-Рубрики

 -Цитатник

МАКРАМЕ - (0)

Lady Boutique Series № 4796 - Macrame Jewelry 2019 Издательство: Boutique, Inc. Язык: япон...

ИРЛАНДСКОЕ КРУЖЕВО - (0)

Книга: 128 мотивов ирландского вязания (японский язык)   1.  2.  ...

Фаюмские портреты. - (0)

Фаюмские портреты музеев России. О фаюмских портретах не писал только ленивый - огромное колич...

Кельтские узлы и плетение. - (0)

Кельтские узлы и плетение   Ну очень хорошая книжечка)) Вдохновляйтесь))) ...

Китайские когти - Чжидзятао - (0)

Китайские когти - Чжидзятао     УРА! До меня, наконец, дошло как найти китайс...

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии "Люблю тебя,Петра творенье..."
"Люблю тебя,Петра творенье..."
03:47 11.03.2017
Фотографий: 20

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Рустана

 -Подписка по e-mail

 


Скифские имена из античной литературы.Часть 2

Пятница, 21 Декабря 2018 г. 01:24 + в цитатник


org_pvsm696 (700x466, 378Kb)

Картасис — Carthasis – брат скифского царя эпохи Александра Македонского.(Курций Руф.). Картас — кедр.

Кимериос или Кимерус (архаичное написание: Κιμέριος; др.греч.Κιμμέριος) — имя стреляющего с колена скифского лучника,  изображённого на чернофигурной вазе Франсуа, в сцене калидонской охоты на вепря. Отмечено архаическое написание имени, необозначены геминаты μ (Κιμέριος), κσ вместо повсеместно принятой с IV в. до н.э.В научной литературе уже упоминалось о том, что имена Кимерий (Кимерус) и Токсамис принадлежали народам, населявшим Северное Причерноморье. (Граков Б. Н. Материалы по истории Скифии в греческих надписях. — ВДИ, 1939, № 3, с. 306.)Л. А. Ельницкий утверждал, что на вазе Франсуа VI в. до н.э. изображён Кимерий (Кимерус) предок мариандинов, на земле которых находилась греческая колония Гераклея Понтийская.

Кобос — Κωβος – вождь киммерийского (скифского) племени треров.( Strab., Geogr., I, 3,)  Имя Кобос схоже с именем Кубера — kubera – бог богатства и властителя Севера, царя царей;  (Кубера – Сибера — Сибирь) (по-русски- Кубышка). (в др.рус. яз.- КОБЬ — волхование, гадание; счастье, удача, прикобить значит приворожить. Известно имя колдуньи КИБЕЛА, Кубера.

Коландак — Κολανδακης – скифское имя, написанное на черно-лаковом килике из Ольвии начала IV века до н. э. Несомненна связь скифского имени-прозвища Коландакис— (греч. κολανδακης) со словами ведического санскрита: Кола – kola — грудь, бедра, колени (округлость). Кола, Кора – kola, kora – круглый подвижный сустав, колено. Коландак, можно перевести, как «круглый», как «колобок». Коло —  kolo  — колесо-солнца. ( И. И. Толстой, Греческие граффити древних городов Северного Причерноморья. М.-Л., 1953, с. 11; Ю.Г. Виноградов. Варвары в просопографии Ольвии VI-V вв. до н. э.)

Канит, Kanites, Κανιτα – скифский царь, чьи владения находились в Добрудже, за Дунаем. В конце III – начале II в. до н. э. чеканил монеты со своим именем в городах Томи и  Одесса.( Б.Н. Граков, Материалы…, №17; Т.В. Блаватская, Греки и скифы в Западном Причерноморье, ВДИ, 1948, №1;)

Лик — Λυκος – скифский царь, сын Спаргапифа, отец Гнура, дед Анахарсиса и Савлия.( Геродот IV 76.)

Лохант – персонаж диалога Лукиана «Токсарид или дружба», соратник Арсакома – предводителя скифов во время их битвы с боспорцами, сарматами и аланами. Возможно,  Лохант – подлинное скифское имя.( Диалог Лукиана «Токсарид или дружба».)

Мадий, Мадиес — Μαδυης или Μαδυς – сын Партатуа ( Прототия). Мадий получил власть после смерти Партатуа в 653 г. до н. э., его царствование обычно связывают с «28 летним господством скифов над Азией».( Геродот I 103; Ф.Х. Гутнов. Скифские портреты // журнал «Дарьял», №3, 1999.)

Макент – персонаж диалога Лукиана «Токсарид или дружба», соратник Арсакома – предводителя скифов во время их битвы с боспорцами, сарматами и аланами. Возможно, Макент – подлинное скифское имя. (Лукиан, диалог «Токсарид или дружба».)Имя Макент от слова санскрита: maha — великий, могучий, сильный, обильный

Марсагет – брат скифского царя Иданфирса. По сообщению Ктесия Книдского, Марсагет был взят в плен персами вместе с другими скифами перед началом персидского похода Дария на Скифию.( В.Латышев. «Известия…», ВДИ, 1947, №2, стр. 299.)

Матасий — Ματασυς – это скифское имя написано в письме жителя БерезаниАхиллодором в 30-10 гг. VI века до н. э. Из письма следует, что Матасий был владельцем построек и рабов. Ю.Г. Виноградов считает, что Матасий — скифское имя. (Ю.Г. Виноградов, ВДИ, 1971, №4;). Житель Березани Ахиллодор — «Ахилло-дор» или «дар-Ахилла»; Ахилл, или Ахиллес — (на микенском: aki-rev — «как лев»).

/ru-sled.ru/wp-content/uploads/2018/02/Amazons__krater_440_BC-300x225.jpg" target="_blank">http://ru-sled.ru/wp-content/uploads/2018/02/Amazons__krater_440_BC-300x225.jpg 300w" width="600" />

Мелуса — скифская амазонка. Имя амазонки Милуши, скачущей на коне, написано на краснофигурном кратере середины V в.до н.э., где представлено сражение Тесея с амазонкой Мелусой.

Орпата, Эорпата (греч. Οιορπατα) – так скифы называли амазонок (Геродот IV 110.)

Олкас — Ολκαβας – скифское имя — Волк.( историк Аппиан Александрийский (ок. 95 г. н. э. — после 170 г.); Секст Юлий Фронтин (30 г.н.э.)

Октомасад – сын скифского царя Ариапифа от дочери фракийского царя Тереса I (525-448 гг. до н. э.). Октомасад был вождем заговорщиков, восставших против царя Скила. По приказу Октомасада в 450 г. до н. э. Скил был убит.(Геродот IV 80.)

Опия (Опойя) – жена скифского царя Ариапифа, скифянка, родившая царю сына Орика. После смерти Ариапифа в 470 г. до н. э. Опия была со-правительницей со своим старшим сыном Скилом, до его совершеннолетия. Имя Опия созвучно имени гиперборейской молодой женщины Опис, посетившей храм Аполлона в Делосе.(Геродот IV 78.)

Опис – имя молодой гиперборейской женщины (скифянки), посещавшей со своей подругой Аргой храм Аполлона в Делосе.(Геродот IV 35.)

Ордесс – река, протекающая в Скифии, приток Истра.(Геродот IV 48.)

Орик — Ορικος – младший сын скифского царя Ариапифа. Матерью Орика была скифянка Опия.( Геродот IV 78.)

Папей или Папай – бог скифского пантеона. Геродот считал, что отец всех богов Папай (Отец) соответствует отцу греческих богов — Зевсу. (Геродот IV 59.)

Пардокас – Παρδοκας — скиф-полицейский из комедии Аристофана. Историк Бледйз читает скифское имя Пардокас, как Спардокас — Σπαρδοκας или Спардакос -Σπαρδακος, и считает это имя тождественным латинскому имени Spartacus – Спартакус – Спартак.

Партатуа – предводитель скифов, известен по ассирийским источникам. Пришел к власти после смерти Ишпакая в 673 г. до н. э. В 663 г. вступил в союз с Ассирией и взял в жены ассирийскую царевну. Партатуа — отец Мадия (Мадиеса), который стал скифским царем в 653 году после смерти Партатуа. (Геродот I 103; Ф.Х. Гутнов. Скифские портреты // журнал «Дарьял», №3, 1999.)

Пата – скифское слово, обозначающее «убивать», от скифского слова «эор-пата» – «убивающая мужей», так назывались амазонки. В ведическом санскрите пата – Pata – падать, летать, в авест. pada – наследство, потомство, основа (корни) потомства. (Геродот IV 110.)

Плин – юноша из скифского царского рода, вместе со Сколопитом вёл молодых скифов на завоевание Южного Причерноморья. После изгнания из Скифии Плин и Сколопит поселились в Каппадокии на берегах реки Термодонт. Там от них пошло племя амазонок (Упоминается Юстином и Орозием, Эпитомом, в сочинениях Помпея Трога, II, 4, 1 ).

Роксанаки — Ρωξανακη – главный город скифов-саков ( Ктесий. J. Gilmore. Ctesias. The fragments of the Persika, 1888.)

Савлий – царь скифов, брат Анахарсиса, правил Скифией в первой половине VI в. до н. э. Власть принял после смерти своего отца, Гнура, который убил своего старшего брата Анахарсиса, когда тот вернулся из Эллады. Савлию унаследовал Иданфирс, скифский царь, воевавший с Дарием.( Геродот IV 76; Диоген Лаэрций, Жизнеописания и учения прославившихся в философии, -М, 1979.)

Савмак — Σαυμακος – скиф, занявший в 109 г. до н. э. престол Боспорского царства после убийства царя Перисада V. Царствование Савмака продолжалось два года, после чего он был пленен и увезен в столицу Понтийского царства полководцем Митридата VI Диофантом.( С.А. Жебелев. Последний Перисад и скифское восстание на Боспоре. ВДИ, 1938, №3.)

Сагилл \Сагилло (Sagylo)– имя скифского царя, к которому, обратились за помощью царица амазонок Орифия, во время войны с греками в Аттике. В помощь амазонкам Сагилл отправил конное войско, во главе со своим сыном Панасагором (Панаса-Гор) ( Юстин, Эпитома сочинений Помпея Трога, II, 4, по изданию в ВДИ, 1954, №2.)

/ru-sled.ru/wp-content/uploads/2016/10/карта-Геррос-скифские-курганы-300x211.jpg" target="_blank">http://ru-sled.ru/wp-content/uploads/2016/10/карта...с-скифские-курганы-300x211.jpg 300w" width="600" />

Сайи = ЦАРИ — Σαιοι – это самоназвание царских скифов,  О Цайях сообщает текст из ольвийского декрета в часть Протогена: «…и при том жреце, когда явились во множестве сайи за получением даров, а народ не мог их дать…» (IOSPE I2 №32).( Ельницкий Л.А., Скифия евразийских степей. – Новосибирск, 1977, стр. 114 и стр.152;; J. Harmatta, Studies in the history and language of the Sarmatians. – Szeged, Hungary, 1970.). Самоназвание скифов — Сайи — «цари» из ведического санскрита свар — Svar, Suar = Солнце (Сварог, Сварожич); сварга — Svarga — небо, рай; и из авестийского saya – сиять, властвовать).  От свар — Svar, Suar — родственное слово: sarru, sarи sarathya — соратник, рать, ратный, от которых в славянских языках появилось слово – царь, а в германских — кезарь и кайзер.

Сарий (Царий) – царь задунайских скифов. Во II в. до н. э. чеканил монету со своим именем в греческих городах Томи и Одесс.( Т. В. Блаватская. Греки и скифы в Западном Причерноморье. ВДИ, 1948, №1.)  Слово Сайи = ЦАРИ — Σαιοι – это самоназвание царских скифов. О Цайях сообщает текст из ольвийского декрета в часть Протогена: «…и при том жреце, когда явились во множестве сайи за получением даров, а народ не мог их дать…» (IOSPE I2 №32).( Ельницкий Л.А., Скифия евразийских степей. – Новосибирск, 1977, стр. 114 и стр.152;; J. Harmatta, Studies in the history and language of the Sarmatians. – Szeged, Hungary, 1970.),  Имя из ведического санскрита свар — Svar, Suar = Солнце (Сварог, Сварожич); сварга — Svarga — небо, рай; и из авестийского saya – сиять, властвовать, царствовать).

Сайтаферн (ЦАРьТАФЕРН)– Σαιταφαρνης  – царь скифов или сайев. Это имя известно из декрета, выбитого жителями Ольвии на мраморной стеле в честь Протогена. «…когда царь Сайтаферн прибыл в Конкит и потребовал даров по случаю приезда, Протоген по просьбе народа дал 400 золотых…»(IOSPE I2 №32.).  Тиара Сайтаферна

Сакайя — Σακαια – название скифского праздника. (из сочинения Гесихия.)

Сакесфар — Σακεσφαρης – царь скифов-саков, живущих за рекой Бактр. (из сочинения Полиена.) Са = царь

Сандакшатра, Шандакшатра — Sandaksatra  – сын вождя киммерийцев Дугдамме (Лигдамиса). Имя его упоминается в ассирийских клинописных документах в связи с событиями в Малой Азии. (Ельницкий Л.А., Скифия евразийских степей. – Новосибирск, 1977, стр. 27; L. L. Zgusta. Die Personennamen griechischer Stadte der nordlischer Swarzmeerkunste. Praha, 1955.)

Санерг — Sanerg (греч. Σανεργες) – имя скифского царя, имя приведено в IOSPE, IV, p.290. (Ельницкий Л.А., Скифия евразийских степей. – Новосибирск, 1977.);  Са = царь

Саневн – имя скифского царя, при котором впервые было изготовлено железное оружие. (из сочинений писателя Гелланика Митиленского V века до н. э.) Са = царь; невн = море, река.

Сатракис — Σατρακης – царь скифов, живших к северу от Согдианы.( из сочинения Арриана). Са = царь.

Скивлиас –Σκεβλυας – скиф-полицейский из комедии Аристофана. Это имя состоит из двух слов: «Скиф-Лиас».

Скил — ΣΚΥΛ — Сын царя Ариапифа, после гибели отца  Скил унаследовал не только трон, но и одну из его жён — скифянку Опию с сыном Ориком, сводным братом Скила. Геродот сообщает, что скифский философ Анахарсис был «убит за сочувствие иноземным обычаям и за сношение с эллинами. Много лет спустя подобная же участь постигла Скила». (Геродот IV 46, 76.)

Скилея – ΣΚΥΛΕΙΕΙ — имя амазонки, изображенной на скифосе мастера Клития (570 г. до н. э.) Скилея – женская форма имени Скил. Две другие амазонки, изображенные на этой вазе, имеют имена Телепилея и Ифито.( М.В. Скржинская. Герои киммерийских и скифских легенд, ВДИ, 1986, №4, стр. 84.). Имя Скилеи на вазе написано в архаическом начертании справа налево. Мастер пользовался системой письма, называемой «бустрофедон», т. е. одну строку писал слева направо (имена амазонок — Ифито и Телепилея), другую — справа налево (ΣΚΥΛΕΙΕΙ), причём вместо окончания женского рода дважды повторил предпоследний слог.

Скилур — скифский царь (II в. до н. э.)

 Палак — сын скифского царя Скилура. Имя Палак означает «сильны, мощный». Древнегреческий географ и историк Страбон (64 до н. э. — 24 н. э.) и римский писатель, автор «Естественной истории» Плиний Старший (23-79 гг. н. э.) связывали название гавани и крепости Палакион или Балаклава с именем сына скифского царя Скилура Палака, в честь древнегреческого бога войны Паллас (Pallas). Имя Афина Палада (др.греч. Παλλς Ἀθηνᾶ -Афина-Воительница) – воинственная богиня военной стратегии и мудрости. Бала — bala — власть, сила, мощь, сила. «Клап, калпате» — klṛp, kalpate – «крепить, укреплять, крепость» (от корня «kḷp») , то есть БалаКлава — Военная Крепость.  

Сколопит — Scolopitus – скифский юноша царского рода. Легенда рассказывает об изгнании с родины царевичей Сколопита и Плина. Изгнанники со своими дружинами скифов поселились у реки Термодонт, что в Малой Азии. Здесь они стали родоначальниками племени амазонок. Имя Сколопит, несомненно, связано с самоназванием скифов – сколоты\ сколоиты. По Геродоту самоназвание скифов – Сколоты, а персы называли их саками. ( Юстин, Эпитома сочинений Помпея Трога, II, 4, 1).

Сатракис — Σατρακης – царь скифов, живших к северу от Согдианы.( из сочинения Арриана)

Скиф – сын бога Зевса (у Диодора), сыновья Скифа – Пал и Нап, разделили Скифию. Плиний Старший рассказывая о народах Средней Азии, пишет: «Там напеи, как говорят, были уничтожены палеями.». Войны «палы» от скифского bala — военная сила, дружина. Напы – земледельцы. Палы — поляне

Скифы-русь — Σκυθας τους Ρως – этот этноним упоминается в схолиях, составленных византийским писателем Фемистием к сочинению Аристотеля «О небе». «Мы заселяем среднее пространство между арктическим поясом, близким к северному полюсу, и летним тропическим, причем скифы-русь и другие гиперборейские народы живут ближе к арктическому поясу…». (В. Латышев цитирует этот отрывок по собранию сочинений Аристотеля, изданному Берлинской академией наук в 1836 г. В. Латышев. «Известия…», ВДИ, 1947, №2, стр. 332.)  Происхождение названия Русь Археологические раскопки подтверждают, что скифская культура выделилась из  «срубной культурно-исторической общности» эпохи поздней бронзы (XVIII—XII в.в. до н.э.) распространённой в степной и лесостепной полосе Восточной Европы между Днепром и Уралом,  но имеющая характерные памятники в Западной Сибири.

По Геродоту самоназвание скифов – Сколоты (skolot, или skolt), возможно, отсюда производное слово КЕЛЬТ (лат. Celtae, бретонск. Kelted, валл. y Celtiaid, ирл. na Ceiltigh, шотл. (гэл. ). Ceilteach, мэнск. ny Celtiee, корн. Kelt). Цезарь и Павсаний утверждали, что Kelt — было самоназвание кельтов.

Сколопит — Scolopitus – скифский юноша царского рода. Легенда передает, что царевичи Сколопит и Плин были изгнаны с родины, после чего вместе с последующими за ними скифами поселились у реки Термодонт, что в Малой Азии. Здесь они стали родоначальниками племени амазонок. Имя Сколопит, несомненно, связано с племенным названием скифов – сколоты.( Юстин, Эпитома сочинений Помпея Трога, II, 4, 1 по изданию в ВДИ, 1954, №2.)

Скопасис – вождь одного из воинских подразделений скифов, воевавших с Дарием I. В войско Скопасиса входили савроматы. Вел переговоры с ионийскими греками у моста через Истр.( Геродот IV 120, 128.)

Скунх — Skunxa – вождь саков или массагетов, взят в плен персидским царем Дарием I. Бехистунская надпись сообщает: «я наголову разбил одну часть скифов, а другую захватил в плен. Вождя их по имени Скунха взяли в плен и привели ко мне…».( Бехистунская надпись царя Дария I.)

Спаргапис — Σπαργαπισης – сын царицы массагетов Томирис. Покончил с собой, будучи взят в плен царем персов Киром Великим.( Геродот I 211, 213.)

Спаргапиф — Σπαργαπειθης – родоначальник династии скифских царей, прадед Анахарсиса. О нем сообщает Геродот (IV 76). Был другой Спаргапиф – царь агафирсов, от руки которого в 470 г. до н. э. погиб Ариапиф, царь скифов.(Геродот IV 76, 78.)

Табити – богиня из скифского пантеона. Геродот ставит ей в соответствие греческую богиню Гестию.(Геродот IV 59.)

Серия сообщений "Скифы.":
Часть 1 - СКИФЫ.ДНК-генеалогия.
Часть 2 - кто же такие скифы?
Часть 3 - Скифские имена из античной литературы.Часть 2
Часть 4 - Скифские имена из античной литературы.
Часть 5 - Анахарсис-скифский философ 7-6 века до н.э.
Часть 6 - Лукиан Самосатский : Скиф, или гость; Токсарис, или дружба
Часть 7 - Скифы Южной Сибири в Гос. Эрмитаже
Часть 8 - ЗОЛОТО СКИФОВ. ЭРМИТАЖ.


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку