Цитата сообщения ДежаВю57
13 апреля Всемирный день рок-н-ролла (World Rock-n-roll Day)
Всемирный день рок-н-ролла (World Rock-n-roll Day) — праздник единомышленников, для которых рок-н-ролл стал не только музыкой, а стилем и образом жизни.
Праздник отмечается ежегодно
13 апреля, хотя историческое событие, послужившее основой для праздника, произошло днем раньше:
12 апреля 1954 года
Билл Хейли (Bill Haley) записал сингл «Rock Around The Clock», ставший знаковым в новом музыкальном направлении, которое быстро преодолело границы США и распространилось по странам и континентам, бросив вызов обществу и традициям.
В середине 20 века, вскоре после Второй мировой войны, люди стремились к покою и размеренной жизни. Потрясений никто не хотел. Отражением общественных настроений была музыка того периода — спокойная и сентиментальная, со сладкоголосым вокалом. На официальном музыкальном Олимпе США продвигалась идея оградить культуру белых от дикой культуры черных и создать добропорядочный образ респектабельного американца.
http://youtu.be/hgf24GAn6KU
Наряду с официальной музыкой, в Америке жила и совсем другая — громкая, ритмичная, полная жизни — ритм-энд-блюз. Однажды вечером диск-жокей радиостанции Кливленда Алан Фрид взял на себя смелость «прокрутить» в эфире записи в стиле ритм-энд-блюза. А чтобы не шокировать «белую» публику, придумал ему другое название — «рок-н-ролл». Благодаря Алану Фриду, замаскированный ритм-энд-блюз зазвучал в полную силу, став доступным всем, независимо от цвета кожи.
а календарной датой скрывается целая эпоха, созданная многослойными культурными пластами, а главное людьми, для которых рок-н-ролл стал образом жизни. Зажигательный драйв, танцующие пары, выдающие иной раз буквально акробатические номера. Рок-н-ролл стал не просто новым течением музыки. Это был новый стиль жизни. Вызов обществу и традициям.
Следы на пути бесшабашного, взрывного шествия это музыки запутаны. Большинство цепочек, так или иначе, приводят к "черным кварталам" Америки. В 50-е, когда общество только перевело дух после Второй Мировой войны, потрясений не хотел никто. Жизнь хотелось видеть тихой, размеренной. И в музыке господствовали мягкие, неспешные линии. Негритянский джаз, адаптированный к утонченному слуху богатых кварталов, мягкий южный блюз. Затишье перед бурей…
Рок-н-ролл был сумасшедшим гибридом кантри и блюза. Он появился на студии Сэма Филлипса "Sun Records" в Мемфисе, штат Теннеси, где Филлипс записывал небольшие группы. 5 июля 1954 года был теплый летний вечер в Мемфисе, Теннесси. Элвис Пресли, Скотти Мур и Билл Блэк делали запись на Sun Records. Как рассказывал Скотти Мур, "мы сделали перерыв, пили кофе, и вдруг Элвис начал что-то петь , прыгать и вообще валять дурака, Билл тоже схватил контрабас и начал дурачиться, и, знаете, я тоже к ним присоединился. Дверь в комнату, где сидел Сэм, была открыта, он то ли редактировал записи, то еще что-то, он высунул голову и сказал "Что это вы делаете?" , и мы ответили "Не знаем". "Вернитесь-ка", сказал он, "попробуйте найти, с чего начали, и сыграйте еще раз". Видимо примерно так началась одна из новых страниц XX века.
Первой звездой рок-н-ролла среди белых исполнителей стал певец гитарист Билл Хейли. Его коктейль из ритм-энд-блюза, кантри и уличного сленга имел ошеломительный успех.
Среди основателей направления был и легендарный
Элвис Пресли, ставший кумиром подростков и молодежи. Его стиль одежды, манеры и движения становились примером для подражания.
В начале 1960-х появился новый стиль в рок-н-ролле — поп-рок.
Ливерпульская четверка своими композициям запустила в мир эпидемию «битломании».
В 1964 году появились «Rolling stones», отличавшиеся быстрым, мощным и техничным звуком. В 1970-е годы родился психоделический рок, яркими представителями которого явились группы «Pink Floyd», «Deep Purple», «Led Zeppelin», «Black Sabbath». Это десятилетие считают золотой эпохой в развитии рок-культуры.
Конец семидесятых ознаменовался появлением панк-рока («дрянной рок»). Упрощенная музыкальная схема вывела на первый план вокал и тексты. В них часто встречалась критика правительства, политики, богатых слоев общества. На волне панка взлетели группы «Sex Pistols», «The Clash», «Stooges», Игги Поп. В 1980-х годах появился женский рок, а в практичные 1990-е самым ярким рок-н-рольщиком был
Курт Кобейн и его группа «Nirvana».
Западу свойственна предприимчивость. Новая музыка зазвучала по радио и телевидению, под нее танцевали на вечеринках. Танцевать под нее было легко, что привлекало молодое поколение. Она позволяла выплеснуть энергию и продемонстрировать силу. Медленные баллады также были популярны, так как у многих подростков не хватало физической выносливости или координации движений, чтобы танцевать под быструю музыку. Рок-н-ролльная лихорадка со скоростью пожара охватила Америку и Англию. А что происходило по другую строну океана?
Железный занавес, незримо отгораживающий СССР от стран "чуждой идеологии", естественно замедлил проникновение рок-культуры в Советский Союз. О том, как осуществлялся контроль в авторитарном государстве написано уже не мало. Секретари обком и райкомов видели в рок-музыке заразу, бояться которой следовало как чумы. Но бешеные ритмы и крик электрогитар полностью остановить было невозможно. Различными путями записи проникали в бывший оплот социализма. Их привозили и перепродавали моряки из загранрейсов, радиолюбителям удавалось прорваться сквозь глушилки и через треск помех разобрать звуки запретной музыки.
Бас-гитарист скороспелой и недолговечной команды 70-х "Болото№3" вспоминал один забавный прием, позволявший иногда обойти запрет цензуры на исполнение рок музыки на молодежных концерта. "Песни объявлялись как "пародия на музыку загнивающего Запада". Народ слушал с большим удовольствием, а мы могли играть то, что нам нравилось".
Русский рок сильно отличался от западного. В первую очередь текстами песен. В песнях американских и английских исполнителей на главном месте стоит музыка, а текст служил лишь дополнением и зачастую делался наспех в последний момент. Отечественный рок, напротив, традиционно уделяет важную роль смысловой нагрузке. Социально острые песни придавали авторам статус чуть ли не пророков. Гонения властей и комитетчиков - ореол мученичества.
Русский рок зародился в СССР во второй половине 20 века под влиянием западной музыки. Среди самых ранних групп были созданные
Александром Градским «Сокол», «Скифы», «Cкоморохи» и «Славяне». Волна битломании, докатившаяся до СССР, привела к созданию практически в каждой школе своей рок-группы. Некоторые из этих коллективов потом стали главными лицами сцены 1970-х, в их числе знаменитая «Машина времени». Но распространение рок-н-ролла сдерживалось советской политикой культурной цензуры.
Несмотря на это, к началу 1980-х годов в СССР сформировалось полноценное рок-движение. «Оттепель» родила группы в стиле «нью-вэйв» — «Кино», «Алиса», «АукцЫон», «Оберманекен», «Странные игры» и другие.
В 1985 году была открыта Московская рок-лаборатория, позволившая столичным группам легализовать свою деятельность. Популярность приходит к группам «Наутилус Помпилиус», «Зоопарк» и «Бригада С».
Конец 1980-х ознаменовался окончательным выходом русского рока из подполья.
Советский Союз становился более открытым, потом и вовсе перестал существовать. Но эпоха вседозволенности, в том числе и в культурном плане, сыграла отрицательную роль. Лидер новосибирской группы "Перепутье" Дмитрий Лагутин в разговоре на эту тему сказал: "Открылись двери и можно было выйти из подполья. Многие растерялись. Чем теперь привлечь к себе внимание? В чем-то мэтр БГ был прав. Рок-н-ролл мертв. Но мертв, скорей как образ жизни. Протестовать стало скучно - ведь все можно". Тут не выдержал я, - "Дим, так что рока теперь нет?". "Ну, зачем уж так грустно? Просто теперь недостаточно надеть рваные джинсы и спеть антиправительственную песню. Надо выходить на качественно новый уровень. Работать и головой думать и тогда, как говорят в народе, "будет рок на нашей вечеринке". Рок-н-ролл это классика. Классика же, сами знаете, вечна.
Сегодня рок-музыка имеет множество направлений: от лёгкого танцевального рок-н-ролла до брутального агрессивного грайндкора. Тексты песен варьируют от непринуждённого и шутливого до мрачного, глубокого и философского. Часто рок-музыка противопоставляется поп-музыке, хотя явной границы между понятиями «рок» и «поп» не существует. Многие музыкальные явления балансируют на грани между ними.
Источники - http://www.calend.ru/, http://redday.ru/