и в том он всюду видит крайности и оттого его поступки тоже доходят до
крайностей - и теряя в должной мере в трезвости взгляда - он взамен
приобретает нечто совсем иное
то что в отдельной наличной вещи не совершенно и ослабленно модификациями
созерцанием гения возводится к своей идеи к совершенству - и именно в этом
движении и происходит сотворение Вечности
и вот если безумец верно познаёт отдельные моменты настоящего как и
отдельные моменты прошлого но не верно познаёт их связь их отношения
и поэтому заблуждается и бредит то в этом и состоит точка его соприкосновения
с гениальным индивидуумом - ведь и последний пренебрегая познанием отношений
для того чтобы в вещах узреть и найти только их идеи и постигнуть их
наглядно выражающуюся подлинную сущность по отношению к которой одна вещь
является представительницей всего рода - где один случай сходит за тысячи
ведь и гений через это упускает из виду познание связи вещей - отдельный
обьект его созерцания или чрезмерно живо воспринимаемая им действительность
восстают перед ним в таком ярком свете что от этого как бы остаются во тьме
прочие звенья цепи к которой те принадлежат - отсюда и возникают феномены
имеющие с феноменами безумия признанное сходство
ибо в тот миг когда оторванные от хотения мы отдаёмся чистому безвольному
познанию мы как бы вступаем в другой мир где нет уже ничего такого что
волнует нашу волю и так сильно потрясает нас - освобождённое познание
возносит нас так же далеко и высоко над всем этим как сон и сновидение
но когда внешний повод или внутреннее настроение внезапно исторгают нас
из бесконечного потока желаний отрывают познание от рабского служения воле
и мысль не обращена уже на мотивы хотений о воспринимает веши независимо от
их связи с волей т е созерцая их без корысти всецело погружаясь в них
поскольку они представления а не поскольку они мотивы тогда сразу и сам
собою наступает покой которого мы Вечно искали
произведения искусства - средство для облегчения того познания в котором
состоит эстетическое наслаждение - всякое хотение возникает из потребности
значит из нужды значит - из страдания
гений имеет перед ними только то преимущество что он владеет значительно
высшей степенью и большей устойчивостью такого познания что позволяет ему
сохранять при этом ту обдуманность которая необходима для того чтобы
познанное таким путём воспроизводить в свободном творении
гений заключается здесь в способности познавать независимо от закона
основания и познавать следовательно вместо отдельных вещей существующих
только в отношениях их идеи и в соответствии с ними быть самому коррелятом
идеи т е уже не индивидуумом а чистым субьектом познания но эта способность
в меньших и различных степенях должна быть достоянием всех людей потому что
иначе они так же не в состоянии были бы наслаждаться произведениями
искусства как не в состоянии создавать их и вообще не обладали бы никакой
восприимчивостью к прекрасному и возвышенному даже самые эти слова не могли
бы иметь для них смысла
в человечестве всегда живёт стремление к идеалу - но лишь малая часть
этого стремления открыто проявляется в действии всему остальному
предназначено воплотиться в невидимых проявлениях невидимое соотношение
с видимым как глубокое море - с волнами бороздящими его поверхность