Символика цвета в русском костюме |
Символика цвета в русском костюме. | ||||||||||||
Символика цвета в русском народном костюме носила двоякий характер : социальный (обозначение полово-возрастной, а в более ранние времена - и племенной принадлежности), и мистический (обереги, графические "заговоры"). Однако эти функции настолько тесно переплетались между собой, что проще говорить "такой-то цвет обозначал то-то (социальное значение) потому-то (мистическое обоснование)", чем пытаться их разделять. Очевидно, что символические значения могли получить только те цвета, в которые крестьянин реально мог покрасить ткань в домашних условиях. Более того - не просто в домашних условиях, а еще и в глубокой древности, когда складывался символический язык. Поэтому вначале рассмотрим три древнейших (и основных в символическом языке одежды и вышивок) цвета : белый, красный и черный.
1) Белый (кремовый). Белую одежду носили люди в любой переходный период жизни. Люди верили, что при переходе от одного этапа жизни к другому граница, отделяющая "тот" свет от "этого", истоньшается и начинает просвечивать - и на человека падает отсвет Ирия (Рая). Таким образом, в белом (с минимумом украшений или вовсе без них) ходили дети до 7-8 лет, старики, невесты (правда, всего несколько дней, а иногда даже часов непосредственно перед венчанием) и рекруты. Кроме того, белый цвет считался символом замужней женщины-матери, в противовес красному - девичьему (это связано с тем, что по народным представлениям здоровая замужняя женщина должна была рожать каждый год). Нет, это не означает, что женщины не носили красного - носили, но существенно меньше, чем девушки, и уже больше в качестве отделки, а не основного цвета костюма. Итак : белый цвет - свет Ирия, духовная (в более поздние времена - также и загробная вообще) реальность, зрелое женское начало.
2) Красный. Красный с очевидностью осмысляется как кровь и огонь. По ассоциации с током крови, он обозначает потоки силы (от человека к природе и от природы к человеку). Поэтому в обрядовой одежде возникают полосы-"струи" (как, например, в пожнивных рубахах - сила, стекающая в пашню), а в ежедневном костюме - встречающийся по всей России "контурный оберег": красная ("огненная") оторочка по вороту-рукавам-подолу рубахи (как мужской, так и женской).
Еще следует не забывать, что в языческой религии славян боги Солнца и Огня - это мужчины. Тем самым красный цвет становится связан с мужским, "ярым", плодоносящим началом, и при этом - с сугубо земными (плотскими) аспектами плодородия (КРАСивый - красота человека понималась как готовность к размножению, как выражение плотской мощи, как мужской, так и девичьей). Естественным образом, в одежде девушек "на выданьи" и молодых женатых мужчин преобладал красный цвет. Итак : красный цвет - кровь (сила), огонь (защита), материальная реальность, зрелое мужское начало и готовое к реализации женское.
3) Черный (и другие темные цвета : темно-серый, коричневый). Одежду темных тонов носили в некоторых областях старые люди "второго" периода старости ("дряхлые" или "ветхие" - после 70 лет), а также "старые девы" и "чернички". То есть, в сущности, это цвет отказа от мира вообще и от размножения в частности . Люди детородного возраста и положения старались избегать его в одежде. Однако, после раскола русской церкви, в среде старообрядцев этот цвет стал употребляться для женских сарафанов (и далеко не всегда только для "молельных"). Исключением является одежда Воронежской области, где черный присутствует даже в свадебных костюмах (а черные воронежские вышивки поражают богатством узора и благородством вида). Итак : черный цвет - физическая дряхлость, неспособность к размножению, отказ от мира. Кроме этих основных цветов, русские люди до появления мануфактур (т.е. до второй половины 19го в.) использовали в своей одежде :
4) Желтый.
5) Синий и 6) Зеленый. |
|
|
Алтайские кержаки являлись потомками русских старообрядцев, бежавших еще в конце XVII - начале XVIII вв. от религиозных преследований с севера России : Архангельской губернии, Поморья и Пермского района.Позже (уже на Алтае) к ним присоединялись разного рода беглые (от крепостного права и с каторги).
Фасон мужской рубахи очень древен. В смысле покроя и фасона русские люди были очень консервативны, "надо чтобы все как у прадедов заведено": поскольку рубаха воспринималась как вторая кожа (т.е. часть тела), а тело (физическую жизнь) защищали и охраняли предки, то надо было, чтобы они (с неба) прямо по одежде видели, кто свои, а кто чужие. А вот ткани, из которых одежда шилась, менялись очень сильно, в зависимости от того, что можно было достать в данное время. Чаще всего это был домотканый холст, но к концу 19го века стали использовать и покупные ткани : кумач, сатин, шелк. Показаную рубаху нужно отнести ко второй половине 19го века, т.к. тесьма уже с очевидностью фабричная, а не ручной выделки (только с этого времени стали налаживать ткацкие мануфактуры, до этого все было вручную).
Рубаха синяя, что указывает либо на "первый" возраст старости носителя (50-70 лет, "престарелые"), либо на статус старшего мужчины в семье (т.е. носителю могло быть лет 25-30, но если оноставался последним взрослым мужчиной в роду, то мог носить синее). Ворот, рукава и низ рубахи отделывались кумачом и тесьмой ("контурный оберег"). Кроме того, все швы закрывались либо тесьмой, либо кумачом. Ластовицы (подмышечные детальки) тоже делались красные.
Верх рубахи делался на подкладке. Для подкладки использовалось что угодно : от домотканой пестрядины до обрезков покупной набивной ткани (в более позднее время).
Рубаха практически не украшена, т.к. это уже не жениховско-молодежная вещь, призваная привлечь внимание, а одежда солидного достойного мужчины (либо по возрасту, либо по статусу).
http://traditionalrussiancostume.com/costumeinfo/x...%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B9
Серия сообщений "Русский народный костюм":
Часть 1 - Символика цвета в русском костюме
Часть 2 - Сокровища Государственного ордена Ленина Исторического музея
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |