Мировая живопись. Евангельский сюжет - Вход Господень в Иерусалим |
Предлагаю пост, который я встретила в газете "Аргументы и Факты"
Вход Господень в Иерусалим: евангельский мотив в живописи и поэзии
Для Константина Бальмонта Вербное воскресенье ассоциировалось в первую очередь с распустившимися ветками, для Бориса Кустодиева — с народными гуляньями, а для Вячеслава Шварца — с традиционным шествием патриарха на ослике.В воскресенье перед началом Страстной седмицы христиане празднуют одно из самых важных библейских событий — Вход Господень в Иерусалим.
По словам всех четырёх евангелистов, в этот день Иисус Христос въехал в Священный город верхом на осле, что символизировало пожелание мира, а иудеи приняли Христа как Спасителя и устлали Его дорогу пальмовыми ветвями (в России сюжет немного «адаптировали» и заменили пальму на ветви вербы). Многие художники и поэты посвятили светлому сюжету свои произведения — АиФ.ru рассказывает, как традиции Вербного воскресенья отразились в искусстве.
Главным героем своего полотна художник сделал серьёзного и задумчивого послушника, который расположился у окна в Вербное воскресенье или после него — понять это можно по «пушистым» веткам вербы в цветной вазе. Он - на распутье, окончательно выбрать монашеский путь или вернуться в мир...? Готов ли служить Богу безоглядно и отречься от мира сего ,или нет ?
У поэта Вход Господень в Иерусалим ассоциируется в первую очередь с ветками вербы — как и у большинства православных.
Вербы овеяны
Ветром нагретым,
Нежно взлелеяны
Утренним светом.
Ветви пасхальные,
Нежно-печальные,
Смотрят весёлыми,
Шепчутся с пчёлами.
Кладбище мирное
Млеет цветами,
Пение клирное
Льётся волнами.
Светло-печальные
Песни пасхальные,
Сердцем взлелеяны,
Вечным овеяны.
В строках известного «певца русской природы» описание родных пейзажей перемежается с евангельскими мотивами — например, сосны и ели кричат человеку, который едет на ослике: «Осанна!» — таким восклицанием когда-то иудеи приветствовали Христа («Осанна» — хвалебный возглас и одновременно краткая молитва).
Сохнет стаявшая глина,
На сугорьях гниль опёнок.
Пляшет ветер по равнинам,
Рыжий ласковый ослёнок.
Пахнет вербой и смолою,
Синь то дремлет, то вздыхает.
У лесного аналоя
Воробей псалтырь читает.
Прошлогодний лист в овраге
Средь кустов, как ворох меди.
Кто-то в солнечной сермяге
На ослёнке рыжем едет.
Прядь волос нежней кудели,
Но лицо его туманно.
Никнут сосны, никнут ели
И кричат ему: «Осанна!»
Михаил Нестеров как православный художник тоже не мог не обратиться к библейскому сюжету: его иудеи приветствуют Спасителя, расстилая под ноги Его ослу свою одежду и «усыпая» путь зелёными ветвями.
Для живописца Вербное воскресенье — это не только церковный праздник, но и народные гулянья: на его полотне вверх взмывает стая птиц, и ещё сотни воздушных шаров, а нарядные люди покупают ветки вербы и угощения к празднику (в этот день верующие позволяют себе послабление в посту — например, могут есть икру).
Русский классик, путешествия по Ближнему Востоку, посетил Иерусалим. Свои впечатления он передал в поэзии:
«Осанна! Осанна! Гряди
Во имя Господне!»
И с яростным хрипом в груди,
С огнём преисподней
В сверкающих гнойных глазах,
Вздувая все жилы на шее,
Вопя всё грознее,
Калека кидается в прах
На колени,
Пробившись сквозь шумный народ,
Ощеривши рот,
Щербатый и в пене,
И руки раскинув с мольбой —
О мщенье, о мщенье,
О пире кровавом для всех обойдённых судьбой —
И Ты, Всеблагой, Свете тихий вечерний,
Ты грядёшь посреди обманувшейся черни,
Преклоняя свой горестный взор,
Ты вступаешь на кротком осляти
В роковые врата — на позор,
На пропятье!
*******
Этот пост я нашла в газете "АиФ" Источник
Джотто ди Бондоне (1266-1337). Вход Господень в Иерусалим (1304-1306).
Пьетро Лоренцетти (ок. 1280-1348). Вход Господень в Иерусалим (1320)
Педро Орренте (ок. 1580-1645). Въезд Христа в Иерусалим (1640).
Жан Ипполит Фландрен (1809-1864). Вход Господень в Иерусалим (1842).
Котарбинский Вильгельм (1849-1922), Сведомский Павел (1849-1904). Вход Христа в Иерусалим (1890-е). (Владимирский собор, Киев)
Николай Кошелев (1840-1918). Вход Христа в Иерусалим (1890–1910-е).
Семирадский Генрих (1843-1902). Вход Христа в Иерусалим (1876).
Клавдий Лебедев (1852-1916). Вход Господень в Иерусалим.
Серафима Блонская (1870-1947). Девочки (Вербное воскресенье) (1900).
Жан-Лео́н Жеро́м Въезд Господень в Иерусалим
Пьетро ди Джованни д’Амброджо. Въезд в Иерусалим. 1435-40. Pinacoteca Stuard, Parma.
Витраж в саборе Нотр-Дам-де-Лан, около 1215. с въездом в Иерусалим.
Мозаики из капеллы Палатина в Палермо. Въезд в Иерусалим. Середина ХII в.
Benjamin Robert Haydon. ВЪЕЗД ХРИСТА в ИЕРУСАЛИМ 1814-1820 гг.
Антонюк. Вход Господень в Иерусалим.
Вход Господень в Иерусалим . Китай, 683–770
Вход Иисуса в Иерусалим - одна из 4 фресок, написанных Чезаре Вагирини (Cesare Vagirini, ?-?) во францисканской церкви (1883 г. постр.) на Елеонской горе в Иерусалиме.
Икона иконописной мастерской "Ставрос" - Вход Господень в Иерусалим, 27х31, 2015 г.
Уральская икона. Кыштым. Первая четверть XIX в.
Уильям Гейл (William Gale), 1823–1909, Великобритания. Въезд Христа в Иерусалим (Christ’s Entry into Jerusalem), 1867.
Мозаика собора Сан Марко в Венеции, кон. 12-13 в.
Вход Господень в Иерусалим. Церковь Святой Троицы, Бутте, США
Резьба по слоновой кости, 10 в.
Феофан Критский (ок. 1500-1559). Фреска в ц. Св. Николая в Метеоре
Икона из монастыря Ватопед (Афон)
Синайская икона 14 в.
Византийская икона, ок. 1400 г.
Сирийская миниатюра, ок. 1220
Сория, Испания, ок. 1125
Николай Вердунский, эмаль, ок. 1181
Братья Лимбург. Миниатюра "Роскошного часослова герцога Беррийского", ок. 1411-1416
Мастер Тюизонского алтаря, Франция, 15 в.
Неизвестный художник, ок. 1497-1500 г.
Мелоццо да Форли, ок. 1477-1482
Питер Кук ван Альст, ок. 1530
Питер Пауль Рубенс, 1632
Венцель Холлар (1607-1677)
Для небезразличных к подобной тематике участников советую следующие подборки
"Се.Жених грядет в полунощи..." https://obiskusstve.com/1123507001939462675/se-zhenih-gryadet-v-polunoschipesnopenie-i-kartiny/
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |