живописных вставок. Часть Будуара, в виде своеобразного алькова, отделена ступенькой и низкой фигурной решёткой. Гранатового оттенка штоф для отделки панно на стенах, обивки мебели, для драпировок на окнах и дверях был заказан во Франции на фабрике Картье.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5805/86441892.339/0_a3029_515af3eb_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6404/86441892.343/0_a3648_245d64db_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6404/86441892.343/0_a3636_2d786b3b_orig.jpg)
Дверная ручка в жилых покоях Марии Александровны, в будуаре.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5704/86441892.339/0_a3028_ab6746cb_XL.jpg)
Э.П.Гау. Будуар. 1861 год
Малахитовая гостиная
Малахитовая гостиная входила в состав личных покоев супруги Николая I — Александры Фёдоровны. Это единственный сохранившийся образец оформления малахитом целого жилого интерьера.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5806/86441892.339/0_a302a_78daf10c_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6114/86441892.339/0_a302b_f1757d53_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5704/86441892.339/0_a302c_c261ba58_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6114/86441892.339/0_a302d_7d94e614_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5704/86441892.339/0_a302e_10cb5b35_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6314/86441892.340/0_a3489_f4b11f72_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5805/86441892.339/0_a302f_3cc3862f_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6114/86441892.339/0_a3030_d563b401_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5806/86441892.339/0_a3032_57c9b8d9_orig.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5805/86441892.339/0_a3034_1da7aaa2_orig.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6214/86441892.339/0_a3031_1940daa9_orig.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6114/86441892.339/0_a3035_6452a4d9_XL.jpg)
Ухтомский Константин Андреевич
Малая (Белая) столовая
Малая столовая отделана в 1894 году по проекту А. Ф. Красовского. Отделка интерьера выполнена в стиле рококо и стилизована под XVIII век. В то же время, в зале находятся и изделия XX века: английская люстра с музыкальным механизмом, французские часы, русское стекло. На окнах — шпалеры, вытканные на Петербургской мануфактуре в XVIII веке. Столовая входила в жилую анфиладу семьи Николая II.
В ночь с 25 на 26 октября 1917 года при штурме Зимнего дворца именно в Малой столовой было арестовано заседавшее здесь Временное правительство. О данном событии напоминает мемориальная доска, установленная в столовой в 1957 году на каминной полке.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5807/86441892.340/0_a3541_c9b30308_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6400/86441892.340/0_a3542_13bf9ffc_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6403/86441892.343/0_a364e_bd99cd51_orig.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6404/86441892.343/0_a35e7_aaa51d6b_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5705/86441892.340/0_a3544_dcd42176_orig.jpg)
Большая церковь
Интерьер Большой церкви создан Ф. Б. Растрелли в стиле барокко. 12 июля 1763 года архиепископ Санкт-Петербургский Гавриил (Кременецкий) освятил собор во имя Нерукотворенного образа Спасителя. После разрушительного пожара 1837 года, храм восстанавливался В. П. Стасовым «с возможной точностью <…> в прежнем виде». 25 марта 1839 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) в присутствии Императорской семьи освятил обновлённый собор. В конце XIX века на крыше дворца была сооружена звонница с пятью колоколами.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6400/86441892.340/0_a3547_f2d7d64b_XL.jpg)
Купол Большой церкви Зимнего дворца
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6400/86441892.341/0_a3548_343e2408_orig.jpg)
![Цифровая репродукция этой картины находится в коллекции интернет-галереи Gallerix.ru<br />
( http://gallerix.ru ) Цифровая репродукция этой картины находится в коллекции интернет-галереи Gallerix.ru<br />
( http://gallerix.ru )](//img-fotki.yandex.ru/get/5705/86441892.340/0_a3545_7f031e42_orig.jpg)
Гау Эдуард Петрович - Вид Собора в Зимнем дворце
Большой (Николаевский) зал
![Николаевский зал (400x281, 71Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/89/319/89319096_Nikolaevskiy_zal.jpg)
Большой (Николаевский) зал Зимнего дворца (1103 кв.м.) был создан В.П.Стасовом на месте сгоревшего во время пожара 1837 г. парадного зала, декорированого по проекту Дж.Кваренги в конце 1790-х гг. Отделка интерьера выдержана в белой гамме: колонны и стены облицованы белым искусственным мрамором - стюком, живописная кайма потолка исполнена в технике гризайли. Легкая позолота хрустальных люстр и наборный паркет оживляют сдержанное убранство зала. Особую торжественность Большому залу придают расположенные по его периметру огромные колонны коринфского ордера, поддерживающие лепной антаблемент. После смерти Николая I (1855 г.) в зале был помещен большой парадный портрет императора работы Ф.Крюгера, и зал стал носить название Николаевский. Главный зал Невской парадной анфилады предназначался для официальных церемоний и придворных балов.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5807/86441892.341/0_a354a_9ddb2a7_XL.jpg)
Ухтомский Константин Андреевич.Виды залов Зимнего дворца.Николаевский зал.1866
Концертный зал
![winter_concert_hall (400x271, 60Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/89/303/89303778_winter_concert_hall.jpg)
Создан архитектором В. П. Стасовым после пожара 1837 года. Назначение этого зала «расшифровывается» его отделкой: во втором ярусе установлены изваяния античных муз и богинь работы скульптора И. Германа, а в декоративно гризайльную роспись падуги, соединяющей потолок и стены, включены аллегорические фигуры с атрибутами искусств. В концертном зале располагается богатая эрмитажная коллекция русского серебра XVII — начала XX века, центром которой является своеобразный памятник XVIII столетия — серебряная гробница Святого князя Александра Невского.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6400/86441892.341/0_a3554_42e6870c_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5706/86441892.343/0_a35e5_c46197f5_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6405/86441892.341/0_a3555_d15f5247_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6403/86441892.341/0_a3557_a5378af0_orig.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5808/86441892.343/0_a35e6_1fee15ee_orig.jpg)
![Эрмитаж, часть 12 - Ухтомский, Константин Андреевич - Виды залов Зимнего дворца. Концертный зал (живопись на Gallerix.ru)](http://gallerix.ru/pic/Hermitage-12/image/glrx-355789184.JPG)
Ухтомский Константин Андреевич - Виды залов Зимнего дворца. Концертный зал
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6401/86441892.341/0_a354b_7aa1fce6_XL.jpg)
М. Зичи. Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время официального визита шаха Насир-ад-Дина в мае 1873 года
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6401/86441892.341/0_a354c_d50feafd_XL.jpg)
М. Зичи. Торжественный ужин в Концертном зале Зимнего дворца
Аванзал
Когда к весне 1762 года В. В. Растрелли закончил отделку парадных комнат Зимнего дворца, с верхней площадки Главной лестницы открылся доступ в анфиладу из пяти двухсветных пышно декорированных приемных залов, именовавшихся антикамерами. Анфилада вела к Тронному залу.
Первой из этих антикамер и является современный Аванзал, подвергавшийся с тех пор неоднократным переделкам. К 1793 году архитектор Дж. Кваренги придает залу новый, строгий характер, типичный для русской архитектуры конца XVIII века. Нарядные наличники окон и дверей, пышная золоченая резьба уступают место строгим классическим формам. В зале появляются полукруглые арки, прямые карнизы, спокойная гладь стен.
После пожара 1837 года парадные залы дворца восстанавливал, как уже говорилось, В.П.Стасов. К марту 1839 года главные залы, и в их числе Аванзал, были готовы. Зал выдержан в спокойных и светлых тонах. Стены отделаны искусственным мрамором желтоватого цвета, красиво сочетающимся с позолотой потолка. В нижней части плоскость стены разбита на панно, чередующиеся с арками, ранее заполненными оконными переплетами с зеркалами вместо стекол: над арками протянут легкий лепной фриз, паддуга расписана гризайлью по золоченому фону.
Плафон, изображающий жертвоприношение Ифигении, был, так же как и плафон для Главной лестницы, выбран Стасовым в запасах Эрмитажа.
После Великой Отечественной войны Аванзал был реставрирован и открыт для посетителей в 1948 году. В мае 1958 года в нем был установлен «Малахитовый храм» — ротонда, декоративное сооружение из уральских самоцветов, поднесенное Николаю I владельцами уральских горнорудных заводов Демидовыми в 1836 году.
В настоящее время Аванзал служит вводным залом к экспозиции музея.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6404/86441892.343/0_a364f_672c0375_orig.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6400/86441892.343/0_a364d_9cb76adb_XL.jpg)
![Эрмитаж, часть 12 - Ухтомский, Константин Андреевич - Виды залов Зимнего дворца. Аванзал (живопись на Gallerix.ru)](http://gallerix.ru/pic/Hermitage-12/image/glrx-903732299.JPG)
Ухтомский, Константин Андреевич - Виды залов Зимнего дворца. Аванзал
Серия сообщений "Самые интересные места на планете.":
Часть 1 - Замок Линдерхоф (Sсhloss Linderhof).Бавария.
Часть 2 - Замок Нойшванштайн (Бавария)
...
Часть 28 - Норвегия — родина могучих викингов.
Часть 29 - Прогулка по залам Эрмитажа.Часть 1.
Часть 30 - Прогулка по залам Эрмитажа.Часть 2.
Серия сообщений "Прогулка по залам Эрмитажа":
Часть 1 - Прогулка по залам Эрмитажа.Часть 1.
Часть 2 - Прогулка по залам Эрмитажа.Часть 2.