-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Клера_Анатольевна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.09.2016
Записей: 1229
Комментариев: 17
Написано: 1252


Без заголовка

Среда, 21 Февраля 2024 г. 22:54 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Русские шедевры Музея декоративного искусства г.Москва

Всероссийский музей декоративного искусства — музей декоративно-прикладного искусства, основанный в 1981 году. Расположен в дворцовом комплексе XVIII века, построенном графом Иваном Остерманом.

Музей представляет новую номинацию конкурса-биеннале «Придумано и сделано в России» в 2024 году – «Ювелирный дизайн»!

Номинация включает три категории:
1. «Ювелирные украшения»
Украшения, выполненные по авторскому проекту из драгоценных и полудрагоценных камней и металлов, а также с использованием экспериментальных техник и новых сочетаний материалов.
2. «Циркулярный ювелирный дизайн»
Украшения, созданные из возобновляемых, пригодных к вторичной переработке, экологичных или биоразлагаемых материалов.
3. «Дизайн – концепт»
3D - модель или эскиз ювелирного украшения, отрисованный на планшете.

По состоянию на 2018-й, музейная коллекция состоит из более чем 120 тысяч предметов и включает в себя изделия из художественного металла, камня, стекла и ткани.

Музей расположен в дворцовом комплексе XVIII века, построенном по указу государственного деятеля Ивана Остермана в 1782—1787 годах в стиле русский классицизм

В коллекцию музея входят более 13 тысяч предметов, выполненных из камня и художественного металла. Прикладное искусство начало развиваться на территории России в XI веке, когда мастера Киева, Новгорода, Чернигова, Смоленска, Владимира и Рязани начали украшать оружия и изделия из золота и серебра финифтью и драгоценными камнями.

Начиная с XV века производство металла сильно возросло — каменные и металлические основания стали использоваться в большинстве изделий. В экспозицию музея входят светцы, сундуки с металлической оковой XVII века, братины, потиры, блюда с чеканными изображениями царской семьи, работы из художественного металла с Урала, из Москвы, Подмосковья, Нижнего Новгорода и других городов. В зале также экспонируются произведения советского и постсоветского периодов

Всероссийский музей декоративного искусства в Москве – один из самых молодых. Датой его основания считают 1981 год, когда музей открылся в барочном особняке графа Ивана Остермана.

 

В создании собрания, которое насчитывает сейчас более 130 тысяч экземпляров, поучаствовали, в том числе, музейные тяжеловесы, например, Исторический музей. Особое место в нем сегодня занимают коллекции произведений русских ювелиров и камнерезов. В их числе произведения легендарных фирм Фаберже и Овчинникова и большой массив уникальных авторских вещей мастеров советской эпохи.

Фирма Фаберже. Шкатулка «Черепаха». 1898-1903 гг.
Взлет интереса русской знати к анималистике в декоративно-прикладном искусстве пришелся на рубеж XIX-XX веков – тон задавала сама императрица Мария Федоровна, заказывавшая у камнерезов и ювелиров едва ли не тонны фигурок, звонков, бонбоньерок, набалдашников и шкатулок в виде представителей фауны. В мастерской Фаберже этим направлением занимался Михаил Перхин, чья шкатулка из нефрита, золота и бриллиантов в виде черепахи является одним из главных экспонатов музея.

Фирма Павла Овчинникова. Ваза. Конец XIX – начало XX
В отличие от Фаберже, московская Фирма Павла Овчинникова на рубеже XIX-XX веков была одним из главных апологетов русского стиля и основным поставщиком изделий с художественной эмалью. Эти две ипостаси прославленного серебряных дел мастера ярко иллюстрирует декоративная ваза из коллекции институции: на ней изображен былинный сюжет с богатырем в окружении традиционных русских орнаментов, полностью выполненных в технике эмали по скани. В качестве отделки использованы сапфир, аметист, турмалин, гранат и сердолик, что говорит о статусе изделия.

Сергей Чехонин. Брошь. 1925 г.
Брошь – редкий пример постреволюционного ювелирного искусства и образец вовлеченности известных художников в воспитание «нового советского гражданина». Ее автором был известный художник Сергей Чехонин, который, к моменту создания, имел насыщенную биографию монументалиста, расписывал залы «Метрополя», дружил с Ильей Репиным и рисовал агитплакаты в поддержку большевиков. После революции он увлекался керамикой, несколько лет был худруком легендарного фарфорового завода в Петербурге – в это время и успел создать несколько образцов «тихой» монохромной росписи по эмали для своих учеников в нескольких российских городах.

Байыр Байынды. Скульптура «Сарлык». 1973 г.
Одна из гордостей музея – разнообразная коллекция камнерезного искусства времен СССР, включающая произведения из не самых прославленных народным творчеством уголков. Среди них, например, работы камнерезов Тувы, делавших невероятной красоты традиционную анималистику и вещи по мотивам народных эпосов из горных пород. Байыра Байынды считают советским классиком в этой области и основателем династии камнерезов. В 1936-м он начал обучение ремеслу в промышленной артели, а в 1970-х уже был лауреатом госпремий. Его произведения из агальматолита хранятся в музеях по всей России.

Валентина Бадмаева. Шкатулка. 1980 г.
К редким советским вещам декоративно-прикладного искусства относится и шкатулка мастера из Улан-Удэ Валентины Бадмаевой. Основание и крышка изделия вырезаны из нефрита. Они буквально «одеты» в серебряную чеканную оправу с национальными узорами и инкрустированы полированными кораллами.

Юта Паас-Александрова. Парюра «Магнолия». 1970-е гг.
Родившуюся в Эстонии и проработавшую всю жизнь в Ленинграде Юту Паас-Александрову считают одним из основателей современной петербургской ювелирной школы. В 27 лет она уже была главным художником крупнейшего советского ювелирно-камнерезного производства. В конце 1950-х-1980-х ее модели носили по всему СССР. Но со временем, авторские поиски взяли верх над рутинным массовым производством – много времени дизайнер посвятила разработке уникальных украшений, довольно редких в наших дни. Фантазийная серебряная парюра с горным хрусталем в музее – из таких.

Олег Оркин. Колье «Цветение». 1970-е гг.
Ленинградский ювелир-самоучка Олег Оркин был протеже Паас-Александровой: будучи признанным мастером, она рекомендовала работы талантливого молодого художника и на государственные выставки, и в качестве объектов закупок в музейный фонд. Особенно ценными в его творчестве (мастер умер в 1999 году) остались работы с агатовыми и аметистовыми «щетками» (частично обработанными камнями), одна из которых хранится в музее.

Владимир Зотов. Ожерелье «Легенда». 1970-е гг.
Работы художника-ювелира Владимира Зотова хранятся сегодня во многих институциях, в том числе и Музеях Московского Кремля. Яркий представитель московской школы, как и его ленинградские коллеги, прославился в богемной среде еще в 1970-е крупными авангардными украшениями из серебра с россыпями самых разных камней. Его эклектичные работы тех лет, вмещающие в себя и примитивистские первобытные мотивы, и геометричность ар-деко, особенно ценятся коллекционерами сегодня.

Иван Шедов. Колье «Весна». 1978 г.
Работы костромского художника-ювелира Ивана Шедова – также частые участники музейных коллекций. С середины 1970-х он работает в технике филиграни, которая в его руках буквально путешествует по временам и стилям, от барокко до ар-деко. В качестве украшений использует полудрагоценные камни и эмаль.

Наталья Быкова. Парюра. 1970-е гг.
Наталья и Геннадий Быковы – семейный тандем петербургских ювелиров, известных далеко за пределами России. Их работы хранятся в том числе в Государственном Эрмитаже, они также работают и по отдельности. Геннадий – приверженец биоморфных форм, в то время как его жена с начала расцвета карьеры является приверженцем природных мотивов. В 1970-е в украшениях Натальи, наряду с серебром и полудрагоценными камнями, появлялись элементы из дерева – как, например, в этой парюре.

================================

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. — Москва: Бук Хаус, 2006. — С. 1—180. — 180 с.
Гуляев В. А. Министерство культуры РСФСР. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, научная концепция экспозиции. Тематическая структура экспозиции (на имеющихся площадках).. — Москва: Проект, 1984.

По материалам сайта "Частная коллекция"

https://chk-jewelry.ru/galina-gabrijel/

https://dzen.ru/a/ZdDDFWxL0S64Na-f

Серия сообщений "интерьер":
Часть 1 - зимний дворец
Часть 2 - красивая старина
...
Часть 33 - Без заголовка
Часть 34 - Без заголовка
Часть 35 - Без заголовка

Рубрики:  искусство
декор
просто интересно

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку