Джон Уиклиф (Виклиф) (1320 — 31 декабря 1384) — английский богослов, профессор Оксфордского университета, основатель учения виклифистов, впоследствии превратившегося в народное движение лоллардов, реформатор и предшественник протестантизма. Первый переводчик Библии на среднеанглийский язык.
В начале своей проповеднической деятельности Виклиф доказывал, что папа не имеет права взимать поборы с Англии и вообще вмешиваться в дела светской власти, а, напротив, церковь и ее глава во всех гражданских делах должны подчиняться светским государям. Из этого он выводил право английского короля на конфискацию церковных имуществ. Английское правительство полностью поддержало Виклифа, взяв его под защиту, когда папа потребовал церковного суда над ним. На защиту Виклифа встали и лондонские горожане.
Родился Виклиф в семье небогатого дворянина, владельца небольшого поместья в Йоркшире. В 16 лет поступил в Оксфордский университет, где сначала получил степень бакалавра теологии, затем доктора теологии. Занимался работами по физике, математике, логике, астрономии.
В 1376—1377 годах Виклиф читал курс лекций, в которых осуждал алчность духовенства, ссылаясь на то, что ни Христос ни его апостолы не обладали ни имуществом, ни светской властью. Эти доктрины вызвали негодование всего духовенства, кроме членов нищенствующих орденов.
В 1356 Уиклиф выступал против притязаний папства на взимание поборов с Англии и защищал право короля на секуляризацию (*
*Секуляризация — изъятие чего-либо из церковного ведения и передача светскому, гражданскому ведению. Обычно употребляется для описания изъятия государством у церкви её земельной и иной собственности. В Западной Европе масштабная секуляризация проводилась в XVI-XVII веках во время Реформации. В России в основном закончилась в XVIII веке ) церковных земель. Идеи Виклифа, особенно в отношении секуляризации церковных земель, пользовались поддержкой королевского правительства и некоторых крупных феодалов во главе с Джоном Ланкастером.
Почувствовав поддержку, Виклиф стал выступать более решительно, требуя коренной реформы церкви и отвергая ряд основных догматов католицизма: учение о «благодати» — особых сверхъестественных «дарах», которыми в отличие от мирян обладает духовенство и которые дают ему силу отпускать грехи и «спасать» души верующих; материальный характер так называемого пресуществления. Он поставил под сомнение право папы и епископов давать грамоты на отпущение грехов (индульгенции), право на тайную исповедь и замахнулся на необходимость самого института папства. Единственным источником вероучения Виклиф провозгласил Священное писание и, чтобы сделать его доступным мирянам, содействовал переводу Библии с латинского языка на английский.
После поражения крестьянского восстания 1381 года придворные и дворянство отошли от Виклифа.
Под давлением Кентерберийского архиепископа Оксфордские богословы осудили 12 его тезисов, признав их еретическими. Виклиф был осужден на молчание, ему запрещено было проповедовать.
Виклиф и его последователи были изгнаны из Оксфордского университета, а затем отлучены от церкви.
Уиклиф был вынужден удалиться из Оксфорда в Латтерворт. Это решение было подтверждено с ещё более строгой формулировкой на соборе в Блэкфрайаре (Лондон) архиепископом Кентерберийским в мае 1382, когда небольшую группу оставшихся у него учеников вынудили отречься от его взглядов. К тому времени, однако, учение Уиклифа распространилось за пределы университета и сохранялось в вульгаризированной форме усилиями небольшого числа ревностных, но необразованных проповедников — лоллардов.
Лолларды (от ср.-нидерл. lollaert(d) — бормочущий) — средневековая религиозная христианская община социально-уравнительного характера, возникшая из религиозно-благотворительных братств, появившихся в начале XIV в. в Германии и Нидерландах. Лолларды отрицательно относились к католической церкви и подвергались преследованиям. Группа фламандских ткачей, примкнувших к лоллардам, укрылась от преследований в Англии (г. Норич и др.), где они оказали влияние на движение Виклифа. Английские лолларды принимали участие в восстании Уота Тайлера, отстаивали социальное равенство. Их представителем в этом движении был Джон Болл. После подавления восстания лолларды подверглись в Англии преследованиям и вынуждены были бежать в Шотландию и на континент.
Учение Виклифа было популярно в низших слоях населения. Оно было подхвачено в Чехии Яном Гусом.
Источники:
Википедия
История мира
ХРОНОС. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ
Ян Гус, Jan Hus (чеш.) 1369 г- 6 июля 1415 года
Ян Гус – самый знаменитый чех в мировой истории. Он родился в 1369 году в селе Гусинец в Южной Богемии в семье крестьянина.
По окончании низших школ Гус записался в Пражский университет на факультет "свободных искусств" (по-чешски — "свободных умений"), почти соответствовавший тому, что немцы называют философским факультетом, с тем, однако, различием, что он был необходимой подготовительной ступенью к трем высшим факультетам.
В 1393 году окончил Пражский университет, стал первоначально бакалавром теологии, а затем получил степень магистра свободных искусств. Дальше этого Гус не пошел. Он не добивался степени доктора богословия и на всю жизнь остался магистром. Служил деканом факультета свободных искусств, а в 1402-1403 гг. и 1409-1410 гг. занимал должность ректора.
С 1402 года Ян Гус стал проповедовать в специально построенной Вифлеемской часовне (Прага), которая превратилась в центр распространения реформаторских идей. Именно в это время друг Яна Гуса Иероним Пражский привез из Оксфорда сочинения Джона Виклифа, запрещенного в Чехии. Гус попал под влияние идей Виклифа и открыто объявил себя сторонником его учения.
В своих проповедях, на чешском языке, Гус осуждал развращенность клира и обличал нравы духовенства, призывал лишить церковь собственности, подчинить ее светской власти, требовал реформы церкви, выступал против немецкого засилья в Чехии вообще и в Пражском университете в частности. Эта критика импонировала шляхте, мечтавшей захватить церковные земли и богатства. Проповеди Гуса отвечали и требованиям бюргерства, стремившегося к "дешевой" церкви.
Кроме этого, король Вацлав IV стал на сторону Гуса и в 1409 году подписал Кутнагорский декрет, превративший Пражский университет в чешское учебное заведение. Руководство университетом перешло в руки чехов, немецкие магистры его покинули. Но Пражский университет из международного центра превратился в провинциальное учебное заведение.
1409–1412 годы – время полного разрыва Яна Гуса с католической церковью и дальнейшего развития его реформационного учения. Вслед за Уиклифом он поставил авторитет Священного писания выше авторитета папы, церковных соборов и папских постановлений, которые, по его мнению, противоречили Библии. Идеалом Яна Гуса была раннехристианская церковь. Источником веры Ян Гус признавал только Священное писание.
Вот мнения Гуса по некоторым вопросам:
* Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности.
* Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».
* Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.
* Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор.
* Каждый христианин должен искать правды, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.
В 1412 году Ян Гус выступил против продажи папских индульгенций, что вызвало конфликт с Вацлавом IV, отказавшемся далее поддерживать опасного еретика, так что это наносило удар по его и без того слабому международному престижу. В 1413 году появилась булла с отлучением Яна Гуса от Церкви и интердиктом (запрещением исполнять церковные обряды) на Прагу и другие чешские города, которые предоставят ему убежище. Под давлением обстоятельств Ян Гус вынужден был покинуть Прагу и в течении 2 лет жил в замках покровительствовавших ему дворян, продолжая свою проповедническую деятельность в Южной и Западной Чехии, где шляхта не подчинялась решениям папы. Там он продолжил открыто критиковать церковную и светскую власть.
В изгнании Ян Гус написал опус "О церкви" (1413) с критикой всей организации католической церкви и церковных порядков.
В 1414 г. Гус был вызван на Констанцский собор, имевший целью объединить Римскую католическую церковь и прекратить Великий западный раскол, который к этому времени уже привёл к троепапству. Причем император Сигизмунд обещал Гусу личную безопасность. Однако, когда Гус прибыл в Констанц и получил охранную грамоту, оказалось, что Сигизмунд дал ему обычную подорожную грамоту.
Гуса остановили в пути и заточили в темницу Готлибен. Через 70 голодных и беспросветных дней, 5 июня 1415 его привезли в Констанц, где потребовали отречения, не предоставив слова.
1 июля 1415 узнику вручили текст отречения, составленного в мягких выражениях. На что Гус ответил:" Противоречит моей совести отрекаться от фраз, которых никогда не произносил."
В конце суда Ян Гус снова апеллировал к Христу.
6 июля 1415 г. Ян Гус, отказавшийся отречься от своих «заблуждений», по приговору собора был сожжён на костре.
До сих пор католическая церковь не реабилитировала Гуса. Несмотря на это, в Чехии (где большинство верующих до общего кризиса религиозности в стране в XX в. составляли католики) Гус традиционно пользуется уважением как борец за национальную самобытность против немцев, существуют памятники, музеи и улицы, носящие его имя.
Источники:
Википедия
Новости Чехии
Энциклопедия. Вокруг света
Серия сообщений "Религия":
Часть 1 - Новый завет. БИОГРАИЯ ИИСУСА. НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ.
Часть 2 - Читаем Библию. Ветхий завет. Глава1
...
Часть 29 - Новый завет. БИОГРАИЯ ИИСУСА. ИИСУС В ИЕРУСАЛИМЕ.
Часть 30 - Новый завет. БИОГРАФИЯ ИИСУСА. ИИСУС. СУД СИНЕДРИОНА.
Часть 31 - Реформаторы церкви. Джон Уиклиф (Виклиф) (англ. John Wycliffe). Ян Гус (чеш. Jan Hus)
Часть 32 - Новый завет. ИИСУС. СУД ПИЛАТА.
Часть 33 - Дикая дикость
...
Часть 42 - Благодать святого духа или очередной разод?. Думается что второе.
Часть 43 - В мире известны десять голов Иоанна Крестителя, но подлинны из них только три
Часть 44 - Безбрачие считалось пороком у всех народов