-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ася_Карповна_777

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

все что делает мою жизнь интереснее...

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.01.2017
Записей: 3554
Комментариев: 15
Написано: 6747


РЕЦЕПТЫ ПАПЬЕ-МАШЕ 5

Среда, 03 Января 2018 г. 08:23 + в цитатник

Масса для чистовой лепки.

Кирилл Юдин, papirus.ucoz.ru

Часть 1 (Рецепт)

Итак, перейдём сразу к рецептуре и технологии приготовления самой массы. Потом я поделюсь особенностями лепки из неё.

Нам понадобится:
1. Туалетная бумага (среднего качества)
2. Мел
3. Древесная зола (не уголь)
4. Мука, крахмал
5. Столярный костный клей или желатин


Туалетную бумагу лучше взять среднего качества. Дорогую не нужно из принципа, а вот самая дешевая может не подойти, так как её трудно разбить на волокна. А нам нужны именно волокна, а не мелкие кусочки. Дело в том, что если мы не добьёмся однородной массы, то лепить из неё будет проблематично.
Но, слава богу, бумаги нам потребуется совсем немного – метр-два от рулона.
Бумагу следует смочить тёплой водой, отжать и, положив в какую-нибудь емкость растолочь-растереть до получения однородной массы. Я это делал в небольшой чашке с гладкой внутренней поверхностью, а толок деревянной рукояткой от самого простого консервного ножа.
Когда бумажная масса станет однородной и без комочков, в неё надо добавить примерно столовую ложку клейстера и чайную – костного клея.
Затем смешать примерно 1:1 мел и золу и замесить всё это до получения массы похожей на пластилин.
Точных количественных пропорций состава массы я не даю – их можно изменять. Но изменять пропорции легче, когда понять, за что отвечает и что даёт каждый из компонентов.

Бумага (волокна) – как бы армируют массу, делают её менее хрупкой. Но переизбыток может повлиять на усадку при высыхании и появлении трещин и усложнить процесс лепки.
Клейстер я готовлю из муки с добавлением крахмала – это основной связующий компонент. Недостаток делает массу слишком твёрдой и непластичной, переизбыток ведёт к деформации поверхности и сильной усадке при высыхании.
Костный клей (желатин) – повышает клеящую способность клейстера. Переизбыток делает массу слишком липкой, неудобной в работе и придаёт излишнюю твёрдость после высыхания (стоит отметить, что эту массу и так "не угрызёшь").
Мел – основной наполнитель.
Зола – вспомогательный наполнитель, придающий массе пластичность и "жирность". Без золы процесс лепки усложняется на порядки – масса менее пластична и сильно липнет к рукам и инструменту.

Полученную массу можно достаточно долго хранить в полиэтиленовом пакете, предварительно обильно смазав её обычным клейстером. Лучше рассчитывать так, чтобы масса была израсходована в течение месяца.

 

Ещё несколько полезных советов:
- При лепке держите под рукой влажную тряпку средних размеров. Она понадобится для того, чтоб почаще вытирать руки от постоянно налипающей на руки и инструмент, высыхающей и мешающей лепить массы.
- Руки и инструмент стоит периодически надо обмакивать в клейстер – это помогает выглаживать поверхность скульптурки.
- Периодически смазывайте клейстером и саму фигурку – это позволит массе оставаться готовой к изменению формы, не даёт краям подсыхать раньше времени.
- Перед нанесением массы на болванчик или на уже высохшие места – смажьте их клейстером.
- Вообще, клейстер – спасительная соломинка при работе с этой массой. Не бойтесь почаще прибегать к его помощи.
- Периодически мойте руки и инструмент. Иначе подсыхающие части массы будут цеплять к себе влажную массу, сильно мешать в работе.

Работу с этой массой трудно назвать комфортной и не хлопотной. К ней нужно приноровиться. Не стоит пытаться вылепить сложные тонкие вещи из этой массы – это очень сложно. Она лучше подходит для лепки упрощённых, утрированных форм. Фактура, как бы вы её не заглаживали, после высыхания будет далека от совершенства. Поэтому, как правило, после сушки, придётся ещё попотеть с грунтовкой и шлифовкой. Причём сама масса поддаётся шлифовке и резке крайне тяжело (сверлится хорошо). Это стоит учитывать, продумывая стиль и образ куклы.


 

Однако из этой массы можно так же делать замечательные рельефные оттиски, вдавливая нужные кусочки в гипсовую форму (форму после высыхания надо обработать лаком на алкидной или нитро-  основе). Например, для создания накладных циклично чередующихся элементов лепнины. 
После выдавливания рельефа ждать высыхания массы не нужно. Лучше сразу извлечь оттиск из формы и положить на естественную просушку (без принудительного нагрева или циркуляции воздуха). В массу, приготовленную для таких целей бумагу добавлять не нужно.

..........

 

 

Jackie Hall, papiermache.co.uk

Перевод - Андрей Н.

Начальное получение Папье-маше действительно легко делать, вот несколько требований.

Вам потребуется - Бумага (газетная подходит лучше всего)

- Клей

- Кисточка

- Клеенка на стол

- Краски

- Терпение

Целесообразно все приготовить заранее. Во-первых, нарвите газету кусками приблизительно в 2 см шириной и 10 см длиной. Используйте волокнистую бумагу. Приготовьте клей. Существует очень много рецептов, мы предлагаем наиболее используемый.

Рецепт клея

Учтите: что любой клей можно использовать с обоими методами приготовления папье-маше (наклейка слоев и приготовление массы). Я рекомендую обычный обойный клей.

1 - Клей на муке

Чтобы приготовить этот клей следуйте инструкциям: Нагрейте 5 чашек воды в кастрюле. В отдельной миске смешайте 1/4 чашки просеянной муки с чашкой холодной воды. Перемешивайте до получения консистенции как при приготовлении заварного крема. Когда комочков не останется, добавьте массу в кастрюлю с водой. Варите клей в течение 2-3 минут постоянно перемешивая, до загустения. Дайте клею остыть. У вас будет жидкий клей. Если вы предпочитаете густой клей (или торопитесь с просушкой) используйте следующий рецепт: Смешайте полную чашку муки и три чашки воды. В остальном все тоже самое.

 

2 - Стенной пастообразный клей

Приготовьте клей в соответствии с заводскими инструкциями. Используйте чуть-чуть меньше воды, чем требуется. Перелейте клей в герметичный контейнер. В холодильнике или прохладном месте клей сохранится в течение нескольких дней. Заводской клей обладает антисептическими свойствами. Помните о детях. Клей не должен попасть им в рот.

3 - Клей ПВА

Вылейте клей в миску и используйте. Когда вы решили какой клей использовать, следующая вещь решить что делать. Для начала разумно использовать что-нибудь для формы.

Форма

Надувные шары

Дешево и необходимо. Такие формы не нуждаются в смазке. Он сам порвется, когда папье-маше высохнет.

Миски и тарелки

Они нуждаются в предварительной смазке, чтобы папье-маше не прилипла.

Смазка

Наносите тонким слоем, чтобы потом не осталось следов.

- Вазелин

- Подсолнечное масло

- Жидкое мыло

- Пленка (не оставляет остатков, но возможно образование складок в текстуре папье-маше)

- Влажная бумага (другой способ использовать для первого слоя только влажную бумагу без клея)

Слоеное папье-маше

Полосы бумаги намажьте клеем двух сторон с помощью кисточки. Покройте форму полосками и разгладьте, чтобы удалить воздух. Сделайте 2-3 слоя одновременно. Не кладите сразу очень много бумаги, она будет сохнуть очень долго. Когда все высохнет, вы можете постепенно наклеить столько слоев, сколько вам нужно до необходимой толщины. Чтобы добавить детали, такие как ободки, ручки, украшения, приклейте кусочки картона на модель с помощью пленки. Покройте весь объект папье-маше. Когда все высохнет, покрасьте изделие двумя слоями эмульсионной краски, чтобы сделать невидимым газетный шрифт. Вы также можете использовать «gesso» для более стойкой базы. После этого раскрасьте работу любой краской. пример покраски чашки

 

Папье-маше из мякоти

В этом методе бумажная масса используется подобно глине в руках скульптора. Чтобы приготовить массу замочите куски газеты на ночь. Слейте воду и прокипятите массу в чистой воде в течение 30 минут, пока волокна не начнут разрушаться. Просейте и слейте. Разомните массу пока волокна совсем не разрушатся. Перемешивайте с клеем до получения глиноподобной консистенции.

Скульптуры из папье-маше

Все выброшенные материалы годятся для скульптуры из папье-маше.

Картонные коробки - стороны могут подойти как плоские панели.

Упаковка - куски полистирола можно разрезать, склеить, соединить лентой.

Проволочные сетки - можно разрезать и выгнуть в нужную форму, а затем покрыть папье-маше. Осторожно с острыми краями.

Бамбук - разрезается по всей длине и используется для жесткости. Посмотрите вокруг и вы удивитесь, как много всего можно использовать.

Раскрашивание папье-маше

В общем, любая краска может быть использована для раскрашивания папье-маше. Наиболее популярна акриловая краска. Ее легко использовать. Она дешева и содержит большую вариацию цветов. Быстро сохнет. Постерные краски можно использовать, но они не совместимы с лаком на водяной основе. Цвета получатся размытыми. Возможно использование глянцевой краски или эмали. Но важно помнить, что при любых красках вы должны первым делом запечатать (герметизировать) свою работу. Обычная эмульсия идеальна. Пары слоев достаточно.

..............

 

Мое папье-маше

публикую свой рецепт.
 Чтобы было понятно, в чем его прелесть - изделия из такой массы можно ошкурить до, практически, фарфоровой гладкости. В качестве примера могу привести картинки:
  вот поверхность, еще не обработанная шкуркой по финишному слою, просто покрытая "шликером" из той же массы

 Для многих вещей уже такая очень даже хороша, мне кажется.

 а вот она же после ошкуривания


 Тактильно поверхность непередаваемо приятна!
 Если кому-то интересно - добро пожаловать под кат

 

Для папье-маше массы я беру дешевую (серую) туалетную бумагу, клетки для яиц (по настроению - не обязательно, хотя удешевляет, пожалуй) и - это очень важно! - крафтовую бумагу.

Как несложно догадаться, тратиться на крафт для художников у меня нет желания - масса по цене приблизится к чугунному мосту - поэтому я, недолго думая, иду в ближайший магазин и беру коробки из гофрокартона. Стараюсь выбрать без надписей, или с минимумом их.

Все виды бумаги я рву на куски (как не лень) и замачиваю в горячей воде. Разбухает, обычно, пару дней. В туал. бум и яичной упаковке воду можно вообще не менять, или сменить пару раз, чтобы, просто, налить теплую.

Вообще, ТБ можно замочить позже остальных компонентов.

А вот картон надо помыть. Буквально. Смыть с него, насколько получится, клей которым склеены его слои. Поэтому воду придется поменять почаще,и не стоит рвать его слишком мелко - неудобно полоскать и менять воду.
 

Когда у нас все размокло - откидываем всю эту красоту на дуршлаг. По видам. После чего, берем емкость, в которой нам будет удобно работать блендером.  

Складываем туда размоченную бумагу. Точную рецептуру не скажу.

Возможны разные варианты. Можно взять по трети всех видов, можно - половину крафта, а остальное по вдохновению...

Главное, крафтовой бумаги от трети до половины. Какую положить "серую" бумагу, и в какой пропорции - это уж как душа запросит. Думаю, опытным путем выясните, что вам больше подходит.

Класть бумажной массы в емкость надо не очень много, по возможности размельчить руками на клочки поменьше. Налить воды, так, чтобы блендер не выплескивал её из емкости даже на самой большой скорости.

Учтите, что «каша», которая в результате получится, не должна быть густой - не гуще самой жидкой сметаны - иначе не удастся достаточно тщательно измельчить.

Полученную кашицу откидываем на ткань, желательно синтетическую, типа органзы или потолще,  даем хорошенько стечь и отжимаем. В зависимости от используемой тары процедуру повторяем несколько раз, пока не получим желаемое кол-во однородной бумажной массы.

Далее в дело пойдет химия.

Понадобится сухой обойный клей на основе модифицированного крахмала (я, в результате, больше всего полюбила "Келид экспресс для бумажных обоев"), по возможности - обойный же клей КМЦ, клей ПВА, самый густой, который обнаружится в магазине (у меня - Люкс мебельный), силикатный клей (в строительных магазинах продается под названием "Жидкое стекло" в разных емкостях), акриловая шпатлевка по дереву (мне больше всего нравится белая) и либо натуральная олифа (к сожалению, у нас почти невозможно найти в бытовой фасовке), либо любое высыхающее масло, хоть то же льняное.

Чем вы будете перемешивать и в какой посуде - решать вам. Это не принципиально. Можно руками, можно миксером... Я перешла на нецелевое использование кухонного комбайна с насадкой-тестомеской.

КМЦ, если будете его использовать, предварительно надо развести, но гораздо гуще, чем написано на упаковке - только чтобы он разбух.

Во влажную бумажную массу (по консистенции она должна напоминать простой творог) насыпаем обойный клей.

Что называется, "строго на глаз", не жмотясь, но и без фанатизма. 

Тщательно перемешиваем.

Даем постоять минут 5-10 - уже на этой стадии становится понятно, надо ли добавить клея, или, наоборот, с клеем перестарались, и стОит добавить бумаги.

Допустим, полученный результат нас устраивает. Теперь можно добавить разбухший КМЦ (если используем), немного(!),снова перемешать.

Следующий номер программы - ПВА. Без него никак, но и перебухать его крайне нежелательно. Вот тут можно дать приблизительную пропорцию - на объем бумажной массы около литра берем 2-3 столовых ложки ПВА.

Снова перемешиваем. Можно попробовать полученную массу помять в руках, понять, нравится ли...

Возможно, почувствуете, что, нужно добавить, например, ПВА... Как раз за это время "отдохнет" девайс, используемый для перемешивания, да и сама масса.

Следующий ход - жидкое стекло. Добавляем понемногу, перемешивая. Его должно войти НЕ МЕНЬШЕ чем ПВА. Потом добавляем шпатлевку - она придает гладкость и уменьшает усадку - все на тот же изначальный условный литр 100-150мл (с полстакана) шпатлевки.

Снова тщательно перемешиваем.

Завершает наше выступление добавление олифы или масла. Для начала добавим половину того объема, которого брали ПВА. Перемешиваем. Смотрим результат. Если нужно - добавляем еще. Но понемногу. Если перестараться - масса начнет разваливаться.

Лепим, сушим, долепливаем, выглаживаем, снова сушим (долго сушим!), шкурим. 
Грунтуем-красим-лачим - опционально. 
Все.

 


Up 24.09.2013

Мне периодически приходят вопросы по поводу этой темы. Одна из девушек хорошо сформулировала "правильные" вопросы, за что и получила... ответы на них. Думаю, они пригодятся не только ей.

Итак, по пунктам:

 

- как долго можно хранить массу, если ее герметично упаковать?

 

У меня масса хранилась больше 2-х лет вне холодильника, упакованная в полиэтиленовый пакет и уложенная в пластиковое ведерко из-под майонеза.

В итоге я её выкинула, т.к. она заплесневела, но в какой момент это произошло - не знаю{#}, потому, что проверяла её, где-то, через полгода после упаковки и еще через полгода - она была, кажется, в порядке... А после этого спохватилась, еще больше чем через год - она была непригодна. Но это ИМХО, экстрим, который никому не нужен.

 

- какой слой папье-маше нужно делать при лепке головы куклы (окружностью около 30см), если использовать внутри форму из пенопласта или скомканной фольги?

 

Не знаю. Все зависит от Ваших предпочтений. Сразу толстый мазать не рекомендую - замучаетесь сушить, и усадку, как ни старайся, никто не отменял - а, следовательно, деформацию. У меня подготовлены заготовки для пуговиц - круглые плашки диаметром около 4см, так вот их толщина порядка 3мм, а это, в будущем, напонмю - пуговицы, т.е. им предстоит выдерживать механические нагрузки, и, я надеюсь, они справятся{#}. Но и такая толщина не кладется в 1 слой.

Я в качестве основы на тельце и, кажется, голову использовала пластилиновые формы, а ручки и ножки лепила вокруг трубочек подходящего диаметра, которые накрутила и проклеила из бумаги, т.к. специфика шарнирки такова, что в конечностях нужны довольно ровные тоннели, а вес - скорее необходимость, чем недостаток.

Позже сделала заготовки голов, в которых в качестве основы использовала выдутые скорлупы от яиц (только сначала надо хорошенько промыть и просушить их.) - мне понравилось, но для Вас, наверное, размер маловат.

Можно, в качестве основы, скомкать и обмотать слегка нитками шар из бумаги нужного размера - тогда сушка происходит быстрее. И начать лучше машированием (выклеиванием бумаги кусочками) - это гораздо проще и быстрее, чем кажется, пока не попробуешь.

Первые 2-3 слоя приляпывают салфетки или туалетную бумагу просто на воду (чтобы в последствии отделить основу от "скорлупы"), потом клеите несколько слоев той же бумаги/салфеток (можно перемежать с газетой, но мне не нравится мысль об остатках свинца в готовом изделии) на разведенный обойный клей, в который можно (и неплохо) добавить ПВА.

Немного - 6 слоев вполне достаточно (больше, конечно, лучше - с полученной скорлупкой легче работать - но, обычно, терпения не хватает, и, кстати, слишком много тоже не стОит), просушить, разрезать, извлечь основу, склеить на тот же клей, который использовали для маширования (прикрыв, конечно, стык полоской бумаги), потом неплохо положить еще парочку машированных слоев, просушить, и продолжить работу уже с массой. Первый слой лучше сделать потоньше, чтобы машированная основа не размокла быстрее, чем простохнет масса.

 

- каким лучше инструментом пользоваться при лепке?

 

Эммм... У меня куплен набор пластиковых стеков для д/сада и начальной школы{#}, в работе несколько маникюрных палочек (те, которые, типа, из апельсинового дерева{#}) и руки - все, кажется... Важно иметь под рукой емкость с водой, в которой смачивать руки, и желательно поставить рядом плошечку с клеем, как для маширования (смесь обойного и ПВА), т.к., если масса начинает липнуть к рукам или инструменту - надо их тщательно вытереть от налипшей массы, и потом смачивать, просто водой, или немного с клеем - сами в процессе поймете, по ситуации и собственному удобству.

 

- как  нужно сушить вылепленные детали? Сколько по времени?

 

Вот это - главная засада. Сохнет долго. Зимой легче - сушу на батарее, положив на сухую тряпочку. Летом сложнее, особенно таким, как нынешнее - большая влажность. У меня сын со своей невестой затеяли себе на свадьбу маски из п-м, так вот, не успели - тупо, не просохло ко времени. Можно, говорят, сушить в духовке (на невысокой т-ре, т.к. участвует ПВА - думаю, не выше 100-120гр), но когда жарко - совершенно не радует перспектива на несколько часов врубить еще и духовку. Если лето сухое и солнечное - можно сушить на солнышке/ветру. Слои лучше делать, повторюсь, нетолстые. По времени - до высыхания. Зависит от многих условий.

 

- как   долепливать, чем лучше выглаживать, шкурить, красить, лакировать?

 

Долепливать прямо поверх предыдущего слоя. Желательно, только, или слегка намочить поверхность водой, или (еще лучше) все той же смесью клеев, которая у нас стоит под рукой. Выглаживать чем удобно, но, скорее всего, потребуется, чтобы палец, которым выглаживаете, или иной инструмент были мокрыми.

Шкурить обычной шкуркой (№ 600-1000) по сухому. В принципе, неплохо подшкуривать промежуточные этапы - бывает, что масса прилично бугрится, особенно если положенный слой толстоват... Красить, лакировать - это, уж, как душа просит. У папье-маше очень мало ограничений в этом вопросе... Например, очень хороший результата дает грунтовка смесью водоэмульсионной краски и гуаши - потом можно, кажется, любыми красками красить/расписывать, лачить - в зависимости от выбранной краски.

 

- что такое "шликер" из папье-маше? Как его изготовить?

шликер - он шликер и есть, что глиняный, что бумажный{#}... разводите массу водой (лучше с клеем) до густоты жидкой сметаны - вот Вам и шликер. Слегка ошкуриваете готовое изделие, и кисточкой покрываете шликером. Возможно - в несколько слоев, с промежуточной сушкой (но шликер сохнет быстро).

 

- режется ли полое изделие из папье-маше? Чем лучше резать?

 

Частично ответила выше. Можно обойтись и без маширования - сразу массой начинать, но, все равно, лучше пару слоев салфеток на воду пригладить к основе. И не пытаться сначала полностью слепить, а потом резать - лучше полложить слой, который при высыхании уже будет тверденькой скорлупкой, разрезать, вынуть основу, склеить и продолжить работу - так готовое изделие получается более монолитным, в процессе долепливания шов полностью исчезает, и прочность по нему не отличается от общей. Режу макетным ножом из магазина стройинструментов, самое узкое лезвие (мне так удобно), с таким же бывает в канцтоварах, но пластиковая основа более хлипкая, как правило...

 

Что касается результата - посмотрите в и-нете работы Лопусовой-Томской. Вот где класс! 

 

Вот здесь можно скачать её книгу. Она замечательная! И, в свое время, очень мне помогла. Там не самый распространенный формат, но, если комп не прочтет, легко найти в и-нете нужную прогу, скачать, поставить и наслаждаться. Лопусова-Томская работает, в основном, в технике маширования, из массы долепливает совсем немного. Но это, мне кажется неважно - по качеству результата она отличный ориентир, маяк, так сказать

 

http://marevo14.livejournal.com/34133.html

 

 

..........

Серия сообщений "папье-маше":
Часть 1 - МАСТЕР-КЛАССЫ ПО ПАПЬЕ-МАШЕ.
Часть 2 - ЯБЛОЧКИ ИЗ ПАПЬЕ МАШЕ
...
Часть 19 - ЯБЛОНЯ ИЗ БУМАГИ.
Часть 20 - НАПОЛЬНАЯ ВАЗА ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ
Часть 21 - РЕЦЕПТЫ ПАПЬЕ-МАШЕ 5
Часть 22 - ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ ЛЕПКИ ПАПЬЕ МАШЕ. ТАТЬЯНА ГУРИНА
Часть 23 - Ваза напольная "древняя греция"


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку