Общественные постройки. Часть 3 |
Более подробный вариант - см. здесь
7. Общественные постройки
(продолжение)
Д. Благотворительные учреждения
До вт. пол. XVIII века благотворительностью занимались монастыри и церковные приходы. Первые гражданские благотворительные учреждения в Российской империи начали создаваться только при Екатерине II. Для попечения о нуждающихся с 1775 года в губерниях начинают создаваться приказы общественного призрения. С принятием в середине XIX века нового законодательства, в стране резко увеличивается число пожертвований и возникает множество благотворительных обществ, открываемых частными лицами. Расцвет благотворительных учреждений пришёлся на вт. пол. XIX - нач. ХХ вв. Так, в 1899 году благотворительных обществ в России было около двух тысяч, а уже через пять лет их число возрастало до 10 тысяч. Традиционно сферами благотворительности и призрения управляли императрицы, но зачастую инициатива создания того или иного общества принадлежала Императору. Уездными или городскими обществами чаще управляли великие князья и княгини. В 1909 г. образовался "Всероссийский союз учреждений, обществ и деятелей по общественному и частному призрению". Сферы деятельности различных благотворительных обществ практически безграничны. Это и сбор средств голодающим, помощь больницам, попечительства учебным учреждениям, создания и финансирования домов призрения для увечных, слепых и глухонемых, попечительство об охране материнства и младенчества, и многое-многое другое. Мы остановимся на некоторых наиболее массовых формах благотворительности.
Детские приюты. В дохристианский период дети-сироты также не оставлялись без внимания. Старики и старухи кормили и воспитывали брошенных детей. Средства собирали всей общиной. Или сирот забирали семьи, которые были в то время многодетными, и появление лишнего рта не сказывалось на благосостоянии семьи. При чем многодетность в те давние времена была признаком благополучия семьи.
При Иване Грозном начали открываться сиротские дома, которыми ведал церковный патриарший приказ.
В Костроме сохранилось деревянное здание Попечительства Костромской и Ярославской губерний о слепых, построенное в классическом стиле в 1886 году. Здесь размещалось Костромское училище слепых с приютом имени Бронислава Казимировича Кукеля на 25 мальчиков.
К зданию был пристроен большой кирпичный двухэтажный корпус, стоящий на высоком цокольном этаже. Здесь размещалось училище на 50 девочек. На верхнем этаже была освящена церковь св. Пантелеимона. Сейчас в зданиях училища-приюта для слепых находится специальная коррекционная школа-интернат для детей со слабым зрением.
Богадельни — благотворительные заведения для содержания нетрудоспособных лиц: престарелых, немощных, инвалидов, калек и выздоравливающих. В Россию богадельни пришли вместе с христианством из Византии; уже церковный устав князя Владимира упоминает о них, и заведование ими поручает Церкви. Богадельни в Российской Империи подразделялись:
а. Для лиц привилегированных сословий;
б. Для лиц духовного звания;
в. Для купцов, мещан и ремесленников;
г. Для лиц военного звания.
В Йошкар-Оле, в столице республике Марий-Эл, стоит деревянный особняк Ивана Николаевича Юферева - первого штатного смотрителя Царевококшайского уездного училища, а в 1865 году он был избран председателем земской управы. Дом построен в 1842 году. После смерти И. Н. Юфереева, его вдова завещала городской управе дом вместе с капиталом в 31946 рублей, чтобы на проценты от капитала, положенного в банк, можно было содержать городскую богадельню. В богадельне проживало до 10 одиноких старушек.
Церковная благотворительность. Как было сказано выше, благотворительность в России зародилось ещё на заре становления Киевской Руси. (При родовом строе, конечно, помощь оказывалась нуждающимся, но только в своей родовой общине. Здесь мы говорим об оказании чужим людям посильной помощи). Принятие христианства древней Русью в Х веке, несомненно, означало шаг вперед в нравственном развитии древнерусского общества. Ещё тогда "львиная доля" благотворительности легла на плечи Церкви. Она и продолжала нести эту бо,льшую часть на всём протяжении истории нашей Родины, вплоть до 1917 года.
Традиция социального служения, милосердия, благотворительной деятельности активно развивалась в православной церкви с самого начала её формирования и, по существу, вытекала из основополагающего начала христианской религии. "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут"- говорил Христос.
Преподобный Иосиф Волоцкий ещё в XV веке призывал богатых не только честно зарабатывать свои богатства, но и помогать страждущим. В Всехсвятском скиту Успенского Иосифо-Волоколамского мужского монастыря, находящийся в лесу на западной окраине села Теряево Волоколамского района Московской области за Святым озером, сохранилась деревянное здание монастырской богадельни, построенное в 1904 году.
Продолжение главы следует.
Фото мои и из интернета
Серия сообщений "Деревянное зодчество Земли Русской":
Часть 1 - Храмовое зодчество
Часть 2 - Крепостные сооружения
...
Часть 11 - Общественные постройки. Часть 1
Часть 12 - Общественные постройки. Часть 2
Часть 13 - Общественные постройки. Часть 3
Часть 14 - Общественные постройки. Часть 4
Часть 15 - Общественные постройки. Часть 5
...
Часть 30 - Приложение 3. Список музеев деревянного зодчества и этнопарков. Часть 2
Часть 31 - Приложение 3. Список музеев деревянного зодчества и этнопарков. Часть 3
Часть 32 - Дополнение. Русская Земля
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |