«МИР ИСКУССТВА» НИКОЛАЯ ПАВЛОВИЧА УЛЬЯНОВА (1875-1949)
|
|
Понедельник, 21 Мая 2018 г. 20:16
+ в цитатник

Николай Павлович Ульянов (1875-1949) А.С. Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу. 1937 г. Холст, масло. 177х155 см. Институт русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии наук, Санкт-Петербург.
Многие поклонники творчества Николая Павловича Ульянова хорошо знают его картины «А.С. Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу», «Лористон в ставке Кутузова», портреты М.Ю. Лермонтова и К.С. Станиславского и др. (не считая пресловутых «Снегирей», к которым художник не имеет никакого отношения. «Снегири» написаны Николаем ИВАНОВИЧЕМ Ульяновым (род. 1922 г.) в 1964 году, когда почтенный Николай Павлович Ульянов уже давно отошел в мир иной). Но мало кто знает, что Николай Павлович был членом «декадентского» объединения «Мир искусства», писал картины на мифологические сюжеты, оформлял театральные спектакли во МХАТе и других театрах у знаменитых режиссеров К.С. Станиславского и В.Э. Мейерхольда.

Николай Павлович Ульянов в молодости.
Николай Павлович Ульянов родился в Ельце 19 апреля (1 мая по новому стилю) 1875 в семье фельдшера. В 1888-1889 гг. первые профессиональные навыки получил у своего земляка художника В.Н.Мешкова. Затем учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) у Н.Н.Ге, Н.В.Неврева, И.М.Прянишникова и К.А.Савицкого (1889-1900 гг.) и в мастерской В.А.Серова и К.А.Коровина (1901-1903), оказавших на него особенно сильное влияние.
Уже в ранний период Николай Ульянов проявил себя как тонкий рисовальщик и импрессионистически чуткий к натуре живописец-портретист («Н.Н. Ге за работой», 1895 г., Третьяковская галерея; «А.П. Чехов», 1904 г., Литературный музей, Москва; «О.Л. Книппер-Чехова в роли Раневской (Вишневый сад)», 1907 г., Музей МХАТ, Москва; «Вс.Э. Мейерхольд», 1907 г., РГАЛИ; «К.Д. Бальмонт», 1909 г., Третьяковская галерея). В 1900-х гг. Ульянов прошел через увлечение импрессионизмом и ретроспективизмом в духе художников объединения «Мир искусства». В дальнейшем использовал опыт мастеров символизма, кубизма, футуризма и даже абстракционизма, вместе с тем восхищался классическим искусством, удерживаясь в русле картин традиционного типа. Все это привело к созданию собственной системы в живописи и рисунке, отмеченной необычайным разнообразием художественных приемов. Неоднократно обращался к мотиву зеркального повтора форм в картинах «Кафе», 1917 г., «Автопортрет с парикмахером», 1914-1923 гг. (обе работы в Третьяковской галерее), что в дальнейшем сказалось в «Портрете Пушкина с женой перед зеркалом» (1937 г.). Большинство работ позднего периода создано в традициях реализма.

Художник Н.Н. Ге за работой. 1895 г. Картон, масло. 50,2х38,5 см. Государственная Третьяковская галерея.

В мастерской В.А. Серова. Окно. 1900 г. Холст, масло. 74х57 см. Государственная Третьяковская галерея.

Серов и я (Серов в Училище живописи, ваяния и зодчества). 1901-1902 гг. ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Чистые пруды. 1900 г. Холст, масло. 62х79,5 см. Государственная Третьяковская галерея.

Рыбачьи суда. Этюд. 1903-1904 гг. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), Москва.

Пейзаж с рекой. 1900-е гг. Частное собрание.1. Модель в мастерской В.А. Серова. 1902 г. Картон, уголь, пастель, мел. 60х24 см.
2. Стоящая обнаженная. 1900-1910-e гг. Холст, масло. 84x56 см.

Обнаженная натурщица. В мастерской В.А. Серова. 1902 г. Холст, масло. 134х98 см. Государственная Третьяковская галерея.

Девушка. 1900-1903 гг. 61,5х51 см. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

Портрет детей Пономаревых. 1903 г. Холст, масло. Николаевский художественный музей им. В.В. Верещагина, Украина.

Антон Павлович Чехов. 1904 г. Холст, масло. 98,5х84 см. Государственный литературный музей, Москва.

Портрет О.Л. Книппер-Чеховой в роли Раневской (Вишневый сад). 1904 г. Музей МХАТ.
В начале 900-х гг. Николай Ульянов работал как театральный художник. Оформил спектакли «Шлюк и Яу» Герхарта Гауптмана в новом Театре-студии В.Э.Мейерхольда и «Продавец солнца» по пьесе Рашильд (1905 г.), выполнил эскизы костюмов и декорации к комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова в постановке К.С.Станиславского (1906 г.) и пьесе Кнута Гамсуна «Драма жизни» (1907 г.) в Московском художественном театре (МХТ). В 1920-гг. также часто обращался к театральному творчеству. В 1920-1930-е гг. Ульянов развивал традиции живописного символизма в своей сценографии: постановка «Проделки Скапена» Мольера (1918 г.) в Малом театре, «Орфей в аду» Жака Оффенбаха (1920-1922 гг.); «Дни Турбинных» (1926 г.) и «Кабала святош (Мольер)» (1936 г.) М.А.Булгакова во МХАТе, опера «Кармен» Жоржа Бизе в Оперном театре им. К.С.Станиславского (1935 г.) и др. Работал над эскизами костюмов к кинофильму «Евгений Базаров» по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» (1929 г.).

Портрет Вс. Мейерхольда в костюме Пьеро. 1907 г. Рисунок. Российский государственный архив литературы и искусства, Москва. Впервые опубликовано в журнале «Золотое Руно», 1908 г., № 10.

Принцесса. 1905 г. Холст, масло. 190х130 см. Государственная Третьяковская галерея. Впервые опубликовано в журнале «Золотое Руно», 1906 г., № 5.

Принцесса. Эскиз костюма и грима к пьесе Герхарта Гауптмана «Шлюк и Яу». Театр-студия В.Э. Мейерхольда. 1905 г. Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина.

Эскиз декорации к пьесе Г.Гауптмана «Шлюк и Яу». Театр-студия В.Э. Мейерхольда. 1905 г. Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина.

Сценография. Картон, масло 32,7х45,7 см. Частное собрание, Азербайджан.

Енс Спир. Эскиз костюма к пьесе Кнута Гамсуна «Драма жизни». Московский художественный театр. 1907 г. Музей Московского Художественного академического театра.
1. Карено и Терезита. Эскиз костюмов к пьесе Кнута Гамсуна «Драма жизни». Московский художественный театр. 1907 г. Музей Московского Художественного академического театра.
2. Карено и Терезита. Эскиз костюмов к пьесе Кнута Гамсуна «Драма жизни». Московский художественный театр. 1907 г. Бумага, акварель. 33х 24,1 см. Частное собрание.

Женский портрет. 1906 г. Холст, масло. 107х89 см. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.

Этюд. 1906 г. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.

Портрет танцовщицы. Холст, масло. 67х89 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
В начале нового века Николай Ульянов совершил поездку в Новый Афон (1905 г.). С целью изучения старого и нового искусства посетил Австрию, Италию, Францию (1907 г.), Германию (1912 г.). Ульянов был членом Общества им. Леонардо да Винчи (с 1906 г), «Свободная эстетика» (с 1907 г.), объединений «Союз русских художников», «Мир искусства», «Четыре искусства». Участник многочисленных выставок, в том числе Московского товарищества художников (1902-1912 гг.), Осенний салон (1906 г., Париж), «Венок-Стефанос» (1908 г., Москва), «Золотое Руно» (1908-1910 гг.), «Мир искусства» (1906, 1911-1913, 1915-1917, 1921 гг.), 4-я Государственная выставка картин (1919 г., Москва), «4 искусства» (1925-1928 гг.), 1-я Государственная выставка искусства и науки (1920 г., Казань), «Художники РСФСР за 15 лет» (1932 г., Ленинград; 1933 г., Москва) и др.

Венеция. Собор Сан Марко. 1907 г. Дерево, масло. 25х16,5 см.

Венеция. 1907 г.

Портрет Павла Павловича Муратова. 1911 г. Бумага, карандаш.
П.П. Муратов – автор супер-популярной книги «Образы Италии». 1911 - год появления в печати первого тома «Образов Италии». Муратовы были очень дружны с Ульяновым и его женой А.С.Глаголевой, тоже художницей; свое первое путешествие в Италию в 1907-1908 гг. Муратов с женой совершили вместе с четой Ульяновых и четой Зайцевых. Совместно с Б.А.Грифцовым Муратовым была издана монография о Н.П.Ульянове (Москва-Ленинград, 1925г.)

Венеция. 1907 г. Бумага, мягкий итальянский карандаш. Гравюрный кабинет ГМИИ им. А.С.Пушкина. Рисунок исполнен во время совместного путешествия Муратовых и Ульяновых в Италию в 1907-1908 гг.

Венеция. Магазин. 1907 г. Бумага, акварель, гуашь. 27,2х38,5 см. Государственная Третьяковская галерея.

Пинета. 1907 г. Бумага, карандаш. Гравюрный кабинет ГМИИ им. А.С.Пушкина. Рисунок сделан во время совместного путешествия Муратовых и Ульяновых в Италию в 1907-1908 гг.

Итальянский пейзаж. 1907 г. Бумага, акварель. 25х40 см.

Париж. Сена. 1907 г. Картон, темпера. 11х23,5 см.
С начала своей трудовой деятельности в 1901 г. Ульянов начал преподавать в Мясницком казенном училище, в 1901-1906 гг. - в частной художественной школе Е.Н.Званцевой в Москве, в 1901-1907 гг. – в собственной школе живописи и рисунка в Москве, в 1915-1918 гг. – в Строгановском художественно-промышленном училище, в 1919-1920 гг. – во ВХУТЕМАСе, в 1919-1921 гг. – в Пречистенском практическом институте (отделение изобразительных искусств), в 1920-1921 гг. – в школе для одарённых детей в Больших Вязёмах под Москвой. При этом не прекращая заниматься своим любимым делом – живописью. На конец 1910-х – начало 1920-х гг. приходится период наибольшего расцвета его импрессионистического портретно-пейзажного и мифологического творчества. В 1912 г. Ульянов совершил свое второе путешествие по Италии.

Карусель. 1908 г. Бумага, карандаш, перо, тушь. 18,5х38 см.

Качели. 1909 г. Холст, масло. 66,5х90,7 см. Государственный Русский музей.

На качелях. Этюд. 1910-е гг. Картон, масло. 14,2х27,5 см. Частное собрание.

На берегу. 1909 г. Холст, масло.

Купальщицы (и пудель). 1909 г. Галеев галерея, Москва.

Карточный театр. 1909-1910 гг. Иллюстрация к своей одноименной пьесе.

Парижская витрина. 1909-1911 гг. Холст, масло. 66х99 см. Государственная Третьяковская галерея.

Парижская витрина. 1909-1911 гг. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус.

На Сабинских горах. 1909-1912 гг. Холст, масло. 44,5х90 см. Вологодская областная картинная галерея.

Рябина. 1912 г. Холст, масло. 85х65 см. Частное собрание.

Сад. 1910 г. Холст на картоне, масло. 25,9х35 см. Частное собрание.

Пейзаж. 1914 г. Холст, масло. 15х19 см. Частное собрание.

Цветущий сад. 1910-1920-е гг. Картон, масло. 28,4х35,7 см. Частное собрание.

На Аппиевой дороге. 1912 г. Бумага, карандаш. Гравюрный кабинет ГМИИ им. А.С.Пушкина. Рисунок исполнен во время второго путешествия Ульянова в Италию в 1912 году.

Фантастический пейзаж. 1910-е гг. Бумага, акварель. 16,8х32 см. Частное собрание.

Метаморфоза. 1913 г. Бумага, картон. 20х27 см. Галерея Веллум, Москва.

Без названия. 1910-е гг. Бумага, картон. 8,5х25,5 см. Галерея Веллум, Москва.

Менады. 1914 г. Бумага, масло. 30х36 см. Государственная Третьяковская галерея.

Пан и нимфа Сиринга. 1914 г. Частное собрание.

Вторжение Пана. 1914 г. Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.

Ариадна и Дионис. Этюд. 1918 г. Бумага, акварель, карандаш. 24х41 см. Аукцион MacDougall's, 2011 г.

Пояс Венеры. Обнаженная. 1919 г. Холст, масло. 46х64 см. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

Пояс Венеры. Эскиз к картине из Нижнетагильского музея. 1919 г. Бумага коричневая, акварель, гуашь, уголь. 15,3х33,7 см. Аукцион Lempertz, Берлин, 2016 г.

Обнаженная в черных туфлях. 1920 г.

Портрет поэта Константина Дмитриевича Бальмонта. 1909 г. Холст, масло. 71x51 см. Государственная Третьяковская галерея.

Портрет писателя Бориса Константиновича Зайцева. 1909 г. Опубликовано в журнале «Золотое Руно», 1909 г., № 1.

Портрет художника Ивана Адольфовича Кнабе. 1909 г. 42х39 см. Государственная Третьяковская галерея.

Автопортрет. 1910 г.

Автопортрет с парикмахером. 1914-1923 гг. Государственная Третьяковская галерея.

Кафе. 1917 г. Холст, масло. 58х80 см. Государственная Третьяковская галерея.

Портрет Анны Семёновны Глаголевой-Ульяновой, жены художника. 1911 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

Портрет Анны Николаевны Бурышкиной, жены московского промышленника П.А. Барышникова. 1910-е гг. Холст, масло.102,5х83,8 см. Государственная Третьяковская галерея.

Женский портрет. 1916 г. Холст, масло. 66х55 см. Тульский областной художественный музей.

Портрет писателя Алексея Николаевича Толстого. 1912 г. Картон, уголь. 79,2х53,7 см. Государственная Третьяковская галерея.

Молодая женщина. 1913 г. Бумага, смешанная техника. 53х37 см. Аукцион Совком.

Портрет О.Л. Мелконовой. 1914 г. Бумага на картоне, уголь, сангина, пастель. Частное собрание.

Портрет Павла Павловича Муратова во время Первой мировой войны. 1916. Бумага, черный и красный карандаш. Частное собрание, Париж.

Портрет мальчика. 1916 г. Рисунок. Опубликован в журнале «Мир искусства».

Портрет Вячеслава Ивановича Иванова. 1914 г. Бумага, карандаш. Гравюрный кабинет ГМИИ им. А.С.Пушкина. Набросок к более законченному карандашному портрету Вячеслава Иванова того же времени, находящемуся в Музее личных коллекций ГМИИ.

Портрет Вячеслава Ивановича Иванова. 1920 г. Бумага, пастель, карандаш. Музей личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Портрет поэта-символиста Вячеслава Иванова. Эскиз. 1920 г. |  |
1. Портрет Вячеслава Иванова на фоне картины. 1920 г.
2. Портрет философа и поэта-символиста Вячеслава Иванова. Эскиз. 1920 г.

Портрет поэта-символиста Вячеслава Иванова. 1920 г. Холст, масло. Частное собрание А.Д. Чегодаева.

Портрет философа и поэта-символиста Вячеслава Иванова. 1920 г. Холст, масло. 80x74 см. Государственный Русский музей.

Сказка о разноцветных рыбах. Издание И. Кнебель, Москва. 1914 г. Рисунки Н. Ульянова. Обложка. |  |
1-2. Сказка о разноцветных рыбах. Издание И. Кнебель, Москва. 1914 г. Рисунки Н. Ульянова.

Улица Москвы. 1910-е гг. Картон, масло. 74x100 см. Самарский областной художественный музей.

Москва. В пролетке. 1910-е гг.

На пролетке. 1910-е гг. Бумага, уголь. 38х31 см. Частное собрание, Москва.

Интерьер с диваном. 1910-1920-е гг. Картон, масло. 31,2х41 см. Частное собрание.

Натюрморт со статуэткой льва. 1910-1920-е гг. Картон, масло. 32х49,5 см. Частное собрание.

Николай Павлович Ульянов. Фото 1947 г.
В 1920-е гг. Николай Ульянов оставил авангардные поиски, вновь вернувшись к стилистике несколько академизированного варианта модерна. Среди его работ этих лет безусловно первенствуют портреты, в частности поэта-символиста, философа В.И. Иванова (1920 г., Русский музей) и скульптора А.С. Голубкиной (рисунок углем, 1937 г., Третьяковская галерея).
В 1930–1940-е гг. Ульянов обратился к неоклассическим по духу образам истории и художественного творчества (серия «Пушкин в жизни», 1930-е гг., «Лористон в ставке у Кутузова», 1945 г., «К.С. Станиславский за работой», 1947 г. (Сталинская премия третьей степени, 1948 г.), обе картины в Третьяковской галерее. Особую популярность завоевал его «Пушкин с женой перед зеркалом» (1937 г., Институт русской литературы, Петербург) – с поэтом, бросающим на окружающий высший свет беспощадно злой и колючий взгляд.
В 1932 г. Н.П.Ульянову присваивается звание Заслуженный деятель искусств РСФСР. Во время Великой Отечественной войны находился в эвакуации в Средней Азии, в Самарканде. В 1943-1945 гг. Н.П. Ульянов становится профессором Московского художественного института им. В.И. Сурикова.

Оркестр. 1921 г. Холст, масло. 48х101 см. Тульский областной художественный музей.

Крестный ход. 1924 г. Холст, масло. 66,1x90,2 см. Галерея АВА Анатолия Беккермана, Нью-Йорк.

У воды. 1924 г. Холст, масло. 55х67 см. Государственная Третьяковская галерея.

Женский портрет. 1921 г. Пермская государственная художественная галерея.

Женский портрет. 1922 г. Бумага, смешанная техника. 35х24 см. Частное собрание.

П.П. Муратов в магическом плаще. 1922 г. Бумага, мягкий итальянский карандаш. Гравюрный кабинет ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Портрет сделан для фронтисписа книги фантастических новелл П.П. Муратова «Магические рассказы» (М.: Издательство Дельфин, 1922 г.). Античная капитель, с одной стороны, и персонажи венецианского карнавала в масках, с другой, вот те символические аллюзии на творчество и на вкусы Муратова, которые окружают хрупкую и меланхолически задумавшуюся фигуру автора, монументализированную широкими складками окружающего ее плаща. В то же время, однако, опирающаяся о парапет фигура Муратова в плаще помещена Ульяновым во вполне конкретную обстановку: окружение фигуры представляет собой вольную интерпретацию Моста вздохов в Венеции около Дворца дожей и содержит, таким образом, еще один намек, на этот раз не только на Италию, но и на глубоко романтическую сущность изображенного персонажа.

М.Д. Беляев, один из основателей музея А.С. Пушкина в Ленинграде. 1923 г. Бумага тонкая, карандаш. Музей-квартира А.С. Пушкина, Санкт-Петербург.

Портрет художника С.И. Лобанова. 1922-1926 гг. Бумага, графитный карандаш. 48,5х39,1 см. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

Дмитрий Николаевич Журавлев в роли М.Ю. Лермонтова. Эскиз. Холст, масло. 50,5х40,5 см. Частное собрание М. Журавлевой.

Телефонный разговор. Всеволод Меерхольд. 1929 г. Бумага, графитный карандаш, тушь, кисть. 28,5х25 см. Частное собрание.

Эскизы костюмов к спектаклю по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» в постановке Государственного театра им. Вс. Мейерхольда. 1928 г. Бумага, графитный карандаш, акварель.

Рисунок. 1920-е гг. Бумага, сангина. 13x19 см. Частное собрание.

Группа воображаемых портретов. 1921 г.

Женщины с коромыслами. 1930 г. Музей «Новый Иерусалим», Московская обл.

Военные маневры близ Москвы. 1930-1933 гг.

Итальянский полдень. 1920-е гг. Бумага, карандаш, перо, тушь, акварель. 17,5х31,5 см. Частное собрание.

Парк. Терраса. 1920-е гг. Холст, масло. 56,5х73,3 см. Частное собрание.

Осень. Сад. 1921 г. Пермская государственная художественная галерея.

В парке. 1920-1930-е гг.

Летний пейзаж. У ворот монастыря. 1921 г. Двусторонняя композиция. Картон, масло. 19,3х26 см. Частное собрание.

Жиздра. 1926 г. Тульский областной художественный музей.

Облака. 1930-е гг. Холст, масло. 29,3х57,3 см. Частное собрание.

Пейзаж. Холст, масло. 20,5х32,8 см. Частное собрание.

Лето. Курск. 1930-е гг. Холст, масло. 33,5х47 см. Частное собрание.

Woman/Man (Чаепитие). 1936 г. Холст, масло. 78,5х62 см. Аукцион MacDougall's.

Портрет скульптора Анны Голубкиной. Фрагмент. 1937 г. Бумага, уголь. Государственная Третьяковская галерея.

Почтовая марка СССР 1964 г., посвященная 100-летию со дня рождения скульптора Анны Голубкиной и рисунком Н.П. Ульянова, 1937 г.

Портрет Вольтера. 1930-е гг. Бумага. графитный карандаш. 41х30 см.

Натюрморт с посмертными масками А.С. Пушкина и Вольтера 1930-е гг. Картон, масло. 44,5х35 см.

Посмертная маска А.С. Пушкина, гипсовый слепок с лица умершего поэта, изготовленный в день его смерти 29 января (10 февраля) 1837 г. под наблюдением скульптора С.И. Гальберга. Формовщик-литейщик Балин. Музей-квартира Пушкина на Мойке, 12, Санкт-Петербург.

А.С. Пушкин в Михайловском. 1936 г.

А.С. Пушкин. Эскиз. 1930-е гг.

А.С. Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу. Фрагмент. 1937 г. Холст, масло. 177х155 см. Институт русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии наук, Санкт-Петербург.

А.С. Пушкин с женой. Эскиз к картине. 1930-е гг. Государственная Третьяковская галерея.Эскизы к портрету М.Ю. Лермонтова. 1940-1941 гг.

Портрет Михаила Лермонтова. 1940-1941 гг. Бумага, уголь, мел.

Портрет Михаила Лермонтова. 1941 г. Холст, масло. 113х139,5 см. Государственный литературный музей, Москва.

Самарканд. 1942 г. Бумага, акварель, белила. 33х39 см. Частное собрание.

Самарканд. Вечер. Медресе Улугбека. 1943 г. Холст, масло. 54x64 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус.

Горы. 1940-е гг. Бумага, графитный карандаш, акварель. 23,3х30 см.

Узбекская девушка в восточном интерьере. 1943 г. Бумага, акварель. 41x30 см. Частное собрание.

Женщина в красном (Портрет Нины). 1945 г. Картон, масло. 44,5х39,5 см. Аукцион Совком.

Портрет писателя Викентия Викентьевича Вересаева (1867-1945)

Лористон в ставке М.И. Кутузова 5 октября 1812 г. 1944-1945 гг. Холст, масло. 163x224 см. Государственная Третьяковская галерея.1. Луи де Лористон. Этюд к картине «Лористон в ставке Кутузова». 1945 г. РГАЛИ
2. Михаил Илларионович Кутузов. Этюд к картине «Лористон в ставке Кутузова». 1945 г. РГАЛИ.
Между прочим, моделью для Кутузова в картине послужил актер МХАТа М.М. Тарханов.

Луи де Лористон. Этюд к картине «Лористон в ставке Кутузова». 1945 г. РГАЛИ.

Константин Сергеевич Станиславский за работой. 1947 г. Холст, масло. 142х161 см. Государственная Третьяковская галерея.

Как хороши, как свежи были розы…

Николай Павлович Ульянов и его работы. Фото - конец 1940-х гг.
Николай Павлович Ульянов умер в Москве 5 мая 1949 года. Похоронен на Введенском кладбище в Москве.
Персональные ретроспективные выставки Н.П. Ульянова проходили в Москве в 1951, 1961, 1971 гг. и в Ленинграде в 1978 г. Творчество художника представлено во многих музейных и частных собраниях. Наиболее значительными коллекциями его произведений располагают Государственная Третьяковская галерея и ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве.Почтовые марки СССР 1975 г., посвященные 100-летию со дня рождения Н.П. Ульянова.
Посмертно вышли мемуарные книги Н.П. Ульянова «Мои встречи» в 1952 г. и в наиболее полном виде «Люди эпохи сумерек» в 2004 г. Ульянов является автором воспоминаний о Н.Н. Ге, В.А. Серове, К.С. Станиславском, В.Э. Мейерхольде, Л.Н. Толстом, А.Н. Скрябине, над которыми работал с 1897 г., а также автобиографических заметок, статей и эссе по теории искусства. Он автор пьес «Кентавр» (1902 г.), «Забава Дон Жуана», «Диоген», «Пьеса без названия», «Карточный театр» (все 1909-1910 гг.), «Корчма» (1920 г.), «На перепутье» (1940 г.) и многочисленных стихотворений.

М.Н. Пожарская. Русское театрально-декорационное искусство конца Х1Х – начала ХХ века. Москва, Издательство «Искусство», 1970 г.

В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г.
ИСТОЧНИКИ:
1. Ульянов, Павел Николаевич – Википедия.
2. http://rusavangard.ru/online/biographies/ulyanov-nikolay-pavlovich/
3. http://vesnart.ru/ul_yanov_nikolai_pav.html
4. http://www.litfund.ru/auction/89/88/
5. М.Н. Пожарская. Русское театрально-декорационное искусство конца Х1Х – начала ХХ века. Москва, Издательство «Искусство», 1970 г.
Метки:
Николай Павлович Ульянов
Русский авангард
Художники русского авангарда
Мир искусства
Художники
Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям
-
2
Запись понравилась
-
1
Процитировали
-
0
Сохранили
-