-Рубрики

 -Цитатник

ДИМА МОТЕЛЬ: ПРОВЕРКА НА ЕВРЕЙСТВО - ИСТОРИЯ УНИЖЕНИЙ - (1)

16.02.2015 Дима и Шломит Несколько лет назад я предложил  ...

ХАИМ АККЕРМАН: ПЕСАХ. СМЫСЛ ПЕСАХА ИЛИ О ЧЁМ ДУМАТЬ В ЛЕЙЛ А СЕДЕР - (0)

Этот материал содержит некоторые малоизвестные (или почти не известные), но - важные вещи о поряд...

ИЗРАИЛЬ НА ФОТО 1820-1920 ГГ. - (1)

В детстве мне, как и многим, хотелось чтобы «машина времени» из фантастических книжек...

КОФЕ ПО-ЕВРЕЙСКИ - (0)

О чем думает неискушенный человек, которому предлагают выпить чашечку кофе? Он вполне может...

ИЗРАИЛЬ ЗАЙДМАН: ООН ОБЪЯВИЛА 2014 ГОД, ГОДОМ НЕНАВИСТИ К ЕВРЕЙСКОМУ НАРОДУ - (1)

26 ноября 2013 г. Интернет разнес весть: по случаю празднования Международного дня солидарности с...

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 6) Неизвестная_Планета Наш_Израиль Царство_Кулинарии Kelli_Li Our_Ukraine -HochuVseZnat-
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Kelli_Li Our_Ukraine

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.09.2013
Записей: 2699
Комментариев: 456
Написано: 3978


ГЛАВА 11: СКЛАДЫВАНИЕ НОРМАТИВНОГО ИУДАИЗМА (ЧАСТЬ 2)

Четверг, 07 Ноября 2013 г. 21:01 + в цитатник

Евреи под властью Рима и Византии

Ок. 220 г. Смерть рабби Иуды Патриарха

212 г. Евреи получают римское гражданство

Ок. 236 г. Синедрион в Тивериаде

260 - 273 гг. Палестина под властью Пальмиры

324 г. Христианство признано официальной религией Римской империи

351 г. Восстание евреев против Галла

362 г. Попытка Юлиана Отступника восстановить Храм

363 - 364 гг. Атаки христиан против евреев Палестины

382, 392, 404 гг. Введение антиеврейских законов

395 г. Разделение Римской империи на Западную и Восточную

425 - 429 гг. Отмена патриархата

476 г. Падение Западной империи

484 и 529 гг. Восстания самаритян

603 - 629 гг. Война между Византией и Ираном

614 - 617 гг. Еврейское правление в Иерусалиме

622 - 629 гг. Византия восстанавливает свой контроль над Палестиной

638 г. Завоевание Палестины арабами

Казалось, евреи могли вздохнуть спокойно, пока христианскую церковь и Римскую империю сотрясали внутренние противоречия и вражда, но вскоре стало ясно, что им предстоит выдержать новый натиск со всех сторон. В 363-364 гг. н.э. евреи Палестины подверглись прямым нападениям христиан, направленным на уничтожение еврейских поселений на юге страны. Хотя атаки вскоре прекратились, сохранялось антиеврейское давление, вызванное непрекращавшимся ростом христианства в Палестине. В 365 г., со смертью Гиллеля II, патриархом стал Гамалиель V, который правил до 385 г.

Пришедший в 379 г. к власти император Феодосии I и его преемники были ревностными христианами, ужесточавшими антиеврейское законодательство по мере того, как светская власть все больше попадала в зависимость от власти церковной. К этому времени патриархом был Иуда IV (385-400 гг.), которого сменил Гамалиель VI, остававшийся на этом посту до отмены патриархата в 425 г.

Раздел Римской империи на Восточную и Западную в 395 г. ускорил процесс христианизации, так как церковь восточной части империи стремительно завоевывала поддержку со стороны правительства. Весь этот период евреи и эллинистические язычники пребывали в одной лодке. К V в. последние почти полностью исчезли, оставив евреев один на один с Византийской империей.

В 383, 392 и 404 гг. н.э. была введена в действие очередная серия антиеврейских законов, запрещавших евреям обращать других в иудаизм и "занимать административные должности. Закон от 415 г. требовал, чтобы евреи и христиане разрешали споры между собой только в имперских судах. С одобрения церкви разрушались синагоги и были приняты законы, запрещавшие строительство новых и починку старых синагог.

Христианизация Палестины выразилась в строительстве церквей и монастырей, появлении большого числа монахов и христианских паломников. В V в. христиане стали, наконец, составлять большинство населения этой страны, что, вероятно, явилось причиной самаритянских восстаний в 484 и 529 гг. Их неудача во многом способствовала резкому уменьшению размеров самаритянской общины в средние века и новое время. Самаритянам просто не хватило демографических, экономических и политических ресурсов, необходимых для восстановления.

Очутившись в сложных условиях правления христианской Византии, палестинские рабби чувствовали необходимость завершить редактирование текстов таннайского и аморайского иудаизма Палестины. В этот период приняли свой окончательный вид Тосефта, таннайские мидраши, а также самые ранние собрания аморайских мидрашей, кроме того, в спешке был завершен Палестинский Талмуд. Эти тексты стали памятником способности иудаизма развиваться даже в неблагоприятных условиях антиеврейского окружения.

Учитывая все описанные обстоятельства, удивительно, что патриархат сумел столь долго продержаться в качестве признанного органа управления евреями, жившими в империи. Однако в конце концов общий упадок статуса евреев в IV-V вв. коснулся и его. Между 399 и 404 гг. из-за внутренних разногласий между восточной и западной частью Римской империи патриарху бьыо запрещено собирать деньги в западных общинах.

Это было только начало. В 415 г. патриарх Гамалиель VI был обвинен в строительстве синагог, обрезании христианских рабов и принятии судебных решений в делах, касающихся евреев и христиан. Все это являлось нарушением упомянутых антиеврейских постановлений, но патриарх, вероятно, оправдывался тем, что он действовал в соответствии со старыми правами, дарованными во времена единой Римской империи и до сих пор не утратившими своей юридической силы. Тем не менее восточный император лишил его почетного титула "претор", традиционно ассоциировавшегося с постом патриарха, приказал евреям освободить христианских рабов и разрушить синагоги, которые были построены. Начался процесс, приведший в 425 (или 429) г. н.э. к полной отмене патриархата. После того как со смертью в этом году патриарха Гамалиеля VI император не утвердил официально его преемника, история еврейского самоуправления в Палестине фактически закончилась.

451-527 гг. стали временем религиозной борьбы между христианами и ее политических последствий (точнее, политической борьбы, выразившейся в религиозных конфликтах). Поскольку христиане были поглощены этой борьбой, они гораздо меньше вмешивались во внутреннюю жизнь палестинских евреев. Экономическая ситуация улучшилась, и в Галилее было построено много синагог с красивыми мозаиками. Синагоги и дома учения строились также на Голанах. Законы, запрещавшие их строительство и занятие евреями административных постов, по большей части игнорировались. Евреи даже стали возвращаться в Иерусалим и составили около десяти процентов населения Палестины. Новые структуры возникали на базе раввинистических академий, заменивших патриархат.

С восшествием на престол Юстиниана в 527 г. ситуация вновь ухудшилась, и иудаизм опять подвергся гонениям. Евреям было запрещено занимать административные должности, включая даже службу в местных органах управления в преимущественно еврейских районах, им запрещалось иметь рабов-христиан и выступать на суде свидетелями против христиан. Эти постановления во многом явились следствием христианской доктрины о том, что приниженный статус евреев свидетельствует об истинности христианской доктрины. При Юстиниане гонения на евреев приняли легальный характер, что, возможно, подтолкнуло их поддержать самаритянское восстание 529 г. н.э. От VI-VII вв. впервые доходят свидетельства о насильственном, под страхом смерти, обращении евреев в христианство, как в диаспоре, так и в Иерусалиме.

Нетрудно понять, почему евреи рассчитывали на спасение со стороны персов и почему они помогали персам, когда те завоевали Палестину в 601-614 гг. н.э. Но евреев ждало скорое разочарование, когда новые завоеватели, отдав им на короткое время власть над Иерусалимом, обратились затем против них. В результате удачных военных кампаний между 622 и 629 гг. Византийской империи удалось вернуть Палестину под свой контроль. По всей стране евреи подверглись избиению со стороны христиан в отместку за их союз с персами. С этого момента евреи перестали играть в Палестине сколько-нибудь заметную роль. Когда в 638 г. н.э. ее территория была завоевана арабами, последние нашли там лишь маленькую еврейскую общину.

На реках вавилонских

Еврейская диаспора в Месопотамии возникла после завоевания Ассирией Израильского царства в 722 г. до н.э. и последовавших затем массовых депортаций евреев в Северную Месопотамию. Когда вавилоняне завоевали Иудею и переселили большую часть ее населения в Вавилонию в Центральной Месопотамии в 597 и 586 гг. до н.э., новые изгнанники объединились с переселенцами предыдущей волны и начался процесс, приведший в итоге к расцвету местной еврейской общины. Вероятнее всего, изгнанники из Израиля переселились на юг страны, где уже были созданы поселения выходцев из Иудеи.

Когда в VI в. до н.э. персы под предводительством Кира Великого завоевали Месопотамию и позволили евреям вернуться на родину, лишь незначительная часть изгнанников воспользовалась этим разрешением, и еврейская община Вавилонии продолжала расти. В 331 г. до н.э. Вавилония была завоевана Александром Великим. Когда после его смерти в 323 г. до н.э. она отошла к Селевкидам, были подтверждены все свободы и привилегии, дарованные евреям Киром, а часть евреев даже служила в селевкидской армии. С другой стороны, евреев Месопотамии не могла не коснуться политика эллинизации, проводившаяся Селевкидами с целью закрепить свою власть на этих землях. Несомненно, что перемещение торгового центра Селевкидской империи из Вавилонии в недавно основанную Селевкию на р. Тигр также отразилось на финансовом положении общины. Дальнейшему упадку могло способствовать также восстание Макавеев 168-164 гг. до н.э. с последовавшим за ним периодом нестабильности, во время которого Хасмонейская династия укрепляла свои позиции.

Начиная с 171 г. до н.э. парфяне, иранский народ, возглавляемый династией Аршакидов, начали теснить Селевкидов в Месопотамии. Страна была полностью завоевана в 120 г. до н.э. Митридатом II. Евреи встретили хорошее отношение со стороны парфян, которые также поддерживали тесные связи с Хасмонеями. Парфяне, в частности, пытались повлиять на события в Палестине, поддержав Антигона в его борьбе за пост первосвященника в 40-39 гг. до н.э., но победа осталась за Иродом и римлянами.

Вавилонская диаспора

331 г. до н.э. Александр Великий входит в Вавилон

323 г. до н.э. Начало правления династии Селевкидов

120 г. до н.э. Приход парфян. Митридат II Ок. 40 г. до н.э. Обращение в иудаизм правящего дома

Адиабены

20 - 35 гг. н.э. Еврейское княжество в Вавилонии

114 - 117 гг. Вторжение Траяна в Парфянскую империю

170 - 210 гг. Гуна I (первый известный экзиларх)

226 г. Падение Аршакидской династии и переход власти к Сасанидам

227 - 243 гг. Ардашир I

243 - 272 гг. Шапур I

259 г. Академия Нехардеи перемещается в Пумбедиту

262 - 263 гг. Пальмирское вторжение

272 - 292 гг. Период частой смены монархов

293 - 302 гг. Нарсай

309 - 379 гг. Шапур II

363 г. Вторжение Юлиана Отступника

399 - 421 гг. Ездигерд I

421 - 439 гг. Бахрам V

439 - 457 гг. Ездигерд II

455 г. Гонения на евреев

457 - 486 гг. Пероз

468 - 474 гг. Разрушение синагог и запрет на изучение Торы

Ок. 470 г. Казнь экзиларха Гуны V

488 - 531 гг. Кавад I

520 г. Казнь экзиларха Map Зутры II

531 - 579 гг. Хосров I Ануширван

579 - 590 гг. Хормизд IV

590 - 628 гг. Хосров II Парвиз

634 г. Завоевание Месопотамии арабами

(продолжение следует)

http://jhistory.nfurman.com/

Серия сообщений "ЛОУРЕНС ШИФФМАН: ОТ ТЕКСТА К ТРАДИЦИИ":
Часть 1 - СОДЕРЖАНИЕ
Часть 2 - ГЛАВА 1: ВВЕДЕНИЕ
...
Часть 24 - ГЛАВА 10: МИШНА - НОВОЕ ПИСАНИЕ (ЧАСТЬ 3)
Часть 25 - ГЛАВА 11: СКЛАДЫВАНИЕ НОРМАТИВНОГО ИУДАИЗМА (ЧАСТЬ 1)
Часть 26 - ГЛАВА 11: СКЛАДЫВАНИЕ НОРМАТИВНОГО ИУДАИЗМА (ЧАСТЬ 2)
Часть 27 - ГЛАВА 11: СКЛАДЫВАНИЕ НОРМАТИВНОГО ИУДАИЗМА (ЧАСТЬ 3)
Часть 28 - ГЛАВА 12: В ОКЕАНЕ ТАЛМУДА (ЧАСТЬ 1)
...
Часть 32 - ГЛАВА 13: ЖИЗНЬ В СООТВЕТСТВИИ С ТОРОЙ (ЧАСТЬ 2)
Часть 33 - ГЛАВА 13: ЖИЗНЬ В СООТВЕТСТВИИ С ТОРОЙ (ЧАСТЬ 4)
Часть 34 - ГЛАВА 14: ЭПИЛОГ - ГЕГЕМОНИЯ ВАВИЛОНСКОГО ТАЛМУДА


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку