-Рубрики

 -Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Надежда_из_Чимеево

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) free_readings

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.10.2017
Записей:
Комментариев:
Написано: 3671


КОКОШНИК - ЧУДЕСНЫЙ ГОЛОВНОЙ УБОР

Пятница, 15 Мая 2020 г. 08:52 + в цитатник
Цитата сообщения СударушкА_-_77 Кокошник - чудесный головной убор





Поговорим о русском женском головном уборе - кокошнике. В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать не только, из какой местности владелица, но и каков ее возраст, семейное положение и социальная принадлежность. 




Характерным признаком девичьего головного убора была открытая макушка. Женщины полностью прятали волосы под головным убором, так как по старинным обычаям показывать их было нельзя.



История кокошника полна тайн и загадок, а точного времени его появления не знает никто. Уже в погребениях Новгорода, относящихся к X-XII веку встречаются некоторые подобия кокошника: твёрдого головного убора, низко сидящего на лбу и закрывавшего голову полностью до ушей.



Кокошник - старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, пришитый к шапочке или волоснику. Он состоит из убранного начельника и донца, или начельника и волосинка, со спуском позади ленты. В XIX в. он бытовал в купеческой и крестьянской среде (главным образом в северных губерниях), а в допетровской Руси - и в боярской среде.



В отличие от повседневного головного убора (сороки или платка), кокошник был сначала только праздничным головным убором, даже свадебным и украшался, особенно на Севере, жемчугом. Но, если кичка была чисто крестьянским головным убором, то в городах и крестьянки, и мещанки, и купчихи носили кокошник. Изготавливали кокошники специальные мастерицы в городах, в больших селах, в монастырях и продавали на ярмарках.


портрет купчихи


Портрет императрицы Александры Фёдоровны


портрет Марии Яковлевны Строгановой


портрет крестьянки





К концу XIX – началу XX в. область распространения кичкообразных головных уборов сократилась. Они вытеснялись кокошником и другими более поздними головными уборами.


кокшник - златоглав





Название"кокошник" происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу. Характерной чертой этого головного убора является гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Так, например, в Псковской, Костромской, Нижегородской, Саратовской и Владимирской землях кокошники напоминали по форме наконечник стрелы. В Симбирской же губернии женщины носили кокошники полумесяцем. В других местах схожие с кокошниками головные уборы назывались «каблучок», «наклон», «злотоглав», «рогачка», «кокуй», или, например, «сорока».


архангельская губерния


псковская губерния


псковская губерния


олонецкая губерния


олонецкая губерния


курская область




вологодская область


владимирская область

Кокошник считался праздничным и даже свадебным головным убором. Его расшивали различными орнаментами-оберегами и символами супружеской верности и плодородия, кокошник был не только украшением женщины, но и ее оберегом. В Симбирской губернии впервые его одевали в день свадьбы, а затем носили по большим праздникам до рождения первого ребенка.









Ткань для кокошника вышивали золотом, серебром и жемчугом, а затем натягивали ее на твердую (берестяную, позже картонную) основу. Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых — драгоценными камнями.



















Кокошники были очень разнообразны по конструкции и характеру украшений. Он имел матерчатое дно. Нижний край кокошника часто обшивали поднизями - сеткой из жемчуга, а по сторонам, над висками крепили рясна - низко спадающие на плечи нити жемчужных бус. Такой убор стоил очень дорого, по этому кокошники тщательно сохранялись в семье и передавались по наследству.Кокошники считались большой семейной ценностью.



Орнамент очелья кокошника обязательно состоял из трех частей. Позумент - металлическая ленточка - обрисовывает его по краям, а внутри каждой части "канителью" (витая проволочка) вышивается орнамент - оберег. В центре располагается стилизованная "лягушка" - знак плодородия, по бокам - S-образные фигуры лебедей - символов супружеской верности.



Тыльная часть кокошника вышивалась особенно богато: стилизованный куст символизировал древо жизни, каждая веточка которого - новое поколение; часто располагалась над веточками пара птиц, символ связи земли и неба и брачующейся пары, в лапках птиц - семена и плоды.



Более поздние кокошники в виде шапочки орнаментированы просто красивым орнаментом свадебной символики "виноград и роза", появившейся в вышивке под влиянием городской моды, и олицетворявшей в народном сознании "сладку ягодку и аленький цветочек".





Петр I своими указами запретил боярышням носить этот головной убор. Но кокошник выжил в крестьянской среде как атрибут праздничной или свадебной одежды. В Екатерининскую эпоху возрождается интерес к русской истории и российским древностям.Увлечение русской стариной становится модным при дворе. Проявляется внимание и к женскому боярскому и царскому костюму Московской Руси XVII в. В моду входит придворное платье, напоминающее сарафан дополненное кокошником и длинной сборчатой рубашкой. 



Война с Наполеоном, всколыхнув небывалую волну русского патриотизма, вернула интерес ко всему национальному. На портретах того грозного времени в них запечатлены и англичанки, и императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I, и даже француженки. Прорусское движение в моде вернуло в светское общество некое подобие старинных кокошников.






























Последний бал Российской Империи 1903

В 1834 году Николай I издал указ, вводивший новое придворное платье, дополненное кокошником. Оно состояло из узкого открытого корсажа с длинными рукавами «а-ля бояр» и длинной юбки со шлейфом. Сегодня очевидно, что пиком «высочайшего» признания этой «русской моды» явился костюмированный бал в Зимнем дворце в 1903 году, все име­нитые участники которого были в роскошных боярских костюмах по мотивам кремлевских одежд XVII века. 





Часто утрированные в «оперном» стиле русские кокошники, в которых блистали аристократки на этом балу, впоследствии послужили образцами для копирования в кустарных работах русской эмиграции, поскольку многие участники этого события стали беженцами. Стоит ли теперь удивляться, что, отправляясь в вынужденное изгнание, часть аристократии захватила с собой именно предметы псевдорусской моды - придворные платья и кокошники, что рассеяны теперь по музеям мира.





В современной культуре кокошник является атрибутом новогоднего костюма Снегурочки.



Один из костюмов принцессы Амидалы («Звёздные войны.) - золотой дорожный костюм - основан на русском народном костюме с кокошником.


Кащей Бессмертный


'Василиса Прекрасная


морозко


садко


Иван Васильевич меняет профессию

А прекраснейшие кокошники на актрисах в советских сказках. Это и Царевна-лебедь, и Снежная королева, и Царевна Несмеянна,Хозяйка медной горы.Такие изумительные костюмы могли придумать только мастера-костюмеры ,основываясь на истории кокошника, имея перед глазами самые изящные образцы этого головного убора.







Невозможно перечислить всех знаменитых невест мира, выходивших замуж в 20-е годы в подобиях русских княжеских кокошников. Достаточно упомянуть, что английская королева Мария, бабушка королевы Елизаветы II, венчалась в уборе, напоминавшем русский кокошник. 





В коллекции Paris-Moscou Карл Лагерфельд самое пристальное внимание уделил позабытой было форме кокошника. В результате вышли то ли головные уборы, то ли золоченые рамы, обрамляющие славянские лица то ли моделей, то ли царевен.









Кокошник оставался элементом и русского сценического костюма. Он был неким символом старой России на протяжении всех долгих лет. Кокошники можно увидеть и в кабаре, и на концертных представлениях. Особую роль играл Государственный хореографический ансамбль танца "Берёзка", сценические костюмы которого воплотили в себя все безумные идеи предшествующих веков - от Екатерины, до советских костюмеров-сказочников. Одинаково-стройные девушки в блескучих сарафанах и высоких "кокошниках", возвышавшихся над приклееными белокурыми косами, водили хороводы - как правило, на экспорт.



блог Сударушки

 


Рубрики:  ты-женщина/мода
история/винтаж
традиции
фото
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку