-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ada_Peters

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.10.2012
Записей: 32298
Комментариев: 23508
Написано: 58322


Христос и грешница (Кто из вас без греха?)

Суббота, 04 Мая 2013 г. 07:43 + в цитатник




Поленов Василий Дмитриевич
(1844-1927)



polenov jesus

Христос и грешница (Кто из вас без греха?). Эскиз к картине



polenov christ

Христос и грешница (Кто из вас без греха?)


Впервые картина была показана на XV Передвижной выставке 1887 года. Глазам зрителей предстала сцена, основной смысл которой заключался, по мысли художника, в несении людям идеи добра и всепрощения. «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень», - ответил Христос возбужденной гневом толпе на вопрос о том, как поступить с женщиной, изобличенной в прелюбодеянии (по закону Моисея ее следовало подвергнуть избиению камнями). Согласно Евангелию, люди, «обличаемы совестью», разошлись. Так Христом был преподан народу наглядный урок новой морали.

Сюжет картины, замысел которой возник у Поленова еще в период его учебы в Академии художеств в 1868 году, позволял ему выразить важные для него нравственные проблемы, содержащиеся в евангельском повествовании - идею христианской любви к ближнему и нравственное самосовершенствование. Потому так важно для него было ее название. Уже на склоне лет Поленов с огорчением писал в одном из писем: «Картина эта была названа мною Кто из вас без греха. В этом был ее смысл.

Но цензура не позволила поставить эти слова в каталоге, разрешили Христос и грешница... А в музее Александра III ее назвали «блудная жена», что совершенно противоречит евангельскому рассказу, где ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина... Так название и осталось. Оно и не мое, и не соответствует евангельскому рассказу».

Картина стоила художнику больших трудов и длительных периодов разочарования. Ее живописно-пластическое решение, композиционная разработка по существу оставались академическими с той только разницей, что основная по смыслу группа не являлась центральной. Вместе с тем стремление быть исторически точным заставило художника обратить особое внимание на достоверность архитектуры, пейзажа, предметов материальной культуры, костюмов, переданных средствами реалистической живописи.

Возникшая при этом необходимость уравновесить красочно и линейно все части полотна путем сопоставления красочных пятен, в мерном чередовании которых исчезает глубинность линейного построения, привела его к стилистическим решениям близким живописи модерна. Таким образом, синтез, которого добивался художник, пытаясь обновить академическую живопись новейшими художественными средствами, оказался недостаточно серьезным и глубоким, что осознавал и сам Поленов. При этом сама попытка обновления академического искусства была значительна для русского искусства.


14 2Пошла в нагорную страну 1900

Пошла в нагорную страну 1900


14 4Иосиф взял ночью младенца и мать

Иосиф взял ночью младенца и мать


tiveriad lakeТивериадское озеро

Тивериадское озеро


Приступая к работе над картинами серии Из жизни Христа (1890-е - начало 1900-х) художник писал о стоящей перед ним задаче создания образа Христа: «Трудная задача передо мной — непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нем...

В евангельских сказаниях Христос есть настоящий живой человек, или сын человеческий, как он постоянно сам себя называл, а по величию духа Сын Божий, как его называли другие, поэтому дело в том, чтобы и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности». В следующей за Христом и грешницей картине, вошедшей в цикл - На Генисаретском (Тивериадском) озере, — он остановился на том облике Христа, который был найден им в предыдущей картине.

Тот же восточный тип лица со спокойным и мудрым выражением (это именно лицо мудреца, а не пророка и страдальца), то же состояние самоуглубления, которое здесь особенно выразительно, поскольку обусловлено сюжетом картины. Собственно и сюжета никакого нет: по берегу озера неслышно идет с посохом в руке глубоко задумавшийся путник, его окружает пейзаж с покойным, тихим озером, окаймленном цепью доходящих до горизонта гор, и с древними камнями на берегу.

Но во всем этом пустынном безлюдном пейзаже разлита такая идеальная, вечная красота, он дышит такой величественной умиротворенностью, соотносящейся с глубокой сосредоточенностью погруженного в свои мысли путника, что при всей «бессобытийности» сюжета картины значительность происходящего для зрителя не оставляет сомнения. Красота евангельского повествования передана художником через зримую красочную красоту живописи. Эти тонкие связи между словом и живописью были уловлены художником еще тогда, когда он увидел в Париже интерьер русской церкви, в оформлении которой были использованы пейзажи Боголюбова.

«...Оригинально и красиво, - писал он в одном из писем родным, - в церкви видеть большие пейзажи, переносишься в природу и евангельские повествования и легенды». Во всяком случае, уже картина На Генисаретском озере свидетельствует о высокой значимости пейзажа в размышлениях Поленова о гармонии, к которой он всегда стремился и которая воплощалась для него в евангельском Иисусе.


jesus christВоскрешение дочери Иаира

Воскрешение дочери Иаира


iakov ioannИаков и Иоанн

Иаков и Иоанн


genisaretНа Генисаретском озере

На Генисаретском озере


dreamМечты Иисус на Генисаретском озере

Мечты Иисус на Генисаретском озере


olifaОлива в Гефсиманском саду

Олива в Гефсиманском саду


hristos

Христос. Эскиз для картины 'Кто из вас без греха?'


borodaТивериадский еврей

Тивериадский еврей


farisayГолова фарисея

Голова фарисея


palestin monkПалестинский монах

Палестинский монах


jesusСидящий Христос Эскиз для большой картины

Сидящий Христос Эскиз для большой картины


christГолова Христа

Голова Христа


xristosЭтюд головы Христа к картине 'На Генисаре

Этюд головы Христа к картине 'На Генисаретском озере'


radostВозвестила радость плачущим

Возвестила радость плачущим


strannikИ возвратился в Галилею в силе духа

И возвратился в Галилею в силе духа


palestinaПалестина Нагорная проповедь

Палестина Нагорная проповедь


teacherИсполнялся премудрости

Исполнялся премудрости


marphaМарфа приняла Иисуса в дом свой

Марфа приняла Иисуса в дом свой


egyptИ там был

И там был


ioannИоанн и Иаков

Иоанн и Иаков


nazaretИсточник Девы Марии в Назарете

Источник Девы Марии в Назарете


jesus lifeПределы Тирские

Пределы Тирские


uchitelyaСреди учителей, окончательный вариант

Среди учителей, окончательный вариант


ozeroТивериадское (Генисаретское) озеро

Тивериадское (Генисаретское) озеро



* * * * *


.

Серия сообщений "Василий Поленов":
Часть 1 - Два художника - Репин Илья Ефимович - Василий Дмитриевич Поленов
Часть 2 - Христос и грешница (Кто из вас без греха?)
Часть 3 - ~ Василий Поленов ;
Часть 4 - Поленов Василий Дмитриевич
...
Часть 21 - Говорит и показывает: цитаты Василия Поленова о либерализме, холопстве и о том, почему искусство лучше водки
Часть 22 - Любовь в жизни Поленова: несчастная и счастливая
Часть 23 - «Молодой человек из хорошей семьи»

Рубрики:  живопись/Библия и живопись/ Религиозная живопись
Художник
Художественная галерея
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

Ванда   обратиться по имени Суббота, 04 Мая 2013 г. 08:42 (ссылка)
Благодарю.Интересно.
Ответить С цитатой В цитатник
Ada_Peters   обратиться по имени Суббота, 04 Мая 2013 г. 08:48 (ссылка)
Ванда,
Исходное сообщение Ванда
Благодарю.Интересно.

рада
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку