-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Слава44

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) про_искусство Live_Memory Только_для_мужчин
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2017
Записей:
Комментариев:
Написано: 2726


ДОРОГИЕ МОИ ЗЕМЛЯКИ. ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДРА БЕЛЬЦОВА / ALEKSANDRA BELCOVA (1892-1981), ПАРИЖСКАЯ ШКОЛА. ЧАСТЬ II

Пятница, 24 Апреля 2020 г. 16:35 + в цитатник
ФОТО 1930-е конец. Автопортрет (547x700, 112Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Автопортрет. Конец 1930-х гг. Холст, масло.
Музей Романа Суты и Александры Бельцовой, Рига, Латвия.

Александра Митрофановна Бельцова (1892-1981) - латвийский и советский живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства, фарфорист, классик латвийского модернизма. Училась в Пензенском художественном училище (1912-1917) у И.С. Горюшкина-Сорокопудова, Н.Ф. Петрова, А.И. Штурмана. Занималась во ВХУТЕМАСе под руководством Н.И. Альтмана в Петрограде (1918-1919). Жила в Риге (с 1919), с 1922 г. была замужем за художником Романом Сутой (1896-1944). Член Рижской группы художников и фарфоровой мастерской «Балтарс» (1924-1930). Во время поездок во Францию огромное влияние на нее оказали французский кубизм П. Пикассо, Ж. Брака, Ф. Леже, И. Пуни и постимпрессионизм. Член Союза художников Латвийской ССР с 1945 г. В начале 1950-х гг. обвинялась в формализме.

ФОТО 1930-е пер.пол. Бельц позирует на фоне своего декоративного панно «Мать и дочь». Музей Суты (505x700, 83Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Фотография 1930-х гг.

В живописном творчестве Александры Бельцовой 1920-х годов, кроме кубизма («В театральной ложе», «Сукуб», 1922 и др.), можно обнаружить и другие влияния – К.С. Петрова-Водкина, «новой вещественности», ар-деко – «Белая и черная» (1925), «Портрет Астры Озолини-Краузе» (1927), «Теннисистка» (1927). Позднее, в 1930-е годы разрабатывала стиль декоративного кубизма, однако со временем в ее творчестве стали преобладать реалистические тенденции.
Участвовать в выставках Бельцова начала с 1920 года. С живописными работами участвовала в выставках обществ «Zaļā vārna» («Зелёная ворона») и Рижского общества графиков (1927–1931, Рига, Прага, Варшава, Вашингтон, Вена). В 1928 году провела в Риге совместную персональную выставку с Романом Сутой.

ФОТО Автопортрет. 1926-1928 гг. Бумага, цветные карандаши. Музей Романа Суты. (612x700, 140Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Автопортрет. 1926-1928 гг. Бумага, цветные карандаши.
Музей Романа Суты и Александры Бельцовой, Рига.

Женский + портрет. Бум, паст. 24х12 см.Аук Izsoļu namsgalerija Jēkabs. (344x700, 63Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Женский портрет. Бумага, пастель.
24 х 12 см. Аукцион Izsoļu namsgalerija Jēkabs, Рига.

1932 Портрет Луции Замайчи. Холст, масло. Коллекция ЛНХМ. (502x700, 92Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Портрет поэтессы Луции Замайчи. 1932 г.
Холст, масло. Латвийский национальный художественный музей, Рига.

1930-е Портрет Луции Замайч. Холст, масло. 82 x 77 см. LNMM (700x700, 119Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Портрет поэтессы Луции Замайчи. 1930-е гг.
Холст, масло. 82 x 77 см. Латвийский национальный художественный музей, Рига.

1934 Мирдза. Холст, масло. Коллекция ЛНХМ (288x700, 63Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Мирдза. 1934 г. Холст, масло.
Латвийский национальный художественный музей, Рига.

Мама и дочь. (648x700, 116Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Мать и дочь. Холст, масло.
Музей Романа Суты и Александры Бельцовой, Рига.

Мать+ с ребенком. Холст на карт, м. 70 х 49,5 см. Аук Йекабс, Рига (491x700, 114Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Мать с ребенком. Холст, накл. на картон, масло.
70 х 49,5 см. Аукцион Izsoļu namsgalerija Jēkabs, Рига.

Натюрморт + Музей Суты и Бельцовой (700x483, 92Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Кубистический натюрморт. Холст, масло.
Музей Романа Суты и Александры Бельцовой, Рига.

Композиция + (Без названия). акварель на бумаге. 31 х 38,5 см. Аук The Bru Sale Gallery, Брюссель2016. (700x524, 160Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Композиция (Без названия). Бумага, акварель. 31 х 38,5 см.
Аукцион The Bru Sale Gallery, Брюссель, 2016 г.

Натюрморт + с маской. Бум, акв, кар. 17х19 см. Аукцион-Галерея Jekabs, Рига (700x641, 159Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Натюрморт с маской. Бумага, акварель, карандаш. 17 х 19 см.
Музей Романа Суты и Александры Бельцовой, Рига.

Цветы +. Карт, масло. 49,5×40 см. ЧС (595x700, 113Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Цветы. Картон, масло. 49,5 х 40 см.
Аукцион Artembassy, Рига.

натюрморт + в интерьере. Бумага. акварель. карандаш. 20x29 см. Аук Artembassy Рига, 2019 (700x551, 140Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Натюрморт в интерьере. Бумага, акварель, карандаш. 20 x 29 см.
Аукцион Artembassy, Рига, 2019 г.

Натюрморт + с лимоном. Холст, масло. 50x80 см. Аук Антон 2012 (700x423, 111Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Натюрморт с лимоном. Холст, масло. 50 x 80 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2012 г.

Цветочная + композиция. Карт, м. 37 х 47 см. Аук Jēkabs, Рига. (700x490, 154Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Цветочная композиция. Картон, масло. 37 х 47 см.
Аукцион Izsoļu namsgalerija Jēkabs, Рига.

Тюльпаны +. Картон, масло, 42x58,5 см. Аук Антон 2014 (700x476, 110Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Тюльпаны. Картон, масло, 42 x 58,5 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2014 г.

Пейзаж + с лодкой. Карт, масло. 32 х 44 см. Аук Екабс (2) (700x484, 103Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Пейзаж с лодкой. Картон, масло. 32 х 44 см.
Аукцион Izsoļu namsgalerija Jēkabs, Рига.

ФОТО 1927-1930 А. Бельцова и Аустра Озолиня-Краузе, Ницца.  (700x396, 71Kb)
Александра Бельцова и Аустра Озолиня-Краузе. Ницца, 1927-1930 гг.

В середине 1930-х гг. болезнь лёгких А. Бельцовой обострилась. Врачи советовали Александре пожить на юге Франции, и она выбирает живописное курортное местечко Ванс, популярное среди писателей и художников. Лазурный берег, предгорье Альп... Бельцова пишет великолепные пейзажи - и общается с медиками. Те предлагают ей сложную и крайне рискованную для того времени экспериментальную операцию по удалению части пораженного легкого. Она соглашается. Поездку оплатила верная подруга Аустра Озолиня-Краузе, которая была рядом в этот сложный период. Операция прошла удачно, болезнь отступила и Бельцова прожила долгую и насыщенную жизнь. На этот раз, поправившись, Бельцова снова пишет великолепные пейзажи и натюрморты.

ФОТО 1920-е А. Бельцова и Аустра Озолиня-Краузе,  (700x393, 69Kb)
Александра Бельцова и Аустра Озолиня-Краузе. 1920-е гг.

1927 Аустра Озолиня-Краузе.  (525x700, 100Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Портрет Аустры Озолиня-Краузе. 1927 г.

Горная ++ деревня с церковь. Акварель на бумаге. 31 x 39 см. The Bru Sale Gallery, Брюссель 2017 (700x524, 96Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Горная деревня с церковью. Бумага, акварель. 31 x 39 см.
The Bru Sale Gallery, Брюссель, 2017 г.

Южнофранц. ++ пейзаж (декорации) Холст на карт, м. 26х41,5 см. Гал Екабс (700x426, 113Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Южнофранцузский пейзаж в сумерках. Холст, накл. на картон, масло.
26 х 41,5 см. Аукцион Izsoļu namsgalerija Jēkabs, Рига.

Город ++ на юге Франции. Бум, акв. 15 х 20,5 см (700x527, 94Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Город на юге Франции. Бумага, акварель. 15 х 20,5 см.
Аукцион Izsoļu namsgalerija Jēkabs, Рига.

Пейзаж ++ на юге Франции (700x589, 148Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Пейзаж на юге Франции. Картон, масло.
Аукцион Izsoļu namsgalerija Jēkabs, Рига.

Восточный++ пейзаж. 25,5x34 cm. Аук Izsoļu namsgalerija Jēkabs (700x523, 123Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Пейзаж южной Франции. Ванс. Фанера, масло. 25,5 x 34 см.
Аукцион Izsoļu namsgalerija Jēkabs, Рига.

Монахиня ++. Бум, пастель. 17 х 13 см. Аук Екабс (553x700, 144Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Монахиня. Бумага, пастель. 17 х 13 см.
Аукцион Izsoļu namsgalerija Jēkabs, Рига.

В ожидании ++ весны. Карт, масло. 59,5 х 40,5 см. Аукцион-Галерея Jekabs, Рига (466x700, 159Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Натюрморт. В ожидании весны.
Картон, масло. 59,5 х 40,5 см. Аукцион-Галерея Jekabs, Рига.

Фиалки ++. Бум, масло. 18х15 см. Аук Антон 2011 (602x700, 152Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Фиалки. Бумага, масло. 18 х 15 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2011 г.

Натюрморт ++ с альпийскими фиалками; Втор пол ХХ в. Карт, м. 50x40 см. Аук Artembassy Рига, 2018 (581x700, 158Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Натюрморт с альпийскими фиалками.
Картон, масло. 50x40 см. Аукцион Artembassy, Рига, 2018 г.

Желтые ++ цветы. Х, м. 48 х 41 см. Аук Антон 2013 (582x700, 155Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Желтые цветы. Холст, масло. 48 х 41 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2013 г.

Балтийские тюльпаны. Х, м. 45х35,5 см. Аук Auctions - Izsoļu namsgalerija Jēkabs (544x700, 186Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Балтийские тюльпаны. Холст, масло. 45 х 35,5 см.
Аукцион Izsoļu namsgalerija Jēkabs, Рига.

ФОТО Александра Бельцова и Роман Сута. 1927 г. Источник фото grani.lv.jpg 2 (474x700, 85Kb)
Александра Бельцова и Роман Сута на Балу прессы в Риге в 1927 г.
Источник фото grani.lv

Личная жизнь супружеской четы не была похожей на сказку. Увы, как бы не хотелось некоторым описателям жизни Суты и Бельцовой изобразить их союз счастливым, это не так. В то время как Александра лечила во Французской Ривьере свои больные легкие, Роман оставаясь в одиночестве, познакомился с актрисой театра «Дайлес» Бените Озолине. Завязалась драматическая любовная переписка. Наступил момент, когда Сута ушел из семьи к Бените.
Романы мужа с другими женщинами не были новостью для Александры. Она смотрела на его увлечения с аристократическим спокойствием и никогда не устраивала скандалы. Но четыре года интриг и лжи со стороны мужа и его подруги вымотали ее, хотя именно в это время Александра написала много интересных и значимых картин. Однако Роман всегда негативно отзывался о ее творчестве.

ФОТО Р.Сута - Портрет А.Бельцовой. 1920-1923 гг. Бум, кар. 24,6 cm x h34,7 cm. ЛНХМ (494x700, 95Kb)
Роман Сута (1896-1944). Портрет Александры Бельцовой. 1920-1923 гг.
Бумага, карандаш. 24,6 х 34,7 см. Латвийский национальный художественный музей, Рига.

В 1937 году Сута прибыл в Париж как главный художник павильона Латвии на международной выставке. «Княгиня, почему молчите?» -- писал он жене, когда Александра несколько раз не отозвалась на приглашение навестить его. (В хорошем настроении он называл Бельцову «княгиней», а когда сердился -- «русской луковицей».) Но Александра хотела сделать мужу сюрприз и явиться неожиданно. Когда же она с дочерью вышла на перроне парижского вокзала, Роман с огромным гонораром в кармане уже мчался в автомобиле в Италию с актрисой Бенитой Озолиня и ее подругой. «Нам с мамочкой все это время пришлось соблюдать строгую диету, не обедать, питаться длинными французскими батонами, взятой с собой копченой колбасой и виноградом «дамские пальчики», -- вспоминала дочь Таня.

ФОТО Александра Бельцова и Роман Сута. 1927 г. Источник фото grani.lv (700x447, 76Kb)
Александра Бельцова и Роман Сута на Балу прессы в Риге в 1927 г. Фрагмент фотографии.
Источник фото grani.lv

Роман пробыл за границей почти два года. И вернулся в Ригу как раз в тот момент, когда Александра садилась на корабль, отплывающий в Стокгольм, - она отправлялась туда по приглашению итальянского посла, чтобы обсудить вопросы, связанные с персональной выставкой. Бельцова даже сделала акварель – растерянный Сута стоит на берегу и смотрит, как отходит от пристани корабль с его женой на борту. В это же самое время в жизни Бельцовой появился неотразимый испанец.

ФОТО 1920-е Бельцова на Французской Ривьере (700x405, 86Kb)
Александра Бельцова на Французской Ривьере. Фотография 1930-х гг.

Осенью 1938 года в поездке в Стокгольм Бельцову сопровождал архитектор, художник, тогдашний заместитель директора знаменитого мадридского Музея «Прадо» Роберто Фернандес Бальбуэна. Он выступал по всей Европе с лекциями о коллекции «Прадо» и на какое-то время приехал в Латвию. В Стокгольм Бельцова собиралась на переговоры о персональной выставке. Но знакомый, который должен был ее сопровождать, поехать не смог и вместо себя посоветовал Бальбуэну, у которого тоже были дела в Стокгольме.
Выставка не состоялась, договориться ни о чем не удалось. Кроме того, Александра хотела познакомиться и пообщаться с послом СССР в Швеции Александрой Коллонтай, но та оказалась в командировке. Зато в творческом плане поездка была удачной: Бельцова привезла домой массу эскизов и законченных работ. И еще ее скрасило романтическое приключение. Трудно предположить, во что это могло бы вылиться дальше, но Александра вернулась в Латвию, а Роберто отправился дальше по Европе. Какое-то время они переписывались, но с началом Второй мировой войны переписка прервалась. В последнем письме он сообщал, что отправляется в Америку главным ответственным за испанский павильон на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

ФОТО Бенита Озолиня (возлюбленная) и Р.Сута, 1938 г. (481x700, 84Kb)
Бенита Озолиня и Роман Сута. Фотография 1938 г.

Вообще 1930-е годы были очень сложным периодом для Бельцовой. Они с Романом разводились, инициатива развода исходила от Суты, и процесс длился несколько лет, вплоть до 1941-го. Александре хотелось, наконец, расставить все точки над «и», а Роман плел какие-то интриги, тянул время - ведь развод означал бы, что он должен тут же жениться на Бените. Для Александры все это было унизительно.
Александра устала от этого бестолкового брака и хотела лишь одного – чтобы ее просто оставили в покое. А с некоторого времени у нее появилась приятная тайна по имени Минтаутс… Она писала его портрет. Бельцовой было тогда сорок восемь, ему – на двадцать лет меньше. Но он безумно полюбил ее грустную улыбку. Сначала она не принимала его всерьез, но все-таки отдалась чувству, и оно незаметно стало серьезным. «Наконец я счастлива. Жизнь кажется мне полнокровнее, я наслаждаюсь ею», - записала Бельцова в дневнике. Но в 1941 году Минтаутса выслали в Сибирь.
И наконец, развод с Сутой состоялся. Однако перед войной они успели пожениться второй раз! Сута явился к бывшей жене и стал угрожать, что если она не распишется с ним заново, он покончит с собой. Ей на тот момент было все равно, требует Роман развестись или расписаться заново, весь этот разыгранный Сутой спектакль ее уже не волновал.

ФОТО Сута и Бельцова (700x457, 94Kb)
Роман Сута и Александра Бельцова. Фотография 1930-х гг.

ФОТО Еще один автопортрет. Музей Суты (вопрос) (453x700, 88Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Автопортрет. 1940-е гг. Холст, масло.
Музей Романа Суты и Александры Бельцовой, Рига.

Портрет Романа Суты. Х, м. 27,5 х 21 см. Аук Екабс (544x700, 100Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Портрет Романа Суты. Холст, масло.
27,5 х 21 см. Аукцион Izsoļu namsgalerija Jēkabs, Рига.

В годы Второй мировой войны А. Бельцова оставалась в Латвии. Р. Сута, занимавший должность главного декоратора Рижской киностудии, в начале лета 1941 г. вместе с другими сотрудниками Рижской киностудии, где он работал, эвакуировали в СССР, в Грузию, где стал работать художником в Тбилисской киностудии. В 1944 г. по необоснованному обвинению был арестован и расстрелян как «враг народа». Жена узнала о гибели мужа намного позднее, реабилитированного только в 1959 г.
В декабре 1943 - январе 1944 гг. Бельцова участвовала в выставке художественного салона «Искусство и архитектура» в оккупированной немцами Риге, в апреле–мае 1944 – в Выставке картин русских художников, устроенной Русским комитетом в пользу эвакуированных в Рижском художественном музее.

1940-е Ночь перед битвой, Бумага. пастель, 27,3 х 38,4. (700x478, 122Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Ночь перед битвой. 1940-е гг. Бумага. пастель, 27,3 х 38,4 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2020 г.

1940-1941 Из альбома пастельных рисунков «В Резекне у Франциска Варславана».. Бумага, пастель. Коллекция музея Р. Суты  (700x563, 125Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Из альбома пастельных рисунков «В Резекне у Франциска Варславана».
1940-1941 гг. Бумага, пастель. Музей Романа Суты и Александры Бельцовой, Рига.

Кухня. ++ Бум, паст. 37 х 44. Аук Екабс. (700x571, 133Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Кухня. Бумага, пастель. 37 х 44 см. Аукцион Izsoļu namsgalerija Jēkabs, Рига.

Две девушки ++ Бумага, пастель, 21x29 см. Аук Антон 2018 (700x487, 135Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Две девочки. Бумага, пастель, 21x29 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2018 г.

1943 Девушка с учебником. Х, м. 81 х 60 см. Аук Екабс  (510x700, 151Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Девушка с учебником. 1943 г.
Холст, масло. 81 х 60 см. Аукцион Izsoļu namsgalerija Jēkabs, Рига.

1945 Портрет инженера Енина. Холст, масло. 80,5x61,5 см. Аук Антон 2013. (529x700, 113Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Портрет инженера Енина. 1945 г.
Холст, масло. 80,5 x 61,5 см. Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2013 г.

1930-1940-е Мастерская, картон, пастель, 42,5x33,5 см. Аук Антон 2013. (531x700, 123Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Мастерская. Кон. 1930-х – нач.1940-х гг.
Картон, пастель. 42,5 x 33,5 см. Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2013 г.

1943 Двойной акт. Картон, масло. 46х70 см. Аук Антон 2008 (700x455, 113Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Двойной акт. 1943 г. Картон, масло. 46 х 70 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2008 г.

Сидящая ++ обнаженная. Бум, пастель. 26,5х22 см. Аук Izsoļu namsgalerija Jēkabs. (574x700, 104Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Сидящая обнаженная. Бумага, пастель.
26,5 х 22 см. Аукцион Izsoļu namsgalerija Jēkabs, Рига.

1947 Улица ++ в Тукумсе. холст,масло, 40,5х50 см. Аук Антон 2007 (700x561, 197Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Улица в Тукумсе. 1947 г. Холст, масло, 40,5х50 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2007 г.

1940-е Пейзаж с котом. Картон, масло. 50х39 см. Аук Антон 2007 (700x534, 157Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Пейзаж с котом. 1940-е гг. Картон, масло. 50 х 39 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2007 г.

ФОТО 1930-е А. М.Бельцова (516x700, 90Kb)
А.М. Бельцова, член Союза художников Латвийской ССР.

В 1945 году, с приходом советской власти, А. Бельцова была принята в Союз художников Латвийской ССР. В 1946 году, впервые после долгого перерыва посетила Москву и Ленинград. В первой половине 1950-х гг. ей вменялся в вину «формализм», однако из Союза не исключили, а только «поставили на вид» и рекомендовали «подучиться» за недостаточное владение техникой рисования! Человеку пенсионного возраста пришлось посещать студии, где рисовали с натуры. Но все это напоминало ей салоны в Париже, куда мог приходить любой желающий и работать с живой моделью, и она увлеченно там занималась.
Это вынудило её приспосабливаться к требованиям соцреализма и обратиться к жанру реалистического портрета, который позже формировался у нее под влиянием «сурового стиля».

1940-е-нач.1950-х  Портрет неизвестной. Дублированная на картоне бумага, пастель. Музей Суты (2) (483x700, 65Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Портрет неизвестной. Конец 1940-х - нач.1950-х гг.
Бумага, дублированная на картон, пастель. Музей Романа Суты и Александры Бельцовой, Рига.

1950-е нач.  Актриса Анта Клинтс (Anta Klints1893–1970). Х, м. Музей Суты (700x564, 117Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Актриса Анта Клинтс (Anta Klints, 1893-1970). Нач. 1950-х гг.
Холст, масло. Музей Романа Суты и Александры Бельцовой, Рига.

1950-е В мастерской художника. Бумага. акварель. 27.3x19.3 см. Аук Artembassy Рига, 2017 (564x700, 124Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). В натурной студии. 1950-е гг. Бумага, акварель.
27,3 x 19,3 см. Аукцион Artembassy, Рига, 2017 г.

Ню. Бумага. пастельный. 42x30.5 см. Аук Artembassy Рига, 2018 (538x700, 159Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Сидящая обнаженная. Бумага. пастель.
42 x 30,5 см. Аукцион Artembassy, Рига, 2018 г.

1950-е Акт. Картон, масло. 68х50 см. Аук Антон 2007 (501x700, 121Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Обнаженная. 1950-е гг. Картон, масло.
68 х 50 см. Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2007 г.

Ню. Холст. Масло. 45x33 см. Аук Artembassy Рига, 2018 (537x700, 135Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Обнаженная. Холст, масло. 45 x 33 см.
Аукцион Artembassy Рига, 2018 г.

1956 Вид с улицы Элизабетес на Верманский сад. Карт, масло . 24x34 см. Аук Антон 2017 (700x508, 111Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Рига. Вид с улицы Элизабетес на Верманский сад. 1956 г.
Картон, масло. 24 x 34 см. Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2017 г.

1960 Город. Бумага, пастель, 29х40 см (700x489, 160Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Город. 1960-е гг. Бумага, пастель. 29 х 40 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2019 г.

В холле гостиницы (525x700, 123Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). В холле гостиницы.

1960 Рыбаки у реки. холст,масло, 31,5х44 см. Аук Антон 2007 (700x483, 163Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Рыбаки у реки. 1960 г. Холст, масло. 31,5 х 44 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2007 г.

1960 Лодки у моря. холст,масло, 33,5х43 см. Аук Антон 2007 (700x505, 162Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Лодки у моря. 1960 г. Холст, масло, 33,5 х 43 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2007 г.

1960-1965 В южном парке. Из альбома зарисовок Кавказ. Бум, паст. 20,1х28,6 см. Музей Суты (700x484, 111Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). В южном парке. Из альбома зарисовок «Кавказ». 1960-1964 гг.
Бумага, пастель. 20,1 х 28,6 см. Музей Романа Суты и Александры Бельцовой, Рига.

1960 Сочи. Холст, масло, 50х60 см (700x567, 125Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Сочи. 1960 г. Холст, масло. 50 х 60 см.

1960-е Divi moli. No zīmējumu albuma “Kaukāzs”. Papīrs, pastelis. SBM kolekcija. (700x486, 70Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Два мола. Из альбома рисунков «Кавказ». 1960-е гг. Бумага, пастель.
Музей Романа Суты и Александры Бельцовой, Рига.

1960-1965 Жен-на на берегу моря. Из альбома зарисовок Кавказ. Бум, паст. 20,1х28,5 см. Музей Суты (2) (700x504, 106Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Женщина на берегу моря. Из альбома зарисовок «Кавказ». 1960-1964 г.
Бумага, пастель. 20,1 х 28,5 см. Музей Романа Суты и Александры Бельцовой, Рига.

1960-е пер. пол.  Юная виолончелистка. Бумага, пастель. Музей Суты  (458x700, 106Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Юная виолончелистка. 1960-1964 гг.
Бумага, пастель. Музей Романа Суты и Александры Бельцовой, Рига.

Музыкантши. Картон, масло. 49х80 см. Аук Антон, 2007 (700x440, 145Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Музыкантши. Картон, масло. 49 х 80 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2007 г.

1950-е Натюрморт с тюльпанами.  Холст, масло. 66,5х66,5 см. Аук Антон 2007. (700x678, 183Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Натюрморт с тюльпанами. 1950-е гг. Холст, масло. 66,5 х 66,5 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2007 г.

1960-е Цветы. Бумага, пастель, 59х49,5 см (545x700, 59Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Цветы. 1960-е гг. Бумага, пастель. 59 х 49,5 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2008 г.

ФОТО 1950-е Автопортрет. Бумага. смеш. техн. 27.5x40 см. Аук Artembassy Рига, 2017 (700x547, 130Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Автопортрет. 1950-е гг. Бумага, смешанная техника. 27,5 x 40 см.
Аукцион Artembassy, Рига, 2017 г.

В послевоенные годы, работая в технике пастели, А. Бельцова создает целый ряд портретов деятелей культуры и искусства Латвии. А затем с не меньшим удовольствием возвращается к своей колористической манере и к декоративной условности, что принесло ей признание в качестве классика современного латышского изобразительного искусства.
К числу характерных портретов кисти А. Бельцовой можно отнести портреты (Яна Райниса, 1923; балетмейстера Е. Тангиевой-Берзниек, 1945; художниц Л.К. Аузы, 1957; М.Е. Бирите, 1958; оперной певицы Ж.-Л. Гейне-Вагнер в роли Тоски, 1958; актрисы Я. Панкрат, 1961; балерины И. Гаптер, 1964). Бельцова также продолжала писать пейзажи, натюрморты; занималась книжной иллюстрацией, сатирической графикой. Оформила детские книги для Латгосиздата: «Сашина книжка» А.Т. Кононова (1947, совместно с В.Р. Дишлером), сказка «Теремок» (1951, совместно с В.А. Крегер), «Моя сказка» Ю.А. Жемайте (1953) и другие.
Персональные выставки А. Бельцовой состоялись в Риге (1962, 1972), Тукумсе (1963), Лиепае (1973), Ленинграде (1972-1973 и 1977).

Портрет Анны Ахматовой. Холст, масло, 65x54 cm. Аук Антон 2017 (590x700, 107Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Портрет Анны Ахматовой. Холст, масло. 65 x 54 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2017 г.

1961 Арвид Озолыньш (в роли Скарбония в балете А. Хачатуряна «Спартак»). Х, м. Кол. Музея писательства и музыки.jpg (700x563, 105Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Арвид Озолыньш (в роли Скарбония в балете А. Хачатуряна «Спартак»). 1961 г.
Холст, масло. Музей литературы и музыки, Рига.

1970-1960-е Портрет балетного танцора Арвида Озолыньша. Серебряная бум, пастель. музея Р. Суты и А. Бельцовой. (476x700, 125Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Портрет балетного танцора Арвида Озолыньша.
Серебряная бумага, пастель. Музей Романа Суты и Александры Бельцовой, Рига.

Портрет М. Дебрен. Бум, пастель. 50 х 37 см. Аук Екабс  (537x700, 150Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Портрет М. Дебренас (M. Debrēnas).
Бумага, пастель. 50 х 37 см. Аукцион Izsoļu namsgalerija Jēkabs, Рига.

1971 Доктор Херцфельд.Холст, масло. 80. 5x50. 5 см. Аук Artembassy Рига, 2016 (454x700, 108Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Доктор Херцфельд. 1971 г. Холст, масло.
80,5 x 50,5 см. Аукцион Artembassy, Рига, 2016 г.

1966 Подруги. Картон, масло, 52,5х71,5 см. Аук Антон 2008 (700x497, 106Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Подруги. 1966 г. Картон, масло, 52,5 х 71,5 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2008 г.

А вот эти подружки Бельцовой мне чем-то напоминают известную картину, хотел сказать «Чаепитие в Мытищах»,
нет скорее «Чаепитие со священником» Н.Н. Сапунова:

ФОТО Н.Н. Сапунов (1880-1912) 1912 Чаепитие со священником. Карт, темп. 55,8х97,8 см. ГТГ (700x381, 110Kb)
Н.Н. Сапунов (1880-1912). Чаепитие со священником. Картон, темпера. 55,8 х 97,8 см.
Государственная Третьяковская галерея.

1967-1968 портрет Татьяны Суты (дочери)Бумага, пастель. 46.7x32.8 см. Аук Artembassy Рига, 2016 (539x700, 98Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Портрет Татьяны Суты, дочери художницы.
1967-1968 гг. Бумага, пастель. 46,7 x 32,8 см. Аукцион Artembassy, Рига, 2016 г.

1970-е В кафе. Смешанная техника. 66 x 33 см. Коллекция банка Rietumu (582x700, 737Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). В кафе. 1970-е гг. Холст, смешанная техника. 66 x 33 см.
Коллекция банка Rietumu, Рига.
В 1970-х годах художница воссоздает некоторые эпизоды своей жизни, создавая своеобразный альбом визуальных воспоминаний. Возможно, картина «В кафе» тоже относится к этой серии, эскиз которой был написан еще в далекие 1920-е годы.

1970-1920-е нач. В кафе. Бумага, тушь. 24,5 x 22,7 см. LNMM (662x700, 207Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). В кафе. Эскиз. 1920-е гг. Бумага, тушь. 24,5 x 22,7 см.
Латвийский национальный художественный музей, Рига.

Девушка и моряк. Холст, картон, масло, 48,7х35 см. Аук Антон, 2013. EUR 996,01 (490x700, 149Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Девушка и моряк. Холст, накл. на картон, масло. 48,7 х 35 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2013 г. Продано за EUR 996.01 евро.

Триптих Горожанки. Бум, пастель. 21 х 15,5 см. Аук Екабс, Рига  (700x447, 126Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Триптих «Горожанки». Бумага, пастель. 21 х 15,5 см.
Аукцион Izsoļu namsgalerija Jēkabs, Рига.

Девочки. Бумага, пастель, 30x48,5 см. Аук Антон 2015 (700x429, 122Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Девочки. Бумага, пастель, 30 x 48,5 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2015 г.

1960-е Спящая девушка. Бумага, пастель. 29х38 см. Аук Антон 2009 (700x536, 142Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Спящая девушка. 1960-е гг. Бумага, пастель. 29 х 38 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2009 г.

1970-е Акт Пастеровского рисования с книгой, Бум. пастель. 43x61. 5 см.Аук Artembassy Рига, 2017 (700x525, 167Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Обнаженная с книгой. 1970-е гг. Бумага, пастель. 43 x 61,5 см.
Аукцион Artembassy, Рига, 2017 г.

1971 Клоунада. Бумага, акварель, пастель. 28х38,5 см. EUR 498,01 . (700x505, 173Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Клоунада. 1971 г. Бумага, акварель, пастель. 28 х 38,5 см.
Продано за EUR 498.01 евро.

1971 Цирк. Аук Антон 2019 (700x489, 164Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Цирк. 1971 г. Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2019 г.

1970 Near The Sea. Аук Антон 2019 (700x490, 87Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Берег моря (Near The Sea). 1970-е гг. Бумага, пастель. 28 x 40 см. Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2019 г.

А здесь напрашивается классическое сравнение с Impression Клода Моне:

ФОТО Клод Моне. Впечатление. Восход солнца. Х, м. 48 × 63 см.  (700x545, 160Kb)
Клод Моне (1840-1926). Впечатление. Восход солнца (Impression, soleil levant). 1872 г. Холст, масло. 48 х 63 см.
Музей Мармоттан-Моне, Париж.

1973 Цветы. Картон, масло. 49х62 см Аук Антон 2008 (700x546, 117Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Цветы. 1973 г. Картон, масло. 49 х 62 см.
Галерея классического искусства Antonija, Рига, 2008 г.

1976 Натюрморт с цветами. Карт, м. 50 х 70 см. Аук Екабс (700x498, 141Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Натюрморт с цветами. 1976 г. Картон, масло. 50 х 70 см.
Аукцион Izsoļu namsgalerija Jēkabs, Рига.

1976 Рижский парк осенью.50x80 см. Аук Artembassy Рига, 2019 (700x476, 139Kb)
Александра Бельцова (1892-1981). Рижский парк осенью. 1976 г. Картон, масло. 50 x 80 см.
Аукцион Artembassy, Рига, 2019 г.

ФОТО в закл. Александре Митрофановне Бельцовой (1892 - 1981). (700x529, 90Kb)
Александра Митрофановна Бельцова. Фотография, вторая половина 1960-х-1970-е гг.
Музей Романа Суты и Александры Бельцовой, Рига.

Александра Митрофановна Бельцова скончалась 1 февраля 1981 года в Риге в возрасте 89 лет.
Похоронена на Лесном кладбище.

Памятные мемориальные выставки А. Бельцовой прошли в Риге (1984 и 2002), Лиепае и Мадоне (1985),
Валмиере (1986), Риге (2019-2020)

ФОТО Постер выставки А.Бельцовой в ЛНХМ 2019-2020 (700x466, 89Kb)
Постер выставки «Александра Бельцова (1892–1981). Живопись. Графика. Фарфор мастерской «Балтарс».
Латвийский национальный художественный музей, Рига. 12 октября 2019 г. - 12 января 2020 г.

В 2004 году дочь художника Татьяна Сута, искусствовед и тележурналист, завещала Национальному художественному музею Латвии квартиру, в которой жила семья художников, а также всю коллекцию их работ и семейный архив. На этой основе в 2008 году в Риге открыт Музей Романа Суты и Александры Бельцовой (ул. Элизабетес, 57А).

ФОТО Музей Суты и Бельцовой. Вывеска (700x281, 66Kb)
Музей Романа Суты и Александры Бельцовой, Рига. Вывеска на доме по ул. Элизабетес, 57а.

ФОТО Музей_Романа_Суты_и_Александры_Бельцовой (466x700, 133Kb)
Музей Романа Суты и Александры Бельцовой, Рига. Вводная экспозиция.

ФОТО Монография или каталог Бельцовой (603x700, 148Kb)
Natālija Jevsejeva, Aleksandra Beļcova. 2014. Izdevniecība «Neputns. 25.5x22 cm
Автор Наталья Евсеева «Александра Бельцова». Монография. Издательство «Neputns»,
Рига, 2014 г. Формат 25,5 х 22 см.

ИСТОЧНИКИ:
ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x510, 99Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва, Издательство Clobal Expert
& Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 65, 114.

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Бельцова,_Александра_Митрофановна
2. http://rusavangard.ru/online/biographies/beltsova-aleksandra-mitrofanovna/
3. http://www.russkije.lv/ru/lib/read/alexandra-beltsova.html# Русские в Латвии
4. https://artrz.ru/authors/1804649615/1805145701.html Русское зарубежье
5. http://chagal-vitebsk.com/node/260 Александра Бельцова и художники Парижской школы
6. «Ради Романчика стоило страдать...» Странная любовь неординарных художников



Рубрики:  Художники русского авангарда/Русский авангард
Русский авангард
Дорогие мои земляки
Живопись
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 4 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку