Цитата сообщения Шахма
strong>
ВОКРУГ ДА ОКОЛО ПАРИЖА
1.
Пьер Огюст Ренуар , «Яхтсмен из Шату», 1879
Сегодня мы бы назвали эти места «тусовочными»: прогулки по самым живописным уголкам Франции массово совершали художники-импрессионисты. Последуем за ними и мы: в багаже рисовальщиков — холсты , кисти и краски , а в нашем саквояже — картины , фото , увлекательные истории и даже рецепты. В путь!
2.
Пьер Огюст Ренуар
Сена в Шато
«Впечатленцы» — именно так в вольном переводе с французского звучит меткое определение , которое с легкой руки фельетониста Луи Леруа обозначило крупное течение в европейском изобразительном искусстве. Импрессионисты действительно гнались за впечатлениями , пытаясь уловить цветовое изобилие , переменчивую игру бликов , передать сиюминутную эмоцию.
Пленэр стал божеством, которому они поклонялись, а работа на открытом воздухе — основным методом воплощения в живописи тонких состояний окружающего мира.
3.
![скачанные файлы (14) (700x584, 500Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/11/128/575/128575412_SRRSRRRSR_SRRRS__14_.jpg)
Пьер Огюст Ренуар
Клод Моне за работой в Аржантейе
К тому времени уже были запатентованы удобные тюбики для масляных красок, и труд художника стал легче в самом буквальном смысле — ведь больше не нужно было тащить с собой на природу хрупкие стеклянные флаконы , громоздкие деревянные ящички или свиные пузыри , в которых обыкновенно хранились заранее приготовленные краски. Доселе для выхода на пленэр приходилось иной раз и слугу нанимать , чтобы было на кого навьючить оборудование и материалы , а также провиант на целый день! Теперь же путешествие , поездка , прогулка стали заманчивым необременительным приключением в поисках живописной натуры.
Давайте проследим , какие места Франции особенно влекли «ловцов впечатлений»
Берта Моризо
Эжен Мане с дочерью в Буживале
1881
С середины XIX века среди парижан стремительно вошли в моду летние развлечения на лоне природы. Особо притягательны были излучины Сены к северо-западу от столицы , где течение реки ниже городка Аржантёй , между деревушками Шату и Буживаль образовывало острова. Горожанам было удобно добираться туда по недавно открытой Сен-Жерменской железной дороге. Всего-то 20 минут пути — и вы на станции Шату , а там рукой подать до увеселительных заведений , уютно расположенных над водой.
![скачанные файлы (16) (600x355, 72Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/11/128/576/128576318_skachannuye_fayluy__16_.jpg)
Гравюра Альбера Робида (1848 — 1926)
«Генгетт» — так называли французы загородные кабачки , в которых можно было не только отлично перекусить , но и потанцевать. Сюда тянулась самая пестрая публика — почтенные буржуа , представители богемы , проходимцы и авантюристы всех мастей. Прибывали как семействами , так и парами или развеселыми компаниями. Одиночки приезжали в прибрежные ресторанчики в надежде завязать новые знакомства. Пикники , купание и катание на лодках сопровождались шумом и гамом , смехом и откровенным флиртом. Неудивительно , что французским импрессионистам приглянулись эти места: где еще найдешь столько разнообразных типажей и сюжетов для новых работ?
![скачанные файлы (17) (471x700, 51Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/11/128/576/128576432_skachannuye_fayluy__17_.jpg)
Пьер Огюст Ренуар
Танец в Буживале
1883, 181.9×98.1 см.
Остров Шату , регион Иль-де-Франс
Город Шату (Шато , фр. Chatou) расположен на севере Франции , в департаменте Ивелин региона Иль-де-Франс , в 10 километрах западнее Парижа , на берегу Сены. Мост через Сену соединяет здесь Ивелин с департаментом О-де-Сен
![скачанные файлы (18) (700x553, 71Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/11/128/576/128576524_skachannuye_fayluy__18_.jpg)
Пьер Огюст Ренуар
Мост в Шато
Припоминаете , один из персонажей фильма «Амели», «Стеклянный человек», писал копию «Завтрака гребцов» Огюста Ренуара? Вовлекая Амели в своеобразную психологическую игру , он пытался вообразить чувства героев полотна. На самом же деле истории известны не только имена реальных лиц, запечатленных художником , но и отношения , которыми те были связаны между собой. Не составляет секрета и название места , запечатленного в живописной работе: «Завтрак гребцов» написан в загородном ресторанчике «Дом Фурнез», расположенном на острове Шату , где так любили бывать импрессионисты.
![скачанные файлы (19) (700x516, 74Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/128/576/128576557_skachannuye_fayluy__19_.jpg)
Пьер Огюст Ренуар
Завтрак гребцов
1881, 129.5×172.7 см
Купив в 1857 году участок земли прямо под мостом , семейство Фурнез открыло здесь прокат лодок и небольшой отель с рестораном под вывеской «Auberge du Père Fournaise» — «Заведение папаши Фурнеза». Здесь любили погостить Клод Моне , Альфред Сислей , Камиль Писарро , Эдуард Мане , Берта Моризо , Гюстав Кайботт , Эдгар Дега , писатель Ги де Мопассан.
1.
Пьер Огюст Ренуар. Портрет месье Фурнез
2.
![скачанные файлы (21) (700x427, 371Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/11/128/576/128576774_SRRSRRRSR_SRRRS__21_.jpg)
Берта Моризо
Летний день
Ренуар же с 1868 по 1884 годы был здешним завсегдатаем. Считая пансион самым очаровательным местом под Парижем , он создал здесь не менее трех десятков своих полотен. К тому же радушный хозяин , отказываясь от наличных , охотно принимал расчет этюдами , что было немаловажно для художников в тот период , когда они , еще только мечтая о признании , отчаянно нуждались в заказах и деньгах.
![скачанные файлы (22) (700x592, 246Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/128/576/128576923_skachannuye_fayluy__22_.jpg)
Пьер Огюст Ренуар
Завтрак в ресторане Фурнез
«Ну когда же мадам Фурнез подаст свой знаменитый салат „Мимоза?“» — возможно , думает молодой человек… Именно этим блюдом славилась добродушная жена хозяина. К слову , рецепт так же отличается от нашей известной версии (рис , лук , яйцо , рыбные консервы…), как настоящий «Оливье» от нынешнего привычного варианта.
![скачанные файлы (27) (250x239, 22Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/128/579/128579493_skachannuye_fayluy__27_.jpg)
Рецепт из «Книги о вкусной и здоровой жизни» (Игорь Губерман, Александр Окунь)
![скачанные файлы (28) (700x561, 60Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/128/579/128579531_skachannuye_fayluy__28_.jpg)
Пьер Огюст Ренуар
Портрет Альфонсины Фурнез.
Фирменный коктейль «Альфонсина» (в честь милой хозяйки заведения) — смесь шампанского , апельсинового сока и ликера GrandMarnier.
![скачанные файлы (29) (600x400, 72Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/128/579/128579669_skachannuye_fayluy__29_.jpg)
Фото со страницы ресторана-музея
1.
2.
![скачанные файлы (31) (600x460, 358Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/128/579/128579775_SRRSRRRSR_SRRRS__31_.jpg)
Рекламный постер Henri Thiriet , Musеe de la Grenouillеre
Пережив за полтора века упадок и воскрешение, легендарный пансион c 1990 года вновь открыт для посетителей. Верхний этаж здания занимает музей, внизу, как и прежде, расположен ресторан. Ежегодно в День национального наследия (третье воскресенье сентября) здесь проходит костюмированный бал, гости которого тщательно копируют в одежде моду позапрошлого века
Остров Круасси , регион Иль-де-Франс
![скачанные файлы (33) (700x588, 73Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/128/582/128582403_skachannuye_fayluy__33_.jpg)
Пьер Огюст Ренуар
Лягушатник, вид Буживаля
1873
В 10−15 минутах пешей ходьбы от дома Фурнеза по мощеной деревом дорожке , ведущей в южном направлении , находилось еще одно модное в 1860−70 х местечко — так называемый «La Grenouillère», или «Лягушатник». Известно , что «лягушками» парижане именовали девиц , не обремененных тяготами светских условностей — а уж эти «нимфы на гастролях» водились здесь в изобилии! Кафе было расположено на крытом понтоне , пришвартованном посреди глади речного рукава. С берегом кафе-«поплавок» соединялось мостками , перекинутыми через крохотный круглый островок Пот-а-Флер , «Цветочный горшок», где росло одинокое деревце и откуда с визгом бросались в воду купальщики.
![скачанные файлы (34) (700x555, 83Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/128/582/128582457_skachannuye_fayluy__34_.jpg)
Оскар Клод Моне
Купальщицы в Ла Гренуйере
1869, 73×92 см.
На фото — Ги де Мопассан на своей лодке «Мадам» с вдовой Бизе и дочерью Дюма (1889 , © Primoli , coll. Musée de la Grenouillère). Большой любитель гребли и разгульных кутежей , Мопассан был завсегдатаем привольного местечка — он весьма сочно описал «Лягушатник», «где женщины не отличаются строгостью , а мужчины честностью».
«Огромная баржа с навесом , стоявшая на якоре , была запружена полчищами самок и самцов — одни сидели за столиками и выпивали , другие стояли , пели , драли горло , плясали , скакали под ноющие фальшивые звуки гулкого , как котел , фортепьяно.
Рослые рыжекудрые девки с накрашенными губами выставляли напоказ двойной соблазн груди и зада , шныряли полупьяные и сквернословили , стреляя глазами.
Другие плясали , как одержимые , в паре с полуголыми молодцами в холщовых штанах , нитяной фуфайке и пестром жокейском картузе.
От всего этого скопища разило потом и пудрой , ароматами парфюмерии и подмышек.
Любители спиртного поглощали за столиками белые , красные , желтые и зеленые напитки , орали , горланили без причины , из одной неудержимой потребности побуянить , скотской потребности поднять такой гам , чтобы в ушах звенело.
И поминутно с крыши в воду прыгали пловцы , обдавая дождем брызг ближайшие столики , откуда раздавались в ответ свирепые вопли».
(Ги де Мопассан , «Иветта», перевод Н. Касаткиной
)
1.
Иллюстрация H. Guydo «Лягушатник» (а La Grenouillère) для журнала «Le Rire», 1902
2.
![скачанные файлы (37) (700x537, 473Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/128/582/128582715_SRRSRRRSR_SRRRS__37_.jpg)
/
Пьер Огюст Ренуар
Купальня на реке.
Взгляните на эту «греховную заводь» глазами Ренуара и Моне , которые стоя бок о бок писали один и тот же сюжет. Отметим , что Моне , скорее , заинтересован в изображении пейзажа как такового и видит композицию в общем ключе , в отличие от Ренуара , который всегда уделял особое внимание проработке персонажей.
![скачанные файлы (38) (700x530, 110Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/11/128/583/128583218_skachannuye_fayluy__38_.jpg)
Оскар Клод Моне
Лягушатник
1869, 99.7×74.6 см
![скачанные файлы (39) (700x576, 104Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/128/591/128591999_skachannuye_fayluy__39_.jpg)
Пьер Огюст Ренуар
Лягушатник
1869, 81×66 см.
Увы , само кафе-понтон до наших дней не дожило , однако ныне здесь расположен музей «Лягушатника» ( Musée de la Grenouillère), который туристы могут посетить в июле и августе. В этом же месте проводятся костюмированные балы , воссоздающие атмосферу легендарных кабачков в формате «генгетт»
1.
2.
Текущая экспозиция в музее предоставляет возможность по-новому взглянуть на его коллекцию и открыть для себя еще около 30 работ , которые никогда не выставлялись прежде: они собраны из частных коллекц
Аржантёй , регион Иль-де-Франс
С именами импрессионистов тесно связан и Аржантёй — небольшой городок , расположенный на Сене в 10 километрах от Парижа. Высокие тополя , буйные прибрежные заросли , привольная речная ширь , пестреющая снующими по ней яликами , шаландами , парусниками.
![скачанные файлы (42) (563x700, 80Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/11/128/592/128592360_skachannuye_fayluy__42_.jpg)
Гюстав Кайботт
Парусные лодки в Аржантее
Интересно , что в эти места — оцените каламбур! — Клода Моне заманил Мане , чьи родители владели обширным поместьем в Женвилье на другой стороне реки. В самом конце 1871 г. очарованный живописностью округи Моне снял там дом с прекрасным садом. Семья художника проведет в этом славном уголке 7 лет , которые впоследствии Клод будет вспоминать как счастливое и безмятежное время
![скачанные файлы (43) (700x466, 53Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/11/128/592/128592436_skachannuye_fayluy__43_.jpg)
Эдуар Мане
В лодке
1874, 97.2×130.2 см
![скачанные файлы (44) (700x604, 81Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/128/592/128592469_skachannuye_fayluy__44_.jpg)
Оскар Клод Моне
Дом художника в Аржантее
1873, 60.2×73.3 см.
Мы заглядываем на виллы художников в нашем материале « Ренуар и Моне на природе»
![скачанные файлы (45) (700x563, 112Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/128/592/128592511_skachannuye_fayluy__45_.jpg)
Гюстав Кайботт
Площадь в Аржантее
Моне , явно вдохновленный примером художника Добиньи с его знаменитым ботиком , завел особую вёсельную лодку , которая служила ему студией. Вместительная плавучая мастерская была оборудована деревянной кабиной , в которой можно было даже спать.
Эдуар Мане
Моне и госпожа Моне в лодке
1874, 82.5×100.5 см.
Достоверных сведений нет , но логично было бы предположить , что к конструированию лодки приложил руку новый знакомый Клода — сосед Гюстав Кайботт , состоятельный коллекционер , увлеченный кораблестроитель и живописец. На почве любви к искусству и к навигации между ними завязалась настоящая дружба. Со временем Кайботт вошел в группу импрессионистов не только как полноценный участник , но и как щедрый покровитель.
![скачанные файлы (47) (550x700, 51Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/11/128/592/128592550_skachannuye_fayluy__47_.jpg)
Гюстав Кайботт.
Живописец под зонтиком
![скачанные файлы (48) (578x700, 92Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/128/592/128592629_skachannuye_fayluy__48_.jpg)
Гюстав Кайботт
Лодки на Сене в Аржантее
1888
![скачанные файлы (49) (700x571, 80Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/11/128/592/128592650_skachannuye_fayluy__49_.jpg)
Оскар Клод Моне
Парусная лодка в Аржантёе
1874
![скачанные файлы (50) (600x337, 68Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/128/592/128592671_skachannuye_fayluy__50_.jpg)
Нынешние виды окрестностей порой напоминают картины Кайботта
В гости к Моне частенько наведывались единомышленники. Художник был хлебосольным хозяином , и , как только в кармане заводилась звонкая монета , с удовольствием зазывал к себе гостей. Едва ли не все «впечатленцы» успели поработать в разные годы в этом тихом городке , до поры известном только благодаря местным винам и великолепной спарже. Смех и веселье , речные путешествия и лодочные гонки украшали летнюю жизнь в Аржантёе. Здешние пленэры были особенно плодотворны для Ренуара , Сислея , Мане и Кайботта. Да и в целом этот творческий период был обозначен удивительной сплоченностью , победившей мелкие личные противоречия между импрессионистами
![скачанные файлы (51) (700x518, 91Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/128/616/128616747_skachannuye_fayluy__51_.jpg)
Оскар Клод Моне
Поле маков, Аржантее
1875
![скачанные файлы (53) (522x700, 93Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/11/128/617/128617120_skachannuye_fayluy__53_.jpg)
Эдуард Мане
Аржантей
1874
![скачанные файлы (54) (700x542, 89Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/11/128/617/128617424_skachannuye_fayluy__54_.jpg)
Оскар Клод Моне
Аржантей (красная лодка)
1875
Гюстав Кайботт оставался верным Аржантёю до конца жизни. В 1881 г. он приобрел поблизости , в Пти-Женвилье , поместье. Занятия живописью он продуктивно сочетал с деятельностью на общественном поприще: будучи избран городским советником , он настолько близко к сердцу принимал проблемы городка , что даже оплачивал их решение из собственного кармана — обустройство мостовых и освещения , мундиры стражей порядка и тому подобное! Много ли подобных чиновников видывал свет?
1.
В 1888 году Кайботт написал работу «Фабрика в Аржантёе», которая стала в определенном смысле пророческой. Низкое сизое небо , свинцовая вода , приземистые кирпичные здания , мрачно дымящие трубы — предвестники превращения идиллического местечка в унылый промышленный пригород Парижа. Ко времени первой мировой войны в Аржантёе располагались крупные авиазаводы , а также предприятие , выпускавшее знаменитый автомобиль «Лорен-Дитрих». К сожалению , и сегодняшний многоэтажный Аржантёй ничем не напоминает дачное предместье , настолько очаровавшее импрессионистов.
2.
![скачанные файлы (59) (700x526, 468Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/11/128/618/128618154_SRRSRRRSR_SRRRS__59_.jpg)
Оскар Клод Моне
Дома в Аржантёе
1873
Любуясь прекрасными видами окрестностей Парижа на картинах живописцев , заметим и то , что прикладное изучение живописных качеств водной стихии привело импрессионистов к дробному цветному мазку , как нельзя более подходящему для передачи зыбкой влажной атмосферы , насыщенной отраженным светом и бликами волн. Именно мозаичная фактура живописи , органично передающая трепет состояний изменчивой природы , стала отличительным знаком импрессионизма как художественного направления.2.
![скачанные файлы (61) (700x600, 573Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/11/128/618/128618466_SRRSRRRSR_SRRRS__61_.jpg)
Пьер Огюст Ренуар
Сена близ Аржантея
![скачанные файлы (62) (700x593, 87Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/11/128/619/128619110_skachannuye_fayluy__62_.jpg)
Пьер Огюст Ренуар
На берегах Сены в Аржантейе
Что ж , красочное начало путешествия по маршруту Шату — Круасси — Аржантёй обязывает и к яркому продолжению: вскоре вас ждет вторая часть вояжа с импрессионистами по Франции.
Лия Городнянская