Мудрый_Бодрис, конечно, полез в Словарь по этике, чтобы «освежить» знания на эту тему. Читаю, печатаю, узнаю что сам «вышел» из теории нравственного чувства и марксисткой этики. Забавно получилось, не ожидал…Но что есть, то есть. Казалось бы, у нас (на словах) нет эксплуататоров и эксплуатируемых, но мы (по крайней мере, я) распространяем взгляды марксисткой этики на объяснение поведения «власть предержащих». Думаю, что в том понимании Совести, которое отражено в словаре, энциклопедиях, есть нечто сконцентрированное, «выжатое» из взглядов, споров, рассуждений на эту тему. «Они «мудрые» так думали и считали, и вот что получилось»…
Лично я, стою на позициях теории нравственного чувства. Это что касается конкретного человека. Но есть маленькая проблема… Когда один человек, говорит только за себя и о своих поступках, он как бы проявляет себя в «личной ипостаси». Когда этот же человек, «выходит» на народ, популяцию, работает в общественных организация; когда он «прикасается» к государственным интересам, он проявляет себя в «общественной ипостаси». Что мы получаем? Это два разных человека… Во втором случае, на его понятие совести влияет т.н. «государственность». А основное понятие совести, у этого человека никуда не исчезло, просто появилась «государственная совесть». Смотришь на таких людей… Н-да-а… Они о простом человеке забыли…
Есть «крылатое» выражение- вопрос: «Как будем судить? По закону или по совести?» Думаю, что «по закону» - это, как раз «государственная совесть», а «по совести» - это «личная совесть». Вот и «двойной стандарт» даже «в делах совести». Нам не удастся «уйти в чистую совесть». Можно сказать, что «жить в обществе и быть вне общества нельзя».
Мне, каждый день приходится вспоминать о таком «двойном стандарте» и «исправлять» жёсткий «по закону» подход моих коллег в работе с пациентами… Уже надоело… Но такая работа.