3 лучших романа Милорада Павича
15 октября 1929 года в Белграде родился знаменитый сербский поэт и прозаик Милорад Павич. Каждое его произведение – ярчайший литературный образец постмодернизма и магического реализма. Сегодня мы вспомним самые лучшие романы Павича.
«Хазарский словарь», 1984 год

Это один из первых романов сербского писателя, и он же принес ему всемирную славу. «Хазарский словарь» - совершенно уникальное в своем роде произведение. Начнем с того, что изначально книга была написана на трех языках: греческом, арабском и латыни.
«Словарь» состоит из трех книг и описывает события, происходящие в IX, XVII и конце XX века. Красная книга обращается к христианским, Зеленая – к исламским, а Желтая – к еврейским источникам о хазарском вопросе.
Это нелинейное повествование, которое можно воспринимать как гипертекст – иными словами, во время чтения «Словаря» вы можете перескакивать с одной словарной статьи на другую, не упустив при этом основной сути книги.
Но, несмотря на то, что книгу можно читать в любой последовательности, развязка всё же имеется. Статьи содержат биографии совершенно разных людей, однако в них наблюдается некая схожесть.

Произведение Павича необычно тем, что он относится к читателю как к действующему лицу – это подкупает и очень хочется продолжить чтение. Душа как будто находится в свободном полете: хочется верить Павичу и ждать чуда, отправив рациональные мысли куда подальше. Читатель становится частью не просто книги, а непосредственно событий, о которых она рассказывает. И это – одно из самых прекрасных в мире ощущений.
Существуют мужская и женская версии словаря, различие между которыми заключается всего в одном абзаце. Но для того, чтобы правильно понять эту разницу, нужно прислушаться к словам самого Павича: «Меня часто спрашивали, в чём состоит разница между мужским и женским экземпляром. Дело в том, что мужчина ощущает мир вне самого себя, а женщина носит вселенную внутри себя. Если хотите, это образ распада времени, которое делится на коллективное мужское и индивидуальное женское время».
«Пейзаж, нарисованный чаем», 1988 год

В следующем после «Хазарского словаря» своем произведении Павич снова не дает читателю расслабиться, предлагая для прочтения роман-кроссворд, который можно читать как по вертикали, так и по горизонтали. В основе книги – красивая история о встрече и разлуке влюбленных.
Сюжет – причудливое переплетение сна и реальности, старого и нового времени, ангелов и демонов. Павич предоставил читателю возможность самому решить, какой будет конец у этой удивительной истории, и это ещё больше подстегивает окунуться в произведение с головой
«Последняя любовь в Константинополе,
или Пособие по гаданию на картах таро», 1994 год
В этом произведении основой сюжета являются два сербских рода, в течение многих лет враждующие между собой. Писатель добавляет в их отношения нотку мистицизма, что, в свою очередь, добавляет роману привлекательности.
Кроме того, читатель сам может превратиться в предсказателя, ведь Павич дает ему такую возможность, предлагая использовать для гадания карты и главы из книги. Каждая карта соответствует главе книги. Следовательно, с помощью карт можно постичь смысл романа и наоборот. Можно читать роман, не гадая, и гадать, не читая, – выбор за читателем.
Александра Фридрих
Цитаты из книги _ Пейзаж, нарисованный чаем _
Человек, чье сердце полно молчания, совсем не таков, как тот, чье сердце полно тишины.
Люди, которые боятся жизни, поздно и неохотно уходят из родительского дома и с трудом решаются создать собственную семью.
в человеке любовь занимает ровно столько места, сколько оставляет ненависть, совсем как в бокале с вином, где места для воды ровно столько, сколько выпито вина. И если глубоко лежит ненависть – мелко лежать любви…
Цитаты из книги _ Хазарский словарь. Мужская версия _
Я подумала, что каждый из нас представляет собой дерево: чем выше мы поднимаемся наверх, к небу - сквозь ветры и дожди - к Богу, тем глубже должны наши корни уходить в мрак, грязь и подземные воды, вниз, к аду.
- Поступки в человеческой жизни похожи на еду, а мысли и чувства - на приправы. Плохо придется тому, кто посолит черешню или уксусом польет пирожное...
Птица, охотящаяся на болотах, начинает тонуть, если не двигается. Ей приходится поминутно вытаскивать лапку из ила и ставить ее в другое место, шагать дальше и дальше, независимо от того, поймала она что-нибудь или нет. Так же и с нами, и с нашей любовью. Нам приходится двигаться дальше, остановиться мы не можем, потому что утонем.
.