-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Геркен

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.07.2016
Записей: 206
Комментариев: 8
Написано: 223


Золотая Менора - светильник

Воскресенье, 17 Сентября 2017 г. 19:53 + в цитатник
Цитата сообщения rinarozen ЗОЛОТАЯ МЕНОРА

1339314988_menora_tochno_kopirut_drevniy_original (447x700, 132Kb) 

 Копия Храмовой Меноры.

Иерусалим. Старый город
Эту копию подарил израильтянам украинский миллионер Вадим Рабинович. В ней 37 кг золота,отлита по чертежам,выполненным специалистами Иерусалимского института Храма.Менора стоит на улице,накрыта пуленепробиваемым прозрачным колпаком. 

 
Менора (ивр. מְנוֹרָהменора́, букв. «светильник») — золотой семиствольный светильник (семисвечник), который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма.
Является одним из древнейших символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов. В настоящее время изображение меноры (наряду с Маген Давидом) является наиболее распространённой национальной и религиозной еврейской эмблемой. Менора изображена и на гербе Государства Израиль.
Изготовление меноры (как и всей священной утвари в скинии, а также ее устройство) было предписано Богом Моисею на горе Синай .«И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него. И шесть ветвей [должны] выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его. Три чашечки миндалеобразные на одной ветви, завязь и цветок; и три чашечки миндалеобразные на другой ветви, завязь и цветок. Так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на [самом] светильнике четыре чашечки миндалеобразные, завязи его и цветки его. Завязь под двумя ветвями его и [ещё] завязь под двумя ветвями его, и [ещё] завязь под двумя ветвями его, у шести ветвей, выходящих из светильника. Завязи их и ветви их должны быть из него же, весь он одной чеканки, из чистого золота. И сделай семь лампад его, и зажжёт он лампады его, чтобы он освещал лицевую сторону свою. И щипцы к нему, и совки к нему из чистого золота. Из таланта золота чистого пусть сделают его со всеми этими принадлежностями. Смотри же, и сделай их по образцу, какой тебе показан на горе». (Исх 25:31-40)
 Храмовая менора представляла собой огромный золотой семисвечник, все семь подсвечников которого заправляли чистейшим оливковым маслом, изготовленным в специальных условиях, и этот материальный свет был воплощением света духовного, исходящего от священного Храма, который стал воплощением и олицетворением присутствия Б-га среди людей и освящал весь мир.
Из главного ствола отделялось шесть боковых ветвей – по три с каждой стороны. Каждая из шести ветвей имела по три миндалевидных чашечки, завязь и цвет: в чашечку каждого ствола вставлялась золотая лампада. Главный ствол Меноры имел четыре таких чашечки, четвертая помещалась на самом верху и предназначалась для елея и фитиля. Всего на Меноре было 22 гвиим (бокальчиков), 11 кафторим (завязей), 9 прахим (цветков). По преданию, эти указания оказались для Моисея такими сложными, что Вс-вышнему пришлось самому сотворить этот чудесный светильник.

По словам израильских исследователей Эфраима и Ханы а-Реувени:

«Древние еврейские первоисточники, например Вавилонский Талмуд, указывают на прямую связь между менорой и определённым видом растения. На самом деле, существует растение, характерное для Земли Израиля, которое обладает удивительным сходством с менорой, хотя и не всегда имеет семь разветвлений. Это род шалфея (salvia), называющийся на иврите мориа. Различные виды этого растения произрастают во всех странах мира, но некоторые из растущих в Израиле диких его разновидностей очень явно напоминают менору».

В ботанической литературе в Израиле принято сирийское название этого растения — марва (Salvia Judaica или Salvia Hierosolymitana - Шалфей Иудейский, Шалфей Иерусалимский). 

4638534_Salvia_hierosolymitana (524x700, 374Kb)

Согласно традиции, высота Меноры была около полутора метров. В Храме светильник располагался так, что ветви его указывали на север и на юг.
Чистка светильника и наполнение его чашечек маслом были обязанностью первосвященника, и происходило это по утрам. Для зажигания Меноры использовалось только то масло, которое получалось при первом отжиме олив. Перед Менорой находилась лестница в три ступени, на второй ступеньке помещались масло, лопатки, щипцы и другая утварь. Первосвященник зажигал Менору по вечерам и она должна была гореть всю ночь. В «Скинии Завета» эта лестница была сделана из дерева «ситтим» - акация, но в Храме Соломон заменил ее мраморной.
1339313804_first_temple_gallery (500x338, 59Kb)
Храм Соломона
В Храме, построенном Соломоном (10 в. до н. э.), было десять нарядно отделанных золотых менорот — пять вдоль северной и пять вдоль южной стен зала (хехал; II Хр. 4:7, ср. I Ц. 7:49–50), а также серебряные (I Хр. 28:15), но Библия их описания не дает. Меноры упомянуты в составе храмовой утвари, захваченной вавилонянами при втором взятии Иерусалима (Иер. 52:19), но не значатся в перечне предметов из Храма, возвращенных в Иерусалим при Кире (Эз. 1:7–11). Когда вавилоняне разрушили Первый Храм, все золотые меноры были сломаны; однако легенда говорит о том, что изначальная менора была спрятана и сохранена в изгнании.
Золотая МЕНОРА Второго храма была захвачена вместе с остальной храмовой утварью Антиохом IV Эпифаном в 169 г. до н. э. (I Макк. 1:21) и отправлена в Сирию. В 164–163 гг. до н. э. Иехуда Маккавей, очистив Храм, обновил всю его утварь (I Макк. 4:49–50).  Иосиф Флавий свидетельствовал, что новая МЕНОРА была золотой (Древ. 12:318) и что три из ее семи лампад горели также и днем (там же, 3:199). Он же писал, что эта МЕНОРА, захваченная римлянами при взятии Иерусалима Титом в 70 г. н. э., была отправлена вместе с другими трофеями в Рим, где император Веспасиан их поместил в построенный им храм Мира (Война, 7:158–162).
1339313940_ImageRomeArchofTitus02 (530x700, 205Kb)
Рим. Арка Тита
В честь победы над Израилем в Риме воздвигли триумфальную арку, внутри которой было изображено, как побежденные и обращенные в рабство евреи приносят менору. По мнению ученых, двойная восьмиугольная подставка этой меноры свидетельствует о том, что Тит захватил не изначальную менору, которая стояла на трех ножках, а всего лишь одну из декоративных ламп.  
1339314164_Arch_of_Titus_Menorah (700x391, 537Kb)
Разграбление римлянами Иерусалима.
Копия рельефа с Арки Тита (музей Beth Hatefutsoth).
 Из всех предметов храмовой утвари своим символическим значением Менора уступает лишь Ковчегу, в котором хранились Скрижали Завета. Однако, Ковчег Завета мог видеть только  Первосвященник  раз в году на Йом Киппур, а  Менора  выставлялась напоказ всему народу во время трёх Праздников Паломничества (Песах, Шавуот и Суккот).1339312677_10 (130x122, 9Kb)
Монета (Матитьягу) Антигона II
последнего царя Иудеи из династии
Хасмонеев (37 г до н. э.)
 
Древнейшие изображения еврейской меноры имеются на монетах   (Матитьягу) Антигона II последнего царя Иудеи из династии Хасмонеев (37 г до н. э.), на фрагменте штукатурки, обнаруженном при раскопках Верхнего города Иерусалима времён Ирода I (37-4 гг. до н. э.), на солнечных часах из раскопок у Храмовой горы (начало I в. н. э.), на стене коридора гробницы Ясона в Иерусалиме (30 г н. э.), на нескольких глиняных лампах, найденных при раскопках древнего Хеврона (70-130 гг. н. э.), и на рельефе арки Тита в Риме (после 70 г н. э.).
1339312814_11 (200x297, 33Kb)
 Начиная со II века, в диаспоре среди евреев распространяется обычай украшать изображениями меноры стены гробниц и саркофаги. В некрополе Бет-Шеарима (II—IV вв.), где были захоронены и евреи из стран диаспоры, именно на их саркофагах имеются изображения меноры. Римские катакомбы (конец II—IV вв.) изобилуют изображениями как креста, так и меноры.
В Израиле менора изображалась на мозаичных полах синагог, на фресках и росписях. Менора символизировала веру в будущий приход Мессии, каббалисты приписывали ей мистическое значение. По этой причине, изображения меноры нередки на стеклянных сосудах, печатках, камеях, амулетах и т. п. При этом, на предметах, изготовленных в Израиле, по сторонам меноры обычно изображали шофар и совок, а на изготовленных в странах диаспоры — лулав и этрог.
Начиная с середины IV в. н. э., глиняные светильники с рельефным изображением семи- и девятисвечника появляются в античных городах. Подобные керамические лампы были обнаружены в Карфагене, Афинах, Коринфе.
 1339314318_1008 (631x444, 39Kb)
Бронзовая менора (высота 12,5 см), украшавшая, видимо, ковчег для свитков Торы, была обнаружена при раскопках синагоги V века в Эйн-Геди.
 Согласно Талмуду, менору нельзя копировать полностью; поэтому в более поздних копиях отсутствуют некоторые детали, упомянутые в Библии. В античные времена менора часто изображалась на мозаиках и фресках синагог, на могилах, на сосудах, лампах, амулетах, печатях и перстнях. В средние века менора становится популярным мотивом книжных иллюстраций и обложек. В наше время менора - важный элемент синагогального искусства; в частности, ее можно увидеть на витражах, ковчегах и футлярах для Торы, а также в качестве архитектурной детали. Государство Израиль избрало менору своей эмблемой; ее изображают на печатях, монетах и сувенирах.
 1339314922_menorah (400x555, 97Kb)
Известны многочисленные мистические интерпретации Меноры и её семи ветвей.
Менора в Иудаизме символизирует: Божественный свет, Мудрость, Божественную защиту, Возрождение, Еврейский народ, Жизнь, Иудаизм, Преемственность, Чудо.
  • Древняя модель мира включала в себя семь небес, состоящих из семи планет и семи сфер. Еврейский философ Филон Александрийский придерживался подобной модели и утверждал, что семь планет — это высшие небесные объекты, доступные восприятию наших органов чувств. Он также считал, что золото меноры и свет меноры символизируют Божественный свет или Логос (Слово).
  • Иосиф Флавий писал:
«Светильник, состоящий из семидесяти составных частей, напоминает знаки, через которые проходят планеты, а семь светочей на нем указывают на течение планет, которых также семь.»
— Иосиф Флавий, Иудейские Древности III, 7:7
  • По мнению Маймонида (Египет, XIII век):
«Менора была расположена напротив занавеса для того, чтобы подчеркнуть великолепие Ковчега завета и степень оказываемого ему почёта. Ведь сам вид обители, озаряемой беспрерывным сиянием светильника, сокрытого за занавесом, способен оказывать мощное [психологическое] воздействие.»
— Маймонид, «Путеводитель заблудших», 3:45
4638534_3_43_112 (200x208, 15Kb)
Так изобразил Менору РАМБАМ  в своей рукописи. 
 
  • Дон Ицхак Абарбанель (Испания, XV век) в своём комментарии на Пятикнижие писал:
«Менора символизирует второй вид награды — награду духовную, ибо сказано: „Душа человека — светильник Господень…“. А её семь свечей олицетворяли собой семь наук, коренящихся в Божественной Торе. Все её свечи были обращены в сторону срединной свечи, а она в свою очередь была направлена к Святая Святых, символизируя тем самым, что истинная мудрость должна гармонично сочетаться с фундаментальными принципами Торы, хранящейся в Ковчеге. Менора была полностью изготовлена из чистого золота, демонстрируя тем самым, что истинная мудрость не должна быть запятнана никакими чуждыми идеями, идущими вразрез с еврейской религией. Чашечки, шары и цветки олицетворяли собой взаимосвязь различных наук и знаний, которые словно ветви на дереве разветвляются одна от другой. А сама менора была выкована из цельного слитка золота, символизируя тем самым, что все виды наук сливаются в едином источнике.»
 
  • Один из наиболее подробных анализов символического значения меноры приводит знаменитый каббалист и мистик рабби Моше Альшех (XVI век):
«Менора символизирует человека, способного принимать Божественный свет с помощью Торы и добрых дел. Именно по этой причине она была высотой в 18 ладоней, в соответствии со средним ростом человека. И хотя человек создан из грубой материи, предохраняя себя от грязи низменных и безнравственных поступков, оберегаясь от совершения греха, он может полностью очиститься и избавить себя от разного рода примесей, и, тем самым, уподобиться столь дорогому металлу как золото. Единственный способ стать подобным меноре из чистого золота — принять на себя страдания, подвергнуться испытаниям, обладающим целительной силой, очищающим человеческую душу от всякой нечистоты. И об этом сказано: „…будет выкована из цельного слитка чистого золота“ (25:36) — посредством ударов, наносимых молотом, олицетворяющих собою „удары судьбы“, испытания. <…> существуют три способности, к обузданию которых должен беспрестанно стремиться человек: (а) половой инстинкт; (б) речь… (в) еда и питье. О каждой из них говорится в тексте. „Основание“ (букв. „чресла“) означает половой инстинкт <…> И в этом отношении человек должен обладать крайней сдержанностью и смирением, для того, чтобы не росло его вожделение. А о речи сказано: „ствол“, поскольку это гортань, участвующая в образовании звуков, составляющих связную речь. Ствол меноры также должен быть выкован из чистого золота, символизируя тем самым, что слова человека должны быть немногими и потому драгоценны как чистое золото. <…> А о третьей способности сказано: „чашечки“ — намёк на бокалы, наполненные вином. А „шары“ — это еда и одежда, ибо намёк на это содержится в буквальном значении этого слова — „яблоко“ (в котором есть и мякоть и кожура, олицетворяющие собой соответственно еду и внешнее облачение). Цветки и их побеги олицетворяют собой все порождения человека — результаты его деятельности, намекая тем самым, что он не должен стремиться к получению выгоды за счёт другого, а довольствовался только тем, чего ему удалось достичь собственным трудом. Сердце того, кто поступает подобным образом, никогда не преисполнится гордыней.»
 4638534_DuraEvropas (550x452, 68Kb)

Живописная панель на западной стене над нишей для свитков Торы

в синагоге Дура-Европос (244 г. н. э.).

Обратите внимание: у семисвечника прямые ветви, как на рисунке Рамбама!

 

Мальбим, в своём комментарии к Торе, цитирует отрывок из дидактической поэмы средневекового поэта-философа р. Йедайа б. Авраам а-пнини Бедерши (XIV в.):

«Тора и Человек сообща составляют земной Светильник Господень. Тора — это пламя, порождающее ослепительные искры света от Господа, Восседающего в небесах. А две составляющие человека, тело и душа, представляют собой факел, питающийся от этого света. Тело его — фитиль, а душа его — чистое оливковое масло. Действуя сообща, факел и пламя наполняют весь дом Господень своим сиянием.»
— р. Йедайа б. Авраам а-пнини Бедерши, "Бхинат олам" (гл. 17)
  • Рав Шимшон Рафаэль Гирш в своём комментарии связывает многочисленные толкования меноры воедино:
«Если мы соберём все факты, касающиеся значения меноры в концепциях иудаизма… тогда „знание и понимание“ составят… лишь один аспект… символического значения света в Священном Писании…
…свет, который излучает менора, символизирует дух понимания и действия, который даруется человеку Б-гом…
Если мы представим менору в её физической форме, тогда её основание, которое несёт один цветок, её ствол и ветви с чашечками в форме цветов миндаля с их шишками и цветами, создаёт полное впечатление дерева, которое, стремясь вверх от корней, растёт, чтобы стать носителем этого света… Если, в то же время, мы примем в расчёт, что менора была единственным в Святилище предметом, сделанным целиком из металла, и более того, из золота, мы сможем легко увидеть, что, благодаря материалу, из которого она была изготовлена, она должна была символизировать твёрдость, стойкость, неизменность, но что её форма предполагала рост и развитие. Таким образом два аспекта меноры, материал и форма, представляют собой рост и развитие таких качеств, как твёрдость, стойкость и выносливость, которые навсегда должны оставаться неизменными…»
 4638534_10_menora_mosaic_jericho (390x400, 36Kb)
Мозаичный пол синагоги в Йерихо (6 в.н.э.) 
  • Число «7» в еврейской культуре обозначает разнообразие и гармонию естественных сил мироздания. Это полнота и законченность, проявившиеся в семи днях творения, средняя ветвь, при этом, олицетворяет Субботу.
  • Вместе с тем, число «6» — это число направлений в материальном мире (север, юг, восток, запад, верх и низ), а «семь» — символизирует время.
  • Огонь семисвечника также служил символом того, что миру недостаточно Божественного света «сверху», нужен ещё «свет снизу», создаваемый человеком. Человек не должен удовольствоваться тем светом, той духовностью, мудростью и святостью, которые Всевышний ниспосылает миру, он должен обязательно добавлять к этому свою собственную мудрость и святость. Человек мог бы сказать: «Что моя мудрость и святость по сравнению с мудростью и святостью Всевышнего? Разве могу я улучшить то, что создал Бог?» Но Всевышний для того и дал людям заповедь зажигать менору, чтобы они знали: весь свет солнца, луны и звёзд, весь духовный свет Божественной гармонии, существующей в мире, не исключает необходимости его исправления. Однако исправить мир может только человек, когда он добавляет в мир свет, и символ этого — зажигание меноры. И это «небольшое» исправление может повлиять на мир существенным образом.
  • Тора — свет и огонь, и поэтому менора должна быть изготовлена из золота, чтобы быть похожей на застывший огонь.
  • Тора — единое целое, не прибавить к ней ни буквы, ни идеи и не убавить от неё ничего. Так и менора должна быть изготовлена из цельного куска золота: при чеканке от неё нельзя было отсечь ни крошки. Даже сам Бецалель, самый искусный мастер, не знал, как это сделать.
  • Менора символизирует одновременно единство и многообразие человеческой природы: у всех нас общие истоки, мы все стремимся к общей цели, но идём к ней разными путями.
  • Ветви меноры напоминают дерево и, таким образом, символизируют Древо Жизни.
  • Менора может также рассматриваться как перевёрнутое дерево, чьё ветви-корни получают питания с небес.

1339314647_talisman_051 (275x500, 52Kb)

  • Каббалисты рассматривали менору как один из главных символов сфирот. При этом семь ветвей воплощают семь нижних сфирот; центральный ствол символизирует сфиру Тиферет (Слава) — источник «изобилия», которое перетекает в остальные шесть сфирот. Масло символизирует внутреннюю душу сфирот, источник которой — Эйн Соф (Вечный источник).
  • 67-й Псалом, который был назван равом Исааком Арамой (XV век) «Псалом Меноры», и который, по легенде, был выгравирован на щите Давида, часто записывается в форме Меноры на амулетах, камеях и в сефардских молитвенниках.
  • В практической Каббале менора рассматривается как эффективное средство защиты от злых сил.
  • По хасидской традиции форма меноры происходит от шестикрылых ангелов-серафимов (ש.ר.פ.- от корня «гореть», «сжигать»). Хасидские мистики считают, что Всевышний явился Моисею в облике серафима и заповедовал ему запечатлеть этот образ в виде семисвечника.
 В настоящее время изображение меноры (наряду с Маген Давидом) является наиболее распространённым еврейским национальным и религиозным символом. Она является популярным декоративным элементом в украшении синагог, в частности, в витражах, украшениях ковчега для свитков Торы, футляра Торы и архитектурных деталях. Её часто изображают на марках, монетах и сувенирах.
  • Когда лидеры воссозданного государства Израиль разрабатывали и принимали официальный герб, они искали древний и в то же время достоверно отражающий принадлежность к еврейству символ. Выбор естественным образом пал на менору, которая и стала основным элементом государственного герба Израиля.

1339312969_12 (180x221, 34Kb)

  • Менора на гербе Государства Израиль
  • Отлитое из бронзы пятиметровое скульптурное изображение меноры, установлено напротив входа в здание Кнессета в Иерусалиме. Автор — английский скульптор Бенно Элкана (1877—1960). Изваяние украшает 29 литых барельефов со сценами из истории еврейского народа. Эта менора в 1956 году была преподнесена в дар Израилю Британским парламентом.

1339313107_13 (180x240, 35Kb)

  • Бронзовая Менора у здания Кнессета
  • На постаменте выгравировано:

 

Менора — это символ света, веры и надежды, который вёл еврейский народ в течение четырёх тысяч лет через страдания… В его миссии — сохранение веры в справедливость…
  • Изображение меноры является также частью настенной мозаики в здании Кнессета, выполненной М. Шагалом.
Флаг Еврейской АО
  • Количество цветов радуги на флаге ЕАО соответствует количеству свеч в меноре. В данном случае подчёркивается связь меноры как иудейского символа с радугой как символа Завета Бога с Ноем — отцом всех народов.

1339313265_15 (180x186, 12Kb)

 Менора из коллекции президента США Трумэна
 
 
 
 
 

http://avrom.livejournal.com/497250.html 

 

 

Серия сообщений "Народы Руси, и неруси, и обо всём понемногу...":
Часть 1 - Без заголовка
Часть 2 - Гундяев о славянах
...
Часть 18 - Без заголовка
Часть 19 - Как изменялась карта Палестины
Часть 20 - Золотая Менора - светильник
Часть 21 - ПОЧЕМУ ЗАПРЕТИЛИ ЕВАНГЕЛИЕ ОТ АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО?
Часть 22 - Откровение от Марка Раважа
Часть 23 - Катехизис евреев в СССР

Серия сообщений "Религии авраамические":
Часть 1 - ГИКСОСЫ
Часть 2 - Без заголовка
Часть 3 - Известный ученый-атеист Энтони Флю доказал, что Бог существует
Часть 4 - Как изменялась карта Палестины
Часть 5 - Золотая Менора - светильник
Часть 6 - кто такие шимотники
Часть 7 - ПОЧЕМУ ЗАПРЕТИЛИ ЕВАНГЕЛИЕ ОТ АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО?
...
Часть 9 - Библия, которой более 1500 лет, говорит, что Иисус не был распят.
Часть 10 - Неизвестные годы Иисуса
Часть 11 - Катехизис евреев в СССР


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку