-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Пчёлка_Майя_1

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

россия в картинах

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.06.2015
Записей:
Комментариев:
Написано: 6831


Мировая живопись. Евангельский сюжет - Вход Господень в Иерусалим

Понедельник, 22 Апреля 2019 г. 00:05 + в цитатник

Предлагаю пост, который я встретила в газете "Аргументы и Факты" 

Вход Господень в Иерусалим: евангельский мотив в живописи и поэзии

Для Константина Бальмонта Вербное воскресенье ассоциировалось в первую очередь с распустившимися ветками, для Бориса Кустодиева — с народными гуляньями, а для Вячеслава Шварца — с традиционным шествием патриарха на ослике.В воскресенье перед началом Страстной седмицы христиане празднуют одно из самых важных библейских событий — Вход Господень в Иерусалим.

Картина Бориса Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот на Красной площади в Москве» (1917)

По словам всех четырёх евангелистов, в этот день Иисус Христос въехал в Священный город верхом на осле, что символизировало пожелание мира, а иудеи приняли Христа как Спасителя и устлали Его дорогу пальмовыми ветвями (в России сюжет немного «адаптировали» и заменили пальму на ветви вербы). Многие художники и поэты посвятили светлому сюжету свои произведения — АиФ.ru рассказывает, как традиции Вербного воскресенья отразились в искусстве.

Вячеслав Шварц. «Вербное воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти». 1865

У древних иудеев был обычай: правитель не входил в город пешком, а въезжал туда верхом. Если царь восседал на лошади, это означало желание войны, а на осле гости прибывали только с благими пожеланиями. Жители Иерусалима, как правило, приветствовали правителя пальмовыми ветвями. Эти традиции нашли отражение в живописи Шварца: его патриарх едет на ослике в белой попоне, а участники шествия несут пальмовые ветки.

Константин Савицкий. «Инок». 1897год.

Главным героем своего полотна художник сделал серьёзного и задумчивого послушника, который расположился у окна в Вербное воскресенье или после него — понять это можно по «пушистым» веткам вербы в цветной вазе. Он - на распутье, окончательно выбрать монашеский путь или вернуться в мир...? Готов ли служить Богу безоглядно и отречься от мира сего ,или нет ?

Стихотворение Константина Бальмонта «Вербы» (1903)

У поэта Вход Господень в Иерусалим ассоциируется в первую очередь с ветками вербы — как и у большинства православных.

Вербы овеяны
Ветром нагретым,
Нежно взлелеяны
Утренним светом.

Ветви пасхальные,
Нежно-печальные,
Смотрят весёлыми,
Шепчутся с пчёлами.

Кладбище мирное
Млеет цветами,
Пение клирное
Льётся волнами.

Светло-печальные
Песни пасхальные,
Сердцем взлелеяны,
Вечным овеяны.

Стихотворение Сергея Есенина «Сохнет стаявшая глина…» (1914)

В строках известного «певца русской природы» описание родных пейзажей перемежается с евангельскими мотивами — например, сосны и ели кричат человеку, который едет на ослике: «Осанна!» — таким восклицанием когда-то иудеи приветствовали Христа («Осанна» — хвалебный возглас и одновременно краткая молитва).

Сохнет стаявшая глина,
На сугорьях гниль опёнок.
Пляшет ветер по равнинам,
Рыжий ласковый ослёнок.

Пахнет вербой и смолою,
Синь то дремлет, то вздыхает.
У лесного аналоя
Воробей псалтырь читает.

Прошлогодний лист в овраге
Средь кустов, как ворох меди.
Кто-то в солнечной сермяге
На ослёнке рыжем едет.

Прядь волос нежней кудели,
Но лицо его туманно.
Никнут сосны, никнут ели
И кричат ему: «Осанна!»

Картина Михаила Нестерова «Вход Господень в Иерусалим»

Михаил Нестеров как православный художник тоже не мог не обратиться к библейскому сюжету: его иудеи приветствуют Спасителя, расстилая под ноги Его ослу свою одежду и «усыпая» путь зелёными ветвями.

Михаил Нестеров. «Вход Господень в Иерусалим».

Для живописца Вербное воскресенье — это не только церковный праздник, но и народные гулянья: на его полотне вверх взмывает стая птиц, и ещё сотни воздушных шаров, а нарядные люди покупают ветки вербы и угощения к празднику (в этот день верующие позволяют себе послабление в посту — например, могут есть икру).

Стихотворение Ивана Бунина «Вход в Иерусалим» (1922)

Русский классик, путешествия по Ближнему Востоку, посетил Иерусалим. Свои впечатления он передал в поэзии:

«Осанна! Осанна! Гряди
Во имя Господне!»
И с яростным хрипом в груди,
С огнём преисподней
В сверкающих гнойных глазах,
Вздувая все жилы на шее,
Вопя всё грознее,
Калека кидается в прах
На колени,
Пробившись сквозь шумный народ,
Ощеривши рот,
Щербатый и в пене,
И руки раскинув с мольбой —
О мщенье, о мщенье,
О пире кровавом для всех обойдённых судьбой —
И Ты, Всеблагой, Свете тихий вечерний,
Ты грядёшь посреди обманувшейся черни,
Преклоняя свой горестный взор,
Ты вступаешь на кротком осляти
В роковые врата — на позор,
На пропятье! 

******* 

Этот пост я нашла в газете "АиФ" Источник

Хочется дополнить другими произведениями мировой живописи что я и делаю.
Все подписи под картиной

Джотто ди Бондоне (1266-1337). Вход Господень в Иерусалим (1304-1306).

Пьетро Лоренцетти (ок. 1280-1348). Вход Господень в Иерусалим (1320)

Педро Орренте (ок. 1580-1645). Въезд Христа в Иерусалим (1640).

Жан Ипполит Фландрен (1809-1864). Вход Господень в Иерусалим (1842).

Котарбинский Вильгельм (1849-1922), Сведомский Павел (1849-1904). Вход Христа в Иерусалим (1890-е). (Владимирский собор, Киев)

Николай Кошелев (1840-1918). Вход Христа в Иерусалим (1890–1910-е).

Семирадский Генрих (1843-1902). Вход Христа в Иерусалим (1876).

Клавдий Лебедев (1852-1916). Вход Господень в Иерусалим.

Серафима Блонская (1870-1947). Девочки (Вербное воскресенье) (1900).

Жан-Лео́н Жеро́м Въезд Господень в Иерусалим

 Пьетро ди Джованни дАмброджо. Въезд в Иерусалим. 1435-40.  Pinacoteca Stuard, Parma.

Витраж в саборе Нотр-Дам-де-Лан, около 1215. с въездом в Иерусалим.

Мозаики из капеллы Палатина в Палермо. Въезд в Иерусалим.  Середина ХII в.

Benjamin Robert Haydon. ВЪЕЗД ХРИСТА в ИЕРУСАЛИМ 1814-1820 гг. 

Антонюк. Вход Господень в Иерусалим.

Вход Господень в Иерусалим . Китай, 683–770

Вход Иисуса в Иерусалим - одна из 4 фресок, написанных Чезаре Вагирини (Cesare Vagirini, ?-?) во францисканской церкви (1883 г. постр.) на Елеонской горе в Иерусалиме.

Икона иконописной мастерской "Ставрос" - Вход Господень в Иерусалим, 27х31, 2015 г.

Уральская икона. Кыштым. Первая четверть XIX в.

Уильям Гейл (William Gale), 1823–1909, Великобритания. Въезд Христа в Иерусалим (Christ’s Entry into Jerusalem), 1867.

Мозаика собора Сан Марко в Венеции, кон. 12-13 в.

Вход Господень в Иерусалим. Церковь Святой Троицы, Бутте, США

09XX_Einzug_in_Jerusalem_Bodemuseum_anagoria.JPG

Резьба по слоновой кости, 10 в

 Ð¼ÐµÑеоÑа Ñ. Ñв. Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð»Ð°Ñ ÑеоÑан кÑиÑÑкий ок. 1500-1559.jpg

Феофан Критский (ок. 1500-1559). Фреска в ц. Св. Николая в Метеоре

ваÑопед аÑон.jpg

Икона из монастыря Ватопед (Афон)

Christ_entering_Jerusalem_icon Ñинай 14 в..jpg

Синайская икона 14 в. 

The_Entry_into_Jerusalem,_ca__1400__Gold_and_tempera_on_gesso_on_wood_panel,_The_Menil_Collection.jpg

 Византийская икона, ок. 1400 г.

Syrischer_Maler_um_1220_001.jpg

Сирийская миниатюра, ок. 1220 

San_baudelio_de_berlanga1125.jpg

Сория, Испания, ок. 1125

ÐÑод ÐоÑÐ¿Ð¾Ð´ÐµÐ½Ñ Ð² ÐеÑÑÑалим. ЭмалÑ. Ðиколай ÐеÑдÑнÑкий. 1181 г..jpg

Николай Вердунский, эмаль, ок. 1181

800px-Folio_173v_-_The_Entry_into_Jerusalem лимбÑÑги.jpg

Братья Лимбург. Миниатюра "Роскошного часослова герцога Беррийского", ок. 1411-1416

441px-Master_of_the_Thuison_Altarpiece_-_The_Entry_into_Jerusalem.jpg

Мастер Тюизонского алтаря, Франция, 15 в.

GdaÅsk_Entry_into_Jerusalem 1497-1500.jpg

Неизвестный художник, ок. 1497-1500 г.

Melozzo_da_Forlì_-_Christ's_Entry_into_Jerusalem_-_WGA14788 1477-82.jpg

Мелоццо да Форли, ок. 1477-1482

Pieter_Coecke_van_Aelst_-_Intocht_in_Jeruzalem ок. 1530.jpg

Питер Кук ван Альст, ок. 1530 

rubens_58.jpg

Питер Пауль Рубенс, 1632 

Wenceslas_Hollar_-_Christ's_entry_into_Jerusalem 1607-1677.jpg

Венцель Холлар (1607-1677)

 источник

Для небезразличных к подобной тематике участников советую следующие подборки

"Се.Жених грядет в полунощи..." https://obiskusstve.com/1123507001939462675/se-zhenih-gryadet-v-polunoschipesnopenie-i-kartiny/

Страстная Седмица в картинах западных и русских художников. Песнопения  

https://obiskusstve.com/1132190073294424282/strastnaya-sedmitsa-v-kartinah-zapadnyh-i-russkih-hudozhnikov-pesnopeniya/

Рубрики:  Искусство/Живопись
Искусство/Религиозное искусство
Искусство/Русские художники
Искусство/Зарубежные художники
Православие/Икона православная
Страны и народы/Россия
Страны и народы/Европа
Богословие/Иисус Христос
Искусство/Акварель
Богословие/Великий пост
Евреи
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю