....Берта Моризо.Сад в Буживале.1884 г.
Музей Мармоттан-Моне (Париж, Франция)
Французская художница Берта Моризо (годы жизни 1841-1895) полностью завершила картину «Сад в Буживале» в 1884, а в период с 1881 по 1884 годы она написала в этой локации огромное количество и других картин.
На весь этот период художница сняла дом в Буживале и проводила здесь каждое лето, наслаждаясь большим садом и отдыхая вместе с близкими друзьями и семьёй. Это очаровательное место неизбежно будет использовано в качестве вдохновения и для ряда других творений Моризо, среди прочих можно особо выделить следующие: «Сказка» (1883 год), «Эжен Мане и Его Дочь Жюли в Саду» (1883 год), «Рыжеволосая Девушка, Сидящая на Веранде» (1884 год), ещё один «Сад в Буживале» (1884 год) и «Мальвы» (1884 год).
Все эти картины будут представлять собой замечательное сочетание только дома и сада с добавлением нескольких человеческих фигур. Садовая обстановка была вполне себе обычным явлением в период импрессионизма и позволяла творцам использовать природу, но без трудностей с обустройством сцены на открытой местности.
Двумя самыми известными картинами импрессионистов, действие которых происходит в садах, вполне возможно, являются «Терраса в Сент-Адрессе» (1867 год) кисти Клода Моне (годы жизни 1840-1926) и «На Скамье» (1879 год) от Эдуарда Мане (годы жизни 1832-1883). Вероятно, вы помните ещё одну знаменитую картину Пьера-Огюста Ренуара (годы жизни 1841-1919), действие которой происходит в том же городе, она носит название «Танец в Буживале» (1883 год). Фактически, жизни всех этих художников были настолько взаимосвязаны, что их семьи часто появлялись в карьерах друг друга, как правило, на различных портретах.
Ещё одним дополнительным аспектом данной работы является то, что некоторые члены движения импрессионистов на самом деле были ещё и заядлыми садовниками, часто искавшими спасения от шумной и суетливой городской жизни в среде растений и цветов собственных зелёных садов. Возможно, Гюстав Кайботт (годы жизни 1848-1894) был самым увлечённым из них, он-то и подарил нам такие произведения искусства, как «Сад в Пети-Женвилье» (1893 год) и «Апельсиновые Деревья» (1878 год).
Точный адрес именно дома Моризо – улица Принцессы, 4; в наши дни считается, что в нём находится небольшая медицинская клиника. В год написания этой картины Берта провела здесь всё лето со своим мужем Эженом Мане (годы жизни 1833-1892) и их общей дочерью – Жюли Мане (годы жизни 1878-1966). Они оба появляются на многих её картинах, а семья и друзья вдохновляют собой большую часть творений художницы. В то время во французском обществе в жизни женщин доминировали все эти социальные круги, что точно гарантировало, что большинство женщин-художниц сосредоточатся именно на подобных темах.
Лишь несколько позднее женщины начали пользоваться в своей жизни большей независимостью, что и отразилось в новых видах художественного искусства, которые они тогда создавали. Тем не менее, Моризо всегда старалась изобразить жизнь женщин в позитивной, мощной атмосфере в форме праздника, а не сосредотачиваться на том, что было никак невозможно в ту пору.
Еще несколько картин той поры...
Берта Моризо «Эжен Мане с дочерью Жюли в Буживале» (ок. 1881)
Музей Мармоттан, Париж
На веранде. Берта Моризо
После обеда Берта Моризо
Эжен Мане на острове Уайт, Берта Моризо, 1875 год. \ Фото: altertuemliches.at.
Летний день, Берта Моризо, 1879 год. \ Фото: bettina-wohlfarth.com.
На берегах Сены в Буживале, автор Берта Моризо, 1883 год.
Молодая девушка и борзая, Берта Моризо, 1893. \ Фото: chegg.com.
Пастушка отдыхает, Берта Моризо, 1891 год. \ Фото: tgtourism.tv.