-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Пчёлка_Майя_1

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

россия в картинах

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.06.2015
Записей:
Комментариев:
Написано: 7027


Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962) - яркий представитель русского авангарда

Понедельник, 13 Февраля 2017 г. 18:10 + в цитатник

Гончарова Наталья Сергеевна — известная русская художница-авангардистка. Её вклад в русское искусство сложно переоценить, картины считаются настоящими шедеврами, великим наследием русской культуры.

Работы Натальи Гончаровой находятся в самых известных музеях, в частности, в Русском музее Санкт-Петербурга. Выставки её работ регулярно проходят как на территории нашей страны, так и далеко за её пределами. Вдохновение художница черпала в русской иконе, народных лубочных картинках, в языческих идолах, каменных «бабах».

Гончарова Н.С. «Бабы с граблями» 1907 г. Холст, масло 117х102 см. Серпуховский историко-художественный музей.

Гончарова играла важную роль в распространении футуризма ( или кубофутуризма) в России.

Страстная поклонница русского народного творчества, она часто объединяла в своих картинах народные традиции и сюжеты с техникой кубизма.

«Павлин под ярким солнцем» (стиль египетский). 1911 г. Холст, масло. 129 x 144 см. Государственная Третьяковская галерея

Описание картины

Художница изображала одного и того же павлина в 10 стилях (в «египетском» стиле, в виде «русской вышивки», футуристическом, кубистическом и др.). Была создана целая серия под названием «Художественные возможности по поводу павлина». Он был ее символом, символом ее искусства.

Павлин был близок Гончаровой, поскольку это глубокий целостный символ. К примеру, в римском искусстве он мог обозначать триумф дочерей императора. На Востоке павлин являлся выражением души, которая из принципов единства черпала свою силу. В христианстве павлин считался образом веры в бессмертие и воскресение, а его оперение из «тысячи глаз» указывало на всеведение. Многоцветие оперения намекало на красоту мира (в Китае) и сам акт творения в исламе – символ Вселенной).

Н.C. Гончарова (1881-1962). Павлин (стиль русской вышивки). 1911 г. Холст, масло. 143,5 х 128 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Павлин может восприниматься как знак единства Бытия. Символизм его ассоциируется с теми древними синкретическими культурами, которые так полюбила художница. В египетском варианте головка и шея павлина изображены в профиль, а хвост, согласно канонам египетского искусства, развернут фронтально. При этом он как будто распластан по плоскости темного фона, выделяясь своим неповторимым оперением. Он как будто покрыт не перьями, а яркими красками, действуя на зрителя больше физиологически.

В ярких красках воплощена поистине первозданная энергия, напоминающая об аналогичных воплощениях человеческих эмоций в русском народном творчестве. Предположительно в этой картине отразилось увлечение молодой художницы картинами Гогена с их красочной экзотикой и свободой природной жизни.

Гончарова Н.С. «Стрижка овец» 1907 г. Холст, масло

«Велосипедист» 1913 г. Холст, масло. 78x105 cm. Государственнй Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Описание картины

В картине точно передана стремительная скорость движения. Мимо мчащегося велосипедиста мелькают уличные вывески и сливаются в одно целое. Быстрое движение колес передано через их многократное повторение друг возле друга.

И сам человек, пригнувшийся к рулю, расслаивается, становится подчиненным общей идее – скорости. Это основные признаки футуризма – смещение контуров, повторение деталей и вкрапление незаконченных фрагментов. Разлагая формы видимого мира, Гончарова, тем не менее, сумела создать целостный образ динамики в жизни отдельного человека.

В этой картине воплощена эстетика ХХ века – века технического прогресса и ускоренного темпа жизни.

Уже произошла 1 Русская революция 1905 года. Накануне Первой Мировой войны, начавшейся в 1914 году, неспокойная обстановка в общества была тонко уловлена художницей и выражена в невинном сюжете – условной фигуре человека на велосипеде.

Это одна из лучших картин художницы в стиле кубофутуризма. Последующее творчество Гончаровой шло в духе нового, изобретенного М. Ларионовым стиля «лучизм».

«Хоровод» 1910 г. Холст, масло Историко-художественный музей, Серпухов, Россия

Полотно относится к периоду творчества Натальи Гончаровой, отмеченному отходом от экспрессионистического примитивизма и обращением к народному искусству России.

«Архистратиг Михаил» 1910 г. Холст, масло 129.5 x 101.6 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

Гончарова Н.С. «Литургия, св. Андрей» 1914 г.

 

Гончарова Н.С. «Богоматерь с младенцем». 1911г.

Описание картины

Картина выполнена в духе русской иконографии. Художница пользовалась традиционными схемами и приемами, и в то же время ее не сковывали никакие рамки.

Богоматерь изображена в желтых одеждах с коричневыми складками. На ее левой руке сидит младенец, которого она придерживает правой. Вопреки православным традициям, ребенок не смотрит ни на нее, ни на зрителя. Простой синий фон заполнен примитивно трактованными зелеными растениями и фигурами ангелов. Условная трактовка лица Божией Матери дополняется его нетрадиционной раскраской, что характерно для лучизма.

Свободная пластическая трансформация фигур ангелов и ребенка Христа дополняется звучностью ярких красок, что отдаляет картину от иконописных канонов и ставит на достойное место среди достижений единомышленников.

Гончарова Н.С. «Покос» 1910 г.

 

Гончарова Н.С. «Урожай» (Die Ernte). 1911 г. Холст, масло. 65 x 80,5 см.
Аукцион KOLLER, Цюрих, Швейцария, 2008 г. Эстимейт € 168.220 - 233.640 евро.

Н.C. Гончарова (1881-1962). Женщина с попугаями. Начало 1910-х гг. Бумага серая, гуашь, темпера. 100,5 x 68 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

 

Гончарова Н.С. «Маленькая станция» 1911 г.

 

«Аэроплан над поездом» 1913 г. Холст, масло. 55 x 83 см
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань, Россия

После кубофутуристического периода Гончарова разрабатывала новое направление – изобретенный Ларионовым лучизм. И везде художница исходила из фигуративности, живописных построений цветотоновых лучей, стремясь создать живописно-абстрактную картину на основе переработки впечатлений от предметного мира.

Гончарова Н.С. «Кошки» 1913 г. Холст, масло. 85.1×85.7 см. Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк

 

Гончарова Н.С. «Крестьянские танцы» 1911 г.

 

Гончарова Н.С. «Цветы» 1912 г.

Холст относится к особо ценному периоду в творчестве художницы; в нем поразительно сплелись идеи и энергетика футуризма, композиционные приемы фирменного лучизма и желто-красная цветовая гамма, характерная для русского народного творчества и иконописи.
Полотно написано на стыке кубофутуризма, примитивизма, фовизма и лучизма.

Эта работа входит в число 20 самых дорогих картин русских художников, проданных на аукционных торгах.(ТОП 10 здесь).

Гончарова Н.С. «Прачки» 1911 г. Холст, масло. 102 x 146 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Полотно принадлежит к числу самых совершенных творений Гончаровой на стадии неопримитивизма. В них сюжеты из жизни простых людей лишились традиционных для русской живописи социальных оценок. Художница питала интерес к „от века“ повторяющимся занятиям женщин — жатве, сбору урожая, белению холста, стирке белья и так далее.

Лишенные пространной повествовательности и „вневременные“, эти сцены с их самоуглубленными, как бы священнодействующими героинями воспринимаются как своеобразный, идущий из древности торжественный ритуал. Этому ощущению способствуют и сдержанный колорит, и утяжеленность намеренно „упрощенных“ форм рук, ног, фигур персонажей.

В подобной стилистике исследователи творчества Наталии Гончаровой порой усматривают влияние „таитянских“ полотен Поля Гогена. Между тем она отражает увлечение художницы русским лубком и архаической пластикой древних народов — „каменными бабами“, которых и в середине ХХ века еще находили в степях южной России.

Гончарова Н.С. «Динамо-машина» 1913 г.

 

«Портрет Ларионова» 1913 г. Холст, масло. 105х78см. Museum Ludwig, Cologne, Германия

Я обожаю вас.
Вы не красивы,
Но в вас есть соблазнительное
Очарование.
И ваша красота
Бледная и угловатая
Мне кажется прекрасней,
Чем красота
Других — красивых.

Перевод с французского: Павел Алешин

Гончарова Н.С. «Натбюморт с тигром» 1915 г.

 

Гончарова Н.С. «Посадка картофеля» 1908-1909 г.

 

Гончарова Н.С. «Лен» 1908 г. Холст, масло.

 

Гончарова Н.С. «Соляные столпы» 1908 г. Описание картины

Для картины характерны большая архитектоничность, усложнение и многофигурность композиции, разнообразие ракурсов, свобода в построении форм.

Используя прием «живописного рассказа», за основу композиции Гончарова берет библейскую легенду о Лоте, но пересказывает ее с отступлением.

Точкой притяжения для кубистической трактовки является момент превращения человеческой фигуры в соляной кристалл на фоне повергаемого города.

В гончаровской трактовке в столпы превратились все участники сцены – и Лот, и его жена, и дочери, даже их будущие дети.

Многие живописно-пластические приемы перетекают из предыдущей картины «Бог плодородия», а именно – трактовка лица, особенно двойная обводка глаз, линия бровей, переходящая в нос, голова, посаженная на плечи, тонкие руки и ноги, жесткие деформации пропорций, доминирование 4-угольных форм.

В живописной разработке поверхности намечается и новый элемент – имеющий форму «ласточкиного хвоста» в изображении Лота. Здесь он еще не выявлен в достаточной степени ни функционально, ни живописно, но в последующих работах найдет свое место.

Гончарова Н.С. «Каменная дева» 1908 г.

 

Гончарова Н.С. «Крестьянки» 1910 г.

 

Гончарова Н.С. «Обнаженная негритянка». Описание картины

Эта картина – показательный пример примитивизма Гончаровой. Она дышит сверхэнергией движения натуры и динамичностью самой живописи. Одновременно она близка и Пикассо, и Матиссу.

В трактовке ступней ног, кистей рук и особенно в форме и постановке головы чувствуется пластическая близость «Дриаде» и «Дружбе» Пикассо. Штрихующий мазок на лице вызывает ассоциации с «Танцем с покрывалами».

Влияние Матисса ощутимо в группировке фигуры, изображенной в стремительном танце, позволяющем показать ее одновременно в разных ракурсах, цветовых контрастах (черная фигура на малиново-розовом фоне), в экспрессии движения, сжатости фигуры в минимальном пространстве и сверхрельефности контуров, в оптимистичности образов.

Гончарова смягчает кубистическую огранку и добивается большей пластичности изображения, по сравнению с эмоциональными изломами фигур на полотнах своих кумиров. Популярности картины способствовала культурная экспансия населения из покоренных стран, охватившая страны Европы. Увлечение новыми формами было подхвачено русскими художниками вслед за европейскими коллегами.

Гончарова Н.С. «Пустота» (1913) Холст, смешанная техника

Описание картины

Эта картина – исключение и одновременно новаторство. В творчестве Гончаровой впервые едва ли не во всей русской авангардной живописи появляется абстрактная структура в виде разноцветных концентрических колец неправильной формы.

Эта структура, имеющая биологическую, белковую форму, неустойчива по своим очертаниям, сжимающаяся и разжимающаяся вширь и в глубину, похожа на неведомую материальную субстанцию, на всплеск энергии. Она наполнена, как всегда у Гончаровой, дыханием жизни, правда, жизни другого уровня – жизни мыслящей материи.

Ритмичность и чередование синих и белых колец убывающих размеров с меняющейся шириной ленты плотной гладкой фактуры создает свое собственное пространство, перетекающее внутри этих форм, обтекаемое другим пространством, формируемое живописной массой черно-зелено-лилового цвета с матовой фактурой. Окружающее пространство становится проницаемым, несмотря на свойство темной матовой структуры поглощать весь свет.

Гончарова нарушает физику цвета и физику вещества, разрушая единство и материальную плотность, создаваемые красящими пигментами, введением белильных живописных элементов, напоминающих зеркальные блики. Плоскость всего живописного поля картины, кажется, теряет свои материальные границы. А композиция готова преодолеть их, становясь как бы иллюстрацией положения о 4 измерениях: «Картина является скользящей, дает ощущение того, что можно назвать 4 измерением, – вневременного и внепространственного…».

Материальный объем – краски, их фактура, т.е. «полное» – изображает «пустое»: «полное» рождает «пустое», объем становится категорией пространства. Картина может показаться чисто абстрактной. Если задуматься о теософских знаниях, можно представить, что центральное белое пятно – как бы обозначение туннеля, который ведет в иной мир, в мнимую «пустоту». Это потусторонний цвет. Синие кольца – своего рода ступени перехода по этому туннелю в иной мир.

Тема перехода в иной мир не впервые поднимается в творениях художниках. Подобные туннели присутствовали в работах других художников-духовидцев.  Яркий пример – «Рождение души человеческой» 1808 года немецкого романтика Ф.О. Рунге.

Истлевают звуки в эфире,
И заря притворилась тьмой.
В навсегда онемевшем мире
Два лишь голоса: твой и мой.
И под ветер незримых Ладог,
Сквозь почти колокольный звон,
В легкий блеск перекрестных радуг
Разговор ночной превращен.

Гончарова Н.С. «Ангелы, мечущие камни на город». Часть полиптиха «Жатва». 1911 г.
Холст, масло. 100 х 129 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Описание картины

Одна из 9 экспрессивных картин общего цикла под названием «Жатва».

В этой картине Гончарова строит свою религиозную картину мира. Вершина этого мира – божеский небесный мир. Все на земле вершится под его покровительством, а ангелы-воины вмешиваются непосредственно в земную жизнь, противоборствуя техницизму и урбанизму и одновременно охраняя пашни и сады. Таким образом, выстраиваются оппозиции «город-деревня» и «естественное-техническое».

Кроме того, сильна идея возмездия, небесной кары, судьбы, рока, в целом, апокалиптические настроения, соотносимые с христианской символикой. Картина создавалась художницей в период творческих исканий: лучизм, футуризм – все это было впереди. Только примитивизм и участие в «Бубновом валете» пока составляли творческий опыт Гончаровой. Так что это полотно в неопримитивистском стиле считается одной из лучших.

Как и многие другие, эта картина отличается выдающимися декоративными достоинствами. В частности, заметно ритмическое движений линий и пятен, ярко проявляется акцентированное тяготение к плоскости – земле. Все это подчеркивало стремление Гончаровой к монументальным формам.

Гончарова Н.С. «Желтый и зеленый лес». 1913г. Холст, масло. 102.5×85.5 см. Государственная галерея Штутгарта, Штутгарт

Описание картины

Один из серии «лучистых пейзажей». Все в этой картине размыто проблесками пересекающихся лучей, за ними едва угадываются очертания деревьев. В центре композиции – 2 уходящих ввысь ствола, глухого синего и коричневых тонов. Интенсивное пятно желтого цвета в кроне дерева, из которого вырываются лучи, густые зеленый и темно-синий тона доходят до абсолютной глубины цвета.

Высокие кроны деревьев – все в пересекающихся лучах. Даже в густом коричневом тоне земли вспыхивают проблески лучей света. Это привносит в пейзаж взволнованное и приподнятое, но нереальное, почти мистическое звучание.

Есть мнение, что этот пейзаж – простая иллюстрация к философским построениям П.Д. Успенского «Tertium Organum. Ключ к загадкам мира». Мистика и эзотерика переплелись в его жизненном пути с оккультизмом и целительством. Предложенная философом новаторская модель Вселенной, в которой не 3, а 4 измерения, в том числе время. Также призывал к созданию мира на основе идеи синтеза Психологии и Эзотерики, что вело к высшему уровню осмысления и осознания жизни человека.

Н.C. Гончарова (1881-1962). Житие святых великомучеников Фрола и Лавра. Лубок. 1912-1913 гг. Бумага, гуашь. 86 х 77,5 см. Частное собрание, Лондон.

Родилась 16 августа 1881 года в деревне Ладыжино Тульской области. Наталья воспитывалась в семье архитектора. Этот род принадлежал к старинному роду Гончаровых.

Увлекшись искусством, Гончарова начала обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое продолжалось с 1901 по 1909 год. Сначала Наталья занималась преимущественно скульптурой, а впоследствии стала увлекаться живописью. Первым наставником начинающей художницы стал К.А. Коровин. При этом скульптурные работы художницы тоже получили высокую оценку.

Ранними работами Гончаровой стали картины в духе импрессионизма. Эти полотна успешно экспонировались на выставках «Мира искусства» и МХТ. Позднее она получила приглашение от С.П. Дягилева. Он предложил начинающей художнице участвовать в Осеннем Салоне в Париже.

Испанки (Гальский петух) (1916г, Бумага, графитный карандаш 64,2 х 49, Третьяковская галерея, Москва)

В этот период Гончарова пишет в основном улицы со старинными зданиями, городские парки в технике пастели. Особенности мировосприятия, прослеживающиеся в этих полотнах, явно говорят о влиянии на художницу творчества мастеров группы «Наби». Однако тот нежный лиризм, который отличал работы раннего периода, вскоре уступил место последовательному неопримитивизму.

Н.C. Гончарова (1881-1962). Зима. 1911 г. Холст, масло. 118 х 99 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Еще во время обучения в училище Гончарова знакомится с М.Ф. Ларионовым.

Вскоре это знакомство приведет к теплым отношениям, а Ларионов станет супругом художницы. Вместе с ним Гончарова участвовала в различных русских и европейских выставках. Творческий подъем молодой художницы был связан с 1906 годом, когда Гончарова вплотную занялась картинами в духе примитивизма. Художницу привлекает тематика крестьянского искусства. Она стремится познать сущность творчества народа во всей его глубине.

Н.C. Гончарова (1881-1962). Иней. 1910-1911 гг. Холст, масло. 101 х 132 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Позднее Гончарова будет работать и в других стилях, активно используя традиции разных эпох. В это время появляются картины «Мать», «Хоровод», «Уборка хлеба», «Евангелисты».

В 1913 году Гончарова много работает над иллюстрациями к литературным произведениям, среди которых издания С.П. Боброва, А.Е. Крученых, В.В. Хлебникова. С 1914 года художница оформляет театральные постановки, такие как «Золотой петушок».

Н.C. Гончарова (1881-1962). Московская зима. 1910-1911 гг. Холст, масло. 100 х105 см. Ульяновский областной художественный музей.

 

Н.C. Гончарова (1881-1962). Жатва (La Moisson). 1911 г. Холст, масло. 74,5 х 99,5 см. Картина продана на аукционе за $357.740 дол.

В поздний период творчества Гончарова создает много работ, поддерживающих идею беспредметного искусства. В это время появляются картины «Лучистые лилии», «Орхидеи».

В 1915 году Гончарова вместе с мужем уезжает во Францию. Здесь жизнь художницы и оборвется 17 октября 1962 года.

Н.C. Гончарова (1881-1962). Евангелисты (Евангелист в синем, красном, сером и зеленом). 1911 г.
Холст, масло. 204 х 58 см. (каждая часть). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

 

Наталья Сергеевна Гончарова. Цветы осени.  Холст, масло. 72 x 59 см. Частное собрание

 

Сирень (1906, Холст, масло, Нижегородский художественный музей)

 

Наталья Сергеевна Гончарова «Автопортрет с желтыми лилиями», 1907–1908, холст,масло, 58,2 х 77 см, Государственная Третьяковская галерея

источник http://www.avangardism.ru/goncharova-pavlin.html

Рубрики:  Искусство/Живопись
Искусство/Русские художники
Страны и народы/Россия
Женщина и ее мир
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку