Диверсия
В жизни много путей, так же как и взглядов на нее: под разным углом, под разным впечатлением. В отличие от большинства некоторые избирают иной путь – диверсию смысла, цели, шага. Диверсионный взгляд порождает новые тропы, «сквозь тернии, и к звездам», сквозь огонь и порицание. Семь диверсий, как семь дней недели, как святое число, как цифра, которая ничего не значит. Открыв запоры в лабиринтах сознания, сделай шаг во мглу, но не забудь взять с собой кошку: она видит в темноте лучше нас, она предупредит тебя… всегда…
Диверсия № 1
Жизнь – это бесконечная лестница вверх с множеством ступенек. И чем больше ступенек ты пройдешь, тем ближе окажешься к свету: чистому, яркому. Но пойми, этого света на самом деле нет! Его выдумали, вообразили больные умы людей, чтобы видеть цель в жизни, чтобы было к чему стремиться. А я не вижу этого света! И не хочу подниматься. Зато я вижу боковую дверь в чулан. Она из старого полу-прогнившего дерева. Когда ее откроешь, видишь впереди темноту: всепоглощающую, жадную, будто стремящуюся вырваться . Здесь старая лестница вниз: такая же гнилая, поломанная и почти развалившаяся. Ты делаешь шаг вперед и падаешь, ломаешь себе от удара шею. Лежишь среди грязного тряпья, старых пыльных коробок, крыс, еще живых, уже дохлых и другой дряни. Эти серые создания, единственное живое, что здесь есть, сбегаются, почувствовав свежую теплую кровь, и даже если ты еще не погиб, тебя съедят заживо: будешь искать пустым взглядом свет где-то вверху, тебе выгрызут глаза, попытаешься что-то сказать, вырвут язык. Ты умрешь.
В таких подвалах нет людей, там только крысы и тухлый смрад, который ты будешь чувствовать до последнего вздоха. Есть много дверей и в них постоянно падают люди… и их съедают… заживо… потому лишь, что никто не хочет, или не может, прежде чем сделать шаг, протянуть руку и включить свет старой тусклой лампы…
Диверсия № 2
Было тепло, даже жарко: раскаленный воздух плыл над городом. Маленькая девочка отпросилась у бабушки погулять и взяла с собой свой любимый мячик: большой, красный и прыгучий. Она ушла от шумных улиц, пошлых витрин, задыхающихся от забот людей. Она почти ненавидела их и часто думала: «Что будет, если они все умрут? Будет так тихо… Тишина – это красиво, а люди стремятся к красоте, почему же никто не стремиться к смерти? Разве она может быть страшной? Бабушка так часто рассказывала как хорошо там… где нас нет… Я знаю… там огромное поле с огненно-рыжей травой и голубым холодным солнцем, холодным потому, что его тепло никому не нужно, каждый греет себя сам – изнутри. И там обязательно все стоят и смотрят в небо, и молчат, потому там всегда тихо…»
Девочка играла с мячом на краю поляны, рядом с холмами, переходящими в лес. Вдруг она неудачно подбросила мяч, и он укатился глубоко за кусты, к самому холму. Девочка пошла за ним и оказалась у небольшой норки, в половину человеческого роста, с красивыми маленькими дверьми. Она зашла, не испугавшись, не постучав – просто зашла.
- Зачем ты здесь?
- Так… - девочка увидела сквозь полумрак пещеры маленькое пушистое черное существо, с большими блестящими красными глазами.
- Ты что-то хотела?
- Нет…
- Но ты ведь для чего-то зашла? – наступила пауза, она действительно не знала, для чего. После молчания существо неожиданно задало вопрос:
- Ты ненавидишь людей?
- Нет, я их люблю, просто они часто очень сильно шумят.
- Раз есть упрек, значит, есть и ненависть, просто ты ее еще не осознаешь.
- Разве можно ее не осознавать?
- Можно, - снова наступила пауза. На этот раз девочка заговорила первой:
- У тебя очень красивые глаза, в них отражается тишина.
- Просто я живу в ней.
- Как я тоже хотела бы жить в тишине… но постой, без людей?
- Да. Скажи, какого цвета мои глаза?
- Красного.
- Они красные оттого, что в них накопилась злость.
- Тебя никто не любил?
- Да, зато я ненавидел всех их за это и, в итоге, отомстил…и ушел.
- Мстить не хорошо, мне бабушка рассказывала.
- Почему ты слушаешь бредни старой сумасшедшей бабушки? – черное существо впервые взглянуло на нее с интересом.
- Она не сумасшедшая! Она временно болеет!
- Я лучше знаю.
- Откуда?
- Я ее знаю, – от чувства бессилия девочка заплакала и закрыла лицо руками. Ее пугал и в то же время жутко манил к себе этот зверь, его глаза, его мысли.
- Почему ты плачешь?
- Мне противно.
- От этого тоже бывают слезы?
- У меня бывают, - она вдруг задумалась, а потом продолжила, - ты говорил, что живешь в тишине?
- Да, - глаза существа загорелись сильнее.
- Я тоже хочу…
-Чего?
- Жить в тишине, - оно задумалось и переспросило:
- И стремиться к красоте ты тоже хочешь? – девочка утвердительно кивнула головой.
-Ты уверена?
-Да.
- Тогда, если хочешь, пошли со мной – и мы обязательно найдем вместе и тишину и нечто прекрасное, - черный комок шерсти протянул девочке свою лапу, она взялась за нее. Сердечко билось быстрее, и без того узкие губы крепко сжались, но лапа существа грела руку, а черная шерсть оказалась пушистой и мягкой. Они повернулись по направлению к глубине пещеры, и девочка сделала первый шаг в неизвестную темноту… Отражаясь по стенам, пронесся оборвавшийся на половине детский крик и звук глухого падения чего-то мягкого и не сильно тяжелого на твердые камни, который, многократно повторившись, растаял в тишине.
Диверсия №3
У серого города серые стены
И люди с серыми глазами в нем,
На чистом белом, на черно-белом,
Под чистым снегом выжжен пепел огнем.
Под светлой манной, небесной манной,
Упавшей свыше, как благодать
Лишь черный пепел, лишь серый камень,
А больше… больше – ничего не видать.
(Он где-то там, он слишком далёко,
И его взор не видит того,
Что в серых глазах глубоко-глубоко
Лишь пепел, лишь камень и – НИЧЕГО!)
Диверсия №4
Он шел по аллее, с мокрых после дождя деревьев изредка падали крупные капли воды. Она испарялась с теплого асфальта: воздух был свежим и влажным.
«Зачем, зачем, зачем… я больше не могу, почему так больно? – у него блестели глаза, а на щеках выступил болезненный румянец, - неужели на столько плохо? Редакция не принимает…Я только хотел всем объяснить…» Он ушел домой, не желая больше видеть ничего. Четырнадцатый этаж, балкон, вид на город: огромный, живой, со своими проблемами. Это все отражалось в его глазах: больших, зеленых, с неподдельным чувством внутренней любви ко всему, что мог охватить его взор. Он подошел к бордюру и, возведя руки к небу, прокричал: «Я люблю вас всех! Я – люблю!». И действительно, он искренне любил и часто спасался от пинков судьбы этой любовью. Заскрипел слабый металлический бордюр, не выдержавший веса.
Толпа:
- Я сама видела, как он бросился, отломал перегородку и кувыркнулся вниз.
- Горе-писатель, сумасшедший – часто так все кончается, что удивляться.
- Он не мог, он любил… жизнь любил.
- Разлюбил. Эх, дурак…
- Придуманные проблемы – а потом то вешаются, то стреляются, этот вот, пожалуйста, прыгнул.
- Он наверняка просто выхода не видел.
- Или сделать ничего не хотел...
- Не правда, я его знала, он был сильным человеком.
- Все кончается, детка, и силы тоже.
Туман перед глазами, вид толпы сверху... «За что я любил их? Разве они достойны? Какие мысли пустые, и пошлые…».
Голос из-за спины:
- Тебе пора.
- Куда?
- Со мной, вверх.
- Но я не хочу вверх, я хочу к людям, им нужно помочь, они путаются, видят неверный путь.
- Ты им не поможешь.
- Почему?
- Они должны понять сами, только тогда все изменится.
- Но они могут ошибаться…
- Тем хуже для них.
- Так нельзя! Они беззащитны перед самими собой.
- Они не беззащитны. Я объясню…
- Да, пожалуйста…
- Ты знаешь, что такое волчья стая? Волки живут вместе, а как только появляется слабый – его загрызают. Волки-одиночки уходят, а самые сильные борются за главенство. Ты волк-одиночка – тебя не поймут.
- Но как же… я хочу объяснить, они исправятся…
- Нет.
- Неужели бесполезно?
- Совершенно, - молчание, капля соленой воды слезой катится по щеке: чистая, несущая в себе бесконечную истину боли и бессилия.
- Нам нужно к свету.
- …веди меня…
- Я не могу вести, ты должен найти путь сам.
- Для чего же тогда ты?
- Я только сопровождаю, я спутник, я просто рядом.
- Я смогу найти?
- Ты – сможешь, - последний взгляд вниз, на город: маленький, мелочный, копошащийся, с пустыми проблемами.
- Пойдем, я готов, я попрощался.
- Пойдем, - тропа видна, к ней нужно только приблизиться. Ничего, что немного тянет вниз, это пройдет. А вот и свет. Он слепит глаза, но приятно, тепло. Снова голос:
- Протяни вперед руку, - два силуэта стоят тенями в лучах ярких переливов. Один из них протягивает вперед руку, свет усиливается, и они медленно растворяются в нем.
Диверсия №5
Маленький мальчик катается на качелях. Сверху из окна за ним наблюдает серая кошка. Желтые глаза внимательно, даже жадно, следят за каждым движением. Шарф, подлетая от ветра, закрывает ему лицо. Тогда он убирает его, ловя на лету и прижимая к куртке.
Звук звенящего металла: поворот ключа в замке входной двери. Кошка спрыгивает с окна и бежит в коридор встречать хозяйку.
- Солнышко мое, Манечка, ты соскучилась? – девушка берет кошку на руки. Та начинает мурлыкать и трется о прохладную куртку, - Сейчас кушать пойдем, - кошка спрыгивает на пол, вертится в ногах и они вместе заходят на кухню. Начинается обычная возня: звон кастрюльки, свист закипевшего чайника, вид знакомых тапочек и ног бегающих туда-сюда. Очень интересно наблюдать за хозяйкой из-под стола.
- Держи,- девушка кидает в миску небольшую рыбу. Кошка ест и одновременно продолжает следить за хозяйкой. Потом они уходят в комнату, девушка садится за конспекты, а кошка спит, ближе к вечеру играет с хозяйкой, ловя бумажную бабочку, потом снова ест, спит.
Утром кошка сидит на подоконнике и внимательным, почти жадным, взглядом наблюдает, как маленький мальчик во дворе катается на качелях…
- Могу уйти в любой момент: через дверь, форточку, балкон, но почему-то не хочется… Но ведь там свобода, воля, ветер… А здесь тусклое однообразие напрасно прожитых дней. Нет, все же вместе с волей хуже… С ней неизбежно приходит голод, обязанность прокормить себя, уберечь себя, а здесь этого делать не нужно… но взаперти так скучно – а за стеклом жизнь… Неужели все заключается только в монотонном виде из окна, обедах, ужинах, глупых бумажных бантиках…
Маленький мальчик катается на качелях, ловит шарфик, подлетающий на ветру. Перед ним, по направлению к дому, пробегает серая кошка.
- Ой, киса, иди сюда…кс-кс-кс… иди, не бойся! – кошка замирает на месте, оглядывается и долго смотрит ядовито-желтыми глазами в лицо ребенку, а он смотрит на нее.
- Иди сюда! – мальчик слезает с качелей и делает шаг вперед, чтоб подойти к ней поближе, но кошка отворачивается и скрывается в ближайшем окне сырого уличного подвала.
- Бедная, бездомная… - губки малыша разочарованно искривляются, и он со вздохом возвращается на качели.
«Отсюда наблюдать все-таки интереснее, ближе и стекло не мешает, - думает серая кошка, сидя за полусорванной металлической сеткой, натянутой на окно в подвал, - Воля – это хорошо».
Диверсия №6
Красная книга
Из вены хлещет кровь рекой
И разум помутнен водой,
Что из реки небытия:
В ней мир, в ней жизнь и смерть –
В ней я.
Изгиб по лезвию ножа,
Как вечный путь на виражах
Пророчит тихий долгий сон.
В нем сказка, верь, что вечен он.
На позолоченных листах
Из книги, что писал монах
Могу я лишь одно прочесть,
Там между строк маячит месть
Там буквы досыта красны,
Петля в ветвях сухой сосны,
Там человек, отдавший Богу душу,
Наотмашь мир ударом злобы рушит.
Монах тот мертв, уж много лет назад,
Остался только похоронный смрад
Вокруг страниц и кровь в личине букв.
Нельзя читать, не зная книг, мой друг.
Диверсия №7
Просто еще один маленький огонь, как сотни других таких же: не ярких, мерцающих между стволами деревьев, слабых, одиноких… Он упрямо светит сквозь полуголые ветки, пробивается между осенними засохшими листьями. Свети! Живи, я прошу! Без тебя будет так скучно и одиноко. Пускай таких же миллионы на бесконечно меняющихся и мелькающих перед окнами поезда станциях, но если огней станет на один меньше, это будет означать, что темнота захлестнула жадной волной еще один комок яркой жизни, еще один «луч света в темном царстве».
Прекрати так говорить! Никто не слышит и никогда не поймет твоих речей о холоде, о безнадежности и ненадобности солнца…
Я думала, много думала о тебе, Свет, о тебе, Пламя. Могу я теперь вам рассказать свои мысли? Наверняка, вы будете не против. Почему ночью так хорошо? Просто лежать и смотреть на небо, мечтать, думать или просто тихо плакать: от горя ли, от счастья, от одиночества, все равно – это слезы, их соленые капли ничем не заменишь. Так, почему? Потому что кругом темнота! Темнота укутывает, влечет. Она обещает, как и всем, кто оказывался с ней наедине, исполнение мечты. Она гладит по голове, словно родная мать, целует в лоб и убаюкивает. Почему ты не боишься ее? Потому что, несмотря на кажущееся одиночество, ты не один! С тобой они – спутники. Не замечал раньше? А жаль… Свет луны, звезд, огонь свечи, костра, блеклый луч уличного фонаря, настольной лампы… как бы ни были свежи и приятны свидания ночи, нет в ней того доверия Пламени, нет тепла Огня, нет ничего… Пустота успокоит, заманит, но не уходи далеко от света, знаешь, его можно легко потерять, а батарейки в карманном фонарике могут не всегда сработать… Лови лучи! Лови солнце! Блеск металла! Крепость водной глади! Хрупкость гор! ... Не упускай ничего.
Индукция диверсии или от частного к общему.
Что такое вывод? Это сложившийся из частных впечатлений общий цельный смысл, представление о чем-либо.
У жизни не будет вывода, так как она – бесконечна. Проплывая на плоту по рекам разума, не бойся попасть в топь, она – это сгусток твоего сознания, забавная игра скопившегося потенциала.
Легко пропускать песок сквозь пальцы, сложнее удержать воду в сжатых ладонях, но можно научиться. Для этого всего лишь надо держать руки лодочкой, не расслабляя пальцев. Научишься и ты, это не сложно, было бы только, где достать чистую воду...