-Видео

 -Всегда под рукой

/xflash.ucoz.ru/ogor/357.swf]

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Светлана_Целуйко

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

музыка сад-огород-дача ландшафтный дизайн поделки

 -Постоянные читатели

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) ПОМОЩЬ_НОВИЧКУ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.11.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 64


Звуки музыки: физика, мистика, интеллект

Пятница, 22 Июля 2016 г. 20:43 + в цитатник
Цитата сообщения Barucaba Звуки музыки: физика, мистика, интеллект

Звук - наименьший структурный элемент музыки, её, как казалось до сравнительно недавнего времени, непоколебимая основа, универсальный первокирпичик. Вопрос звука неразрывно связан с признанием или отрицанием социокультурной обусловленности восприятия музыкального звука. Так, существует довольно распространённая точка зрения, в соответствии с которой "звуки сами по себе никакой эмоциональной выразительностью не обладают и из анализа свойств самих звуков мы никогда не сумеем вывести законов их воздействия на нас. Звуки становятся выразительными, если этому способствует  смысл слова"*. В такой позиции, безусловно, имеется рациональное зерно: если верно, что "на любой тон мы проецируем какое-то своё внутреннее напряжение"** (а это действительно так или как минимум вполне возможно, что так), то абсолютного значения этот любой тон иметь не может.

 

Худ. Светлана Богатырь

Однако существует и принципиально иной подход к решению данной проблемы. Например, музыковед Э. Ганслик (19 в.) считал, что "звуки уже от природы и по отдельности обладают символическим значением, воздействующим на нас помимо всякого художественного намерения и до него". Проводя аналогию с другими видами искусства, он утверждал, что "каждый цвет наделён для нас специфическим характером", поскольку "каждый цвет - сила, самой природой приведённая во внутреннее соответствие с определёнными настроениями" ***.

Звуки музыки )



Близкая точка зрения была сформулирована и в советском музыкознании. В соответствии с ней "даже взятые в отдельности музыкальные звучания обладают уже первичными выразительными возможностями. Каждое из них способно вызвать физиологическое ощущение удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоения, напряжения или разрядки."

Творчеством В.В. Кандинского и его многочисленных последователей было фактически доказано самостоятельное значение цвета.  О цветовых представлениях, вызываемых в воображении слушателя звучанием определённого тона, говорили и Н.А. Римский-Корсаков, и А.Н. Скрябин (разработавший даже специальную схему, при помощи которой показал соответствие тональностей цветовому спектру). 


File:Scriabin keyboard.svg

Соответствие цветов и тональностей по Скрябину


Примеры цвето-тональных ассоциаций некоторых русских композиторов



Тональность

А.Н.Скрябин

Н.А.Римский-Корсаков

Б.В.Асафьев

До мажор

красный

белый

 

Соль мажор

оранжево-розовый

светлый, откровенный; коричневато-золотистый

изумруд газонов после весеннего дождя или грозы

Ре мажор

желтый, яркий

дневной, желтоватый, царственный, властный

солнечные лучи, блеск именно как интенсивное излусвета (если в жаркий день смотреть с горы Давида на Тифлис!)

Ля мажор

зеленый

ясный, весенний, розовый; это цвет вечной юности, вечной молодости

скорее радостное, пьянящее настроение, чем световое ощущение, но как таковое приближается к Ре мажору

Ми мажор

сине-белесоватый

синий, сапфировый, блестящий, ночной, темно-лазурный

ночное, очень звездное небо, очень глубокое, перспективное

Си мажор

сине-белесоватый

мрачный, темно-синий со стальным серовато-свинцовым отливом; цвет зловещих грозовых туч

 

Фа-диез мажор

сине-яркий

серовато-зеленоватый

кожа зрелого апельсина (соль-бемоль мажор)

Ре-бемоль мажор

фиолетовый

темноватый, теплый

красное зарево

Ля-бемоль мажор

пурпурно-фиолетовый

характер нежный, мечтательный; цвет серовато-фиолетовый

цвет вишни, если ее разломать

Ми-бемоль мажор

стальной цвет с металлическим блеском

темный, сумрачный, серо-синеватый (тональность "крепостей и градов")

ощущение синевы неба, даже лазури

Си-бемоль мажор

стальной цвет с металлическим блеском

несколько темный, сильный

ощущение цвета слоновой кости

Фа мажор

красный

ясно-зеленый, пасторальный; цвет весенних березок

 


А. Скрябин - Этюд ре-диез минор



Но раз звук может вызывать хотя и, безусловно, субъективное представление о том или ином цвете, значит, каждый тон несёт в себе некую информацию, которую просто нужно уметь считывать. Кроме всего прочего, не будем забывать, что вопрос о наличии у звука индивидуального характера был решён положительно уже много столетий назад. Например, в культуре Древней Индии существовало представление о том, что каждой из семи ступеней звукоряда присущи пол и форма, что ей соответствуют определённые цвет, планета, божество, что в ней сидит бог именно этого звука, что последний обладает особой эмоциональной окраской и, даже будучи воспроизведён отдельно, способен вызвать у слушателя специфическую эстетическую реакцию. Звук воздействует на души, но его воздействию доступна более тонкая, чем цвету, их форма (при этом звук и цвет неразрывны, как жизнь и свет). 


Потрясающе красивый индийский классический танец



 

Эта врождённая склонность музыки к выполнению разнообразных прикладных задач, её способность создавать нужный эмоциональный фон, требуемое в данный момент психологическое состояние (у отдельного ли человека, у значительного числа людей) сохранялись на протяжении всей её истории и вновь расцвели пышным цветом в сравнительно недавнее время.

Особенность уже целого музыкального произведения заключается в том, что оно, как и любое художественное явление, воспринимается не просто как физический объект и оказывает не только физическое воздействие, но вызывает и сложные психофизиологические и собственно психические реакции. Физического зрения и слуха для его постижения  явно недостаточно и в смотрении и слушании должно присутствовать некое интуитивно-разумное, мистическое и в то же время неразрывно связанное с интеллектом начало, без участия которого проникновение в суть вещей, особенно если эти вещи имеют отношение к искусству, невозможно. "Главное в музыке - это неслышное" - высказался по этому поводу психолог Б. Христиансен. 


Шедевр Ференца Листа "Un sospiro" в прекрасном исполнении Клаудио Аррау



Хотя Л. Стоковский отстаивал точку зрения, что "В музыке каждый должен думать и чувствовать за себя", а поскольку все мы разные, постольку "и восприятие музыки у всех людей разное" ****, тот факт, что миллионы людей способны получать удовольствие от одних и тех же музыкальных произведений, вселяет надежду на то, что они, несмотря на свою непохожесть, всё-таки способны прийти к взаимопониманию, в том числе и по другим, гораздо более приземлённым, практическим, но немаловажным вопросам.

Бах - Стоковский



В результате существенным фактором становится то, на основе чего они объединяются, какую музыку слушают и как её воспринимают и понимают. Секрет заключается в том, что подлинное искусство помогает человеку формировать и сохранять свою самость, в то время как эрзац-искусство (или суррогат — неполноценный заменитель) нивелирует (устраняет, уничтожает) его индивидуальные, личностные черты и особенности. В первом случае появляется основание для общения индивидуализированных личностей, во втором - происходит объединение деиндивидуализированных "человеков-массы" (термин Х. Ортега-и-Гассета), хотя как в первом, так и во втором средством объединения является музыка. Просто музыки эти очень разные...

* Выготский Л.С. Психология искусства

** Мазель Л.А. О природе и средствах музыки: теоретический очерк

*** Ганслик Э. О музыкально-прекрасном // Музыкальная эстетика Германии ХIХ века

**** Стоковский Л. Музыка для всех нас

Акопян К.З. Мировая музыкальная культура

Рубрики:  музыка
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку