-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в сверстница

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.01.2015
Записей: 788
Комментариев: 13
Написано: 876


Фикус Бенджамина. Формирование кроны. Сращивание стволов. И густая листва

Понедельник, 04 Июля 2016 г. 19:28 + в цитатник
Цитата сообщения IngaSpb

 

Добрый вечер! Сегодня решила  поделиться своим опытом выращивания, размножения, формирования кроны и сращивания стволов  фикуса Бенджамина.

У меня мелколистный сорт "Наташа". Как и многие цветоводы, я не смогла устоять перед покупкой этого красивого растения  с  такой густой листвой, что даже ветвей не видно. 

Несколько лет назад купила фикус высотой 25 см. - кустик из 9 стволов.

Предварительно  прочитала много информации о его содержании и постаралась учесть все ошибки, которые можно допустить в уходе. Предоставила фикусу  много рассеянного света, поливала теплой и мягкой водой (дождевой или талой снеговой), часто опрыскивала, досвечивала зимой,  кормила  в соответствии с потребностями этого  растения. Регулярно делала весной перевалку в более крупный горшок - в землю для фикусов.

А зимой на батарее под подоконником  всегда стояла "ванна" с водой для увеличения влажности.

В результате "Наташка" росла крепкой и здоровой:-)

За каждый год  растение вырастало на 40 см. Правда все выросшие новые листья были больше в размерах, потеряли свою изящную форму в виде изогнутой лодочки, а междоузлия стали в два раза длиннее, но у меня ведь квартира, а не оранжерея.  Я радовалась уже тому, что фикус  не терял листиков и рос быстро. Пять стволов стали лидировать, задавив четыре  крайних, которые так и остались тонкими и невысокими, но листвы тоже не сбрасывали. 

И вот через три года фикус уперся в потолок оконного проёма. И, как бы в знак протеста, начал желтить нижние  листья.

Вообще-то, я знала, что лист этого фикуса в среднем живет два-три года, а затем отмирает, но за годы  благополучного роста я как-то об этом забыла. И когда началось пожелтение, чуть не наделала с перепуга  глупостей. 

Проверила корни - всё в норме: не тесно, не залила, не засушила. "Неужели не хватает питательных веществ", - подумала я. Но раз всегда подкармливала одинаково, всё же хватило ума снова перечитать информацию о причинах  пожелтения, прежде чем устроить передоз удобрениями. И тут я поняла, что осыпаются именно те листья, которые выросли давно, и я немного успокоилась.

Фикус пришлось переставить с подоконника чуть ниже - на стол около окна, так как макушка  стала пригибаться в поисках света.

Когда растение достигло высоты 170 см., пришлось поставить его на пол.  Стволы внизу к этому времени заметно  оголились. Предполагаю, что естественный листопад  усиливался еще и тем, что во время последней пересадки фикусу достался глазурованный  горшок.  До этого он рос  в  горшке из шамота, который и дышит, и соли лишние выводит.

И вот тут я впервые решилась  обрезать фикус.

Макушка у него была вполне красивая и было жаль отрезать  ветви  со свежими листочками, но красота требует жертв. Мне хотелось, чтобы листва у фикуса была густой не только сверху, но и по всей высоте.

И я укоротила весной на  30 см.  каждый высокий  ствол,  а заодно и   все боковые ветки немного подрезала, придавая кроне  овальную форму.

Настригла черенков и поставила укореняться в воду.  А сам фикус  опрыскивала  Эпином раз в три дня  в течение 10 дней.

И стала ждать молодые побеги.

Особенно тщательно осматривала нижнюю часть стволов, ведь именно там мне хотелось получить  прирост.

И  к моей радости это случилось. Новые побеги вылезли сразу отовсюду. Некоторые, что росли внутрь кроны,  даже пришлось вырезать. Всего  появилось около 30 новых веточек.

И в конце лета фикус выглядел вот так.

К этому времени я нашла ему  новое постоянное место на тумбочке возле балконной двери.  Тут было достаточно светло, да и сам не мешался на пути.

В течение следующих двух лет он радовал меня своим красивым видом. На нем даже гнездились птицы:-)

  А тем временем подрастали   "детки" фикуса. 

Шарообразная форма кроны

Удача с первой обрезкой  подтолкнула  меня на новые подвиги:-) 

К этому моменту в цветочных магазинах вошел в моду   фикусный "бренд".  Несколько черенков, посаженные очень близко друг к другу, пеленали внизу  мешковиной, стягивая стволики, а сверху получался этакий пышный шарик  густой листвы.  Выглядит эта имитация  приземистого дерева с толстым стволом и шарообразной  кроной действительно красиво. Но это  до поры до времени.

Если покупатель не догадается дома срочно снять мешковину,  убрать гниющие без света листья и освободить стволики из "плена",  то вскоре от кроны ничего не останется. Так и случилось у моей соседки, которая купилась на этот дешевый трюк.

Но мне понравилась сама идея шарообразной кроны  куста.

И я посадила  укорененные черенки, которые срезала во время обрезки фикуса, все вместе   по центру горшка. 

Росли они  медленно, мешая друг другу.  Все ветки, растущие   внутрь кроны,  постоянно вырезала. Но в результате получился  вполне красивый кустик.

10 см. от земли все стволики  очистила от листвы, а макушки стала регулярно подстригать, чтобы они ветвились.

На сегодняшний день высота  куста 50 см.  и почти столько же в ширину.

"Модную стрижку" приходится делать регулярно, так как отрастают ветки быстро и прирост не одинаковый:  более сильные стволы растут быстрее. После обрезки сразу опрыскиваю Эпином.

На фото рядом с фикусом-шариком в ванне стоят уже укорененные его  собственные "детки":-)

Листва очень густая.  Вот что делает с фикусом  постоянная  обрезка и прищипка точек роста.

А что же старый фикус?

Я изредка прищипывала ему все веточки, чтобы листва была гуще, так что вырос он совсем мало, ведь время интенсивного роста у него уже прошло. Со дня первой обрезки  прошло уже почти три года. То есть снова настало время  менять старую листву на новую.   К тому же зима 2011 выдалась у нас очень теплой и облачной, а стало быть, тёмной. Не спасала даже подсветка. В результате  крона снова заметно поредела. Мало того, что облетали те листья, чей срок пришел, так еще усиливался листопад  от недостатка света. 

В самые темные дни зимы я даже убирала фикус от окна и ставила рядом с центральной люстрой,  потому что света из окна было  меньше, чем от электричества. Чтобы помочь бедолаге, перевалила в горшок из шамота. И он сразу "облегчил" запасы лишних солей на стенки горшка. Смыв соль, я тоже за него порадовалась.  Хоть и поливаю чаще всего мягкой водой, но в июне -июле так мало дождей, что приходится поливать отстоянной водой из-под крана, а она всё же у нас жестковата.

На полу он смотрится совсем небольшим со своим 150 см. роста, но вот этот уголок комнаты очень  украшает.  Хотя постоянно тут стоять ему,  конечно, нельзя: в солнечные дни у окна гораздо светлее.

Тем более, к стене рядом с балконной дверью прибили зеркало, чтобы оно отражало свет от люстры и подсвечивало фикус  из угла.

Я надеялась, что за это лето листвы прибавится. Но увы. Пожелтение и опад прекратились только к середине лета, но новых листиков добавилось чуть-чуть.

Сейчас  моя старушка "Наташка", вернее, "Наталия Фикусовна" угрюмо переживает свою последнюю зиму в  прежнем обличии. Листики время от времени продолжает сбрасывать. Всем своим видом показывая, что её пора омолаживать. Чем и займусь весной.  Собираюсь сделать ей такую же круглую стрижку, как у  её  "старшей дочки". Крона должна получится  шириной 80 см.  В конце следующего лета (если доживем и выживем) вы её не  узнаете, уважаемые цветоводы!  В том смысле, что  или вся облетит, или станет красавицей - это уж как повезет. wink

Перемена места

Кстати, со временем  я для себя   развенчала миф о том, что фикусы не терпят перемены места и сбрасывают от этого листву.   Да, они трепетно относятся к перестановке. И у меня был случай, когда я переставила фикус из спальни на кухню, и он через пару недель начал желтить листочки. Пришлось  поставить его на старое место  - потом долго  боялась его трогать:-)  Но затем  опытным путем кое-что выяснила.

Фикусы не  боятся перестановки,  если в следующем месте условия гораздо лучше, чем на прежнем. Вот если он стоит в  метре от окна и  летом его поставить на подоконник на свежий  воздух, где нет сквозняков, нет палящего солнца, но много света, то он прекрасно себя почувствует и будет наращивать  листву. 

Но если после этого его снова поставить  в глубину комнаты, то  сразу "закапризничает"  и сбросит листья.   А если оставить на подоконнике, но только закрыть окно, то "вздохнет, но не загорюет":-)  Правда я всё равно  "утешаю" Эпином, опрыскивая разок, другой после смены условий. 

Сращивание стволов

"Внуки"  пошли еще дальше "деток":-)   Теперь шарообразной кроны мне стало мало, и я решила сформировать шарообразную крону на высоком переплетенном  стволе.

Для эксперимента попробовала срастить всего три  стволика.

Укоренила три черенка и стянула их друг с другом.  Правда ствол  у меня вышел  корявенький, но первый блин комом. В месте переплетений  стянула не медной проволокой, как рекомендуют, а  тем, что было под рукой. А под рукой оказались металлические и пластмассовые гибкие полоски, которыми упаковывают пакетики с зернами кофе.

Росли стволики очень медленно, но за год срослись.

Теперь выращиваю крону до нужной высоты, чтобы потом начать её стричь в виде шара.

Вот промежуточная "фотосессия" будущей супер-модели:-) 

Мох лежит просто для красоты на время съемки.  Это как раз тот мох, который срезала осенью с той композиции, где у меня растут в одной плошке две драцены. Кто заходил в мой предыдущий пост, видел.

В будущем  предстоит центральный корень обрезать, чтобы ствол начал расти в ширину.  Ну а пока  фикусу нужно подрасти  еще на 20-30 см.  Деревце  планирую высотой  70-80 см. Сейчас -50.

И напоследок покажу, как  два не очень больших фикуса, стоя на одной цветочной стойке, могут выглядеть как одно целое:-)

Серия сообщений "Комнатные цветы":
Часть 1 - Королевская пеларгония
Часть 2 - Цикламен
...
Часть 16 - Секреты ухода за гибискусом
Часть 17 - Как съесть авокадо и вырастить из косточки дерево
Часть 18 - Фикус Бенджамина. Формирование кроны. Сращивание стволов. И густая листва
Часть 19 - Как правильно посадить фиалку из листа
Часть 20 - КАКОЙ ГОРШОК НУЖЕН ДЛЯ ФИКУСА
...
Часть 24 - 8 ПРАВИЛ УСПЕШНОГО ВЫРАЩИВАНИЯ АМПЕЛЬНЫХ СОРТОВ ПЕТУНИЙ.
Часть 25 - Маранта
Часть 26 - Выгонка ГИАЦИНТОВ в домашних условиях
Рубрики:  цветы

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку