Я тогда потратил все деньги на Ирландию – страну сказок, страну фей, эльфов, печеного хлеба, рыжеволосых женщин и зеленых камней. Я где-то читал, что в старые времена люди говорили – если вдруг заплутать в лесу, то можно попасть По Ту Сторону Холма – в сказочную страну, где час за сто лет, а жители не ведают печали и тревог, потому что навеки похищают покой и счастье путника. Ирландия стала моей Той Стороной Холма.
Я плохо помню большие города, автобусы, магазины – да я и не был там практически. Зато я помню холмы, маленькие деревушки, камни, кельтские кресты на католических кладбищах, полосатые чулки и свежий хлеб, открытки и деревянные четки.
Кажется, местечко называлось Баллиган. Впрочем, не уверен. Помню три или четыре деревушки с названием Баллиган, а может, Маллиган, а еще больше мест начинавшихся с Тэра…. Я зашел на местную почту – отослать очередную открытку. Двери там не закрывают, служащая сидит у двери и вяжет, и больше жаждет поговорить, чем продать мне пару открыток.
Мы успеваем перекинуться лишь парой слов, и я отхожу к вертушке с открытками.
И вдруг – пение. Нет, сначала я не понял, что пели. Я думал, что кто-то умер, что кто-то зовет на помощь, нет, просит о помощи, потому что самое непоправимое уже случилось. Потом голос окреп и шероховатые, чуть пришептывающие звуки сложились в песню.
Мне никогда не было так страшно и тоскливо. Только что – солнце, открытки, страна фей, а потом все померкло.
Служащая почты лишь покачала головой, когда песня оборвалась. Наверное я побелел или что-нибудь в этом роде.
«Это безумная Шобхан, - сказала она. – Ее тут все знают, она не делает вреда, просто ходит по улицам и плачет о своем муже».
Ее муж умер?
«Нет, ушел с другой женщиной. Она любила его так сильно, что когда он ушел, то унес с собой и ее рассудок. В тот день она просто упала на порог и кричала, не переставая, много часов, и никто не мог ее унять. А потом она бросила свой дом и стала бродить по улицам, плача о своей потерянной любви».
Так это плач?
«Никто не знает, что это за песня. Мы называем это Плачем Шобхан».
Тогда я попросил перевести мне эту песню, и потом продиктовать еще раз, чтобы я мог ее записать.
Вчера я нашел эти записи. На трех открытках, мне даже и в голову не пришло купить самой обычной писчей бумаги, а ведь я был на почте.
Вот, что пела Шобхан.