-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Клера_Анатольевна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.09.2016
Записей: 1229
Комментариев: 17
Написано: 1252


Без заголовка

Суббота, 24 Сентября 2022 г. 10:07 + в цитатник
Цитата сообщения Matrioshka Царское Село. Павильон Эрмитаж. Часть 1.

127956572_0 (84x100, 6Kb)





Эрмитажная аллея



Главной осью Старого сада является Эрмитажная аллея, соединяющая Екатерининский дворец с Эрмитажем. Вдоль нее установлены скульптуры Персея, Андромеды и Галатеи, Геракла и других героев античной мифологии. Все эти статуи по распоряжению Петра Первого были выполнены по специальному заказу в Венеции.


Для справки: Император придавал большое значение мраморным скульптурам, изображавшим мифологических персонажей, выражающих аллегорические идеи могущества и славы Российского государства.


Одна из скульптур на правой стороне Эрмитажной аллеи — амазонка, опирающаяся на щит, на котором изображены сражающиеся орел и лев, представляющие образы России и Швеции.

Алексей Щемелинский


С левой стороны аллеи возвышается статуя Геркулеса, символизирующая императора Петра I, победившего многочисленных врагов России.




При Елизавете Петровне, дочери Петра Первого, статуи Персей и Андромеда, Геркулес, Марс и многие другие скульптуры приобрели сугубо декоративную роль.

Louis Tocqué (1696-1772) Elisabeta (I, Empress of Russia) after painting of 1758


Павильон Эрмитаж



Подобные павильоны, название которых по-французски означает «хижина отшельника», получили широкое распространение в регулярных садах XVIII века. Они предназначались для отдыха и обедов владельца усадьбы в узком кругу избранных и помещались в дикой части парка.




Своим уединенным расположением Эрмитаж в Царском селе, при помощи густой растительности и усилиями дворцовой охраны, обеспечивалась уединенность элиты. Технические новинки тех лет, в виде вертикальных подъемников, позволяли избегать даже контактов с прислуживающим персоналом.






Пища приготовлялась в отдельно стоящей Эрмитажной кухне, чтобы даже запахи не тревожили покой вельмож.




Павильон Эрмитаж в Царском селе строился одновременно с переделкой Большого Екатерининского дворца, теми же архитекторами, окончательно оформлен знаменитым Растрелли.


Строение расположено на искусственном островке, на который ведут подъемные мостики.



Четверик, похожий на храмовый, по углам в диагональном направлении дополнен четырьмя пристройками.




Павильон богато украшен архитектурными элементами, окрашен в лазоревый и белый цвета с обильной позолотой.










Шестьдесят четыре декоративные колонны, лепные гирлянды, раковины, маски, пышные наличники окон, ажурная балконная решётка не оставляют гладких поверхностей.


















После кончины Петра Великого Россией, за малыми исключениями, почти 75 лет правили женщины.

Неизвестный автор. Петр I. Печать с литографии Прохорова


Пётр I Алексе́евич, прозванный Вели́ким (30 мая [9 июня] 1672 года — 28 января [8 февраля] 1725 года) — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).

Петр IИмператор Петр I


Дворец в Царском селе заложила супруга Петра Великого, который его и открыл за год до смерти. Назван он первоначально именно именем Екатерины Первой.

Качалов, Григорий Аникеевич (1711/12-1761) Портрет императрицы Екатерины I, первая половина XVIII


Екатери́на I (Ма́рта Самуи́ловна Скавро́нская, в браке Крузе; после принятия православия Екатери́на Алексе́евна Миха́йлова; 5 [15] апреля 1684 — 6 [17] мая 1727, Санкт-Петербург) — императрица всероссийская с 1721 года (как супруга царствующего императора), с 1725 года как правящая государыня; вторая жена Петра I, мать императрицы Елизаветы Петровны.

В её честь Петром I учреждён орден Святой Екатерины (1713) и назван город Екатеринбург на Урале (1723). Имя Екатерины I носит также Екатерининский дворец в Царском Селе (построенный при её дочери Елизавете Петровне).

Хаубракен (1698 - 1780) с оригинала Ж. М. Натье 1717 г. Портрет ?Якоб Хаубракен (1698 - 1780) с оригинала Ж. М. Натье 1717 г. Портрет императрицы Екатерины Алексеевны


Перестраивали дворец и строили Эрмитаж в Царском селе при Елизавете Петровне и Екатерине Великой, которые на двоих царствовали почти 55 лет. Поэтому и внешний облик, и убранство всех резиденций определял женский вкус, а некоторые ликвидировал, как Измайлово.

Луи Каравак (1684-1754). Елизавета Петровна, императрица Всероссийская, 1746


Елизаве́та Петро́вна (18 [29] декабря 1709, Коломенское — 25 декабря 1761 [5 января 1762], Санкт-Петербург) — императрица Всероссийская из династии Романовых с 25 ноября (6 декабря) 1741 года по 25 декабря 1761 (5 января 1762), младшая дочь Петра I и Екатерины I, рождённая за два года до их вступления в брак. Она руководила страной во время двух главных европейских конфликтов своего времени: Войны за австрийское наследство и Семилетней войны. За время её правления обследованы и заселены земли Сибири.

Правление Елизаветы Петровны отмечено возрождением традиций и идеалов Петровского периода, восстановлением Правительствующего сената, учреждением Московского университета, постройкой грандиозных дворцов и роскошью.

Henri Benner (1776-fl.1818). Elisabeth Petrowna (Empress of Russia)


Павильон «Эрмитаж» в Царском Селе первоначально спроектировал М. Г. Земцов. Весной 1744 года приступили к кладке фундаментов, которые к осени того же года были завершены. Однако в 1749 году фасады готового к тому времени павильона были переделаны в соответствии с новым проектом Ф. Растрелли.

Растрелли, Бартоломео Франческо. Эрмитаж в Царском Селе. Фасад. 1748 – 1753


Ф.-Б.Растрелли. Эрмитаж в Царском Селе. Фасад. 1748 – 1753


Существует также аналогичный рисунок В.И. Неелова:

Эрмитаж. Копия с чертежа Ильи Неелова (1779), около 1825


Неповторимый почерк обер-архитектора императрицы Елизаветы Петровны передают исключительно сложные ракурсы, в которых здание предстает зрителю при ближайшем рассмотрении.

А. П. Антропов (1716–1795) Портрет архитектора Бартоломео Франческо Растрелли, 1750—1760-е.


Граф Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео) Растре́лли (итал. Bartolomeo Francesco Rastrelli; также Франческо Растрелли, Варфоломе́й Варфоломе́евич Растрелли; 1700 Париж — до 29 апреля 1771) — российский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко. Сын обрусевшего итальянца Бартоломео Карло Растрелли (1675—1744).

Pietro_antonio_rotari-portrait_of_francesco_bartolomeo_rastrelliПортрет архитектора Варфоломея Растрелли. Пьетро Антонио Ротари. Вторая половина 1750-начало 1760-х гг.


Еще через два года лепных дел мастера Д.-Б. Джани и Г.-Ф. Партир установили по замыслу Растрелли 68 больших и малых капителей на колоннах Эрмитажа и 28 — на пилястрах.

А.Н. Императрица Елизавета Петровна принимает иностранных послов у Павильона Эрмитаж, 1909Бенуа А.Н. 1909


Растрелли включил в наружное убранство павильона круглую скульптуру: 8 статуй стояли на постаментах балюстрады у основания восьмигранного купола, 4 — завершали кровли четырех кабинетов. Центральный купол павильона венчала группа «Похищение Прозерпины». Кроме того, здание украшали 16 статуй, расставленных между группами колонн на фасадах кабинетов. Они стояли на постаментах, декорированных рокайлями и, судя по изображению на чертежах и гравюрах, ни одна из них не повторяла другую. Статуи Славы на больших фронтонах поддерживали великолепный картуш с вензелем императрицы.

Гравюра «Павильон “Эрмитаж” в парке Царского Села». Ефим Виноградов. Бумага, офорт, акварель. 1759 год


Динамика композиции сооружения, усиленная ритмом декорирующих фасады коринфских колонн, преобладание вертикальных членений над горизонтальными, отчетливо передал в своем изображении павильона М. И. Махаев. Исполненная по его рисунку гравюра — бесценный исторический документ, сохранивший для нас облик Эрмитажа в его праздничном барочном наряде.

Павилион “Эрмитаж” в саду Царского Села, 1760-е гг. Гравер: Алексей Ангилиевич Греков, с рисунка М. И. Махаева


К сожалению, ни одна из статуй, входивших в первоначальное убранство здания, не дошла до нашего времени, но сохранились и были скопированы редчайшие образцы русской декоративной пластики середины XVIII века, примененные в скульптурном оформлении фасадов, — гипсовые барельефы на постаментах колонн. Тематика 32 барельефов, изображающих «Игры амуров», как нельзя лучше отвечала царившей в Эрмитаже праздничной атмосфере. Помимо барельефов фасад павильона украшают фигуры атлантов, поддерживающих балконы, картуши, маскароны и другие декоративные детали.

Франц 1860 1931 Царское СелоКопаллик Франц (1860 1931) Павильон Эрмитаж в Царском Селе, 1898 г.


В 1753 году лепные украшения были покрыты позолотой, а фасады окрашены: белые колонны и наличники, золоченные лепные детали и скульптура особенно эффектно выделялись на сине-зеленом «селадонном» фоне стен. Кровля, первоначально зеленая, в 1755 году получила белый цвет, а украшавшие ее статуи и гирлянды засверкали золотом. Декоративное оформление фасадов Эрмитажа завершилось одновременно с его внутренней отделкой, начатой в 1748 году.












Установленный на площадке, вымощенной черными и белыми мраморными плитами, павильон был окружен каналом фигурных очертаний с двумя мостиками; канал окаймляла балюстрада, также украшенная статуями и вазами. Канал и Дикая роща призваны были вселять чувство меланхолического уединения, настраивать на созерцательный лад и навевать воспоминания. По словам теоретика паркового искусства К. Гиршфельда, «таинственная мрачность и темнота места, глубокое уединение и торжественная тишина, величественные предметы естества не преминут привести душу в некоторое чувствие и понудить ее к важным помышлениям».






Канал, впрочем, так и не был заполнен водой, которой в Царском Селе всегда не хватало (об этом свидетельствуют архивные источники и данные археологических исследований 2006 года), и в 1777 году по воле новой хозяйки Царского Села Екатерины II его засыпали.







В ходе реставрационных работ 2005–2006 годов канал вокруг Эрмитажа был восстановлен на основе планов, составленных В. И. Нееловым, материалов археологических исследований и рисунка М. И. Махаева. Уникальное для парковой архитектуры «фортификационное» сооружение вновь обрело исторический облик и необычную отделку из валунов и известняковых блоков.

Фото 1897 г.


Фото 1912 г.


Фото 1941 г.



Рубрики:  искусство
история
просто интересно
просто красиво
Путешествия

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку