Конфуций.
Никакое горе так не велико, как страх перед ним.
...
Чокке.
Если ты чего боишься, то знай, что причина твоего страха не вне тебя, а в тебе.
Зарождающаяся ссора подобна пробивающемуся сквозь плотину потоку: как только он пробился, ты уже не удержишь его.
...
Талмуд.
Как только мы почувствовали гнев во время спора, мы уже спорим не за истину, а за себя.
...
Карлейль.
Старайся, чтобы в споре слова твои были мягки, а доводы тверды. Надо не досадить противнику, а убедить его.
...
Вилькинс.
Умные люди учатся для того, чтобы знать; ничтожные — для того, чтобы их знали.
...
Восточная мудрость.
Человек живет только для того, чтобы, насколько это позволяют его силы и его положение, содействовать благу сво-ему и своих ближних. Чтобы скорее достигнуть при этом своей конечной цели, он пользуется опытом предшественников. Он учится.
Цель жизни всякого отдельного человека одна: совершенствование в добре. И потому нужны только те знания, которые ведут к этому.
Добрые правила, исходящие из сердца человека, так же полезны, как хорошие примеры.
...
Сенека.
Сильные, коротко выраженные мысли много содействуют улучшению жизни.
...
Цицерон.
Люди считают преступлением ложь перед судом и неблагородными поступками неправдивые слова в общении с равными, но с детьми говорить всякий вздор и всякую ложь считается не только не неправильным, но, напротив, почти необходимым. А как ясно, казалось бы, то, что с детьми-то и надо быть особенно осторожным в том, что говорится им старшими.
Надо передавать детям только то, что они могут понять так, чтобы, и будучи взрослыми, они ничего не могли бы прибавить к такому пониманию.
Будь правдив всегда, и особенно с ребенком. Исполняй обещанное ему, иначе приучишь его ко лжи.
...
Талмуд.
Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым человеком тот, кто жесток с животными. Сострадание к животным проистекает из одного источника с добрым отношением к человеку. Так, например, человек чуткий при напоминании, что он, находясь в скверном расположении духа, в гневе, или разгорячившись от вина, побил свою собаку, лошадь, обезьяну — незаслуженно, или напрасно, или чересчур больно,— почувствует такое же недовольство собой, как и при напоминании об обиде, нанесенной человеку, которое мы в этом случае называем карающим голосом совести.
...
Шопенгауэр.
Не потому человек выше других животных, что он может бессердечно мучить их, но потому, что он жалеет их.
Буддийская мудрость. (Дхаммапада.)
Не позволяй своим детям убивать насекомых: с этого начинается человекоубийство.
...
Пифагор.
Счастье и несчастье человека — не в собственности и не в золоте; счастье и несчастье — в его душе.
Не тот добр, кто не делает несправедливостей, а тот, кто не чувствует ни малейшей охоты к этому.
Мудрый чувствует себя как дома в каждой стране; отечеством для благородной души служит вся Вселенная.
...
Демокрит Абдерский.
Пока живешь — поучайся. Не жди, чтоб старость принесла с собой мудрость.
...
Солон.
Нельзя останавливаться на пути самосовершенствования. Как только ты почувствуешь больший интерес к внешнему миру, чем к своей душе, знай, что ты остановился, мир движется мимо тебя, а ты стоишь.
Жизнь есть неперестающее приближение к смерти, и потому жизнь может быть благом только тогда, когда смерть не представляется злом.
Человек приходит в мир со сжатыми ладонями и как бы говорит: весь мир мой, а уходит из него с открытыми ладонями и как бы говорит: смотрите, ничего не беру с собой.
...
Талмуд.
Живи так, как будто ты сейчас должен проститься с жизнью, как будто время, оставленное тебе, есть неожиданный подарок.
...
Марк Аврелий.
Вся твоя жизнь — это крошечная частица бесконечного времени. Так смотри же сделай из нее все, что возможно.
...
Сайд бен Хамед.
Каждому человеку самому надо решить для себя вопросы о смысле жизни и смерти.
Мудрый человек требует всего только от себя; ничтожный же человек требует всего от других.
...
Китайская мудрость.
Если на вопросы о жизни и смерти человек принимает ответы других, прежде живших, мудрых людей, то все-таки выбор и признание этих ответов зависит от него самого.
Не бойся никого и ничего. То, что в тебе самое дорогое, не может пострадать ни от кого и ни от чего.
Тысячи путей ведут к заблуждению; к истине — только один.
...
Руссо.
Как, кажется, легко говорить правду, а как много нужно внутренней работы, чтобы достигнуть этого.
Степень правдивости человека есть указатель степени его нравственного совершенства.
Выше всего то, когда тебя осуждают за доброе дело и ты не огорчаешься, а радуешься.
...
По Марку Аврелию.
Хорошо приучить себя к тому, чтобы, встречаясь с людьми, ожидать и ждать от них (для испытания себя, для уничтожения своей гордости) не одобрения и похвалы, а, напротив,
унижения, оскорбления и превратного о тебе мнения.
Мудреца спросили: есть ли такое слово, которое можно было бы исполнять для своего блага до конца жизни?
Мудрец сказал: есть слово шу, смысл этого слова такой: чего мы не хотим, чтобы нам делали, не надо делать другим.
...
Китайская мудрость.
Поступай так, чтобы ты мог сказать каждому: поступай так, как я.
...
По Канту.
Быть высоконравственным — значит быть свободным душой. Люди, постоянно гневающиеся на кого-нибудь, беспрестанно боящиеся чего-нибудь и всецело предающиеся страстям, не могут быть свободны душой.
...
Конфуций.
Всего лучше начинать каждый день так: думать при пробуждении о том, нельзя лив этот день доставить радость хоть одному человеку.
...
Ницше.
Доброта — это наша обязанность. Тот, кто часто исполняет ее и видит, как его добрые намерения осуществляются, в конце концов начинает действительно любить того, для кого сделал добро. Слова: «Люби ближнего своего, как самого себя» — не значат то, что ты должен сначала его полюбить и уже затем, как следствие своей любви, делать ему добро. Нет, ты должен делать добро твоему ближнему, и эта твоя деятельность зажжет в тебе любовь к человечеству, которая и будет последствием твоей деятельности, направленной на добро.
...
Кант.
Как дым изгоняет пчел из улья, так обжорство изгоняет духовные дары и совершенства ума.
...
Василий Великий.
Наши желания — то же, что маленькие дети, которые всегда беспокойны и всегда просят у матери то того, то другого и никогда не довольны ничем. Чем более им уступают, тем более они делаются докучливыми.
...
Из «Благочестивых мыслей».
Кто мудр? — У всех чему-нибудь научающийся.
Кто силен? — Себя обуздывающий.
Кто богат? — Довольствующийся своей участью.
...
Талмуд.
Кто из живых людей не знает того блаженного чувства, хоть раз испытанного и чаще всего в самом раннем детстве, при котором хочется любить всех: и близких, и отца, и мать, и братьев, и злых людей, и врагов, и собаку, и лошадь, и травку; хочется одного, чтобы всем было хорошо, чтобы все были счастливы, и еще более хочется того, чтобы самому сделать так, чтобы всем было хорошо, самому отдать себя, всю свою жизнь на то, чтобы всегда всем было хорошо и радостно. Это-
то и есть и это одно есть та любовь, в которой жизнь человека.
Не пересказывайте обидных и оскорбительных слов, не говорите ни другу, ни недругу о недостатках ближнего и не открывайте того, что знаете дурного в его поведении. Слушая осуждение ближнего, старайтесь заглушить его.
...
Из «Благочестивых мыслей».
Человек испортил себе желудок и жалуется на обед. То же
и с людьми, недовольными жизнью.
Мы не имеем никакого права быть недовольными этой жизнью. Если нам кажется, что мы недовольны ею, то это значит только то, что мы имеем основание быть недовольными собою.
Часто люди с гордостью отказываются от невинных увеселений, говоря, что им некогда, потому что у них есть дело. А между тем, не говоря уже о том, что добродушная, веселая игра нужнее и важнее многих дел, то дело, которым хвастаются занятые люди, часто бывает такое, что лучше бы его никогда не делать.
Нет дела более пустого и бесполезного и более вредного для души, как забота об увеличении имущества, и нет дела, которое бы так затягивало, как это, и которому приписывалась бы такая важность.
Существует странное, укоренившееся заблуждение о том, что стряпня, шитье, стирка, няньчанье составляют исключительно женское дело и что делать это мужчине — даже стыдно. А между тем стыдно обратное: стыдно мужчине, часто незанятому, проводить время за пустяками или ничего не делать, в то время как усталая, часто слабая, беременная женщина через силу стряпает, стирает или няньчит больного ребенка.
Не делать зла даже врагам — в этом главная добродетель.
Наверное, погибает тот, кто обдумывает погибель другого.
Не делай зла. Бедность не может служить оправданием зла. Если будешь делать зло, станешь еще беднее.
Люди могут избежать последствий злобы своих врагов, но никогда не избегнут последствий своих грехов. Эта тень их будет следовать по пятам их до тех пор, пока не погубит их.
Пусть не делает зла другому тот, кто не хочет того, чтобы печали преследовали его.
Если человек любит себя, пусть он не делает зла, как бы мало оно ни было.
...
Индийский Курал.
Обдумывающий месть поддерживает свои раны. Они бы зажили, если бы он этого не делал.
...
Бэкон.
Если твое самолюбие страдает при воспоминании о том, что в былое время ты пренебрегал мудростью, не жил, как живут мудрецы, и едва ли заслужишь славу мудреца, то не тужи об этом. Если ты не прослывешь за мудреца, тем лучше. Будь доволен, если можешь теперь, сейчас же, начать жить так, как того требует твоя совесть.
...
Марк Аврелий.
Будьте строги к самим себе и снисходительны к другим, и вы не будете иметь врагов.
...
Китайская мудрость.
Есть два пути, ведущие к добродетели: быть справедливым и не делать зла живым существам.
...
Книга Ману.
Всякая злость происходит от бессилия.
...
Руссо.
Знающий других людей умен; знающий самого себя — просвещен. Побеждающий других силен; побеждающий самого себя — могуществен.
Чтобы избегать грехов и побеждать их, прежде всего надо признать то, что корень каждого греха — в дурных мыслях. Мы все — только последствия того, что мы думаем.
...
Будда.
Добродетель й сила души укрепляются и совершенствуются в несчастии, в страданиях, в болезни. Поэтому вы не должны опасаться испытаний, которые могут пасть на вашу долю, но переносить их с твердостью. Каждое испытание более и более приближает вас к Богу.
...
Из «Благочестивых мыслей».
Как мало нужно усилия для того, чтобы не осуждать ближнего, и как облегчается жизнь того, кто не осуждает других.
А как мало людей делают это усилие.
Чем строже и безжалостнее осудишь себя, тем справедливее и снисходительнее будешь судить других.
...
Конфуций.
Тремя путями мы познаем мудрость: размышлением — самый благородный путь, подражанием — это самый легкий и третий, опытный, — это самый тяжелый.
...
Конфуций.
При всяком постигшем тебя страдании думай не столько о том, как тебе избавиться от страдания, сколько о том, чего, каких усилий для нравственного совершенствования оно требует от тебя.
Помни, что изменить свое мнение и следовать тому, что исправляет твою ошибку,— более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке.