-Рубрики

 -Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Надежда_из_Чимеево

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) free_readings

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.10.2017
Записей:
Комментариев:
Написано: 3671


ПОУЧЕНИЕ О ВОСЬМИ СПОСОБАХ искушения человека и борьбе с ними

Четверг, 08 Декабря 2022 г. 17:50 + в цитатник

Святые отцы говорят так начал отец Клеопа сжато излагать нам свой духовный опыт,
унаследованный от святых отцов и лично пережитый им, что ясно подтверждало каждое его слово, что человек на пути спасения
бывает искушаем диаволом с восьми сторон: сзади, спереди, слева, справа, сверху, снизу, изнутри, извне.
6288870_imageXWT4SU3Z (700x525, 115Kb)


СЗАДИ человека искушают, когда он постоянно помнит свои ранее совершенные грехи и злые дела и снова возвращает их в свое сознание,
перетряхивает их, занимается ими, или отчаиваясь из-за них, или размышляя о них со сладострастием.

Такое памятование о том, что мы совершили в прошлом, есть диавольское искушение.

СПЕРЕДИ человек бывает искушаем обычно через страх при мысли об ожидающем его будущем:
что будет с ним или с миром; сколько мы еще будем жить; будет ли нам что есть;
не будет ли войн или каких-нибудь серьезных и страшных событий впереди; вообще всякими догадками, предвидениями,
прорицаниями и всем тем, что вызывает в нас страх перед будущим.

СЛЕВА человек бывает искушаем диаволом через призыв на явные грехи, на такие поступки и дела, о которых известно, что они грехи и зло,
но люди, даже несмотря на это, совершают их.
Это искушение открытым призывом на грех, грешить прямо и сознательно.
6288870_molitvapochemunesrazu (700x525, 174Kb)
СПРАВА бывает искушение от диавола двумя способами.
Первое – когда человек совершает добрые дела и добрые поступки, но совершает их с плохим, недобрым намерением и целью.
Это, например, когда он делает добро и поступает хорошо из славолюбия, или чтобы добиться похвалы или какого-нибудь положения, или чтобы прославиться, или чтобы из этого извлечь какую-нибудь выгоду для себя; следовательно, когда он творит добро из тщеславия,
корыстолюбия или алчности.
Такое совершение добрых дел ради плохой цели греховно и тщетно.
Святые отцы уподобляют такое совершение добрых дел (например пост, милостыню и другое) телу без души, ибо цель, с какой совершается дело, – это душа этого дела, а само дело – тело.
Потому и совершение добрых дел с целью, которая не по Богу, есть, в сущности, искушение для человека, которое приходит к нему с правой стороны, то есть под видом добра.
Второе искушение с правой стороны бывает от диавола через разные призраки и видения, когда человек принимает явления диавола
в образе Бога или ангела Божия.
Это доверие диавольским привидениям или такое принятие бесовских явлений
за ангельские святые отцы называют обманом, прелестью.
6288870_P_Page_20 (700x350, 92Kb)
ДАЛЕЕ, СВЕРХУ человек бывает искушаем от диавола тогда, когда он может, но не совершает добрых дел и святых добродетелей из-за своей лености; когда знает и может приложить больше усилий и труда для подвигов (добродетелей, добрых дел), но не делает этого, ибо ленится или ищет отговорок для своей лености, так что, в сущности, духовно отвергает их, делает намного меньше, чем мог бы в действительности.

ИСКУШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА СНИЗУ
(и чтобы лучше объяснить нам это, старец Клеопа каждый раз показывал руками, с какой стороны приходит то или иное искушение,
а потом вкратце повторял описанную им сторону искушения) также происходит двумя способами.
Первое – когда человек берет на себя большие подвиги, превышающие его собственные силы, и безрассудно напрягается.
Это бывает, например, когда кто-нибудь болен, но накладывает на себя еще и пост, а этот пост не по его силам,
или вообще когда перебарщивает в каких бы то ни было подвигах, которые выше его духовных и телесных сил.
Такое упорствование – это несмирение и неразумная самонадеянность.
6288870_kk (700x372, 329Kb)
ИЗНУТРИ же человек бывает искушаем тем, что имеется в его сердце и что из этого сердца исходит и искушает его.
Господь Иисус Христос тут ясно сказал, что изнутри, из сердца человеческого исходят греховные и нечистые помыслы и желания, похоти (см.: Мф. 15: 19), которыми человек искушается.
Человека искушает не только диавол, но и человеческие злые намерения и злые навыки, похоти, злые желания, человеческое внутреннее грехолюбие, исходящее из его неочищенного сердца.

Наконец, ВОСЬМЫЕ ВРАТА диавольского искушения открываются человеку ИЗВНЕ, через внешние вещи и поводы,
то есть через все то, что входит в человека извне через его чувства, которые есть ОКНА ДУШИ.

Эти внешние вещи не злы сами по себе, но через них посредством чувств человек
также может искушаться и наводиться на зло и грех.

Вот таковы восемь способов искушения всякого человека, независимо от того, пребывает ли человек в миру или в уединении.

Закончив перечисление всех восьми способов искушения человека, старец Клеопа кратко повторил их и затем приложил к ним способы и средства борьбы со всеми этими искушениями

Против всех этих искушений: сзади, спереди, слева, справа, сверху, снизу, изнутри, извне – нужно бороться трезвением
(старец употребил именно это славянское слово), то есть вниманием, осторожностью и бодрствованием души и тела, бодрствованием и бдением духа, трезвенностью и рассудительностью, вниманием к своим мыслям и поступкам, или, одним словом, – рассуждением;
а с другой стороны – постоянным молитвенным призыванием имени Господа Иисуса Христа,
то есть через непрестанную молитву.
6288870_a_ (560x373, 63Kb)
На это отец Петроний добавил по-гречески:
«Προσοχ? και προσευχ?”, – как говорят святые отцы, то есть “вниманием и молитвой”».

Другими словами (добавил старец) святые отцы говорят, что борьба против всех искушений и страстей состоит в следующем:
хранить свой ум и всю душу и тело свое от искушений – это дело и подвиг наши, с нашей, человеческой, стороны;
а с другой, Божественной, стороны, нужно непрерывно в молитве призывать на помощь Всемогущего Господа Иисуса Христа,
а это есть непрестанная и главная исихастская молитва, называемая Иисусовой молитвой:

«Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного!».
_
СловоСтарца

Рубрики:  торжество_православия/ наставления
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку