Примерно 70% моих клиентов это жертвы абъюза, но ещё ни одни человек ни приходил ко мне с обратной проблемой. Никто не приходил и не говорил "помогите мне, я не умею перестать быть манипулятором".
Никто не говорил "помогите, я не умею не использовать окружающих, и хуже того, не умею не превращать жизнь самых дорогих мне людей в ад".
Однажды давным-давно я слышала, как Тишь говорила что то вроде: "это моя проблема, что очень интересные ответственные и благородные люди, которых я выбираю, рядом со мной как то мельчают, утрачивают волю и способность к самореализации и превращаются в мерзких подлых людишек с которыми невозможно быть на равных", но это не было запросом, а было любимой темой для самоутверждения и, одновременно, ловушкой для новых жертв абъюза и способом фильтрации по критерию ответственности. И я тогда попалась, надеюсь, в последний раз в жизни. И меня тогда не насторожило ни несоответствие изначально благородных и вызывающих восторг поступков её будущих жертв, приписываемым им последующим подлым мыслям и стремлениям, на основании которых она давала себе право поступать с ними подло. Ни сами способы, которыми она от них избавлялась, потратив их под ноль.
Раньше я думала о том, что я буду делать, если такой человек придет ко мне с запросом. Теперь я думаю о том, возможен ли такой запрос в принципе.
В пятницу наша староста попыталась привести меня к общему знаменателю потерпельцев. Повесила вконтакте, в общей группе курса из которой выкинула меня своей единоличной волей, объявление об отмене первых двух лекции, но не оповестила меня об отмене. Естественно, прождав лишние часы в пустой аудитории, и отследив её каменное лицо и радостную ухмылку на лице её подружки, первое, что я сделала, это выставила ей претензию. В ответ услышала претензию на то, что не состою в группе.
Вернуться в группу меня приглашали где то накануне прошлой сессии. Естественно, чужими руками и от чужого лица. Естественно, без извинений за своё прошлогоднее поведение. И группа, на минуточку, с прошлого года так и называется "прайд паразитов психологов". Я тогда им расписала чем отличаются отношения в коллективе от отношений крысиного прайда, и фокус группа, отстаивающая привычный порядок вещей, якобы стебаясь, поменяла название группы.
Теперь меня потихому попытались вернуть. За год стало ещё очевиднее насколько я ценный ресурс и отчетливо видно, что многие используют меня в качестве ориентира. Потихому и чужими руками не получилось. Половина группы, вместо того, чтобы обсуждать подготовку к сессии вконтакте, вышли в скайп, и мы благополучно обсудили всё что требовалось.
Теперь староста пытается выставить мне претензию, что я не возвращаюсь и сама виновата. Год назад, в случае перемен она спокойно писала мне в личку. Потом долго-долго было нечего писать. И вот теперь у неё появился повод со мной пересечься.
В компьютерном классе она специально села на место за компьютером рядом с моим, где обычно сидит девушка, с которой мне по пути, и с которой мы часто вместе возвращаемся домой. Та смолчала.
Когда я выставила старосте претензию, что меня не оповестили об отмене первых пар, на меня обрушилось лавой, потоками, все обвинения прошлого года. Как из помойного ведра, приписываемые мне оценочные суждения, которых я никогда не высказывала, и ситуации, искаженные настолько, что даже я покраснела.
На самом деле, я тогда ничего такого не говорила и не делала. Когда претензии типа "не так дышишь" и "ты всех раздражаешь" начали сыпаться как из рога изобилия, я открыла обсуждение в сообществе и там четко и последовательно изложила свою позицию и ответила на все обвинения, подробно расписав почему и зачем. А потом задала ряд очень конкретных вопросов, подразумевающих очень конкретные ответы, старосте. Вместо того, чтобы ответить на неудобные вопросы, староста сказала "ах так? уйду я от вас" и удалилась. Её подружки организовали голосование "кто за то, чтобы она осталась старостой". Она вернулась большинством голосов, ибо никто старостой быть не хотел, и выкинула меня из сообщества волевым решением. Все промолчали. Мне было неприятно, но в целом я оказалась в выигрыше, ибо это во многом развязало мне руки и избавило от необходимости тратить ресурс на общение с теми, кто мне не интересен. Те, кто интересен, вообще в эту возню не вникали и участия в ней не принимали. В тех условиях это не было предательством с их стороны, и было вполне в формате их возрастных норм, хотя, мне, конечно же , было неприятно.
Теперь я отчетливо вижу и слышу, как мои кости моют по углам со всеми, кто не увернулся. Слышу как староста обсуждает меня в курилке со студентами других курсов, которые не в теме. Вижу её в метро с теми однокурсниками, с которыми я часто иду до метро, а староста никогда не ходит. Всё это, конечно, детский сад, но всё равно приятного мало.
Неприятно, что приходится тратить на это ресурс. И обидно, что вся эта история затеяна с целью наладить со мной отношения. Если не дружеские, то какие получится. Видимо, такие люди не видят других способов взаимодействия. Я несколько раз давала ей возможность общаться на равных, но она, видимо, не считает нормальные отношения отношениями. Ей мало просто контактировать, ей нужно меня использовать, а она не видит другого способа взаимовыгодного сотрудничества, нежели загнать меня в угол.
Самая неприятная из всех, ситуация - когда у тебя возникают проблемы из-за того, что проблемы не у тебя. И никуда не деться с подводной лодки.