основным вопросом этики должно быть не учение о нормах добра а учение о добре
и зле и сложность зла столь же центральная для этики как и сложность добра
традиционная теодицея в сущности совсем не разрешает проблему зла если дьявол
целиком подчинён Богу и является орудием Божьего Промысла если Бог пользуется
дьяволом в своих благих целях то в сущности зла не существует - это есть
совершенно оптимистическая система зло существует лишь в человеке в целом же
существует лишь добро - пролог на небе в -фаусте- мотив которого заимствован из
книги иова говорит о том что Бог сам допустил зло для испытания для благих целей
в сущности это есть ортодоксальная точка зрения не только добро но и зло
находится в руке Божьей и зависит от Бога но отсюда неотвратимо вытекает тот
вывод что зло нужно для целей добра - самая сложность зла парадоксальна для
нашего сознания чего не хочет признать рациональная теология - парадокс зла
заключается в том что или зло находится в руке Божьей и зависит от Бога и тогда
оно нужно для целей добра или зло не зависит от Бога и Бог бессилен перед злом
и тогда добро не есть окончательная онтологическая сила парадокс этот коренится
в том что мы тут мыслим в категориях добра и зла то есть в категориях рождённых
грехопадением о божественном бытии лежащем по ту сторону добра и зла - учение
о первородном грехе с которого начинается этика имеет совсем иной смысл чем ему
обычно придают - миф о грехопадении страшно возвышает а не принижает человека
та современная психология бессознательного открывающая в человеке страшное
подполье тьмы разоблачающая низменный характер самых возвышенных состояний
сама по себе уничижает человека втаптывает его в грязь учение же о грехопадении
бросает иной свет на открывшееся в человеке подполье на преступные инстинкты
в его бессознательном - если человек есть существо падшее и если пал он в силу
присущей ему изначальной свободы то это значит что он есть существо высокое
свободный дух - сознание в себе первородного греха есть не только самоуничижение
человека но и его самовозвышение человек пал с высоты и може на высоту подняться
в сознании в себе первородного греха нет ничего унизительного для человека как
оно есть в сознании своего изначального ничтожества своего происхождения из
грязи - миф о грехопадении есть миф о величии человека