На днях рассказывает человек о встрече с «банником» – домовым бани.
Этот человек, крещеный, но неверующий, какое-то время стал спать вместе со своей собакой в бане (дом перестраивается). Соседи говорили: «Не гневи банника!», а он лишь смеется.
И вот в бане начались какие-то звуки, страхования. Он стал побаиваться, но никак не отреагировал.
Однажды просыпается среди ночи, а в ногах – старичок, поросший шерстью. Скрипуче говорит: «Забирай своего Марка [так зовут собаку. – свящ. К. П.] и уходи отсюда». Этого человека парализовал ужас, да так, что он не мог пошевелиться. Отдышался – и тут же, ночью, из бани прочь. Переселился в недостроенный дом.
— Что это? – спрашивает. Объясняю про нечистую силу, говорю, что нужно освятить жилище, участок и самому начать ходить в храм. Чешет в затылке. Думает.
Думаю и я, как раз сейчас читая книгу о демонизме у славян. И думаю вот о чем. У славян был очень разработан пантеон демонических сил. В доме – домовой. В бане – банник. В их компании – кикимора, скрюченная маленькая (в локоть) старушка, которая считалась то женой, то сестрой домового. Еще некоторые духи.
У славян был разработан целый ритуал задабривания этих существ. И духи эти достаточно активно проявлялись. И являлись в зримом образе либо как-то иначе давали о себе знать. Считать, что все сообщения подобного рода – вымысел, нелепо. Древний человек дураком не был, и если кто-то и может обольщаться, становиться жертвой собственного воображения, то человек нынешний, а не прагматичный древний крестьянин. Пусть на 90% это вымысел, но какой-то процент подлинности в этих рассказах все же был.
Но вот вопрос: почему в древности этого было так много, а сегодня мало?
Конечно, не из-за того, что люди стали просвещенней или духовней. И не потому, что мы из изб переселились в городские квартиры.
А может быть, потому, что бесы (а эти существа однозначно – бесы) сегодня стали скрываться и действовать тоньше?.. Все время вспоминаю слова отца Иоанна Кронштадтского: «Бесы в простых людей входят по их простоте… В образованных и интеллигентных людей злой дух вселяется в иной форме, и бороться с ним гораздо труднее».
Может быть, можно сказать еще и так: для простых людей бесы и открывались до примитивизма по-простому. И пугали, и морочили, и сбивали с истинной веры в Бога. Современных же образованных людей надо морочить иначе, тоньше.
Наблюдение за людьми показывает, что, похоже, это так и есть. Вот бесноватая девушка из молдавского села, которая недавно билась у нас в храме на полу. Явно (по ряду признаков) бесноватая. Девушка и пишет, и читает еле-еле (по-русски не понимает), и бес в ней проявляется так же грубо, как в деревенской бабе откуда-нибудь из XVII века. А потом подходит современный петербуржец. Он живет жизнью порочной и греховной. Начинаешь разговаривать с ним – и видишь ту же бесовщину, это ощущается, очевидно. Но все блестит от лака культурности и светскости.
Да, бесы те же (а может, и они же), но проявляются тоньше. И бороться с ними сложнее.
ФАНИНА
|
|
|
|
|
|
|
|
|