-Рубрики

 -Цитатник

ДИМА МОТЕЛЬ: ПРОВЕРКА НА ЕВРЕЙСТВО - ИСТОРИЯ УНИЖЕНИЙ - (1)

16.02.2015 Дима и Шломит Несколько лет назад я предложил  ...

ХАИМ АККЕРМАН: ПЕСАХ. СМЫСЛ ПЕСАХА ИЛИ О ЧЁМ ДУМАТЬ В ЛЕЙЛ А СЕДЕР - (0)

Этот материал содержит некоторые малоизвестные (или почти не известные), но - важные вещи о поряд...

ИЗРАИЛЬ НА ФОТО 1820-1920 ГГ. - (1)

В детстве мне, как и многим, хотелось чтобы «машина времени» из фантастических книжек...

КОФЕ ПО-ЕВРЕЙСКИ - (0)

О чем думает неискушенный человек, которому предлагают выпить чашечку кофе? Он вполне может...

ИЗРАИЛЬ ЗАЙДМАН: ООН ОБЪЯВИЛА 2014 ГОД, ГОДОМ НЕНАВИСТИ К ЕВРЕЙСКОМУ НАРОДУ - (1)

26 ноября 2013 г. Интернет разнес весть: по случаю празднования Международного дня солидарности с...

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 6) Неизвестная_Планета Наш_Израиль Царство_Кулинарии Kelli_Li Our_Ukraine -HochuVseZnat-
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Kelli_Li Our_Ukraine

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.09.2013
Записей: 2699
Комментариев: 456
Написано: 3978


ГЛАВА 6: СЕКТЫ В ЭПОХУ ВТОРОГО ХРАМА (ЧАСТЬ 1)

Четверг, 07 Ноября 2013 г. 20:30 + в цитатник

Годы, последовавшие за восстанием Макавеев, вошли в историю под именем победившей династии и известны как хасмонейский период. Подобно наступившему за ним римскому периоду, он отличался тенденцией к тому, что принято называть сектантством. Под этим подразумевается тенденция к расколу на группы с конкурирующими идеологиями (секты), каждая из которых боролась за утверждение своего понимания иудаизма среди широких слоев еврейского населения. Обозначение этих групп как "сект", а самого явления как "сектантства" является изначально проблематичным постольку, поскольку два этих понятия предполагают наличие доминирующего, или нормативного, течения, от которого произошли отклонения. Раввинистическая традиция приписывала такой статус фарисеям, но и они составляли меньшинство, которое независимо от степени его влиятельности вряд ли может считаться доминировавшим.

В то же время альтернативное определение данных идеологий как независимых "иудаизмов" упускает из виду то общее, что объединяло их вокруг законов Торы. На самом деле, вопросы, которые разделяли эти группы, составляли лишь малую часть их веры и религиозной практики. То, что объединяло их в один народ, цивилизацию и религию, намного превосходило различия, которые могли быть преувеличены в дошедших до нас источниках: ведь они часто возникали в процессе полемики, а не как объективные наблюдения. Все сказанное необходимо учитывать при анализе проблемы сектантства. Для начала следует вкратце сказать о политической истории, на фоне которой развивались рассматриваемые явления.

Хасмонейская династия

Хасмонейский период

(все даты до н.э.)

152 г. Йонатан становится первосвященником

143 г. Убийство Йонатана

142 г. Переход правления к Симеону

141 г. Взятие Акры Симеоном

140 г. Народное собрание утверждает Симеона первосвященником и правителем

134 г. Убийство Симеона

134-104 гг. Иоанн Гиркан

104-103 гг. Аристобул I

103-76 гг. Александр Яннай

76-67 гг. Саломея Александра

67-63 гг. Война между Гирканом I и Аристобулом II

63 г. Завоевание Палестины Помпеем

К 152 г. до н.э. Хасмоней Йонатан прочно установил свою власть над Иудеей. С этого момента и до завоевания Иудеи Римом в 63 г. до н.э. в Земле Израиля правили потомки Иуды Макавея. Йонатан воспользовался нестабильностью в Селевкидской империи, чтобы расширить контролируемую им территорию за пределы собственно Иудеи, заняв юг Самарии и прибрежные южные города Экрона с прилегающими территориями, которые были до этого центрами эллинистической культуры. В 148 г. до н.э. он был убит Трифоном, одним из претендентов на селевкидский трон.

Власть Йонатана наследовал его брат Симеон. В 142 г. до н.э. Симеон был признан селевкидским царем Деметрием II Никанором (145-138 и 129-125 гг. до н.э.). Чтобы заручиться поддержкой Иудеи, Деметрий освободил страну от уплаты налогов, что стало последним этапом в обретении ею полной независимости. Подобно своему брату Йонатану, Симеон исполнял функции как светского правителя, так и первосвященника. В 140 г. до н.э. народное собрание формально подтвердило такое положение вещей и право сыновей Симеона наследовать оба эти поста. Последний продолжил завоевательную политику Йонатана и овладел портом Яффа с целью обеспечить выход Иудеи к морю. Он также продолжал искоренять язычество по всей стране, а его высшим достижением стало изгнание селевкидского гарнизона, который все еще занимал Акру в Иерусалиме. Когда селевкидский царь Антиох VII Сидет (138-129 гг. до н.э.) попытался заставить Симеона вернуть захваченные им территории, тот нанес сокрушительное поражение одному из его военачальников. Правление Симеона закончилось в 134 г. до н.э., когда он и два его сына были убиты его зятем (вероятно, не без участия Селевкидов).

Власть Симеона наследовал уцелевший сын Иоанн Гиркан. Первые два года его правления прошли в войне с Селевкидами. Так как последние нуждались в помощи Иоанна в войне против парфян, они предложили начать мирные переговоры, и стороны пришли к соглашению: Селевкиды признавали Иоанна как правителя, а Хасмонеи выплачивали им компенсацию за завоеванные территории. После смерти Антиоха VII в 129 г. до н.э. последовавший развал Селевкидской империи позволил Иоанну вернуть себе полную независимость и утвердить свою власть над всей Землей Израиля. Продолжая экспансию на юге, он завоевал Идумею и насильно обратил ее население в иудаизм. Он также занял территорию в Трансиордании, разгромил эллинистические города и покорил самаритян. Умер Иоанн в 104 г. до н.э.

Иоанну наследовал его сын Аристобул I, который царствовал всего один год (104-103 гг. до н.э.). Он продолжил завоевания своего отца, покорив итуреев на севере и обратив их в иудаизм, и установил контроль над Галилеей. Аристобул проявлял крайнюю жестокость по отношению к своей матери, заключил в тюрьму трех своих братьев и приказал убить четвертого, Антигона. Он умер от тяжелой болезни и угрызений совести, будучи известен как первый из Хасмонеев, называвший себя "царем".

Брат Аристобула Александр Яннай пришел к власти в 103 г. до н.э., когда он женился на вдове Аристобула Саломее Александре (Шломцион). В период его правления, окончившийся с его смертью в 76 г. до н.э., все оставшиеся нееврейские города в Палестине были завоеваны. Он и Иоанн Гиркан ста ли правителями, чьи завоевания явились настоящим приме ром достижений Хасмонеев, расширили границы Иудеи и включили в них всю Землю Израиля.

Тем не менее, была и оборотная сторона медали. Макавеи сражались не только за освобождение евреев от чужого владычества или в целях приобретения власти и богатства. Изначально восстание было направлено против той части еврейского общества, которая неудержимо стремилась к эллинизации. Эта борьба переросла в войну против Селевкидской империи только тогда, когда Селевкиды стали помогать эллинизаторам в преследованиях евреев и иудаизма. Постепенно сами наследники Макавеев начали усваивать элементы эллинизма, организовывать жизнь при дворе на эллинистический манер, все дальше удаляясь от еврейского образа жизни. Та кой переход объяснялся необходимостью для любого монарха того времени использовать приемы эллинистической чеканки монет, дипломатии и бюрократии. Хасмонеи стали прибегать к помощи иноземных наемников, чтобы защитить себя от собственного народа.

Оппозиция династии Хасмонеев возникала с разных сторон. Во-первых, они так и не примирились с остатками эллинизаторов старого типа, сохранившихся среди земельной аристократии. Во-вторых, фарисеи (о которых подробнее будет сказано чуть позже в этой главе) возражали против концентрации в руках Хасмонеев светской и религиозной власти, требуя, чтобы те отказались от первосвященства, так как у них не было соответствующей этому посту родословной. В-третьих, другие группы, чья точка зрения отражена в некоторых свитках Мертвого моря, принимали легитимность Хасмонеев как первосвященников, но обвиняли их в присвоение также и политической власти.

Все эти факторы вынудили уже Александра Янная подготовить свою жену Саломею Александру к наследованию престола и рекомендовать ей поиск компромисса с оппозицией. Это ей с успехом удавалось в течение примерно девяти лет, вплоть до ее смерти в 67 г. до н.э. Тем не менее, она не смогла твердо определить своего наследника, и ее сыновья Гиркан II и Аристобул II начали междоусобную войну за обладание престолом. В итоге оба они обратились за помощью к римлянам. К этому моменту Рим уже занял Сирию и готовился поглотить Иудею. Аристобул вошел в позднейшую историю как истинный герой, человек, унаследовавший дух Макавеев и желавший лишь освобождения от иноземного владычества. Гиркан же изображался как человек слабый, эгоистически стремившийся к власти ради власти. В 63 г. до н.э., воюя друг с другом, каждый из братьев обратился за помощью к римскому полководцу Помпею, стоявшему тогда в Сирии. После серии переговоров Помпеи решил воспользоваться ситуацией для того, чтобы осуществить давнюю мечту Рима об овладении Палестиной, связывавшей между собой Африку и Азию. Он некоторое время натравливал братьев друг на друга, после чего совершил молниеносный бросок к Иерусалиму и взял его приступом.

Это было концом хасмонейской династии. Римляне стали теперь настоящими хозяевами страны. Они даровали Гиркану II титул первосвященника, а Аристобула II заключили под стражу. Он и его сыновья в течение нескольких лет показали себя истинными потомками Макавеев, постоянно ускользая из-под ареста и пытаясь вопреки всему отбить Иудею у римлян. Однако звезда Хасмонеев уже закатилась.

(продолжение следует)

http://jhistory.nfurman.com/

Серия сообщений "ЛОУРЕНС ШИФФМАН: ОТ ТЕКСТА К ТРАДИЦИИ":
Часть 1 - СОДЕРЖАНИЕ
Часть 2 - ГЛАВА 1: ВВЕДЕНИЕ
...
Часть 9 - ГЛАВА 5: ИУДАИЗМ В ЭЛЛИНИЧЕСКОЙ ДИАСПОРЕ (ЧАСТЬ 2)
Часть 10 - ГЛАВА 5: ИУДАИЗМ В ЭЛЛИНИЧЕСКОЙ ДИАСПОРЕ (ЧАСТЬ 3)
Часть 11 - ГЛАВА 6: СЕКТЫ В ЭПОХУ ВТОРОГО ХРАМА (ЧАСТЬ 1)
Часть 12 - ГЛАВА 6: СЕКТЫ В ЭПОХУ ВТОРОГО ХРАМА (ЧАСТЬ 2)
Часть 13 - ГЛАВА 6: СЕКТЫ В ЭПОХУ ВТОРОГО ХРАМА (ЧАСТЬ 3)
...
Часть 32 - ГЛАВА 13: ЖИЗНЬ В СООТВЕТСТВИИ С ТОРОЙ (ЧАСТЬ 2)
Часть 33 - ГЛАВА 13: ЖИЗНЬ В СООТВЕТСТВИИ С ТОРОЙ (ЧАСТЬ 4)
Часть 34 - ГЛАВА 14: ЭПИЛОГ - ГЕГЕМОНИЯ ВАВИЛОНСКОГО ТАЛМУДА


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку