Я уже довольно давно слушаю турецкую рок-музыку (четыре года), но только этим летом окончательно докопался до самых ее корней. Я имею в виду Ашыка Вейселя. Если вкратце попытаться ответить на вопрос, кто это такой, достаточно одного слова: гений.
Надо, конечно, сразу же сказать, чтобы не возникло недоразумений, что музыка самого Вейселя – ни в коем случае не рок. Он – продолжатель традиции народных авторов-исполнителей, ашыков (ашугов, акынов – называйте, как хотите). И при этом он, конечно же, явление вполне самоценное.
Что же касается истоков турецкой рок-музыки, то я таковых вижу три: западная рок-музыка, турецкая народная музыка и Ашык Вейсель. Я бы его сравнил с черными блюзменами с Миссисипи первой половины ХХ века: на первый взгляд – ничего общего с последующей рок-музыкой, но без них она была бы совсем другой, если бы вообще была. Ашык Вейсель для турецкого рока, по-моему, то же самое, что все эти гениальные негры скопом – для западного.
Аналогию можно продолжить дальше: подобно тому, как отнюдь не всякий поклонник Led Zeppelin способен протащиться от какого-нибудь Блайнд Лемон Джефферсона, так и далеко не каждый неподготовленный человек сможет оценить Вейселя. Я даже думаю, что сам не стал бы слушать его года два назад. А сейчас слушаю и ловлю огромный кайф.
Я предлагаю вам послушать две песни Вейселя: мою любимую «Сазым» («Мой саз») и Uzun Ince Bir Yoldayim (на инглиш можно было бы перевести как Long and Winding Road:)), которую кто только не исполнял – от Барыша Манчо до страшных металлюг из группы Pentagram. (И даже, прости господи, Таркан). На всякий случай даю маленькую превьюшку к первой песне – вдруг сразу совсем не понравится, не нужно тогда будет качать все остальное. Но я бы посоветовал все-таки попытаться проникнуться. Круто, на самом деле.
Маленький кусочек
http://www.sendspace.com/file/n4fun9
Sazım
http://www.sendspace.com/file/1k0zwn
Uzun İnce Bir Yoldayım
http://www.sendspace.com/file/9vfwk4
Да, забыл сказать, что Вейсель c детских лет был слепым.
Один из моих самых любимых турецких рок-музыкантов, Фикрет Кызылок, был знаком и даже дружен с Вейселем в последние годы его жизни. Когда Вейсель умер, он разбил свой саз и никогда больше за этот инструмент не брался.