-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ирина_Аз

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.01.2014
Записей: 920
Комментариев: 17
Написано: 986





strongЖурнал «Сад>оводство» (Бельгия, 1854-1896). №7, 1860

Вторник, 01 Марта 2016 г. 14:58 + в цитатник
Это цитата сообщения BOTANIC_Ninel [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

. 1897-1905. Цв. илл. Том 1 Птицы Центральной Европы. 12 томов(1905).

Птицы Центральной Европы. 12 томов. 1897-1905. Цв. илл.

Том 1 (1905).

Титул - Naumann, Naturgeschichte der Vögel Mitteleuropas.

Авторы - Naumann Johann Andreas (1747-1826),

Hennicke Carl Richard (1865-…),

Naumann Johann Friedrich (1780-1857). 

Опубликовано - Gera-Untermhaus, F.E.Köhler, 1897-1905, v.1 (1905).

resolver 13 РАМКА СВЕТЛ (458x700, 289Kb)

Рубрики:  Живопись

Журнал «Сад>оводство» (Бельгия, 1854-1896). №7, 1860

Вторник, 01 Марта 2016 г. 14:58 + в цитатник
Это цитата сообщения BOTANIC_Ninel [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

оводство» (Бельгия, 1854-1896). №7, 1860 (часть 1).

Журнал «Садоводство»

 (Бельгия, 1854-1896, редактор Шарль Лемер).

№7 (1860). Часть  1 – 17 илл.

Title - L'Illustration horticole: journal special des serres et des jardins, ou choix raisonne des plantes les plus interressantes sous le rapport ornemental, comprenant leur histoire complete, leur description comparee, leur figure et leur culture.

By Charles Antoine Lemaire, editor  (1801-1871). 

Publication - Gand, Belgium: Imprimerie et lithographie de F. et E. Gyselnyck, 1854-1896.

0_6b713_d9e4512f_S.png
Рубрики:  Живопись

25 заповедей человечности от Академика Лихачева

Четверг, 25 Февраля 2016 г. 07:13 + в цитатник
Это цитата сообщения VIPSALE [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

25 заповедей человечности от Академика Лихачева

25 заповедей человечности от Академика Лихачева.

1.
HFssjYG8ql8 (430x604, 272Kb)
Рубрики:  Символика
Интересное
все о чем интересно знать

МОЛИТВА О ПОМОЩИ ВО ВСЕХ ДЕЛАХ

Среда, 24 Февраля 2016 г. 12:44 + в цитатник
Это цитата сообщения NADIABI [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

МОЛИТВА О ПОМОЩИ ВО ВСЕХ ДЕЛАХ

70634179_168_2 (410x550, 67Kb)Наши предки всегда читали молитвы и заговоры, в которых просили святых о помощи. Да и сейчас мы иногда прибегаем к этому.Сегодня я хочу дать вам молитву на обращение к святым, чтобы они помогали во всех ваших делах. Эта молитва очень сильная, но перед тем как ее читать, надо соблюсти определенный ритуал. На подготовку уйдет три дня.

Перед тем, как читать молитву о помощи, надо три дня соблюдать пост (не кушать мясную и молочную пищу). Молитву надо выучить наизусть, ее нельзя читать по книжке. На четвертый день с утра отправляйтесь в церковь.
Читать далее...
Рубрики:  Иконопись
все об иконах

Альбом с зарисовками сакуры (цветущей вишни). Автор альбома, художник Сакамото Конэн (1800−1853 гг.)

Среда, 24 Февраля 2016 г. 12:38 + в цитатник
Это цитата сообщения slavyankaLI [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Альбом с зарисовками сакуры (цветущей вишни). Автор альбома, художник Сакамото Конэн (1800−1853 гг.)

Сакура (цветущая вишня) является наиболее известным цветущим растением Японии, красота которого вдохновляет японских художников с давних времен. "Ока-фу" ("Альбом с зарисовками цветущей вишни"), созданный в середине XIX века, содержит названия и изображения 29 разновидностей сакуры, искусно нарисованные кистью на шелке. Автор альбома, художник Сакамото Конэн (1800−1853 гг.), изучал траволечение у своего отца, Сакамото Дзюнана, штатного врача при верховном правителе княжества Кисю (современная префектура Вакаяма). Сакамото Конэн также работал в княжестве Кисю врачом. На этом альбоме в дорогом переплете стоит печать владельца — семьи Токугава из Кисю. Вероятно, художник посвятил альбом правителю Кисю.


Альбом с зарисовками сакуры. Художник Сакамото Конэн (1800−1853 гг.)

Читать далее...
Рубрики:  Живопись

Фрески в Капелле Барончелли Санта Кроче, Флоренция (АР. 1330)

Среда, 24 Февраля 2016 г. 12:27 + в цитатник
Это цитата сообщения slavyankaLI [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

GADDI, Taddeo Italian painter, Florentine school (b. 1300, Firenze, d. 1366, Firenze)

Madonna and Child Enthroned with Angels and Saints
1355
Tempera on wood, 154 x 80 cm
Galleria degli Uffizi, Florence

Читать далее...
Рубрики:  Живопись

Способы вышивки бисером и пайетками

Вторник, 09 Февраля 2016 г. 07:55 + в цитатник
Это цитата сообщения Гелла_Чара [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Способы вышивки бисером и пайетками

 1324915272_71b63148a088 (640x640, 114Kb)

 

 

 

1. Расшивка "мостик"

Читать далее...
Рубрики:  Шитье

Как пришивать пайетки

Вторник, 09 Февраля 2016 г. 07:55 + в цитатник
Это цитата сообщения Кирми [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Как пришивать пайетки. Минка Мария <minka-mariya@mail.ru>, victorneschadim@rambler.ru, lodmen@rambler.ru, tolstolobov@asv.org.ru, soboleva_0512@mail.ru, bal alex <arttitus@mail.ru>, Tanyauspex@mail.ru <tanyauspex@mail.ru>, kalista2010@gmail.com, irina azarova <az-irina@yandex.ru>, Ирина Заболоцкая <irra70@icloud.com> Мастер-класс

Как пришивать пайетки. Мастер-класс

источник

Рубрики:  Шитье

как пришить блестки

Вторник, 09 Февраля 2016 г. 07:53 + в цитатник
Это цитата сообщения Золотошвея [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Занятие одиннадцатое

-----------------------------------
Шитье блестками и пайетками
-----------------------------------
Пайетки (блестки) это металлические (или пластиковые с металлическим напылением) кружки с отверстием посередине. Иногда можно увидеть пайетки других форм, рифленые и фигурные.
В церковное вышивке блестки используют для оживления больших пространств фона и оформления небольших деталей растений- веточек, усиков, соцветий.
 (250x223, 41Kb) (рис. 1)
Применение их может быть разнообразно, но достаточно умеренно, как и любого другого яркого декоративного материала. Лучше всего использовать мелкие металлические блестки.
Потребуется:
*Учебный подрамник
*Нить ЛЛ
*Иглы бисерные (Reegan №11 или №12)
*Шило
*Ножницы для ниток
*Блестки
*шелковая нить или тонкий шелковый шнур
*канитель (трунцал)
*бисер
Последовательность работы:
Закрепить пайетки на ткани можно следующими способами.
1. При помощи бисера.
 (322x165, 6Kb) (рис. 2)
Нить закрепляется как обычно, затем на иглу нанизывается последовательно пайетка и бусинка. После чего игла возвращается в отверстие блестки. Таким образом, можно выложить как контурный рисунок, так и заполнить фон. Все зависит от частоты пришива блесток. Вместо бисера можно использовать кусочек канители, который, при возвращении иглы в отверстие пайетки, согнется петелькой и будет ее держать на ткани.
2. Золотной нитью «в прикреп»
 (342x176, 7Kb) (рис.3)
Игла с рабочей нитью проходит сквозь отверстие пайетки, захватывает золотную нить (можно использовать тонкий шнур) небольшим стежком, после чего возвращается в отверстие. Получается вереница блесток с положенной поверх них точно по рисунку золотной нитью. Таким способом очень удобно вышивать усики винограда.
3. Непосредственно рабочей нитью
 (287x192, 7Kb) (рис.4)
Пайетки пришиваются к ткани нитью в тон швом «назад иголкой». При этом сажать их на ткань можно как часто, так и достаточно редко, в зависимости от характера рисунка. Главное следить, чтобы каждая блестка была пришита двумя стежками, иначе они будут стремиться встать на ребро. :)
 (600x66, 23Kb)
Рубрики:  Шитье

Торт "Птичье молоко" классический вариант

Воскресенье, 31 Января 2016 г. 12:37 + в цитатник
Это цитата сообщения Оленька_Коваленко [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Торт "Птичье молоко" классический вариант

торт птичье молоко фото рецепт
Рецепт

Рубрики:  Еда

Лимонный заварной крем.

Воскресенье, 31 Января 2016 г. 12:35 + в цитатник
Это цитата сообщения Марриэтта [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Лимонный заварной крем. Можно лопать ложкой прямо из баночки)

Лимонный заварной крем. Можно лопать ложкой прямо из баночки) Крем получается очень насыщенным по вкусу, кисло-сладким и, конечно, ароматным. Его можно лопать ложкой прямо из баночки, можно использовать в выпечке (хорош с песочным тестом и с бисквитами), а еще его можно подавать с разного рода блинами и оладьями - тоже вкуснота получается неимоверная!

Лимонный заварной крем. Можно лопать ложкой прямо из баночки (6) (308x480, 110Kb)

На самом деле это обыкновенный (но не совсем обыкновенный) заварной крем и готовится он точно по такому же принципу.

Вот только вместо молока к яйцам добавляется свежевыжатый лимонный сок. 

Читать далее...
Рубрики:  Еда

Объемные звезды из бумаги своими руками

Воскресенье, 31 Января 2016 г. 12:31 + в цитатник
Это цитата сообщения Марриэтта [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Объемные звезды из бумаги своими руками

С использованием прилагаемого ниже шаблона вы легко сможете сделать своими руками объемные бумажные звезды для украшения новогоднего интерьера.

Объемные звезды из бумаги своими руками (1) (700x466, 270Kb)Объемные звезды из бумаги своими руками (10) (700x466, 272Kb)

Читать далее...
Рубрики:  Новый год

Домик в Викторианском стиле. Из картонной коробки

Воскресенье, 31 Января 2016 г. 12:29 + в цитатник
Это цитата сообщения Марриэтта [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Домик в Викторианском стиле. Из картонной коробки

Домик - особняк в Викторианском стиле можно сделать своими руками из картонной коробки, папье-маше, деревянных шпажек и акриловой краски.

Домик в Викторианском стиле. Из картонной коробки (12) (500x700, 160Kb)

Домик в Викторианском стиле. Из картонной коробки (1) (700x700, 2956Kb)

Читать далее...
Рубрики:  Своими руками
это можно сделать своими руками.

ХУДОЖНИК ФРИДРИХ ФОН АМЕРЛИНГ (1803–1887) (АВСТРИЯ)

Воскресенье, 31 Января 2016 г. 12:27 + в цитатник
Это цитата сообщения EVA_L [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

ХУДОЖНИК ФРИДРИХ ФОН АМЕРЛИНГ (1803–1887) (АВСТРИЯ)

 

AMERLING FRIEDRICH VON THE ORIENTAL

"Портреты девятнадцатого века...
Я преклоняюсь перед вашей красотой!
Полураскрытой тайной человека
В глубины времени зовете за собой.

Их дух витает где-то рядом с нами,
Вливаясь в исторический виток,
А лики их из золоченой рамы
Взирают гордо на людской поток.

Ах, если вдуматься, их тоже волновали
Такие же проблемы, что у нас:
Любовь, измены, ревность и печали,
И жар молитвы на иконостас..."

http://www.sunhome.ru/poetry/189809

ВИРГИНИЯ ОЛЬДОИНИ ГРАФИНЯ КАСТИЛЬОНЕ 1858 Г

Читать далее...
Рубрики:  Живопись

Дух иконописца

Суббота, 30 Января 2016 г. 14:53 + в цитатник
Это цитата сообщения SPACELilium [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Дух иконописца не спрячшь за красивыми словами... Художник Максим Шешуков

 

 

Мы, люди 21 столетия, древнерусской иконописи по-настоящему просто не видели. Потемнели, покрылись пылью и копотью уцелевшие в древних храмах фрески и мозаики, и в буквальном смысле стали невидимы иконы - главная, самая многочисленная часть древнерусского наследия. Ведь фресками и в особенности мозаиками украшали в древности далеко не каждую церковь, а иконы обязательно были не только в каждом храме, но и в каждом доме. Техника, в которой они создавались, была особой. Доска, на которой должна быть написана икона, покрывалась левкасом или загрунтованной тканью - паволокой, и само изображение наносилось на грунт темперой, т.е. минеральными красками. А сверху изображение покрывалось слоем олифы. Именно такой старинный способ используют свияжские иконописцы в своих трудах…

Читать далее...
Рубрики:  Иконопись
все об иконах

Интервью с иконописцем

Суббота, 30 Января 2016 г. 14:49 + в цитатник
Это цитата сообщения tomandy [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Интервью с иконописцем

Интервью с иконописцем

Иконописец Егор Сафронов рассказывает о современной иконописи, истории создания икон, иконописных канонах и традициях.

 

картинка

 

Читать далее...
Рубрики:  Иконопись
все об иконах

Икона для малой Церкви

Суббота, 30 Января 2016 г. 14:45 + в цитатник
Это цитата сообщения tomandy [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Икона для малой Церкви

Икона для малой Церкви

Типографская икона — явление современное и по сравнению со всей историей иконы новое. К ее достоинствам относится невысокая цена, к недостаткам — недолговечность, а главное — неиндивидуальность. От писаной типографская икона отличается как репродукция от подлинника.
Что делать человеку, решившему заказать писаную икону, как выбрать иконописца, что нужно знать об иконах и их изготовлении? Мы предлагаем мнения священников, искусствоведов, иконописцев.

Читать далее...
Рубрики:  Иконопись
все об иконах

Краски и иконы

Суббота, 30 Января 2016 г. 14:42 + в цитатник
Это цитата сообщения ibis777 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Краски и иконы: Книги по реставрации икон

Икона имеет прямое отношение к жизни Православной Церкви, которая таинственно участвует в работе иконописца. Сам Иисус Христос указал нам на возможность иконописи, когда для нашего спасения сошел на землю и стал человеком. Он явил нам образ бога в человеческом воплощении. Служа людям, Он проповедовал о Царствии Небесном, а икона для верующего - окошко в это царство.
Художник, работая над картиной, ощущает себя создателем нового произведения, творцом. Он ищет оригинальные пути самовыражения, использует различные материалы и техники. Иконописец же видит себя частицей мироздания, сотворенного Господом. Творец мира - один Господь. Изограф лишь исполняет Божественную Волю. Поэтому для своих работ он берет материалы, созданные Богом при сотворении мира. Они самые практичные и долговечные. В иконописи используются природные глины и минералы. Из них мастер готовит краски, взяв как связующее, яичный желток. Яйцо - начало новой жизни. Бог сотворил человека "из праха земного". Адам в переводе - красная глина. В природе существует большое разнообразие глин. Из них иконописец изготовляет охры: светлые, золотистые, темные, красные. Как и в прежние времена, их названия связаны с цветом и местом добычи. Так существуют охры калужские, коломенские и др. Всеобщее распространение получили средневековые итальянские названия: сиена, умбра. Путем прокаливания можно получить жженые охры. Цветовая гамма иконы основана на земляных красках.

Так, традиционно фон иконы мастер раскрывал желтой или золотистой охрой, символизирующей золото - Божественный Свет, поля иконы - сиеной натуральной, мафорий Богородицы - сиеной жженой, а рубаху Спасителя - охрой розовой или красной.

- Fehler bei der Generierung - Bitte Zugriffsrechte der Image-Ordner pruefen!Для получения краски глину отмучивают от примесей: помещают в банку с водой, взмучивают и сливают, затем отстаивают. Так повторяют несколько раз. Полученный пигмент высушивают и перетирают сначала в керамической ступке, а затем на стекле - курантом.

К. можно изготовить самим, для чего к небольшому куску округлой или квадратной формы приблизительно 10*10 см приклеивают деревянную ручку. Для этого годиться клей ПВА. При перетирании на стекле необходимо добавить в пигмент несколько капель воды. Растертый пигмент стоит высушить, для чего мы пользуемся феном. Затем, лезвием бритвы собираем со стекла в деревянную ложку, в которой смешиваем пигмент с яичной эмульсией, растирая при этом пальцем до однородной массы. Приготовленную краску удобно хранить в керамических солонках, каждый цвет в отдельной чашечке. Если краску не удается использовать сразу, то её можно залить водой и оставить до следующего дня (более трех дней краски не хранятся).

Готовим эмульсию

Эмульсию приготовляют следующим образом: ячный желток отделяют от оболочки, для чего его подсушивают, перекладывая из одной вытертой руки в другую, и аккуратно протыкают. В желток добавляют дистиллированную или кипяченую воду (1 ч. желт. 2 ч. воды) и 1-2 капли уксуса. Хорошая эмульсия получается, если вместо воды взять пиво (лучше всего разливное из бочки, не содержащее консервантов), уксус в такую эмульсию не добавляют.

Когда иконописец готовит яичную эмульсию, он помнит о том, что вода освящает предметы церковного искусства от мирского и суетного. Уксус напоминает о крестных страданиях Господа за всё человечество. Желток - о горлице, которая "отличается чистотою, незлобием и не противится своих врагов" - прообраз безвинной жертвы Иисуса Христа. Русские художники учились иконописному языку от мастеров Византии, которые создавали мозаичные ансамбли. Мозаика собиралась из разноцветных кусочков смальты, создавая в храмах игру света, делая верующих зримыми участниками евангельских событий. Добавляя в палитру минералы, мы используем их кристаллическую структуру как подобие смальты.

Минералы, яркие полудрагоценные камни - Божественные награды, данные от Бога святым за их подвиги. Например, киноварь - алые одежды - флаг победы над смертью. Также красный цвет говорит о Новом Завете: поэтому часто делают красной мандорлу у Иисуса Христа и обрез Евангелия. Красный - цвет царственности, красные тапки в Византии могли носить только цари. На иконах такие тапки пишут у Богородицы, подчеркивая её Богоизбранность. Красным цветом изображают серафимов, пламенеющих любовью к Богу. По химическому составу киноварь - сернистая ртуть, будьте осторожны, работая с нею. Киноварный цвет глубокий и легкий. Её яркий торжественный свет невозможно имитировать искусственными пигментами. Хотя с XXI века появляется не ядовитый красный кадмий, но все до сих пор иконописцы предпочитают природную киноварь.

Гематит - красный железняк, его по свойствам называют кровавиком или сметанником. Кровавик имеет более красный оттенок, который появляется при перетирании минерала. Корень этого слова есть также в слове Гематология, что значит наука о крови. Такого цвета на иконе пишут мафорий Богородицы, в память о том, что своею плотью она дала тело Христу.

Очень хорош иссини - черный минерал вивианит. Этот глубокий, подобный ночному небу цвет, говорит о непостижимости Божества, о Его Тайне. Его используют при написании мандорлы. Христа или Богоматери. Мандорла - это неприступное сияние Славы. Но почему рисуют яркое сияние такой темной краской? Чтобы это понять, можно вспомнить: когда Павлу явился Христос, то сильный свет так ослепил его, что он не видел три дня. Моисей, разговаривая с Богом, не мог смотреть на Него. Человек не в состоянии увидеть Сверхсветлый Свет, познать Божественную Суть. Поэтому и плащ, которым укрывается Иисус Христос, мы пишем этой краской. Её же мы используем в написании туники (испода) Богоматери - непостижима тайна воплощения Господа.

Все краски синих и голубых цветов на Руси назывались "голубцами". Азурит - основной карбонат меди. В XXI веке его стали получать искусственным путем и выпускать под названием: "английская горная синь", "Горная синь"…Ультрамарин, получаемый из ляпис - лазури, или лазурита - смеси натрово-глиноземистого силиката с натрово - известковым сульфатом. Минерал имеет неоднородную окраску и выход ярко синего пигмента невелик. Синие краски представляли для древнерусских мастеров большую ценность, поэтому иногда их приходилось заменять зелеными, которые приобретали на иконописных образах ту же смысловую нагрузку.

Зеленые краски называли празеленью. Была известна на Руси ярь - медянка, основная уксуснокислая медь. Но от соприкосновения с олифой верхние её слои со временем темнеют и сейчас эту краску вытеснили другие. Из минерала малахита получают малахитовую зелень - это основная углекислая медь. Измельчая минерал волконскоит, можно получить хромовую зелень - это безводная окись хрома. Краска с таким названием хорошо знакома художникам, но полученная искусственным путем, она уступает по прочности природной. Красивый цвет имеет минерал глауконит. Но, чтобы краска из него была достаточно укрывистой, необходимо добавлять немного белил. Традиционно, зеленым на иконах бывает плащ Иоанна Предтечи. Святой Иоанн проповедовал крещение во оставление грехов и Жизнь Вечную. "Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное" - говорил он. Как вода дает жизнь зеленым растениям, так и крещение дает человеку путь к Вечной Жизни.

- Fehler bei der Generierung - Bitte Zugriffsrechte der Image-Ordner pruefen! Роскрышь иконы Пресвятой Богородицы "СТРАСТНАЯ"
Нимбы, крылья - золото.
Фон - охра светлая.
Поля - сиена натуральная.
Мафорий Богородицы - гематит.
Плат Богородицы, плащ левого Ангела, рубашка правого Ангела - киноварь.
Чепец Богородицы, туника (испод) Богородицы, рубашка младенца, рубашка левого Ангела, плащ правого Ангела - глауконит.
Плащ младенца, отделка одежд - охра золотистая
Аурипигмент, реальгар (желтый, оранжевый) - ядовит. Это - сернистый мышьяк. Такой краской на иконах прописывается личная часть. В отличие от живописи, где художник, рисуя человеческое тело, по светлому - затемняет, показывая его объем и форму, на иконе преображенная плоть святых написана за счет высветления, просветления, по темной прокладке. На иконе нет теней, и человеческая плоть постепенно наполняется Божественным Светом, который и лепит форму. Аурипигмент обладает сильным свечением и им лучше всего прописывать лики святых.

Санкирью

Прокладка под ликами называется санкирью и имеет темный земляной цвет. В Византии санкирь любили делать в празелень, а на Руси более теплым, коричневым. На иконах XXI в. санкирь часто составляется смешением охры желтой и умбры жженой, иногда - с добавлением сажи. Мы готовим санкирь на основе умбры натуральной с добавлением охры оливковой и небольшого количества белил. Из книги XVII века "Ерминия": "О приготовлении состава для прокладки. Возьми белил одну драму, охры, столько же зеленой краски, какая употребляется для стенной живописи, одну драму, и черной краски четверть драмы, сотри все это вместе на мраморной доске, собери в чернильницу и этим составом прокладывай все, на что будешь наводить телесный колер".

Искусственные охры - марсы появились в иконописи с начала XIX века. Они бывают различных оттенков от желтых до темно - коричневых. По химическому составу они весьма чисты. Красочный слой марсов, прозрачнее, чем у природных охр, хотя по прочности им не уступает. Марсы используются как лессировочные краски.

- Fehler bei der Generierung - Bitte Zugriffsrechte der Image-Ordner pruefen! Роскрышь иконы "Иоанн Предтеча Ангел Пустыни"
Фон - охра желтая.
Поля - сиена натуральная.
Плащ - глауконит.
Верблюжья шкура - охра золотистая.
Позем - охра оливковая.
Свиток - белила + охра желтая + сажа.
Санкирь - умбра натуральная + охра оливковая + белила.
Нимб, крылья, чаша - золото.
Свинцовые белила можно сделать самим. Для этого нужно взять помещенный в трехлитровую банку гриб и, положив побольше сахара, дождаться пока он прокиснет с избытком уксуса. Затем, нужно добавить сладкий чай и положить кусок свинца, закрученного спирально таким образом, чтобы кислый раствор мог везде проникнуть. Не вынимая гриба, необходимо поставить банку на 2 месяца в теплое место (на батарею). По прошествии первого месяца необходимо поменять в банке сладкий чай, оставив немного закваски. Готовые белила следует просушить - хлопья пигмента осыпятся, а не вступивший в реакцию свинец - останется. Для иконописания можно также использовать темперу ПВА Санкт-Петербургского завода, замешивая её на яичной эмульсии. Но приготовленные таким образом краски под олифой имеют тончайшую пленку ПВА, сходную с целлофаном. При определенном освещении, например, при свечах, иконы, написанные в этой технике, блик уют, цвета кажутся темными, глухими. Санкт-Петербургский завод выпускает также в картонных коробочках природные пигменты. Все они очень хороши для работы, но требуют дополнительного перетирания в керамической ступке и на стекле.

Недавно появились в продаже пигменты в пластмассовых баночках фирмы "Гамма". Они имеют мелкодисперсную структуру и ими можно сразу работать, замешивая на яичной эмульсии.
Но, пользуясь хорошо перетертым высококачественным современными красками, всегда помните о том, что когда иконописец сам собирает нужную для работы глину и перетирает ее, то вкладывает в будущую икону свой труд и свою молитву. Этого нельзя восполнить. Теперь, когда на иконописной доске сделан рисунок и положено золото, когда краски готовы - надо разложить их на иконе, иногда говорят: расколеровать. Для этого мы пользуемся беличьими кистями различных размеров. Чтобы краска лучше ложилась на левкас, его можно потереть яичной эмульсией, разбавленной водой. До нас дошли две иконописные традиции роскрыши. Можно жидкую краску постепенно заливать, равномерно разгоняя ее. Кончик кисти ведет при этом каплю краски, которую по окончании заливки необходимо убрать, чтобы от нее не осталось темного пятнышка. Или существует способ многократного лессировочного покрытия, когда большое внимание уделяется рисунку и роскрышь как бы подчеркивает объем красок и другие его тонкости. Слой краски на иконе не должен быт очень тонким. На иконе хорошо смотрятся открытые цвета. Но для единства колорита некоторые иконописцы добавляют во все краску охру и немного жженой умбры и сажи. Если у изографа не хватает мастерства положить краску ровно, то он делает нижние слои с белилами, а верхние - чистым цветом.

В отличие от живописи, где художник рисует предметы такими, как он их видит и строит произведение в процессе работы, подчас меняя свои идеи - иконописец, сразу раскрывает образ, показывая его колорит. Иконописец пишет предметы такими, какие они в мире идей - на самом деле. Поэтому и цвет разложен на иконе локально. Цвет являет истинный смысл предметов. Когда все цвета на иконе разложены, на ней нет места белому левкасу. Теперь осталась пропитка одежд, горок, архитектуры, работа с ликами святых, подписи и т. д. Но сделано уже очень много: икона раскрыта, открыта нам. Яркие краски природных материалов и глин уже чаруют глаз, и сердце радуется, предчувствуя явление Благой Вести о Вечной Жизни.

В. Волков, Е. Ильинская,
иконописцы.



Серия сообщений "Иконопись":

Часть 1 - Краски и иконы: Книги по реставрации икон
Часть 2 - СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ЕКАТЕРИН
Часть 3 - АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ И СВОЯ ИКОНА-ЗАСТУПНИЦА
...
Часть 12 - ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА. ЧАСТЬ I
Часть 13 - АЛЬБОМ ИЗОБРАЖЕНИЙ СВЯТЫХ ИКОН.
Часть 14 - ИКОНОПИСЦЫ - БОГОМАЗЫ


Рубрики:  Иконопись
все об иконах

Шаблоны

Воскресенье, 24 Января 2016 г. 01:19 + в цитатник
Это цитата сообщения wita121 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Подборка шаблонов

 

4195696_jgf (700x698, 298Kb)

Кельтский дизайн. Сборник.

 

Раскраска Городец. Роспись.

Decorative Doorways Stained Glass (530x700, 282Kb)

Витражи. Шаблоны Узоров.

orn70001 (499x700, 225Kb)

Традиционные узоры кованых изделий.

 

3678000_b2268642a754d4812cd6ab9f7ef237e4 (300x300, 57Kb)

шаблоны

Восточный орнамент.

4195696_uzor_v0001 (535x700, 304Kb)

Викторианский лиственный орнамент.

Китай. Шаблоны для росписи.

4195696_rusor0001trtr (479x700, 320Kb)

Русский старинный орнамент.

4195696_ (700x595, 284Kb)

Стародавние Русские орнаменты.

4195696_df_2_ (700x632, 414Kb)

Магия Мандалы. Раскраска.

74709400_large_Greek_round_pattern (700x694, 120Kb)

Узоры, мандалы.

шаблоны

Мандалы.

Восточные мотивы. Много...

http://irenabatik.ru/wp-content/uploads/2011/05/128820_7_o.jpg

Узор для росписи "Индийский огурец". Шаблоны

Шаблоны мандал для росписи.

Шаблоны мандал для росписи (цветные).

Шаблоны мандал для росписи (цветные,2)

Кельтский орнамент от Лу Херингер. шаблоны

 

Трафареты, орнаменты разных народностей

борд (5)trtr (700x333, 159Kb)

Лиственный орнамент. Часть - I.

4195696_opl (700x549, 166Kb)

Лиственный орнамент. Часть - II.

4195696_suprs (692x700, 231Kb)

Любимые розы. Раскраска.

4195696_3567 (626x700, 275Kb)

Изящество востока. Цветы.

//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/82/643/82643856_large_n_acantus003_l.png

Большая коллекция трафаретов. Разное.

Маки....

4390899_18439141863956m750x740u7287a (350x700, 66Kb)

Использование картинок Сваровски для точечной росписи.

rosev (529x700, 207Kb)

Розы. Чёрно-белые рисунки.

4195696_post489391203248947rd (443x571, 228Kb)

Рисуем Лиственный шрифт.

4195696_90687702_4195696__1_ (699x370, 130Kb)

Интересный декор контурами + галерея дудлов

Еще эскизы для витража и не только...

удачи Вам

Рубрики:  Живопись

Роскрыш иконы и письмо.

Воскресенье, 24 Января 2016 г. 00:59 + в цитатник
Это цитата сообщения ibis777 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Роскрышь и письмо иконы

5 Роскрышь и письмо иконы

Краски у иконописца - не обычные. Их нужно готовить самим.

Краска состоит из двух компонентов: 1. пигмента и 2. связующего.

Пигменты - это перетертые в мельчайший порошок природные минералы. Связующее в иконописных красках - яичный желток (эмульсия).

Охры бывают: желтая (светлая), золотистая, туканская (красивый цвет) и другие - по названиям месторождений. Умбра натуральная и жженая, сиена натуральная и жженая и др.

Минеральные пигменты: малахит, азурит (или лазурит - более мутный цвет), киноварь, аурипигмент, гематит, волконскоит, глауконит, шунгит и др. Также используются титановые и сурьмяные белила и сажа газовая.

Измельченные пигменты дополнительно перетираются на стекле курантом. Если делать это на воде, то высохший порошок можно счищать лезвием бритвы и хранить в емкостях (для этого хорошо подходят баночки от фотопленки). Это уже полуфабрикат.

Для приготовления эмульсии яичный желток отделяется от пленочки и смешивается с жидкостью 1Х4. Может быть использованно светлое бутылочное пиво или вода, в которую добавлено 3-5 капель пищевого уксуса.

Пигмент смешивается с эмульсией до консистенции жидкой сметаны. Хорошую краску можно приготовить, растирая компоненты пальцем в простой деревянной ложке.

Нанесение краски

Казалось бы - зачем об этом писать отдельно? Крась себе и крась. Но оказывается и здесь - секрет.

Краска на фоне иконы должна лежать легко, прозрачно - так, что все иконописное пространство «дышит» - ведь это не покрашенный забор, а Божественное пространство, в котором будет изображен Спаситель или Святые угодники Божии. На древних иконах, которые писали известные иконописцы, величайшие мастера 11-15 вв. - мы видим эти прозрачные краски, основу живописи. Благодаря им вся художественная композиция оживает, и мельчайшие цветовые вибрации вызывают в нас волнения чувств.

Так и сейчас, если рассматривать современную икону - видна рука мастера. На дешевых типографских иконках или быстро написанных по трафарету работах - равномерно закрашенное тяжелое пространство. А чтобы положить краску легко - нужно мастерство и терпение.

Есть разные способы нанесения краски. Если икона большая - используем большие кисти, на маленьких - маленькие. Готовая сметанообразная краска разводится водой до жидкости и прозрачно, как акварель накладывается слоями. Мазки от кисти должны формировать пространство, и лежать по абрису фигур.

Матушка Иулиания (Соколова) в своей книге «Труд иконописца» советует накладывать густую краску «заливками» так, чтобы быстро двигать вперед каплю краски. Этот способ действительно очень хорош, но на маленьких размерах там, где будут не прозрачные, а плотные цвета, такие как бывают на одеждах святых. Далее матушка рекомендует, если не удалось положить краску прозрачно - счистить лезвием бритвы, а следующий слой можно уже легко сделать тонким.

Используемые кисти

Для иконописания используются в основном беличьи кисти (для прописки иконы), колонковые кисти (для наложения твореного золота, клеящего вещества под ассисты), веерные кисти (для нанесения позолоты), шетинистые кисти (для проклейки доски, для нанесения левкаса и покрытия задней стороны иконы).

Роскрышь

«Раскрыть» или «открыть» икону - так говорят иконописцы, когда заполняют красками подготовленный рисунок. Этот этап работы характерен для традиционной иконописи - его нет в академической живописи.

Почему так? В живописи реалистично показан вырванный из контекста момент нашего мимолетного существования. Словно художник пожелал остановить мгновение, подсмотреть тайну открывшегося ему мира. Жизнь изменчива, каждый миг - рождение и смерть, радость и грусть… Здесь могут быть отблески заката или рассвета, лучи солнца, пронзающие художественное пространство картины и играющие на лицах людей или предметах… Живописец рисует на холсте, наполняя его красками следуя своему чувству, интуиции, опираясь на знания законов художественного построения. В любой момент он может добавить новый цвет или изменить уже нанесенный. Это и есть творческий процесс, запечатлевающий изменчивую красоту тварного мира.

На иконе - мир нетварный, Вечный. В иконописи используются чистые локальные цвета, каждый из которых несет смысловую нагрузку, раскрывающую сущность предмета. Например, если предмет (плащ святого мученика) красный, он реально имеет этот цвет - и мы киноварью целиком закрашиваем нужное место. Красный цвет плаща говорит о мученической кончине святого за Христа. А бордовый или малиновый цвет - о царственности. В православной традиции у Пресвятой Богородицы мафорий, верхняя одежда - пурпурная (раскрываем гематитом), как у Царицы Небесной. На католических иконах и изображениях появившихся под влиянием западной культуры - мы встречаем у Божией Матери мафорий синего цвета, как знак небесной чистоты Приснодевы.

Используя для раскрытия иконы чистые цвета, неправильно думать, что нужно взять для каждого фрагмента роскрыши отдельный пигмент. «Цвет» - не одно и то же, что «краска». Чтобы получить подходящий цвет нужно соединить несколько красок. Но не все пигменты можно смешивать. Так желтый аурипигмент в смеси с цинковыми белилами - чернеет, поскольку происходит химическая реакция. Но даже если пигменты не вступают в реакцию, то смешивание четырех и более компонентов приводят к появлению неопределенного серо-бурого цвета, который не может быть в основе иконы, поскольку в ней отражено божественное пространство - мир преображенных вещей, где прекрасные, чистые цвета.

Не просто «разложить» локальные цвета таким образом, чтобы создать гармоничный колорит будущей иконы. Существует два приема помогающие молодому неопытному мастеру сделать это. 1. Нужно составить краску: охра+белила+чуть-чуть умбры жженой и прокрыть ею все пространство будущей иконы. Сверху, на эту подкладку другие краски будут ложиться более однородно. 2. составленную (по рецепту1) смесь добавлять по немного в краски, приготовленные для роскрыши.

У художников есть шутка: «Больше грязи - больше связи». Как раз о таких способах составления колорита. Лучше иметь множество пигментов различных оттенков и составлять более чистые цвета, но это очень трудно.

Все приведенные рекомендации не избавят от сложности составления нужных красок, если Вы не знаете главного принципа их наложения. Он заключается в том, чтобы второй взятый Вами цвет идеально гармонировал с первым. Третий - со вторым и первым одновременно. Четвертый цвет подбираете - к третьему, второму и первому. И так далее, пока на иконе не останется ни одного белого кусочка не закрашенного левкаса.

Под лики и руки святых накладывается цвет, который мы называем «санкирь». Он может быть от темно-зеленого, почти черного до светло-коричневого цвета. В разных мастерских в разное время использовали разные санкири и имели свои рецепты их приготовления. Неправильно будет сказать какой рецепт лучше - все зависит от общего колорита иконы.

Примеры рецептов: 1. умбра натуральная + белила,
2. сиена натуральная + сажа + белила,
3. окись хрома + кадмий оранжевый,
4. сиена натуральная + сажа + белила + аурипигмент.

В 2000-м году мне с учениками от иконописной школы при РПУ св. Иоанна Богослова (в последствии на его базе был создан Факультет Церковного Искусства) выпало счастье копировать древние подлинники в ГТГ. Среди прочих копировали иконы Звенигородского чина кисти прп. Андрея (Рублева). Вглядываясь в то как написаны образы, мы старались подбирать цвета максимально приближенные к оригиналу. Казалось, санкирь имеет оливковый цвет. У нас была возможность поднести свою работу к древней иконе. Сколько мы не разводили различных оттенков зеленовато-коричневые пигменты для санкиря, при приближении к подлиннику освещенному сильными лампами, составленные нами краски казались блёклыми и белесыми. Мы добавляли и добавляли в санкирь черную краску - и только когда была взята чистая сажа газовая, цвет приблизился к оригиналу. Если бы я сама не участвовала в составлении этого цвета, то никогда бы не поверила, что прп. Рублёв использовал очень темный, практически черный санкирь.

Прописка доличной части

«Доличной частью» мы называем все, что пишется до Ликов (рук, ног) святых. Это: пейзаж (горки, деревья, вода), архитектура и складки одежд.

В основе - техника постепенного высветления. Обычно берется основной цвет того фрагмента роскрыши с которым работаете, и для троекратной прописки разводится трижды белилами: 1. немного белил, 2. много белил и 3. почти одни белила.

Если мы внимательно рассмотрим старинную икону (можно взять для этого альбом с Новгородскими иконами-таблетками XV в.), то особенно ярко эта техника видна в прописке складок одежд. Видно как вначале мастер положил широкой кистью цвет 1, затем, более тонкой кистью - цвет 2 (он занимает меньшую площадь и находится в пределах цвета1), а цвет 3 занимает совсем маленькую площадь и нанесен поверх двух предыдущих слоев тонкой кистью.

На древних иконах очень хорошо видны эти три последовательные прописки. На иконах более позднего времени зачастую видим не три - а пять, восемь и более прописок. Во многих мастерских XVII века такие прописки во время работы слиссировывали (т.е. покрывали тончайшим прозрачным слоем краски основного цвета) превращая складки в мягкие, пластичные, похожие на те, которые мы видим в реалистической живописи.

На древних же иконах высветления одежд яркие, отточенные, словно стрелы. Одежды светятся изнутри. Это не земные материальные ткани, из которых они могли бы быть сшиты и в которые одевались святые при земной жизни - а преображенные, невещественные, драгоценные. Складки собраны в гармоничный рисунок, имеющий подобно кристаллу внутреннюю структуру.

После грехопадения Адам и Ева увидели, что наги. Были ли они одеты до этого, или их глаза не видели наготу? Прежде их тела были укрыты Божественной Благодатью. Чтобы вернуть ее, необходимо потрудиться. Одежды святых говорят об их подвигах. Они - Божественная награда. Характерным примером является то, что святых Столпников изображают в монашеских одеждах, хотя такие одежды исторически появились значительно позднее.

Поэтому когда пишем складки одежд, мы всегда понимаем, что кроме того, что они лежат по форме тела святого и спадают соответственно тому, как это могли бы делать складки обычной ткани - они имеют тонкую природу божественного мира и их свечение движется по создаваемой иконе так, что непременно приводит взгляд смотрящего к Лику святого. Мы опять сталкиваемся с важностью каждой линии в иконописном рисунке. Именно рисунок закладывает в основу работы такое движение.

Когда высветления одежд сделаны, по объему фигур проставляются притинки, а на концах тупых складок темные точки (клопы). Чистыми белилами отмечаем акценты (их также называют оживки или движки).

Прописка горок, воды и архитектуры ничем не отличается от прописки складок. Но зачастую делается не три высветления, а - два.

Используемые в иконописи природные минералы не все пригодны для троекратного разведения с белилами, поскольку среди них есть имеющие прозрачную мылкую структуру. Например: азурит (лазурит). Секрет работы с такими пигментами заключается в том, что высветления накладываются чистыми белилами: сначала более жидкими, затем - густыми, укрывистыми. Чтобы избежать излишней белесости, между слоями можно прозрачно лессировать основным цветом. Внимание: такие краски сильно темнеют и проявляются не сразу, а - через сутки.

Разделка одежд

На иконах конца XVI века появляются прописки одежд творёным золотом «под перо». Такие прописки указывают на божественную сущность одежд и бывают не только у Спасителя и Богородицы, но служат украшением различных святых, даже монахов при всей простоте их внешнего вида.

Прописки «под перо» выполняются в три этапа. Сначала широкой кистью полосами в местах высветлений рисуются общие складки. Затем кистью меньшего размера внутри себя они разделяются на более узкие полосы-«подскладки». И, наконец, по краям «подскладок» тончайшей кистью выводится прописка, придающая складкам жесткий контур. В конце расставляются акценты.

Когда складки готовы, чтобы придать им необходимый блеск - творёное золото шлифуется «зубом» (специально скруглённым камнем - агатом с ручкой). Если у вас нет профессионального инструмента, то для этой цели можно воспользоваться кончиком градусника-термометра.

Секрет прописки «под перо» в особых кистях. Если вы не приобретёте «соболь с длинным волосом» - то, даже будучи прекрасным художником, врядли сможете выполнить данную работу на том же уровне, что и древние мастера.

И второй секрет: для работы необходимо очень тонко перетёртое «творёное» золото. К сожалению, золото, которое можно приобрести в специализированных магазинах - для этой работы недостаточно хорошего качества.

Мы «творим» золото сами. Для этого приобретаем самое тонкое сусальное золото и выкладываем его в чашку-пиалу. Следует взять не менее 10 листов золота. Затем, на кончике чайной ложки, берём мёд (пригоден любой) и указательным пальцем правой руки, не менее трех часов, растираем его с золотом. При пересыхании смеси время от времени добавляем каплю воды - перетирать надо с небольшим усилием. В чашку наливаем воду, растворяем смесь, отмываем палец и оставляем. На следующий день - золото осело на дно и вода стала прозрачная. Воду сливаем и заливаем свежую - и так повторяем несколько раз (обычно уходит пять дней), вымывая мёд, который был нужен в качестве абразивной пасты и теперь выполнил свое назначение. На блюдечко кладём крошечный (треть спичечной головки) кусочек гуммиарабика и в теплой воде пальцем растворяем его. Добавляем раствор в чашку с золотом, перемешиваем и выпариваем воду. Получается золотая краска - а насколько она хороша, вы поймете в процессе прописки складок. Если золото плохо перетёрто - невозможно провести тонкую линию. Если в краске избыток гуммиарабика - золото будет плохо шлифоваться, а только - чернеть и «залипать». Если недостаток - при шлифовке золото осыпется.

Есть другой способ «творить» золото. Для этого его сразу растирают с гуммиарабиком и лишний гуммиарабик вымывают по тому же принципу, как мед в первом способе. Можно растирать золото с гуммиарабиком курантом на стекле.

Всё равно каким способом вы приготовляете «творёное» золото - «творёнку», как говорят иконописцы. Главное: конечный результат. И он должен быть качественным.

Не забудьте, после прописки творёнкой покрыть складки лаком. Внимание! Не всякий лак пригоден, нужно использовать пентофталевый или другой масляный лак - а от олифы или шеллака блеск шлифованной позолоты сильно потускнеет.

Прописка личной части (личное письмо)

Иногда ко мне приходит новый ученик и говорит: «Научите меня писать красивые духовные лики, а все остальное мне не нужно». Почему-то многие люди, даже художники, уверены, что написание ликов - это что-то особенное, другое, чем всякая художественная работа, и для их создания вовсе не нужны знания законов рисунка, построения человеческого тела, лица, а необходимо только «духовное просветление». Взяв благословение священника (а это вовсе не трудно), безо всякого смирения, они начинают работу над иконой с письма Лика Христа или Божией Матери и удивляются, когда что-то не получается. А чаще - напротив, не имея художественного вкуса - самовосторгаются тому, что создали «своими собственными руками».

Помню в 1978 году на Круглом столе в ГТГ по случаю выставки современной иконописи, по рядам поспешно прошел мужчина, показывая икону: «Посмотрите! Они (искусствоведы, отбиравшие работы) не взяли мою икону, вот - эту!» - В его руках была очень примитивно сделанная копия древней Владимирской иконы. Мужчина даже не понял, как нелепо выглядел.

Основной секрет прописки личного заключается в том, что нужно очень хорошо представлять физиологию человека, чувствовать форму. По тёмному санкирю делаются высветления в опоре на точное построение. Там, где более выпуклые места - больше прописок с большим количеством белил. Буквально от каждого движения кистью, от малейшей светлой прописки или темного акцента зависит выражение будущего лика.

Византийское искусство пришло из античной традиции. Будет не лишним сходить в Пушкинский музей и еще раз посмотреть на античные статуи и восхититься: каким прекрасным знанием человеческого тела обладали создавшие их мастера. Эти же знания имели и первые иконописцы. В том же музее большое собрание «фаюмских портретов» к которым восходят появившиеся иконы.

Однако, в Древней Руси, мы встречаем подчас асимметричные черты ликов. Постепенно складывающееся иконное искусство, в опоре на знания, пришедшие из Византии, переработало их так, что создало свое собственное понимание пространства, исходящее из внутреннего чувства видения мира.

Надо понимать, что эти искажения основаны на определенных законах. Построения по принципам «обратной перспективы» исследовал наш выдающийся ученый физик академик Б.В. Раушенбах.

Для их изучения необходимо внимательно рассматривать древние подлинники и сводить с них кальки. Как откровение мы можем научиться видеть окружающее так же, как осознавали его древние художники. Преображенный мир войдет в наши сердца и переполнит нас - и только тогда мы сами сможем писать образ в древней традиции.

Посмотрите на древний Лик Христа: кажется, что Он смотрит на нас. Но если начать внимательно присматриваться, то понимаешь, что один Его глаз смотрит в одну сторону, а другой - в другую; словно одна часть лица написана при взгляде с одной стороны, а другая - с другой… Проверьте себя: измерьте на этой иконе щеки (от носа до уха) и вы обнаружите что одна сторона лица больше другой. Значит, в рисунке заложен «скрытый поворот». Когда молишься, этого не видно, а есть только чувство, что Господь смотрит на тебя и спереди и сзади и отовсюду…

Не понимая рисунка, невозможно сделать хорошую прописку.

Техника прописки ликов очень проста, и похожа на технику троекратного высветления одежд. Но высветляем не три, а значительно больше раз. Такие высветления называются «вохрениями» потому что в древности делались охрой («вохрой»). Есть природные охры, которые иконописцы из-за их прозрачной структуры называют слезливыми или сопливыми - они не пригодны для работы с личным. В данном случае, слово «вохрение» означает цвет, и если вы не сможете достать хорошую краску (рекомендую пигменты итальянской фирмы «Феррарио»), то нужный цвет можно составить на основе жёлтого кадмия, белил, сиены жженой и сажи. Для большей светоносности будущего лика при последних прописках в титановые белила можно добавлять аурипигмент.

Когда основная часть работы над ликом завершена, делается прописка киноварью. Для этого обводим: нижние и верхние веки, зрачки, нижнюю сторону бровей, стык лица и волос, кончик и стороны носа, рот, подбородок - везде, где есть прописка темным цветом. Прозрачно лессируем красным щеки, веки, ноздри и кончики ушей. Губы прописываем ярко или, если вы пишите старца, то - прозрачно как щеки. Красная прописка словно вливает «кровь» в жилы наполняя лики жизнью. Но не переусердствуйте: чтобы образы святых не стали вещественными, материальными. Прописку можно делать и кадмием красным с добавлением сиены жженой или иной красной «земли». Если вы используете цинковые белила, то киноварь необходимо исключить из числа рабочих пигментов - она с этими белилами вступает в химическую реакцию и чернеет. В конце работы над личным вохрим после «красной» прописки, смягчая её.

В Палехской школе «красную» прописку делали в самом начале работы, перед основными вохрениями - активно лессировали киноварью санкирь, высвечивая лики из глубины.

Некоторые иконописцы сокращают количество высветлений лика и вовсе не делают «красную» прописку - красный пигмент (киноварь или кадмий) они добавляют в охру, которой работают. Также в охру можно добавлять кадмий оранжевый, отчего она становится ярче, цветней. В конце работы красным цветом легко отмечаются нужные места.

Когда лики уже написаны белилами с сиеной натуральной или белилами с аурипигментом проставляются оживки (движки).

Есть иконы, на которых написано множество святых: например - Минеи за один или три месяца или Праздники. Даже если сама иконная доска с обазом имеет большой размер, фигуры святых на ней - крошечные. А головы этих святых со спичечную головку, а то и меньше. Давайте присмотримся: конечно, при прописке таких маленьких ликов сделано меньше прописок, но всё же мы видим, что иконописец нарисовал и нос, и брови, и глаза, и рот, и подбородок - это настоящий Лик! Мы рассматриваем его под лупу, а этот Лик имеет благочестивое выражение, он красив!

Как же писать такие маленькие лики?
1. Сначала по форме головы заливаем санкирь.
2.2. Затем белилами (в белила, чтобы убрать их природную голубизну и для придания тёплого оттенка, добавляется немного сиены натуральной) проводится вертикальная линия носа, опускаясь ниже - включая подбородок; 2.3.а к ней под прямым углом широкой стороной вниз рисуется треугольник лба; 2.4. справа и слева от носа - широкие вверху и острые снизу треугольники - щеки; 2.5. в темных образовавшихся между щеками и лбом впадинах лежачие перевернутые полумесяцы верхних век, 2.6. отмечается шея; 2.7. точки на местах мочек ушей и одной ноздри.
3.1. Тёмной краской (умброй жжёной или сажей с добавлением красного гематита) по краю лба проводятся линии бровей; 3.2. по нижнему краю верхних век - ресницы; 3.3. проставляются зрачки; 3.4. нижнее продолжение линии носа делится двумя короткими чёрточками на рот и подбородок; 3.5. обводится контур лика, шеи, волос, отмечается ухо.
4. Все лессируется прозрачной натуральной сиеной (можно использовать акварель с яичной эмульсией).
5. Белилами проставляются на наиболее ярких местах акценты: 5.1. бличёк возле зрачков; 5.2. на кончике носа; 5.3. два высветления по сторонам треугольника одной щеки, и одно - на другой; 5.4. кружёчек на лбу (со стороны щеки с двумя высветлениями; 5.5. с той же стороны полоска над центром брови; 5.6. пятнышко на шее; 5.7. точка на подбородке.
6. Красным цветом лессируются: 6.1. рот; 6.2. щеки; 6.3. веки; 6.4. ухо.
7.1. Сажей рисуются точки зрачков и 7.2. ресницы.

Это - приблизительная схема написания миниатюрных ликов. Прописок может быть как больше, так и - меньше. Часто отсутствует красная (6) прописка. В написании маленьких ликов также основным является рисунок, который выстраивается в процессе прописок. Для того, чтобы лики были аккуратные и чтобы придать им нужное выражение необходимо иметь тончайшие №00 высококачественные кисти. В прежние времена использовались кисти в один волос из пера вальдшнепа. Сейчас кистовязы не берутся их изготавливать. Возможно, с этим связано то, что на новых иконах мы редко встречаем лики такого размера.



Серия сообщений "для души":

Часть 1 - Без заголовка
Часть 2 - Без заголовка
...
Часть 29 - Прориси икон Божьей матери
Часть 30 - Житие Преподобного Сергия Радонежского
Часть 31 - Роскрышь и письмо иконы
Часть 32 - ПОДБОРКА ШАБЛОНОВ


Рубрики:  Иконопись
все об иконах


Поиск сообщений в Ирина_Аз
Страницы: 46 ... 39 38 [37] 36 35 ..
.. 1 Календарь