-Рубрики

 -Цитатник

Художественная керамика Светланы Виноградской - (0)

Художественная керамика Светланы Виноградской     &...

МАКРАМЕ - (0)

Lady Boutique Series № 4796 - Macrame Jewelry 2019 Издательство: Boutique, Inc. Язык: япон...

ИРЛАНДСКОЕ КРУЖЕВО - (0)

Книга: 128 мотивов ирландского вязания (японский язык)   1.  2.  ...

Фаюмские портреты. - (0)

Фаюмские портреты музеев России. О фаюмских портретах не писал только ленивый - огромное колич...

Кельтские узлы и плетение. - (0)

Кельтские узлы и плетение   Ну очень хорошая книжечка)) Вдохновляйтесь))) ...

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии "Люблю тебя,Петра творенье..."
"Люблю тебя,Петра творенье..."
03:47 11.03.2017
Фотографий: 20

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Рустана

 -Подписка по e-mail

 


Домонгольский период.Новгородская земля

Пятница, 21 Февраля 2020 г. 22:18 + в цитатник




Название



Местонахождение



Время постройки

 

 


Сохранность постройки



1.



Софийский собор



Великий Новгород



1045—1052.



Высокая. Неоднократно перестраивалась северная галерея. В 1893-1900 гг. собор был реставрирован . Внутри сохранились фрагменты фресок 1108 г., бронзовые врата 1-й половины XII в. ряд древних икон и других предметов искусства домонгольского времени.



2.



Николо-Дворищенский собор



Великий Новгород



Заложен в 1113.



Относительно высокая. В ходе недавней реконструкции восстановлены четыре малых главы и форма кровли (позакомарное покрытие). Нижняя часть интерьера отделена более поздними сводчатыми перекрытиями и превращена в подцерковье. К храму примыкают поздние пристройки, в т.ч.шатровая колокольня конца XVII в.



3.



Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря



Великий Новгород



1117—1122.



Высокая. Есть поздние пристройки. Искажена форма кровли. Частично сохранились фрески 1125 г.



4.



Георгиевский собор Юрьева монастыря(архитектор — Мастер Пётр)



Великий Новгород



1119—1130.



Высокая. Искажена форма кровли. Внутри сохранились фрагменты фресок XII века, особенно хорошо сохранилась роспись приделав куполе над лестничной башней.



5.



Церковь Благовещения в Аркажах (на Мячине)



Великий Новгород



1179.



Низкая. Своды, купол и вся западная часть здания построены в XVII веке. Сохранились боковые стены и алтарные апсиды(не на полную высоту). Во всех трех апсидах сохранились фрески 1189 г.[2].



6.



Церковь Рождества Богородицы на Перыни



Великий Новгород



1220-е гг.



Высокая. В ходе реставрации возвращён первоначальный внешний вид.



7.



Церковь Кирилла Александрийского на Нелезине Кирилловского монастыря



Новгородский район



1196.



Перестраивалась в XVII в. Верх храма выстроен вновь в 1754 г. Храм был уничтожен во время войны, ныне не существует.



8.



Церковь Спаса на Нередице



Великий Новгород



1198.



Низкая. Сильно разрушена во время Великой Отечественной войны. Архитектура полностью восстановлена (утрачена большая часть фресок 1199 года).



9.



Церковь Петра и Павла на Синичьей горе (на Сильнищи)



Великий Новгород



1185—1192.



Высокая.



10.



Церковь Параскевы-Пятницы на Торгу



Великий Новгород



1207.



Средняя. В 1345 г. выстроены заново венчающие части и своды, барабан главы сделан в 1524 г..



1.Софийский собор.

Без имени-1 (700x452, 434Kb)

10836786636420732_4e4c (700x525, 347Kb)

В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингигерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Собор был заложен в Детинце на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма «из дуба о 13 верхах» 989 года, однако не на том же месте, а севернее.

Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой Жидятой.

Храм имел пять нефов и три галереи, в которых располагалось несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась. На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур.

Не позже XVIII века для укрепления стен к южному и северному фасаду пристроили по три контрфорса. При реставрации 1893—1900 годов контрфорсы с южного фасада были разобраны и было возвращено храму посводное покрытие. Реставрацию собора осуществлял архитектор В. В. Суслов. Софийский собор был выполнен в византийском стиле, имел пирамидальную структуру и 6 куполов. Изначально все 6 глав собора имели не луковичную, как сейчас, а шлемовидную форму.

Софийский собор был окончательно расписан к 1109 году, однако от этой росписи остались лишь фрагменты фресок центрального купола с фигурами пророков и архангелов, в центре между которыми до Великой Отечественной войны располагался погибший от попадания снаряда образ Христа Пантократора. Кроме того, в Мартирьевской паперти сохранилось древнее настенное изображение равноапостольных Константина и Елены. Есть версия, что это изображение должно было стать основой для мозаики, так как выполнено сильно разбавленными красками. Основная сохранившаяся роспись храма относится к концу XIX века. Граффити на стенах Софии Киевской были открыты в конце XIX века. Стратиграфический и палеографический анализ свидетельствуют, что более половины граффити Софии Новгородской датируется второй половиной XI — началом XII века.

На кресте центрального купола собора сидит свинцовый голубь — символ Святого Духа. Городская легенда говорит о птице, которая окаменела на кресте от ужаса во время погрома Новгорода в 1570 году Иваном Грозным. Во время Великой Отечественной войны крест с голубем сбили во время обстрела. В итоге его как трофей увезли в Мадрид воевавшие на стороне Германии испанцы. В 2004 году в крест вернули в Новгород.

06_NovgSofiaya_flip_2 (506x220, 65Kb)

Интересный факт: самый большой колокол Софийской звонницы — Праздничный, в 1659 отлил простой псковский кузнец Ермолай Васильев, который никогда не занимался этим ранее. Так получилось, что при литье Ермолай допустил много ошибок: плохо расплавленный металл низкого качества, грубая формовка, разная толщина стенок колокола и так далее. Но колокол звучит до сих пор, а вот его предшественников, отлитых именитыми мастерами, больше нет: один из них разбился, а второй повисел не больше пяти лет и был перелит Ермолаем Васильевым.

2.Николо-Дворищенский собор

img1095 (700x421, 322Kb)Николо-Дворищенский собор (Никольский собор на Ярославовом Дворище) — один из древнейших новгородских храмов. По возрасту уступает лишь Софийскому собору. Был заложен в 1113 году на территории Ярославова Дворища князем Мстиславом Владимировичем. Однако, освящён только 23 года спустя, 5 декабря 1136 года.

Примечательно, что как раз в том году новгородцы изгнали киевского князя Всеволода Мстиславича, ликвидировав тем самым свою зависимость от Киева. Поэтому этот год считается годом основания новгородской вечевой республики.

Завершённый в год основания Новгородской республики, Николо-Дворищенский собор, начиная с XIII века, становится главным вечевым храмом Новгорода. Перед одним из входов в него до падения новгородской независимости собиралось общегородское вече. Однако вечевой Николо-Дворищенский собор был свидетелем не только легитимных собраний. Кроме обычных собраний, начиная с 1228 года [3] перед ним собирались направленные против их политики простонародные «коромольные» веча.

В первые годы своего основания собор был расписан фресками. Однако из всего их богатства сохранились лишь небольшие фрагменты: сцены «Страшного суда» на западной стене, три святителя в центральной апсиде и «Иов на гноище» на юго-западной стене — фреска с изображением страданий Иова Многострадального, на которого дьявол нагнал болезнь. Его жена, чтоб не заразиться, вынуждена была кормить его с палки. Ныне этот бесценный памятник древнерусской живописи оказался в позже образованном за счёт поднятия пола храма подцерковье. К тому же как бы в подвале — почти за 900 лет культурный слой поднялся на 1,5 метра.

3.Собор Рождества Богородицы 

original (700x465, 350Kb)— главный храм Антониева монастыря в Великом Новгороде. Освящён епископом Иоанном в 1119 году. Одно из трёх древнейших зданий, сохранившихся в России со времён Древней Руси. Храм был заложен преподобным Антонием в 1117 году, вскоре после основания им монастырской обители на правом берегу реки Волхов. Строительство каменного собора частным лицом, каким являлся преподобный Антоний, было для тех лет явлением почти исключительным. Другие каменные соборы Новгорода того времени были возведены по княжеской инициативе. Рождественский собор имеет по сравнению с ними более скромные размеры и обладает рядом отличий.

Строительство храма происходило в два этапа. В 1117—1119 гг. был построен его центральный практически квадратный в плане объём с тремя высокими апсидами и одним куполом. Интерьер, по-видимому, был хорошо освещен благодаря обилию окон. Его не очень большое пространство отличалось редкой цельностью. Боковые нефы сливались с подкупольным пространством благодаря близко придвинутым к стенам столбам, западная пара которых имеет обтекаемую восьмигранную форму. Алтарные апсиды напротив были более обособленны от наоса храма, так как восточная пара столбов обращена в наос широкими плоскими гранями, к которым примыкала алтарная преграда.

Почти сразу после окончания строительства по непонятным причинам в 1119—1122 гг. с запада к собору пристраивается нартекс с хорами над ним. При этом западная стена первой постройки в центральном нефе разбирается полностью, её торцы превращаются в ещё одну пару несущих столбов. Боковые же части хор остаются отрезанными от интерьера храма простенками с оконными проемами. С северо-запада к нартексу примыкает круглая лестничная башня, по которой осуществляется подъем на хоры. Башня увенчена куполом, в котором с древности располагался придел Онуфрия Великого и Петра Афонского. Для уравновешения композиции с юго-западного угла собора над хорами поставлен третий купол. Он также служит для дополнительного освещения пространства хор. Эта перестройка приблизила собор Антониева монастыря к другим новгородским каменным храмам того времени. Ближайшей аналогией является Георгиевский собор Юрьева монастыря, так же имеющий внешнюю лестничную башню (правда, прямоугольной формы) и увенченный тремя куполами.

Со временем Рождественский собор оброс пристройками. Уже в XVI веке с запада появилась небольшая паперть. В 1671 году с юга был пристроен придел в честь Антония Римлянина. Тогда же он был расписан. В 1680 году с севера возникает придел апостола Иоанна Богослова, а в 1699 возводится новая паперть во всю ширину собора. Вероятно тогда же новые пристройки были соединены с интерьером собора широкими арками, растесанными в боковых стенах.

В 1125 году внутренность собора была расписана фресками. В XVII веке роспись первый раз полностью поновили. В 1837 году в виду ветхости большая часть древней росписи была сбита со стен, а год спустя собор был заново расписан. Эти росписи сохранились до нашего времени.

 

Впервые небольшие фрагменты первоначальных фресок были найдены в алтаре в 1898 году. Систематическое их раскрытие началось только с 1919 года и продолжалось с перерывами до 1990-х гг. В настоящее время практически все уцелевшие фрагменты росписи 1125 года расчищены и отреставрированы, что позволяет судить как о их стилистических особенностях, так и о своеобразии выбранных иконографических сюжетов.

4.Георгиевский собор Юрьева монастыря .

gers (525x700, 509Kb)Строительство собора, ставшего главным храмом Юрьева монастыря, было начато в 1119 году. Инициатором строительства был великий князь Мстислав I Владимирович. Поскольку в это время он находился в Киеве, то строительство собора было поручено игумену Юрьева монастыря Кириаку и сыну Мстислава новгородскому князю Всеволоду. Из Новгородской летописи известно имя строителя собора — мастер Пётр, предположительно построивший также Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище. Это первое из известных имён древнерусских мастеров-строителей.

Строительство собора продолжалось 11 лет, перед окончанием его стены были покрыты фресками (уничтожены в XIX веке). 12 июля 1130 года он был освящён во имя Георгия Победоносца епископом Новгородским Иоанном при юрьевском игумене Исайе (Кириак, начавший строительство, умер за два года до освящения храма).

Собор стал усыпальницей настоятелей монастыря, ряда русских князей и новгородских посадников. В 1198 году в нём погребли Изяслава и Ростислава, сыновей новгородского князя Ярослава Владимировича; в 1203 году были погребены принявший в монастыре постриг новгородский посадник Мирошка Несдинич; в 1233 году — князь Фёдор Ярославич, старший брат Александра Невского, а в 1224 году и его мать Феодосия Мстиславна (в монашестве Ефросиния); в 1453 году — Дмитрий Шемяка.

В середине XVI века из собора в Москву по указанию Ивана Грозного была перенесена икона Устюжского Благовещения.

 

 1807 году при ремонте Георгиевского собора по указанию епископа Старорусского и викария Новгородского Евгения были проведены раскопки, позволившие обнаружить там ряд каменных саркофагов. В 1830-х годах при архимандрите Фотии (Спасском) была проведена реставрация собора, в ходе которой практически полностью были уничтожены фрески XII века: их сбили со стен, использовали для подсыпки при планировке территории монастыря, частично выбросили. Оригинальная фресковая живопись сохранилась только в верхней части лестничной башни (в северо-западном куполе собора), где располагалась небольшая церковь, предназначенная для закрытых монашеских богослужений. Здесь в нижнем регистре фресок между окнами расположены образы Спасителя и Богоматери Одигитрии, святого Георгия, преподобного Саввы Освященного (?) и святителей. Выше, тоже по кругу, изображены преподобные отцы. С восточной стороны между ними стоит Богоматерь Оранта. На самом верху сохранились медальоны с четырьмя евангелистами; утраченным от времени оказался лишь образ Христа Вседержителя[1]. Собор же был полностью расписан заново. В это же время в нём был установлен новый семиярусный иконостас, в котором среди прочих установили древнейшие иконы собора, на которые надели богато украшенные драгоценные ризы. В 1898 году новые фрески были сбиты в ходе очередных ремонтных работ. Для создания нового фрескового цикла пригласили иконописца М. Н. Сафонова. Эта роспись и дошла до наших дней. В 1902 году отреставрированный собор был освящён архиепископом Новгородским и Старорусским Гурием (Охотиным).

В 2013—2014 годах археологическими раскопками под руководством Владимира Седова внутри большей части собора (кроме северного придела) восстановлен уровень пола на XII век, а также обнаружены остатки сбитых Фотием первоначальных фресок, использовавшихся для поднятия пола[2]. Помимо остатков фресковой живописи, на фрагментах штукатурки найдены фрагменты древнерусских надписей-граффити летописного типа, сообщающих о событиях XII века (о смерти детей Ярослава Новгородского, о пожаре в церкви Троицы и др.)[3]. В июле 2014 года внутри Георгиевского собора среди десятков кириллических надписей были обнаружены два кратких глаголических граффити.

В 2015 году в храме археологи нашли гробницу с мощами святого архиепископа Феоктиста (XIV век).

В 2016 году московские археологи нашли загадочные каменные саркофаги XII века у стен Георгиевского собора в центральной части православной обители. Один саркофаг совершенно пуст, в другом находятся останки сразу шести рослых и нестарых мужчин.

5.Церковь Благове́щения в Аркажа́х (другое название — церковь Благовещения на Мячине)

tserkov-blagoveshcheniya-v-arkazhakh-18_10_14-19_32_10-1 (700x469, 477Kb) находится в ближайших окрестностях Великого Новгорода на южном берегу озера Мячино рядом с дорогой в Юрьев монастырь.

Построена в 1179 году по заказу архиепископа Новгородского Илии за 70 дней, как считается, к 10-летнему юбилею победы новгородцев над суздальским войском.

Несмотря на название, храм не принадлежал возникшему позже Аркажскому монастырю. Дополнение к имени получил благодаря близлежащей деревне Аркажи.

От первоначального её облика сохранилась лишь нижняя половина. Своды, купол и верхние оконечности стен обвалились ещё в древности и были восстановлены в XVII веке. Первоначально фасады завершались полуциркульными закомарами, кровля была посводной. При восстановлении в XVII веке кровлю сделали восьмискатной. Три апсиды храма сохранились не на всю их первоначальную высоту. При восстановлении были также растёсаны и украшены наличниками оконные проёмы.

В церкви фрагментарно сохранилась древняя фресковая роспись 1189 года. Она выполнена в характерной манере новгородской художественной школы того времени с использованием яркой палитры и резкого контурного рисунка. Во время оккупации Новгорода в 1941—1944 годах церковь была занята немецкими войсками под конюшню и сенной склад. Часть фресок была уничтожена, а оставшиеся покрыты плотным слоем копоти и грязи. Памятник был отреставрирован в 1959—1961 годах (проект архитектора Л. Е. Красноречьева). В 2009 году на фасадах были проведены малярно-штукатурные работы, заменена кровля и покрытие купола.

6.Церковь Рождества Богородицы

4663807 (700x466, 410Kb)— один из самых маленьких храмов новгородской земли (7,5 на 9,5 на 12 метров). Каменная постройка датируется 30-ми годами XIII века. Предположительно, её построили в 1226 году, когда в Новгороде находился отец Александра Невского и проходили публичные выборы архимандрита.исследование Перынской церкви проведены в 1947-1948 годах Р. А. Кацнельсон (тогда были обнаружены под слоем кирпича фрагменты фресок XIII века), а в 1961 году — архитектором Л. Е. Красноречьевым, который и составил окончательный проект реставрации на первоначальную дату (XIII век). Реставрационные работы проведены в 1962-1965 годах (без реставрации интерьера).Основу дошедшего до нас здания составляет кладка домонгольского времени — сочетание известняка и тонкого кирпича — плинфы, положенных на известковом растворе, с примесью кирпичной крошки (цемянки).

Крест, венчающий церковь, — так называемый «крест накупольный с полумесяцем», типичной для домонгольского периода формы, которая происходит от «креста расцветшего», или «креста виноградной лозы». («Я есть истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — Виноградарь»[8]) Таким образом, полумесяц под крестом по происхождению является стилизованной виноградной лозой, не имеет никакого отношения к символике мусульманства, но имеет множество христианских толкований.

Предположительно, именно в урочище Перынь находилось древнерусское языческое святилище, посвящённое славянскому богу-Громовержцу Перуну.По данным летописи, в 980 году, в ходе своей «языческой реформы», великий князь Владимир Святославич велел своему дяде Добрыне поставить в Новгороде идол Перуна, что тот и сделал:

«В год 6488 (980). <…>Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу.»

Идол Перуна был поставлен Добрыней, вероятно, в том месте, которое до сих пор называется Перынью, как об этом свидетельствует Адам Олеарий, побывавший в Новгороде в 1654 году:

«Новгородцы, когда были еще язычниками, имели идола, называвшегося Перуном. то есть богом огня, ибо русские огонь называют „перун“. И на том месте, где стоял этот их идол, построен монастырь, удержавший имя идола и названный Перунским монастырем. Божество это имело вид человека с кремнем в руке, похожим на громовую стрелу (молнию) или луч. В знак поклонения этому божеству содержали неугасимый ни днем, ни ночью огонь, раскладываемый из дубового леса. И если служитель при этом огне по нерадению допускал огню потухнуть, то наказывался смертью»

В 1951—1952 гг. новгородская археологическая экспедиция, руководимая А. В. Арциховским, произвела раскопки на Перыни. Этими исследованиями руководил В. В. Седов. В результате очень тщательных раскопок удалось обнаружить остатки предположительно языческого капища. Центр мольбища находился юго-западнее существующей каменной церкви Рождества. В плане он представлял собой круглую площадку диаметром 12 саже́ней (21 метр), окружённую неглубоким рвом с 8-ю выступами по сторонам света, радиус выступов — 4 саже́ни (7 метров). В центре площадки находилась круглая яма со следами дерева в ней — основание деревянного идола. В расширениях рва обнаружены следы кострищ. Восьмилепестковую форму рва, окружающего капище, В. В. Седов сопоставил с формой цветка ириса, посвященного Перуну (южнослав. перуника, богища «Iris Germanica»).

Дальнейшее исследование установило, что до установки идола Перуна на этом месте существовал сакральный комплекс, состоящий из трёх святилищ. Академик Б. А. Рыбаков считает, что святилища могли быть посвящены трём славянским божествам: Ящеру — хозяину вод, рыбы и водных путей и Ладе и Леле — богиням плодородия.

Позднее трактовка данного памятника как сакрального комплекса из нескольких святилищ была поставлена под сомнение.

В 989 году, после того как Владимир обратился в христианство, Новгород был крещён святым епископом Иоакимом Корсунянином, а деревянный идол Перуна был срублен и сброшен в Волхов, кострища перекопаны, а рвы засыпаны.

«В лето 6497. Крестися Володимиръ и вся земля Руская; и поставиша в Киеве митрополита, а Новуграду архиепископа, а по иным градомъ епископы и попы и диаконы; и бысть радость всюду. И прииде къ Новуграду архиепископъ Аким Корсунянинъ, и требища разруши, и Перуна посече, и повеле влещи его в Волхово; и поверзъше уже, влечаху его по калу, биюще жезлеемъ; и заповеда никому же нигде же не прияти. И идее пидьблянин рано на реку, хотя горънци вес ти в город; сице Перунъ приплы къ берви, и отрину и шистомъ: „ты, рече, Перунище, досыти пилъ и ялъ, а ныне поплови прочь“; и плы со света окошьное»

По преданию, после введения христианства, на месте капища в 995 году построили деревянную церковь Рождества Богородицы, которая простояла около двухсот лет; о ней практически ничего не известно. Тогда же, вероятно, был основан монастырь, хотя впервые в летописи он упомянут в 1386 году в списке монастырей, сожжённых самими новгородцами при приближении войска московского князя Дмитрия Донского.

8.Церковь Спаса на Нередице

2719958 (700x469, 396Kb)возведена в 1198 году при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Традиционно считалось, что была возведена в память о двух его сыновьях — Изяславе и Ростиславе. Однако Ростислав умер 20 июня 1198 года, тогда как церковь была заложена 8 июня. Изяслав и Ростислав были перезахоронены в Георгиевском соборе Юрьева монастыря 15 июля «по сорочинах» Изяслава, то есть спустя 40 дней после его смерти. Изяслав умер приблизительно 4-5 июня, то есть церковь была заложена в его память.

В 1199 году стены церкви были украшены фресками. Название архитектурного памятника, по одной из гипотез, связано с местностью Нередицы, «прозванной так потому, что она была не в ряду города, а за чертою Словенского конца». Эта местность включала, в частности, и ту территорию, на которой была воздвигнута церковь.

Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России. Росписи активно изучались и описывались от начала до 30-х годов XX века. Фрески Нередицы — наиболее ценный памятник новгородской монументальной живописи XII века. По оценкам второй половины 1930-х годов, это был целостный по своей композиции фресковый цикл, сохранившийся «почти целиком, со сравнительно незначительными утратами»[3][11]. В 1903—1904 годах под руководством архитектора Петра Покрышкина была проведена первая реставрация храма

В период Великой Отечественной войны всемирно известный памятник погиб. Благодаря сохранившимся описаниям, копиям и фотографиям, иконографический материал из храма Преображения на Нередице остаётся одним из наиболее употребляемых в сравнительном анализе. Работы по спасению памятника начались в 1944 году, работами по консервации фресок руководил реставратор Николай Перцев. Полностью храм был восстановлен в 1956—1958 годах[14][15].

В 2001 году Новгородская архитектурно-археологическая экспедиция провела раскопки внутри храма. Среди прочих многочисленных находок, за изъятой подсыпкой под пол были обнаружены участки первоначальной живописи 1199 года[16] и гробница с останками московского князя Афанасия Даниловича, потомка Рюриковичей, брата Ивана Калиты и внука Александра Невского, захороненного здесь, по летописным источникам, в 1322 году.

Комплексная архитектурная реставрация церкви Спаса Преображения на Нередице завершилась в 2004 году.

9.Церковь Петра и Павла на Синичьей горе

1 (700x393, 262Kb)

Храм был построен по заказу жителей Лукиной улицы, «В лето 6693 (1185). Маия в 6 заложиша Лукиници церковь камяну святых апостол Петра и Павьла на Сильнищи»(Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов Ленинград, 1950 г. Синодальный список. Стр. 37-38).В лето 6700 (1192). «В то же лето концяша церковь святых Апостол на Силинищи, и святи ю архиепископ Григории в Петров день» (там же, стр. 40). Эта дата приводится и на раке Харитины, и в летописи Николо-Дворищенского собора. Возможно, храм XII века был построен на месте более древнего. Местность тогда находилась на расстоянии «одного поприща» от города (Новгородского детинца) и называлась Синичьей горой по селившимся там синицам. При храме были Петровское кладбище и женский монастырь.

Обитель была одним из немногих женских монастырей, находившихся за городской чертой[1], и одновременно одним из самых бедных в городе. В XV веке (по другой версии — XIII веке) в ней жила святая Харитина Литовская[2]. В 1611 монастырь подвергся нападению шведов[1], в 1764 упразднён окончательно. В XIX веке к храму была пристроена колокольня, возле него появилась часовня.

В 1925 г. храм закрылся, в 1934 колокольню снесли[3].

 

В 1960 г. Петропавловская церковь была объявлена памятником архитектуры, в 1992 внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО

10.Церковь Параскевы Пятницы на торгу

2482385 (700x483, 386Kb)

Являлась патрональным храмом купцов древнего Новгорода. Названа в честь великомученицы Параскевы-Пятницы, считавшейся покровительницей новгородского купечества. Кроме того, по пятницам открывался и работал новгородский Торг.

Первая деревянная церковь на месте нынешней была построена в 1156 году заморскими купцами. «Заморскими» назывались новгородские купцы, торговавшие «за морем», то есть за границей.

В 1191 году некий Константин с братом поставили на этом месте новую деревянную церковь того же имени. Позднее летопись сообщает, что в 1207 году было окончено строительство уже каменной церкви. Её опять же воздвигли заморские купцы.

Церковь неоднократно перестраивалась. Так, в 1345 году, согласно летописи, «порушилась в великий пожар», после чего подверглась серьёзной перестройке. В XVI веке она также, уже по инициативе московских купцов, подверглась крупной переделке. Тем не менее, несмотря на многочисленные изменения, внешний облик церкви сохранился достаточно для того, чтобы представить её в первоначальном виде.

 

Современный облик здание приобрело в реставрации, в процессе которой были выявлены многие, но не все его древние формы. Восстановление церкви продолжалось почти 50 лет: оно началось еще в 1954 году, а окончательно завершилось в наши дни.

Серия сообщений "Русь.Храмы,монастыри.":
Часть 1 - СВЯТО-УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Часть 2 - Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.(1230-1234г.)
...
Часть 7 - Домонгольский период.Черниговская земля
Часть 8 - Домонгольский период.Переяславская земля
Часть 9 - Домонгольский период.Новгородская земля
Часть 10 - Домонгольский период.Псковско-Новгородская земля
Часть 11 - Домонгольский период .Владимиро-Суздальская земля
...
Часть 16 - Домонгольский период .Волынская и Галицкая земля.
Часть 17 - Фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря .
Часть 18 - Фрески в Дмитриевском соборе ВЛАДИМИР.


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку